МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Токсикология и безопасность фармацевтического производства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки33.04.01. Промышленная фармация
ПрофильБиофармакология и производство фармпрепаратов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план33_04_01_Промышленная фармация_БиПФ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.х.н., Доцент, Микушина Ирина Владимировна

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Токсикология и безопасность фармацевтического производства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 33.04.01 Промышленная фармация (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 705)

составлена на основании учебного плана:
33.04.01 Промышленная фармация
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 14.06.2022 г. № 12
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Наталья Григорьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 14.06.2022 г. № 12
Заведующий кафедрой Базарнова Наталья Григорьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать у обучающихся знания в области основ токсикологии,безопасности фармацевтических производств и фармацевтической экологии, необходимые для решения вопросов минимизации влияния токсикантов при разработке лекарственных средств и организации работы фармацевтических учреждений и химико-фармацевтических предприятий

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен разрабатывать лекарственные средства и проводить их доклинические исследования
ПК-1.1 Знает: - основы фармакологии и биофармации, клинической фармакологии, фармацевтической токсикологии, фармакопейные методы анализа, используемые для испытаний лекарственных средств. -технологии получения фармацевтических субстанций, вспомогательных веществ и лекарственных форм, операций по упаковке и маркировке в отношении разрабатываемых лекарственных средств; - этапы и требования к объему фармацевтической разработки по отдельным группам лекарственных средств и лекарственных форм; - принципы надлежащей лабораторной практики в части, имеющей отношение к выполняемому исследованию; - требования к порядку проведения, объему и видам, методам планирования доклинических исследований лекарственных средств; - методы математической статистики, применяемые при оценке полученных результатов испытаний и экспериментальной работы, а так же для обработки результатов доклинических исследований
ПК-1.2 Умеет разрабатывать нормативную документацию на лекарственные средства в части химических и фармацевтических разделов регистрационного досье
ПК-1.3 Умеет осуществлять поиск и анализ регуляторной, научной и научно- технической информации для решения профессиональных задач по фармацевтической разработке и в области доклинических исследований лекарственных средств и их безопасности
ПК-1.4 Владеет навыком разработки проектов нормативной и технологической документации на лекарственные средства
ПК-3Способен разрабатывать технологическую документацию, технологические процессы и вести технологический процесс при промышленном производстве лекарственных средств
ПК-3.1 Знает: - характеристики и правила эксплуатации основного технологического оборудования и вспомогательных систем, использующихся в выполняемом технологическом процессе; - требования к качеству исходных материалов, используемых в технологическом процессе, требования к качеству получаемых промежуточных и готовых продуктов; - основную производственную документацию на выполняемые операции и процессы; - нормы и правила эксплуатации производственных помещений, технологического и измерительного оборудования, средств измерений при производстве лекарственных средств; - принципы масштабирования и переноса технологических процессов; - принципы фармацевтической микробиологии, асептики и токсикологии
ПК-3.2 Умеет осуществлять поиск и анализ регуляторной, научной и научно- технической информации для разработки технологической документации и оптимизации технологического процесса
ПК-3.3 Умеет выбирать технологическое оборудование и производственные линии с учетом производственной мощности, загрузки оборудования и установленных требований
ПК-3.4 Владеет навыком разработки стандартных операционных процедур для подготовительных операций, подготовки производственного оборудования к технологической операции, выполнения технологических операций при производстве лекарственных средств, контроля процесса производства лекарственных средств
ПК-3.5 Владеет навыком подбора состава разрабатываемых лекарственных форм для оптимизации технологического процесса
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.исторические аспекты создания и развития основных научных школ промышленной токсикологии;
перечень действующих нормативно-правовых документов и виды гигиенических регламентов в области промышленной токсикологии;
основные параметры количественной оценки токсичности и опасности токсикантов;
принципы и алгоритм гигиенического регламентирования химических веществ;
виды избирательной активности токсикантов и особенности проявления и выявления отсроченности их действия;
варианты комплексного и комбинированного действия промышленных ядов;
пути поступления промышленных ядов в организм работающих и их особенности;
стадии хронической интоксикации промышленными ядами;
основные способы прогноза опасности токсикантов и ускоренного обоснования гигиенических нормативов;
основные типы затравочных устройств и принципы их работы
3.2.Уметь:
3.2.1.на основе полученных знаний грамотно пользоваться нормативными документами и методическими рекомендациями в области промышленной токсикологии;
организовывать и проводить экспериментальные исследования на лабораторных животных с целью получения необходимых параметров токсикометрии для обоснования предельно допустимой концентрации (ПДК) нового химического вещества в воздухе рабочей зоны;
оценивать опасность развития острого и хронического отравления с учетом отсроченных эффектов и отдаленных последствий
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками по оценке реальной ситуации в производственных условиях и разработке конкретных рекомендаций по их оптимизации и охране здоровья работающих;
методологией обоснования ПДК новых веществ в воздухе рабочей зоны

