МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Доклинические исследования: основные принципы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки33.04.01. Промышленная фармация
ПрофильБиофармакология и производство фармпрепаратов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план33_04_01_Промышленная фармация_БиПФ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 6,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.х.н., Доцент, Микушина Ирина Владимировна

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Доклинические исследования: основные принципы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 33.04.01 Промышленная фармация (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 705)

составлена на основании учебного плана:
33.04.01 Промышленная фармация
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Наталья Григорьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой Базарнова Наталья Григорьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование профессиональных компетенций области доклинических исследований лекарственных средств.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен разрабатывать лекарственные средства и проводить их доклинические исследования
ПК-1.1 Знает: - основы фармакологии и биофармации, клинической фармакологии, фармацевтической токсикологии, фармакопейные методы анализа, используемые для испытаний лекарственных средств. -технологии получения фармацевтических субстанций, вспомогательных веществ и лекарственных форм, операций по упаковке и маркировке в отношении разрабатываемых лекарственных средств; - этапы и требования к объему фармацевтической разработки по отдельным группам лекарственных средств и лекарственных форм; - принципы надлежащей лабораторной практики в части, имеющей отношение к выполняемому исследованию; - требования к порядку проведения, объему и видам, методам планирования доклинических исследований лекарственных средств; - методы математической статистики, применяемые при оценке полученных результатов испытаний и экспериментальной работы, а так же для обработки результатов доклинических исследований
ПК-1.2 Умеет разрабатывать нормативную документацию на лекарственные средства в части химических и фармацевтических разделов регистрационного досье
ПК-1.3 Умеет осуществлять поиск и анализ регуляторной, научной и научно- технической информации для решения профессиональных задач по фармацевтической разработке и в области доклинических исследований лекарственных средств и их безопасности
ПК-1.4 Владеет навыком разработки проектов нормативной и технологической документации на лекарственные средства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы доклинических исследований лекарственных средств
принципы поиска новых фармацевтически активных соединений
порядок изучения безопасности и фармакокинетики лекарственных средств
требования российской и зарубежной регуляторики к доклиническим исследованиям лекарственных препаратов
3.2.Уметь:
3.2.1.характеризовать основные этапы диклинических исследований лекарственных средств
проводить статистическую обработку экспериментальных данных
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками планирования доклинических исследований

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Принципы проведения экспериментальных доклинических исследований лекарственных средств
1.1. Доклинические исследования как часть системы обеспечения качества лекарственных средств Лекции 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л2.1, Л1.1
1.2. Нормативная правовая база, регламентирующая проведение доклинических исследований Лекции 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л2.1, Л1.1
1.3. Принципы планирования и проведения экспериментальных доклинических исследований Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л2.1, Л1.1
1.4. Этапы создания нового лекарственого средства Практические 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л2.1, Л1.1
1.5. Организация и проведение доклинических исследований Практические 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л2.1, Л1.1
1.6. Принципы проведения экспериментальных доклинических исследований лекарственных средств Сам. работа 4 20 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Доклинические исследования при разработке лекарственных средств
2.1. Принципы поиска новых лекарственных средств Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л2.1, Л1.1
2.2. Методы разработки лекарственныз средств Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л2.1, Л1.1
2.3. Модели и основные требования к экспериментальным методикам (моделям) для доклинических исследований Практические 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л2.1, Л1.1
2.4. Принципы исследования фармакологической активности на экспериментальных животных Практические 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л2.1, Л1.1
2.5. Доклинические исследования при фармацевтической разработке Сам. работа 4 20 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Изучение безопасности лекарственных средств в рамках доклинических исследований
3.1. Фармакологические исследования безопасности лекарственных препаратов Лекции 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л2.1, Л1.1
3.2. Доклиническая оценка безопасности лекарственных препаратов, полученных биотехнологическим путем Лекции 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л2.1, Л1.1
3.3. Изучение фармакокинетики лекарстввенных средств в рамках доклинических исследований Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л2.1, Л1.1
3.4. Изучение общетоксического действия лекарственных средств Практические 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л2.1, Л1.1
3.5. Испытания генотоксичности и канцерогенности лекарственных средств Практические 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л2.1, Л1.1
3.6. Применение статистических методов при доклинических исследованиях лекарственных средств Практические 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л2.1, Л1.1
3.7. Изучение безопасности лекарственных средств в рамках доклинических исследований Сам. работа 4 36 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1 Способен разрабатывать лекарственные средства и проводить их доклинические исследования

