МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Конфликтология международных отношений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки37.03.02. Конфликтология
ПрофильКонфликт-менеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план37_03_02_К-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 180
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 180 180 180 180
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Нагайцев В.В.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Нагайцев Виктор Валентинович

Рабочая программа дисциплины
Конфликтология международных отношений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.02 КОНФЛИКТОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 956)

составлена на основании учебного плана:
37.03.02 Конфликтология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Рассмотреть особенности зарождения и протекания современных международных конфликтов,дать представление об актуальных научных и практических подходах к их разрешению,о роли России,других государств,правительственных и неправительственных организаций в предотвращении и урегулировании конфликтов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.2.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью анализировать социально значимые процессы и проблемы, использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач
ПК-3 способностью применять методологию междисциплинарного анализа конфликта и мира, использовать категориальный аппарат гуманитарных и социальных наук с учетом предметного поля конфликтологии, многофакторной обусловленности конфликта и мира
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические представления о современных международных отношениях; об истории предмета конфликтологии международных отношений; о социальной природе международных отношений, их структуре, видах, формах; различные подходы к исследованию международных конфликтов; основные формы проявления международных конфликтов; способы решения возникающей напряженности в международных отношениях; методы анализа международных конфликтов; особенности международных конфликтов; технологии разрешения международных конфликтов
3.2.Уметь:
3.2.1.применять исследовательские подходы и методы анализа международных отношений; использовать категориальный аппарат гуманитарных и социальных наук при исследовании международных конфликтов; определять признаки международного конфликта; использовать положения социальных, гуманитарных и экономических наук при разработке мер по предупреждению, урегулированию и управлению международными конфликтами; применять методологию междисциплинарного анализа международного конфликта и мира
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеет: способностью определять действительные причины действий международных акторов; навыками анализа современных международных отношений; навыками использования категориального аппарата гуманитарных и социальных наук с учетом многофакторной обусловленности международных конфликтов; навыками использования основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при исследовании конфликтов, возникающих в международных отношениях; навыками междисциплинарного анализа международного конфликта; навыками по выявлению причин и факторов возникновения и развития международных конфликтов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Конфликтология международных отношений как научная дисциплина: ее объект, предмет, закономерности
1.1. Россия в системе современных международных отношений Практические 7 2 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.2. Россия в системе современных международных отношений Сам. работа 7 16 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.3. Методологические основания конфликтологии международных отношений Практические 7 2 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.4. Методологические основания конфликтологии международных отношений Сам. работа 7 12 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.5. Международные отношения в контексте современных теорий конфликта Практические 7 2 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.6. Международные отношения в контексте современных теорий конфликта Сам. работа 7 12 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Теоретические школы в исследовании международных отношений
2.1. Классическая традиция в исследовании международных отношений Лекции 7 1 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
2.2. Международные отношения в истории социально-политической мысли: традиции и парадигмы Практические 7 2 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
2.3. Международные отношения в истории социально-политической мысли: традиции и парадигмы Сам. работа 7 12 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
2.4. Либерально-идеалистическая и марксистская традиции в исследовании международных отношений Лекции 7 1 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
2.5. Основные теоретические подходы в исследовании международных отношений Лекции 7 1 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Современные теории в исследовании международных отношений
3.1. Неореализм и неолиберализм.Транснационализм и постмодернизм. Разновидности неореализма, неомарксизм Лекции 7 1 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
3.2. Современные теории в изучении международных отношений Практические 7 2 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
3.3. Современные теории в изучении международных отношений Сам. работа 7 12 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Международные отношения как особый вид общественных отношений
4.1. Система, структура, среда международных отношений Лекции 7 1 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
4.2. Международные отношения как особый вид общественных отношений: система, структура, среда Практические 7 2 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
4.3. Международные отношения как особый вид общественных отношений: система, структура, среда Сам. работа 7 12 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
4.4. Основные классификации международных систем Лекции 7 1 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
4.5. Основные классификации международных систем Сам. работа 7 14 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Структура и процесс развития международного конфликта
5.1. Типология международных конфликтов Лекции 7 1 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
5.2. Типология международных конфликтов Практические 7 2 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
5.3. Типология международных конфликтов Сам. работа 7 14 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
5.4. Методы исследования международных конфликтов Лекции 7 1 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
5.5. Методы исследования международных конфликтов Практические 7 2 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
5.6. Методы исследования междудународных конфликтов Сам. работа 7 14 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
5.7. Анализ процесса принятия решений Лекции 7 1 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
5.8. Мирное урегулирование международных конфликтов Практические 7 2 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
5.9. Мирное урегулирование международных конфликтов Сам. работа 7 12 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
5.10. Причины международных конфликтов Лекции 7 1 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Особенности международных конфликтов на современном этапе
6.1. Международные институты конфликторазрешения Лекции 7 1 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
6.2. Международные институты конфликторазрешения Сам. работа 7 12 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
6.3. Специфика международных конфликтов Лекции 7 1 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
6.4. Специфика международных конфликтов Сам. работа 7 12 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
6.5. Технология «мягкой силы» Лекции 7 2 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
6.6. Миротворческие миссии ООН Лекции 7 2 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
6.7. Миротворческие миссии ООН Сам. работа 7 12 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
6.8. Проблемы обеспечения международной безопасности Практические 7 2 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
6.9. Проблемы обеспечения международной безопасности Сам. работа 7 14 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3118
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК -4 способностью анализировать социально значимые процессы и проблемы, использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач
ПК-3: способностью применять методологию междисциплинарного анализа конфликта и мира, использовать категориальный аппарат гуманитарных и социальных наук с учетом предметного поля конфликтологии, многофакторной обусловленности конфликта и мира
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Международные системы – это
a. открытые и слабоорганизованные системы
b. закрытые и жесткоорганизованные системы
c. закрытые и слабоорганизованные системы

