Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 33.05.01. специальность Фармация |
Специализация | Фармация биофармпрепаратов |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 33_05_01_Фарм-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 23 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 24 | 24 | 24 |
Лабораторные | 48 | 48 | 48 | 48 |
Практические | 36 | 36 | 36 | 36 |
Сам. работа | 81 | 81 | 81 | 81 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 24.08.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.
1.1. | Формирование знаний, умений и навыков в области многофункциональных физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05 |
ОПК-1 | Способен использовать основные биологические, физико-химические, химические, математические методы для разработки, исследований и экспертизы лекарственных средств, изготовления лекарственных препаратов |
ОПК-2 | Способен применять знания о морфофункциональных особенностях, физиологических состояниях и патологических процессах в организме человека для решения профессиональных задач |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - общие физиологические закономерности, лежащие в основе процессов жизнедеятельности организма; - конкретные механизмы функционирования отдельных тканей, органов и анатомических систем организма; - механизмы регуляции и саморегуляции физиологических параметров; - сущность методик исследования различных функций организма, которые широко используются в практической медицине. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - понимать современные проблемы фармакологии и использовать фундаментальные представления и достижения в области физиологии человека в профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач; - использовать основные теории, концепции и принципы, лежащие в основе процессов жизнедеятельности организма, механизмов регуляции и саморегуляции физиологических параметров; - способен к системному мышлению в области конкретных механизмов функционирования отдельных тканей, органов и анатомических систем организма; - оценивать и объяснять информационную значимость различных показателей (констант) и закономерностей регуляции жизненных функций организма человека. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - работать с учебной, учебно-методической, справочной и научной литературой; - выполнять лабораторные работы, защищать протокол проведенного исследования; - выделять главное и второстепенное в общем потоке информации, применять полученные знания при решении тестовых заданий и ситуационных задач; - использовать методики исследования различных функций организма, которые широко применяются в практической медицине. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в курс физиологии человека | ||||||
1.1. | Введение в курс физиологии человека. | Лекции | 2 | 2 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
1.2. | Ткани человека | Лекции | 2 | 2 | Л1.2 | |
1.3. | Оценка вегетативного тонуса организма по сумме интегративных показателей различных функциональных систем | Лабораторные | 2 | 2 | Л1.2 | |
1.4. | № 1. "Введение в курс физиологии" | Практические | 2 | 2 | Л1.2 | |
1.5. | № 2. «Основные физиологические термины. Ткани человека» | Практические | 2 | 2 | Л1.2 | |
1.6. | № 3. «Физиология возбудимых тканей» | Практические | 2 | 2 | Л1.2 | |
1.7. | Физиология человека. Ткани | Сам. работа | 2 | 20 | Л1.2 | |
Раздел 2. Механизмы функционирования отдельных тканей, органов и анатомических систем | ||||||
2.1. | Физиология сердечно-сосудистой системы. Физиология крови. | Лекции | 2 | 2 | Л1.2, Л2.2 | |
2.2. | Физиология центральной нервной системы | Лекции | 2 | 2 | Л1.2, Л2.2 | |
2.3. | Физиология желез внутренней секреции | Лекции | 2 | 2 | Л1.2, Л2.2 | |
2.4. | Физиология анализаторов (сенсорных систем) | Лекции | 2 | 2 | Л1.2, Л2.2 | |
2.5. | Физиология высшей нервной деятельности | Лекции | 2 | 2 | Л1.2, Л2.2 | |
2.6. | Физиология дыхания | Лекции | 2 | 2 | Л1.2, Л2.2 | |
2.7. | Физиология пищеварения | Лекции | 2 | 2 | Л1.2, Л2.2 | |
2.8. | Физиология выделения | Лекции | 2 | 2 | Л1.2, Л2.2 | |
2.9. | Определение скорости оседания эритроцитов по методу Панченкова. Гемолиз крови.Определение групповой принадлежности крови по системе АВ0 | Лабораторные | 2 | 6 | Л1.2 | |
2.10. | Выслушивание тонов сердца у человека. Анализ ЭКГ человека. Исследование глазо-сердечного рефлекса (опыт Данини-Ашнера) | Лабораторные | 2 | 6 | Л1.2 | |
2.11. | Измерение артериального давления у человека способами Рива-Роччи и Короткова. Ортостатическая проба. Измерение артериального давления в условиях физической нагрузки. | Лабораторные | 2 | 6 | Л1.2 | |
2.12. | Определение вегетативного индекса Кердо | Лабораторные | 2 | 2 | Л1.2 | |
2.13. | Оценка психологических особенностей личности по шкале Г.Айзенка | Лабораторные | 2 | 2 | Л1.2 | |
2.14. | Исследование функциональной асимметрии мозга | Лабораторные | 2 | 2 | Л1.2 | |
2.15. | Определение объема кратковременной памяти у человека | Лабораторные | 2 | 2 | Л1.2 | |
2.16. | Исследование рецепторов прикосновения и боли. Определение пространственного порога различения. Оценка точности воспроизведения движения. Определение остроты зрения. Определение поля зрения. Наблюдение и измерение диаметра слепого пятна. Определение абсолютных вкусовых порогов. | Лабораторные | 2 | 6 | Л1.2 | |
