МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Биологическая химия и микробиология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки33.04.01. Промышленная фармация
ПрофильБиофармакология и производство фармпрепаратов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план33_04_01_Промышленная фармация_БиПФ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 53
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 53 53 53 53
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Биологическая химия и микробиология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 33.04.01 Промышленная фармация (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 705)

составлена на основании учебного плана:
33.04.01 Промышленная фармация
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Наталья Григорьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой Базарнова Наталья Григорьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.приобретение знаний о структуре и свойствах химических соединений, входящих в состав живых организмов, об основных закономерностях биохимических процессов и механизмах регуляции обмена веществ.
ознакомление студентов с современными научными знаниями о природе микроорганизмов их биологических свойств.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен разрабатывать лекарственные средства и проводить их доклинические исследования
ПК-1.1 Знает: - основы фармакологии и биофармации, клинической фармакологии, фармацевтической токсикологии, фармакопейные методы анализа, используемые для испытаний лекарственных средств. -технологии получения фармацевтических субстанций, вспомогательных веществ и лекарственных форм, операций по упаковке и маркировке в отношении разрабатываемых лекарственных средств; - этапы и требования к объему фармацевтической разработки по отдельным группам лекарственных средств и лекарственных форм; - принципы надлежащей лабораторной практики в части, имеющей отношение к выполняемому исследованию; - требования к порядку проведения, объему и видам, методам планирования доклинических исследований лекарственных средств; - методы математической статистики, применяемые при оценке полученных результатов испытаний и экспериментальной работы, а так же для обработки результатов доклинических исследований
ПК-1.2 Умеет разрабатывать нормативную документацию на лекарственные средства в части химических и фармацевтических разделов регистрационного досье
ПК-1.3 Умеет осуществлять поиск и анализ регуляторной, научной и научно- технической информации для решения профессиональных задач по фармацевтической разработке и в области доклинических исследований лекарственных средств и их безопасности
ПК-1.4 Владеет навыком разработки проектов нормативной и технологической документации на лекарственные средства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- физико-химические основы структурпой организации клеток, функции ее основных компонентов
- биохимические основы регуляции обмена веществ
- особенности морфологии метаболизма микроорганизмов
- основные положения целей и задач генетической инженерии, механизмы биоконверсии сырья
3.2.Уметь:
3.2.1.- демонстрировать и применять полученные знания по профильному направлению
- демонстрировать способность к самоорганизации и участию в коллективном научном исследовании
- профессионально излагать полученные знания профильного направления
- владеть культурой и логикой научного общения
- модифицировать и адаптировагь полученные в вузе знания к выбранной профессиональной научной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками применения научных знаний о биохимических процессах и основах микробиологии при разработке лекарственных средств

