МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Наркоконфликтология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки37.03.02. Конфликтология
ПрофильКонфликт-менеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план37_03_02_К-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 46
самостоятельная работа 107
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 13
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 107 107 107 107
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.с.н., Доцент, Эбелинг Э.О.;к.с.н., Доцент, Омельченко Д.А.

Рецензент(ы):
д.с.н., Профессор, Черепанова М.И.

Рабочая программа дисциплины
Наркоконфликтология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.02 КОНФЛИКТОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 956)

составлена на основании учебного плана:
37.03.02 Конфликтология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от г. №
Срок действия программы: уч. г.

Заведующий кафедрой
Максимова Светлана Геннадьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Максимова Светлана Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Обеспечение необходимыми знаниями теоретических, методологических и методико-технологических основ наркоконфликтологии как междисциплинарной системы научного знания и практическими умениями разрешения наркоконфликтов разного порядка.
Исследования наркотической ситуации с применением социологических методов сбора, обработки и анализа данных.
Овладение средствами мониторинга, оценки и контроля за выполнением государственной антинаркотической политики, разработка эффективных антинаркотических профилактических программ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью проводить исследования по проблемам конфликтного и мирного взаимодействия в обществе, анализировать конфликт и мир с использованием различных методологических и теоретических подходов, выявлять элементы конфликтов и мира, определять детерминирующие факторы и закономерности конфликтного и мирного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Сущность и социальную природу наркоконфликтов в жизни общества.
Источники и способы формирования наркоконфликтов.
Методы преодоления наркоконфликтов.
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять методологию междисциплинарного анализа конфликта и мира.
Использовать категориальный аппарат гуманитарных и социальных наук с учетом предметного поля конфликтологии, многофакторной обусловленности конфликта и мира.
Исследовать наркотическую ситуацию в регионе, стране с применением социологических методов сбора, обработки и анализа данных.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Практическими умениями разрешения наркоконфликтов разного порядка; антинаркотических профилактических программ.
Средствами мониторинга, оценки и контроля за выполнением государственной антинаркотической политики.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Наркоконфликтология как методология анализа и управления антинаркотической политикой.
1.1. Наркоконфликтология как методология анализа и управления антинаркотической политикой Лекции 8 4 ПК-2 Л1.1
1.2. Понятие наркоконфликта, его содержание и формы, причины Лекции 8 4 ПК-2 Л1.1
1.3. Типология наркоконфликтов по объему социального пространства (индивид, семья, город, субъект федерации, государство, международная сфера) Лекции 8 4 ПК-2 Л1.1
1.4. Международные конвенции ООН по наркотикам (характеристика, политическое и практическое значение для управления наркоконфликтом) Практические 8 4 ПК-2 Л1.1
1.5. Деятельность Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков в наркоконфликте Практические 8 4 ПК-2 Л1.1
1.6. Кризис наркологии и проблемы оказания помощи наркологическим больным в современной России Практические 8 4 ПК-2 Л1.1
1.7. Особенности понятий наркомания, наркотизм, незаконный оборот наркотиков, наркопреступность, аддиктивное поведение (наркозависимость), наркотическая субкультура, наркоконфликт, наркополитика и их соотнесенность со сферами использования Практические 8 4 ПК-2 Л1.1
1.8. Характеристика стадий развития наркозависимости (их сходство и отличия) Практические 8 4 ПК-2 Л1.1
1.9. Сравнительный анализ понятий: психоактивные вещества, наркотические средства, психотропные вещества, аналоги наркотических средств и психотропных веществ, прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ. Конфликтологическое определение наркотиков с междисциплинарных позиций Практические 8 4 ПК-2 Л1.1
1.10. Роль СМИ в обострении и разрешении наркоконфликта Практические 8 2 ПК-2 Л1.1