2. Представители какого научного направления считают, что международные отношения – это отношения эксплуатации, классовой борьбы и революции?
a. марксистского
b. классического
c. идеалистического

3. Кто является родоначальником классического направления в современной науке о международных отношениях?
a. Фукидид
b. Т. Гоббс
c. Э. де Ваттель
Ответ ф

4. Автором книги «Общая теория систем» является
a. Л. фон Берталанфи
b. Д. Истон
c. Т. Парсонс

5. Совокупность специфических условий, характерных для функционирования экономических отношений – это
a. внутренняя среда
b. структура
c. внешняя среда

6. Кто является автором программы создания Лиги наций?
a. В. Вильсон
b. А. Бриан
c. Г. Стимсон

7. Кто из ученых сформулировал основные принципы политического реализма в исследовании международных отношений?
a. Г. Моргентау
b. А. Уолферс
c. Р. Арон

8. Кто из представителей либеральной-идеалистического направления считал, что море является международной территорией?
a. Г. Гроций
b. И. Кант
c. Ф. де Витория

9. Кто из ученых считает, что международные отношения есть отношения между государствами, а политика – это единая целостная стратегическая линия государства применительно к внешнему миру, что война – это орудие политики, ее инструмент?
a. К. фон Клаузевиц
b. Э. де Ваттель
c. Т. Гоббс
10. Как называется работа швейцарского юриста Э. де Ваттеля, посвященная международным отношениям?
a. Право народов, или Принципы естественного права, применяемые к поведению и делам наций и суверенов
b. История Пелопоннесской войны
c. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского
11. Как называется научное направление в международных отношениях, в основе которого лежит идея о моральном и политическом единстве человеческого рода, а также о неотъемлемых, естественных правах человека?
a. идеалистическое
b. классическое
c. неклассическое
12. Отсутствие свободного доступа к источникам объективной информации при исследовании международных отношений является главным недостатком
a. метода изучения документов
b. метода наблюдения
c. метода сравнения
13. Имитационные игры являются разновидностью
a. лабораторного эксперимента
b. моделирования
c. когнитивного картирования

14. Кто из ученых, исходя из системного подхода, выделяет следующие уровни рассмотрения международных отношений: уровень межгосударственной системы, уровень государства и уровень его могущества?
a. А. Арон
b. Дж. Розенау
c. Э де Ваттель