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Биологическая химия
1.1. Белки. Ферменты. Нуклеиновые кислоты. Лекции 2 2 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.3
1.2. Молекулярные основы биохимии иммунитета Лекции 2 2 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.3
1.3. Биомембраны. Траспорт веществ через мембраны Практические 2 2 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.3
1.4. Хранение и передача генетической информации Лекции 2 2 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.3
1.5. Обмен углеводов. Обмен аминокислот. Обмен белков. Обмен липидов Практические 2 4 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.3
1.6. Витамины. Практические 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.3
1.7. Гормоны Практические 2 1 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.3
1.8. Интеграция обмена веществ в организме Сам. работа 2 26 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Микробиология
2.1. Систематика микроорганизмов. Основные морфологические группы прокариот Лекции 2 2 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Вирусы и бактериофаги Лекции 2 2 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Метаболизм микроорганизмов. Рост и размножение микроорганизмов. Влияние физических и химических факторов на микроорганизмы. Лекции 2 2 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Строение прокариотических и эукаритических клеток микроорганизмов Практические 2 2 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.5. Распространение микробов в природе, участие в круговороте углерода и азота Практические 2 2 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.6. Роль микроорганизмов в развитии инфекционного процесса. Основные группы противомикробных химиотерапевтических препаратов. Практические 2 4 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.7. Наследственность и изменчивость микроорганизмов Сам. работа 2 27 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11112
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1 Способен разрабатывать лекарственные средства и проводить их доклинические исследования
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Фолдинг – это:
1) формирование надмолекулярной структуры
2) фосфорилирование остатков серина в пептидной цепи
3) формирование третичной структуры белка
4) формирование первичной структуры белка
Правильный ответ 3
2. Первичную структуру нуклеиновых кислот поддерживает связь:
1) ионная
2) гидрофобная
3) водородная
4) сложноэфирная
Правильный ответ 4
3. Альбумины крови обеспечивают:
а) транспорт кислорода
б) коллоидно-осмотическое давление
в) иммунную защиту
г) проведение нервного импульса
Правильный ответ б
4. Название витамина А -
1) ретинол
2) токоферол
3) рутин
4) убихинон
Правильный ответ 1
5. Конечным акцептором электронов в дыхательной цепи является:
1) убихинон
2) цитохромоксидазы
3) водород
4) кислород
Правильный ответ 4
6. Каким свойством обусловлена способность молекул фосфолипидов самопроизвольно формировать бислои в водных растворах?
1) гидрофобность
2) гидрофильность
3) амфифильность
4) амфотерность
Правильный ответ 3
7. К стероидным гормонам относятся:
1) эстрадиол, глюкагон, кортизол
2) глюкагон, тироксин, кортизол
3) тироксин, глюкагон, тестостерон
4) эстрадиол, кортизол, тестостерон
Правильный ответ 4
8. Появление сладкого вкуса во рту связано с работой фермента:
1) фосфорилазы
2) α-амилазы
3) лактазы
4) сахаразы
Правильный ответ 2
9. Ферменты глюконеогенеза находятся только в:
1) нейронах
2) печени, почках
3) эритроцитах
4) мышцах
Правильный ответ 2
10. Гликолизом называется процесс окисления глюкозы, который протекает в:
1) лизосомах
2) цитоплазме
3) митохондриях
4) ЭПС
Правильный ответ 2
11. В состав аминокислот входят функциональные группы:
1) NO2 и ОН
2) NH2 и ОН
3) NH2 и СООН
4) NO2 и СОН
Правильный ответ 3
16. Метаболитом цикла Кребса является:
1) Изоцитрат
2) Лактат
3) Пируват
4) Глицерин
Правильный ответ 3
17. Процесс синтеза белка на рибосомах с использованием иРНК в качестве матрицы называется:
1) Трансформацией
2) Репарацией
3) Репликацией
4) Трансляцией
Правильный ответ 4
18 Конечный продукт β-окисления жирных кислот –
1) Лактат
2) Мочевина
3) Ацетил-КоА
4) СО2 и Н2О
Правильный ответ 3
19. Ферментативный распад гликогена до глюкозы называется:
1) Гликоз
2) Глюконеогенез
3) Гликогенолиз
4) Гликофосфорилирование
Правильный ответ 3
20. Избирательное действие фермента на субстрат -
1) Чувствительность
2) Специфичность
3) Пластичность
4) Возбудимость
Правильный ответ 2
21. Глюконеогенез – это процесс образования:
1) Гликогена из глюкозы
2) Крахмала из гликогена
3) Глюкозы из неуглеводных компонентов
4) Аминокислот из глюкозы
Правильный ответ 3
22. Ферменты являются:
А) регуляторами;
Б) катализаторами;
В) активаторами субстратов;
Г) переносчиками веществ через мембрану;
Д) медиаторами нервного импульса.
Правильный ответ Б,В
23. Кофактор – это:
А) активная часть простого фермента;
Б) показатель активности фермента;
В) показатель стабильности фермента;
Г) белковая часть сложного фермента;
Д) небелковая часть сложного фермента.
Правильный ответ Д
24. Для всех бактерий характерны следующие свойства:
а) они гаплоидны;
б) их генетический материал организован в единственную хромосому;
в) имеют обособленные фрагменты ДНК – плазмиды, транспозоны, IS-последовательности;
г) они используют тот же самый генетический код, что и эукариоты;
д) их генотипы и фенотипы одинаковы.
Правильный ответ б
25. Подвижность бактерий обеспечивается:
а) вращением жгутиков;
б) фимбриями;
в) сокращением клеточной стенки;
г) пилями.
Правильный ответ б
26. Для выявления капсул применяют следующие методы:
а) метод Грама;
б) метод Циля-Нильсена;
в) метод Нейссера;
г) метод Ожешки;
д) метод Бурри-Гинса
Правильный ответ в