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1.Доклиническое исследование – это …
a) Изучение, оценка фармакологического средства по решению уполномоченного на
то органа эффективности, безвредности, дозировки и преимущества данного
средства.
b) Изучение фармакологических, токсических и фармацевтических свойств веществ и/или их комбинаций, разработка и исследование готовых лекарственных форм в целях получения доказательства их качества и эффективности, а также данных о нежелательных реакциях организма человека и животного.
c) Изучение диагностических, лечебных, профилактических, фармакологических свойств лекарственного препарата в процессе его применения у человека, животного, в том числе процессов всасывания, распределения, изменения и выведения, путем применения научных методов оценок в целях получения доказательств безопасности, качества и эффективности лекарственного препарата, данных о нежелательных реакциях организма человека, животного на применение лекарственного препарата и об эффекте его взаимодействия с другими лекарственными препаратами и пищевыми продуктами.
d) Биологические, микробиологические, иммунологические, токсикологические, фармакологические, физические, химические и другие исследования лекарственного средства путем применения научных методов оценок в целях получения доказательств безопасности, качества и эффективности лекарственного средства.
Правильный ответ d
2.Целью доклинических исследований лекарственных средств является:
a) Изучение эффективности, биодоступности и биоусвояемости лекарственных средств.
b) Получение научными методами оценок и доказательств эффективности и безопасности лекарственных средств.
c) Установить переносимость препарата и наличие у него терапевтического действия.
d) Получение научными методами доказательств качества лекарственных средств.
Правильный ответ b
3. Действие вещества, способное вызывать изменения генетического аппарата клетки и приводящее к изменению наследственных свойств, называется:
a) Канцерогенность
b) Биотрансформация
c) Эмбриотоксичность
d) Мутагенность
Правильный ответ d
4. Безопасность лекарственного средства – это…
a) Соответствие лекарственного средства требованиям фармакопейной статьи либо в случае ее отсутствия нормативной документации или нормативного документа.
b) Характеристика влияния лекарственного препарата на течение, продолжительность заболевания или его предотвращение, реабилитацию, на сохранение, предотвращение или прерывание беременности.
c) Характеристика лекарственного средства, основанная на сравнительном анализе его эффективности и риска причинения вреда здоровью, а также степени положительного влияния этого препарата с имеющимся аналогом
d) Характеристика степени положительного влияния лекарственного препарата на течение, продолжительность заболевания или его предотвращение, реабилитацию, на сохранение, предотвращение или прерывание беременности.
Правильный ответ с
5. Контроль качества доклинических исследований осуществляет:
a) Комиссия по Биоэтике
b). «Научный центр экспертизы средств медицинского применения» Минздрава России
c) Организация, обладающая правами на результаты доклинических и клинических исследований лекарственного средства
d) Организация-разработчик лекарственного средства, которая проводит доклинические исследования.
Правильный ответ d
6. Цель предварительной оценки иммунотоксичности при однократном введении фармакологического средства:
a) Определение дозы фармакологического средства, которая является токсичной для экспериментальных животных.
b) Оценка степени и длительности возможного повреждения иммунной системы при введении препарата по схеме, максимально приближенной к клиническому применению.
c) Определение возможного иммунотропного потенциала фармакологического средства при введении животным в широком диапазоне доз.
d) Оценка степени возможного повреждения иммунной системы при введении препарата по схеме, максимально приближенной к клиническому применению
Правильный ответ с
7. Тестирование на канцерогенность не обязательно для лекарственных средств, предлагаемых:
a) Для лечения заболеваний, представляющих непосредственную угрозу для жизни.
b) Для лечения злокачественных новообразований.
c) Применяемые однократно или неповторяющимися краткосрочными курсами.
d) Воспроизводимых зарубежных лекарственных средств, если в литературе имеются достаточно обоснованные сведения экспериментального и ретроспективного характера, подтверждающие отсутствие канцерогенных свойств соответствующего аналога.
Правильный ответ a,d
8. Вредное действие препарата, проявляющееся после его однократного применения или повторного введения через короткие (не более 6 часов) интервалы в течение суток:
a) острая токсичность
b) общая токсичность
c) хроническая токсичность
Правильный ответ а
9. Какой объем доклинических исследований требуется для регистрации воспроизведенного лекарственного препарата при полной идентичности его состава оригинальному лекарственному препарату?
А. Общетоксические свойства.