15. Входят ли США и Канада в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе?
a. Да
b. Нет
c. Не известно
16. Международный валютный фонд относится к
a. международным (планетарным) полифункциональным специализированным макроорганизациям
b. международным полифункциональным институтам планетарного масштаба общей компетенции
17. Региональные полифункциональные международные макрополитические институты
a. имеют общую компетенцию
b. являются специализированными
c. являются не специализированными

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
Примеры заданий открытого типа
1) Теоретические традиции формируются в процессе длительного исторического опыта. Одним из первых письменных источников, содержащих глубокий анализ отношений между суверенными политическими единицами, стала написанная более двух тысяч лет назад ----------------------- (471–401 годы до н.э.) «История Пелопоннесской войны» в восьми книгах.
Фукидидом

2) Фукидид настаивает на том, что в конфликте между двумя политическими единицами главным и наиболее убедительным аргументом может быть только--------------
сила.

3) Гоббс (1588–1679) исходит из того, что человек по своей природе – существо ----------------. В нем скрыто непреходящее желание власти. Поскольку же люди от природы не равны в своих способностях, постольку их соперничество, взаимное недоверие, стремление к обладанию материальными благами, престижем или славой ведут к постоянной «войне всех против всех и каждого против каждого» – войне, которая представляет собой естественное состояние человеческих взаимоотношений.
Эгоистическое

4) Э. де Ваттель в полном соответствии с классической теорией считал, что по сравнению с интересами нации (государства) интересы частных лиц ----------. Вместе с тем он утверждал, что если речь идет о спасении государства, то нельзя быть излишне предусмотрительным. Это означает, что превентивная война против опасно возвышающегося соседа законна и справедлива.
Вторичны

5) В XIX веке классическая традиция нашла свое воплощение во взглядах немецкого генерала Карла фон Клаузевица (1780–1831), которые он изложил в своей работе «О войне». Во-первых, война является центральной темой его работы. Во-вторых, К. фон Клаузевиц считает, что международные отношения есть отношения между ----------, а политика – это единая целостная стратегическая линия государства применительно к внешнему миру, что война – это орудие политики, ее инструмент.
Государствами

6) Представители немецкой классической философии говорят о моральном и политическом единстве человеческого рода, а также о неотъемлемых, естественных ------- человека
Правах

7) Де Витория одним из первых поставил под сомнение справедливость колонизации Нового света европейцами. Обращение в христианство, с его точки зрения, должно быть актом ----------воли.
доброй

8) Гроций писал: «Полностью убеждён… что существует общее право народов, которое действует для войны и во время войны, у меня было много весомых причин для того чтобы взяться писать по данному предмету. Во всём христианском мире я наблюдал недостаток в ограничении отношений войны, чего даже варварские народы должны стыдиться; я наблюдал, как люди хватаются за оружие по незначительным причинам, или без причины вовсе, и когда оружие было поднято, все забывали о каком-либо уважении права, Бога и человека; это, как будто, в соответствие общему решению, безумие дает всем свободу совершать любые-------------
преступления.

9) Базируясь на общечеловеческих нравственных универсалиях и неотъемлемых правах и свободах личности, правовые и моральные нормы вместе с тем отражают сложившиеся в практике межгосударственных отношений подходы к вопросам войны и-------------------------, не подлежат пересмотру в произвольном порядке и не допускают их нарушения без серьезных последствий для международного порядка и стабильности.
Мира

10) Возникновение в середине XIX века марксизма обусловило появление еще одной традиции во взглядах на международные отношения, которая не сводится ни к классической, ни к либерально-идеалистической традициям. Согласно К. Марксу, всемирная история начинается с -------------, ибо основой капиталистического способа производства является крупная промышленность, создающая единый мировой рынок, развитие средств связи и транспорта.
Капитализма

11) В. Ленин подчеркивал, что капитализм, вступив в государственно-монополистическую стадию своего развития, трансформировался в -------------------------------
империализм.

12) В настоящее время принято выделять следующие теоретические подходы в исследованиях международных отношений в качестве основных: политический реализм, либерализм, -
марксизм.