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Общие вопросы промышленной токсикологии Лекции 2 4 ПК-3.1, ПК-1.1 Л2.1, Л1.1
1.2. Количественная оценка вредного действия ядов (токсикометрия). Классификации ядов. Избирательное действие токсикантов. Суммарная химическая нагрузка Практические 2 6 ПК-3.1, ПК-1.1 Л2.1, Л1.1
1.3. Количественная оценка вредного действия ядов (токсикометрия). Классификации ядов. Избирательное действие токсикантов. Суммарная химическая нагрузка Сам. работа 2 24 ПК-3.1, ПК-1.1 Л2.1, Л1.1
Раздел 2.
2.1. Гигиеническое регламентирование содержания токсикантов в воздухе рабочей зоны Лекции 2 4 ПК-3.1, ПК-1.1 Л2.1, Л1.1
2.2. Гигиенические нормативы. Этапы гигиенического регламентирования токсикантов в воздухе рабочей зоны. Особенности экспериментального обоснования ПДК в воздухе рабочей зоны и их прикладные аспекты Практические 2 6 ПК-3.1, ПК-1.1 Л2.1, Л1.1
2.3. Метаболизм и определение токсикантов Сам. работа 2 24 ПК-3.1, ПК-1.1 Л2.1, Л1.1
Раздел 3.
3.1. Развитие токсикологических исследований Лекции 2 4 ПК-3.1, ПК-1.1 Л2.1, Л1.1
3.2. Фундаментальные и прикладные аспекты прогноза опасности токсикантов Практические 2 6 ПК-3.1, ПК-1.1 Л2.1, Л1.1
3.3. Национальная программа реализации принципов надлежащей лабораторной практики. Практические 2 6 ПК-3.1, ПК-1.1 Л2.1, Л1.1
3.4. Биологическая опасность и биотерроризм Сам. работа 2 24 ПК-3.1, ПК-1.1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1 Способен разрабатывать лекарственные средства и проводить их доклинические исследования; ПК-3 Способен разрабатывать технологическую документацию, технологические процессы и вести технологический процесс при промышленном производстве лекарственных средств