Б. Специфические виды токсичности.
В. Общетоксические свойства и специфические виды токсичности
Г. Доклинические исследования не требуются
Правильный ответ Г
10. Документы, регламентирующие доклинические исследования лекарственных средств в РФ, все кроме?
А. Федеральный закон Российской Федерации об обращении лекарственных средств от 12 апреля 2010 года.
Б. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.
В. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 01 апреля 2016 года №200н «Об утверждении правил надлежащей клинической практики».
Г. Гражданский кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2006 года №230-ФЗ.
Правильный ответ Г.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Действие вещества, способное вызывать изменения генетического аппарата клетки и приводящее к изменению наследственных свойств, называется_____
Мутагенность
2. Характеристика лекарственных средств, основанная на сравнительном анализе их эффективности и оценки риска причинения вреда здоровью______________
Безопасность лекарственного средства
3. На какие два этапа подразделяется исследование общетоксического действия?
Изучение "острой" токсичности фармакологического средства при однократном или дробном введении через короткие (не более 3—6 ч) интервалы в течение суток.
Изучение "хронической" токсичности при повторном длительном введении (продолжительность введения определяется предполагаемым курсом клинического применения).
4. Целью доклинических исследований лекарственных средств является_____
Получение научными методами оценок и доказательств эффективности и безопасности лекарственных средств
5. Программа доклинического изучения безопасности лекарственных препаратов должна включать
Предусматривается проведение :
а) фармакологических исследований;
б) исследований общетоксических свойств;
в) токсикокинетических и доклинических фармакокинетических исследований;
г) исследований репродуктивной токсичности;
д) исследований генотоксичности;
е) оценки канцерогенного потенциала в отношении лекарственных препаратов, вызывающих особые опасения или предназначенных для длительного применения.
6. Целью основных исследований на фармакологическую безопасность является ________
Оценка воздействия на функционирование дыхательной, центральной нервной и сердечно-сосудистой систем.
7. Целью первичных фармакодинамических исследований является ______
Исследования в реальных и/или лабораторных условиях, оценка воздействия и (или) эффективности вещества-кандидата на мишень.
8. Токсичность — это________.
Степень возможного повреждающего действия химического или биологического вещества на живой организм. Это свойство может касаться вреда, наносимого отдельным органам, тканям, клеткам или всему организму
9. Руководство по доклиническим исследованиям безопасности направлено на _____
Обеспечение безопасной, этичной разработки и внедрения новых лекарственных препаратов; своевременного проведения клинических исследований; сокращения использования в исследованиях лабораторных животных в соответствии с принципами 3R (замена, улучшение, сокращение) (replacement, refinement, reduction); сокращения использования других ресурсов при разработке лекарственных препаратов.
10. К целям доклинической оценки безопасности относится______
Установление характеристик токсического действия в отношении органов-мишеней; зависимости токсического действия от дозы; зависимости токсического действия от экспозиции; потенциальной обратимости токсического действия (в соответствующих случаях).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бузлама, А. В. Доклинические исследования лекарственных веществ : учеб. пособие / А. В. Бузлама [и др. ] ; под ред. А. А. Свистунова. : Учебное пособие Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2017. https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970439357.html
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И. И. Краснюк, Н. Б. Демина, М. Н. Анурова, Н. Л. Соловьева. Биофармация, или основы фармацевтической разработки, производства и обоснования дизайна лекарственных форм : учебное пособие : учебное пособие Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. , 2020 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Министерство здравоохранения Российской Федерации : [официальный сайт]. – Москва. – URL: https://www.rosminzdrav.ru
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации : [официальный сайт]. – Москва. – URL: http://minpromtorg.gov.ru
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения Российской Федерации : [официальный сайт]. – Москва. – URL: http://www.roszdravnadzor.ru
КонсультантПлюс : [справочно-правовая система] / ЗАО "КонсультантПлюс". - [Москва]. - URL : http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим
занятиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого практического занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.

Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к промежуточной аттестации