13) В политической практике либерализм нашел свое воплощение в разработанной после Первой мировой войны американским президентом Вудро ------- программе создания Лиги Наций, в пакте Бриана-Келлога (1928 год), предусматривающем отказ от применения силы в межгосударственных отношениях, а также в доктрине Стимсона (1932 год), по которой США отказываются от дипломатического признания любого изменения, если оно достигнуто при помощи силы.
Вильсоном

14) Основные положения марксизма сводятся к следующему:- главными действующими лицами в марксистской парадигме международных отношений являются социальные классы – мировая буржуазия и международный рабочий класс - ---------
пролетариат.

15) Международные отношения имеют «вторичный и третичный», «перенесенный» характер, т.е. отражают особенности взаимодействия буржуазии и рабочего класса в рамках национальных государств предопределяются объективными законами общественного развития их главными действующими лицами являются социальные классы – мировая --------------и международный рабочий класс
Буржуазия

16) Системный подход – направление методологии научного исследования, в основе которого лежит рассмотрение сложного объекта как целостного множества в совокупности отношений и связей между ними. Принято считать, что системный подход становится достоянием науки о международных отношениях с середины 50-х годов XX века. Его широкое распространение совпало с проникновением в социальные дисциплины достижений научно-технической революции и, в частности, с использованием ЭВМ.
Элементов

17) Понятие системы в сфере международных отношений используется очень часто. Однако единства относительно этого понятия нет. В то же время нельзя упускать из виду то, что именно применение системного подхода стало одним из отличительных признаков проникновения социологии в сферу международных отношений, а значит, и провозвестником рождения новой ---------------------дисциплины.
научной

18) В соответствии с выводами Р. Арона, в фундаментальном (теоретическом) плане изучение ---------------------------------требует сочетания таких подходов, которые опираются на теорию (исследование сущности, специфики и основных движущих сил этого особого рода общественных отношений); социологию (поиски детерминант и закономерностей, определяющих его изменения и эволюцию); историю (фактическое развитие международных отношений в процессе смены эпох и поколений) и праксиологию (анализ процесса подготовки, принятия и реализации международно-политического решения).
международных отношений

19) Контент-анализ – формализованный метод -------------------содержания социальной информации посредством выявления устойчиво повторяющихся смысловых единиц текста (названий, понятий, имен, суждений). Он был впервые применен американским исследователем Г. Лассуэлом при изучении пропагандистской направленности политических текстов и был описан им в 1949 году.
Исследования

20) Эксперимент. Метод эксперимент как создание искусственной ситуации с целью проверки теоретических гипотез, выводов и положений является одним из основных в ------------------
естественных науках.

21) Построение сценариев. Этот метод состоит в построении идеальных (т.е. мыслительных) ---------------вероятного развития событий. На основе анализа существующей ситуации выдвигаются гипотезы, представляющие собой простые предположения и не подвергаемые в данном случае никакой проверке о ее дальнейшей эволюции и последствиях.
моделей

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших экзамена по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сирота, Н. М. Политическая конфликтология : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/219A24A5-BD9D-416C-AEAA-A2701C8D1231
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Абашидзе, А. Х. Международное право. Мирное разрешение споров: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 www.biblio-online.ru/book/63975D67-E996-4152-912D-00FE231B742D
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://ru.wikipedia.org/wiki/конфликтология
Э2 http://www.humanities.edu.ru/–Социально-гуманитарное образование: федеральный портал.
Э3 http://window.edu.ru/window – Единое окно доступа к образовательным ресурсам.Интегральный каталог образовательных интернет-ресурсов,электронная учебно-методическая библиотека,ресурсы системы федеральных образовательных порталов.
Э4 Курс в Moodle «Конфликтология международных отношений» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения

Рекомендации по освоению лекционных занятий.
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам
- полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе занятия давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по написанию реферата.
При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу».

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий.
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного
выполнения, и разбирать на практических занятиях и консультациях неясные вопросы.

Итоговый контроль.
При подготовке к зачету параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.
Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.