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1.Токсикология – наука, изучающая
а) закономерности развития и течения патологического процесса (отравления), вызванного воздействием на организм человека или животного ядовитых веществ
б) законы взаимодействия живого организма и яда
в) действие различных ядов на организм человека и животных
г) яд и его свойства, условия отравления, реакцию организма на яд и превращение самого яда в организме, профилактическое и лечебное действие лекарств, а также защиту организма
д) все перечисленное+++
2.К основным токсикологическим дисциплинам относятся:
1) токсикология человека (антропотоксикология)
2) токсикология животных (зоотоксикология)
3) токсикология растений (фитотоксикология)
4) сравнительная токсикология
5) возрастная токсикология
6) экологическая токсикология
а) правильно все перечисленное
б) правильные ответы 1, 2, 3 +++
в) правильные ответы 4, 5, 6
г) правильные ответы 1, 4, 6
д) правильные ответы 2, 4, 6
3.Основными разделами токсикологии являются все перечисленные, кроме
а) экспериментально-теоретической токсикологии
б) санитарно-гигиенической (профилактической) токсикологии
в) клинической токсикологии
г) наркологической токсикологии +++
д) экологической токсикологии
4.Предметом изучения медицинской токсикологии являются (выберите наиболее полный ответ):
а) эндогенные интоксикации (аутоинтоксикации)
б) заболевания химической этиологии (отравления) +++
в) отравления лекарственными средствами
г) бытовые и суицидальные отравления
д) профессиональные отравления
5.Предметом изучения токсикологии является:
а) токсичное химическое вещество
б) взаимодействие организма с чужеродным химическим веществом +++
в) синдром эндогенной интоксикации
г) токсичность органических соединений
д) токсичность неорганических соединений
6.Под отравлением принято понимать:
а) процесс резорбции, проникновения яда в организм
б) процесс взаимодействия яда и организма +++
в) эндогенную интоксикацию метаболитами
г) процесс распределения и метаболизм яда в организме
7.Одной из основных задач токсикологии является:
а) изучение условий экзогенной интоксикации
б) определение степени токсичности чужеродных химических веществ (токсикометрия) +++
в) изучение видовой специфичности ядов
г) определение минимально действующей (пороговой) дозы яда.
8.Среди острых отравлений наиболее часто отмечаются:
а) производственные
б) профессиональные +++
в) бытовые (случайные, суицидальные)
г) преднамеренные (случаи насильственной смерти)
9. Лекарственные средства огнеопасные и взрывоопасные следует хранить:
1)по принципу однородности
2)в соответствии с физико-химическими свойствами
3)в отдельном помещении+++
4)и несгораемых шкафах+++
5)в отдельных зданиях
10. Замена вредных веществ безвредными, организация улавливания и очистки технологических выбросов, использование экранов, демпферов относятся к методу обеспечения безопасности…
а) нормализации ноксосферы+++
б) разделения гомосферы и ноксосферы
в) нормализации ноксосферы и адаптации человека
г) повышения защищенности человека
д) адаптации человека к среде
11. Дополнительные средства технической защиты
а) средства освещения рабочего места+++
б) установка экранов
в) замена технических операций
г) установка ограждений
д) предупреждающие надписи+++
12. Принципы, представляющие собой основные идеи для поиска безопасных решений и накапливания информационной базы называются принципами …
а) организационными
б) безопасными
в) техническими
г) управленческими
д) ориентирующими+++
13. Технический принцип, заключающийся в обеспечении невозможности утечки жидкой или газовой среды из одной зоны в другую — принцип …
а) герметизации+++
б) блокировки
в) слабого звена
г) замены оператора
д) флегматизации
14. Группы вредных и опасных факторов производственной среды
а) физические, химические, биологические, психологические+++
б) технические, химические, психофизиологические, функциональная
в) физические, природные, технические, электромагнитные
г) физические, биологические, технические, электромагнитные
д) электротехнические, специфические, психофизиологические
15. Токсическое действие окиси углерода осуществляется путем
а) прямого наркотического действия на кору головного мозга
б) прямого нефротоксического действия
в) соединения окиси углерода с гемоглобином, миоглобином, цитохромами +++
г) прямого гепатотоксического действия

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Предмет и задачи токсикологии.
2. Основные понятия токсикометрии
3. Характеристика токсического процесса.
4. Формы проявления токсического процесса.
5. Избирательная токсичность.
6. Характеристика токсичности химических веществ. Классификация
токсичных веществ.
7. Свойства токсикантов, определящие их токсичность.
8. Физико-химические свойства токсических веществ как факторы
токсичности.
9. Механизм токсического действия веществ.
10.Действие токсикантов на компоненты межклеточной жидкости.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 3.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Максимов, Г. Г. Промышленная токсикология : учебное пособие для вузов / Г. Г. Максимов.: учебное пособие для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2022., 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Еремин С.А., Калетин Г.И., Калетина Н.И. и др. / Под ред. Р.У. Хабриева, Н.И. Калетиной Токсикологическая химия. Аналитическая токсикология: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2010 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Министерство здравоохранения Российской Федерации : [официальный сайт]. – Москва. – URL: https://www.rosminzdrav.ru
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации : [официальный сайт]. – Москва. – URL: http://minpromtorg.gov.ru
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения Российской Федерации : [официальный сайт]. – Москва. – URL: http://www.roszdravnadzor.ru
КонсультантПлюс : [справочно-правовая система] / ЗАО "КонсультантПлюс". - [Москва]. - URL : http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим
занятиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого практического занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.

Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к промежуточной аттестации