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. По типу реакций ферменты подразделяются на:
Оксидоредуктазы, гидролазы, трансферазы, изомеразы, лиазы, лигазы
2. Простетическая группа – это____
Прочносвязанная с ферментом небелковая часть
3. Ускоряют окислительно-восстановительные реакции в анаэробной среде, ускоряют реакции отщепления водорода и электронов от субстрата на промежуточный окислитель ______
Дегидрогеназы
4. Трансферазы катализируют и могут содержать _____
Перенос групп от одной молекулы к другой; витамин В6; перенос остатков фосфорной кислоты от АТФ на глюкозу
5. Бактериальную клетку от эукариотической клетки отличают следующие признаки___________
Отсутствие ядерной мембраны
6. Для клеточной стенки грамположительных бактерий характерно____
Наличие многослойного муреинового мешка
7. Основными структурными элементами клеточной стенки грамотрицательных бактерий являются______
Липополисахариды
8. Обязательными для бактериальной клетки внутренними структурами являются________
Цитоплазма
9. Носителями генетической информации у бактерий являются______
Молекулы ДНК; молекулы РНК; плазмиды; транспозоны
10. Нуклеоид бактерий выполняет следующие функции_______
Осуществляет транспорт веществ; выполняет каталитическую функцию; содержит геном бактериальной клетки.
11. Рекомбинацией называют ____________________
Процесс восстановления наследственного материала
12. Мутация заключается______________
Визменениях первичной структуры ДНК, которые выражаются в наследственно закрепленном изменении или утрате какого-либо признака, в процессе передачи генетического материала донора реципиентной клетке
13. Трансдукцией является_________________
Процесс передачи генетического материала от одних бактерий другим с помощью фагов
14. Фенотипом является_____________
Совокупность внешних признаков и проявление внешних признаков организма в результате взаимодействия организма с внешней средой
15. Генные мутации появляются в результате________
Замены пар оснований

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, допускаются к экзамену.
Экзамен организуется в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Нетрусов А.И., Котова И.Б. МИКРОБИОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Нетрусов А.И., Котова И.Б. МИКРОБИОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Андрусенко С.Ф., Денисова Е.В. Биохимия и молекулярная биология: учебно-методическое пособие Ставрополь: СКФУ, 2015 biblioclub.ru
Л1.4 Титов В.Н. Клиническая биохимия: учебное пособие ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2018 znanium.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сбойчаков В.Б. Микробиология с основами эпидемиологии и методами микробиологических исследований: учеб. для сред. мед. учеб. заведений СПб.: СпецЛит, 2007
Л2.2 А. Л. Новокшанова Биохимия для технологов. В 2 ч. Часть 1: Москва: Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
Л2.3 А. Л. Новокшанова Биохимия для технологов в 2 ч. Часть 2 : Москва: Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронный учебно-методический комплекс Биологическая химия и микробиология portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Министерство здравоохранения Российской Федерации : [официальный сайт]. – Москва. – URL: https://www.rosminzdrav.ru
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации : [официальный сайт]. – Москва. – URL: http://minpromtorg.gov.ru
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения Российской Федерации : [официальный сайт]. – Москва. – URL: http://www.roszdravnadzor.ru
КонсультантПлюс : [справочно-правовая система] / ЗАО "КонсультантПлюс". - [Москва]. - URL : http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим
занятиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого практического занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.

Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к промежуточной аттестации