2.17. | Спирометрия и сравнение фактической ЖЕЛ с должной величиной. Оценка параметров внешнего дыхания по спирограмме. Функциональные пробы с задержкой дыхания. | Лабораторные | 2 | 6 | Л1.2 | |
2.18. | № 4. «Физиология сердечно-сосудистой системы» | Практические | 2 | 2 | Л1.2 | |
2.19. | № 5. «Физиология крови» | Практические | 2 | 2 | Л1.2 | |
2.20. | № 6. "Физиология анализаторов" | Практические | 2 | 2 | Л1.2 | |
2.21. | № 7. «Физиология дыхания» | Практические | 2 | 2 | Л1.2 | |
2.22. | Контрольная работа № 1. | Практические | 2 | 2 | Л1.2 | |
2.23. | № 8. «Физиология пищеварения» | Практические | 2 | 2 | Л1.2 | |
2.24. | № 9. «Выделение. Почки. Механизмы мочеобразования. Патология мочевыводящей системы» | Практические | 2 | 2 | Л1.2 | |
2.25. | № 10. «Гуморальная регуляция физиологических функций. Общая физиология желез внутренней секреции» | Практические | 2 | 2 | Л1.2 | |
2.26. | № 11. "Общие принципы регуляции функций в организме" | Практические | 2 | 2 | Л1.2 | |
2.27. | № 12. «Физиология сенсорных систем» | Практические | 2 | 2 | Л1.2 | |
2.28. | Контрольная работа № 2 | Практические | 2 | 2 | Л1.2 | |
2.29. | № 13. «Психофизиологическая характеристика детей» | Практические | 2 | 2 | Л1.2 | |
2.30. | № 14. «Валеологическая оценка» | Практические | 2 | 2 | Л1.2 | |
2.31. | Физиология внутренних органов | Сам. работа | 2 | 50 | Л1.2 | |
Раздел 3. Физиология здорового образа жизни | ||||||
3.1. | Обмен веществ и энергии. Питание. Терморегуляция | Лекции | 2 | 2 | Л1.2, Л2.2 | |
3.2. | Интегративная физиология | Лекции | 2 | 2 | Л1.2, Л2.2 | |
3.3. | Расчет должной величины энергорасхода в условиях основного обмена. Определение отклонения основного обмена от должной величины у человека | Лабораторные | 2 | 4 | Л1.2 | |
3.4. | Определение суточного (общего) энергорасхода методом непрямой калориметрии. Оценка пищевого рациона (собственного за конкретный день) | Лабораторные | 2 | 4 | Л1.2 | |
3.5. | № 15. «Физиология обмена веществ и энергии» | Практические | 2 | 2 | Л1.2 | |
3.6. | № 16. «Физиологические основы рационального питания» | Практические | 2 | 2 | Л1.2 | |
3.7. | Физиология здорового образа жизни | Сам. работа | 2 | 11 | Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Смотри приложение. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Смотри приложение. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Смотри приложение. |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС-Физиологии с основами анатомии.doc
Приложение 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ.doc
Приложение 3.
Практическая работа.doc
Приложение 4.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2.doc
Приложение 5.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1.doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Филатова О.В. | Физиология сердечно-сосудистой системы: учебное пособие | Барнаул: Изд-во Алт.ун-та, 2013 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | под ред. Андрея Глебовича Камкина, Андрея Александровича Каменского | Фундаментальная и клиническая физиология: учебник | М.: Академия, 2004 | 10 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Г.А. Белякова, Ю.Т. Дьяков, К.Л. Тарасов. | Ботаника: в 4 т. Т. 2. Водоросли и грибы : | Издательский центр «Академия», 2006 | 48 |
Л2.2 | Т. А. Терехина | Высшие растения : учеб. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2004 | 116 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс на Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Томилова, Ирина Николаевна. Большой практикум по физиологии человека : учеб. пособие / И. Н. Томилова ; АлтГУ. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013. - 156 с. | elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Кубарко, А.И. Физиология человека : учебное пособие : 2-х / А.И. Кубарко, В.А. Переверзев ; под ред. А.И. Кубарко. - Минск : Вышэйшая школа, 2010. - Ч. 1. - 512 с | URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235723 | ||
Э4 | Кубарко, А.И. Физиология человека : учебное пособие : в 2-х ч. / А.И. Кубарко ; под ред. А.И. Кубарко. - Минск : Вышэйшая школа, 2011. - Ч. 2. - 624 с. | URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=144217 | ||
Э5 | Воронина, Инна Юрьевна. Большой практикум по физиологии человека (физиология анализаторов) : учеб. пособие / И. Ю. Воронина ; АлтГУ. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013. - 200 с. | elibrary.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
• Сайт «Физиология» http://humbio.ru/humbio/physiology/0005e445.htm • Физиология (Энциклопедия) http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/144634/ • Физиология человека http://www.medicinform.net/human/fisiology.htm • Спортивная физиология http://www.fizkult-ura.ru/node/337 • Некоторые аспекты спортивной физиологии применительно к видам спорта на выносливость http://www.ill.ru/news.art.shtml?c_article=454 |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Работа студентов над освоением курса физиологии, помимо обязательных занятий (под контролем преподавателя), предполагает самостоятельное изучение всего программного материала, рекомендованной основной и дополнительной учебной литературы и других литературных источников, освоение рекомендованных методов исследования, овладение необходимыми умениями и навыками. |