1.11. Понятие «онтологическая уверенность», феномен «жизнестойкие дети» и наркозависимость Практические 8 2 ПК-2 Л1.1
1.12. Мозг и наркотики: конфликт инстинкта самосохранения и программы самоуничтожения Практические 8 2 ПК-2 Л1.1
1.13. Понятие экспозиционного давления наркосреды (ЭДН). Факторы, определяющие ЭДН Практические 8 2 ПК-2 Л1.1
1.14. Наркоконфликт в семье. Созависимость и ее преодоление, как условие позитивного управления наркоконфликтом Практические 8 2 ПК-2 Л1.1
1.15. Наркоконфликтология Сам. работа 8 107 ПК-2 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3206
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: способностью проводить исследования по проблемам конфликтного и мирного взаимодействия в обществе, анализировать конфликт и мир с использованием различных методологических и теоретических подходов, выявлять элементы конфликтов и мира, определять детерминирующие факторы и закономерности конфликтного и мирного взаимодействия
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА.
Модель равновесия на рынке наркотиков предложена:
A) Кохом и Группом
B) Вагстафом и Мейнардом
C) М. Фридманом и Р. Фридман
ОТВЕТ: B
Согласно какой экономической модели зависимость от наркотиков усиливается со временем, а полезность стандартной единицы товара падает, поскольку накапливается «капитал вредной привычки»:
A) модель спроса и предложения
B) модель равновесия на рынке наркотиков
C) модель неодолимых пристрастий Беккера-Мерфи
D) модель Л. Тимофеева
ОТВЕТ: C
Автор теории «драматизации зла»:
A) Эдвин Лемерт
B) Говард Беккер
C) Фрэнк Танненбаум
D) Ирвин Гофман
ОТВЕТ: C
К какому типу наркотиков принадлежит кокаин:
A) галлюциноген
B) психодепрессант
C) психостимулятор
D) каннабиноид
E) опиат
ОТВЕТ: C
Структурным аналогом какого нейромедиатора является ЛСД:
A) серотонин
B) эндорфин
C) дофамин
D) норадреналин
ОТВЕТ: A
Какие наркотики производятся на территории стран «Золотого полумесяца» (Афганистан, Иран и Пакистан):
A) кокаин
B) опиаты
C) амфетамины
ОТВЕТ: B
Мотивация употребления психоактивных веществ, заключающаяся в стремлении применения веществ с целью смягчения или устранения явлений эмоционального дискомфорта, носит название:
A) гедонистическая
B) атарактическая
C) мотивация с гиперактивацией поведения
D) субмиссивная
E) псевдокультурная
ОТВЕТ: B
Какой тип теоретических моделей зависимого поведения отражает социетальную реакцию на девиантность, выступает содержанием постмодернистского направления теоретизирования в области девиантологии:
A) индивидуально-биологический
B) социально-структурный
C) социально-динамический
D) социально-институциональный
ОТВЕТ: D
С какой стадией сексуального развития по З.Фрейду связывается формирование зависимого поведения:
A) оральная
B) анальная
C) фаллическая
D) латентная
E) генитальная
ОТВЕТ: A
Как объясняется зависимое поведения с позиций психосоциальной модели поведения Э. Эриксона:
A) как неразрешенный конфликт между зависимостью и автономностью
B) как стремление преодолеть комплекс собственной неполноценности
C) как потерю свободы выбора, ощущение себя жертвой обстоятельств
ОТВЕТ: A
Как объясняется зависимость и зависимое поведения с позиций адлерианского подхода:
A) как неразрешенный конфликт между зависимостью и автономностью
B) как стремление преодолеть комплекс собственной неполноценности
C) как потерю свободы выбора, ощущение себя жертвой обстоятельств
ОТВЕТ: B
Согласно теории Э. Дюркгейма под аномией понимается:
A) социальная амнезия;
B) социальное состояние, характеризуемое ослаблением и распадом норм;
C) процесс структурирования социальных норм и ценностей;
D) процесс изменения социальных норм;
ОТВЕТ: B
В каком году была принята Единая Конвенция о наркотических средствах:
A) 1961
B) 1988
C) 1971
D) 1936
ОТВЕТ: A
Удалите лишний компонент, не входящий в основную схему, иллюстрирующую теорию осознаваемого действия:
A) поведенческое намерение
B) аттитюд
C) воспринимаемая контролируемость поведения
D) субъективная норма
E) мотивация подчинения
F) поведенческие убеждения
G) нормативные убеждения
H) оценка последствий
ОТВЕТ: C

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА


___________________ междисциплинарная система научного знания, объединяющая фрагменты отраслевого знания наркореальности в целях объяснения причин ограничения оборота наиболее опасных психоактивных веществ, причин роста масштабов злоупотребления ими в современном мире и создания теории эффективной антинаркотической политики.
ОТВЕТ: Наркоконфликтология

___________- это совокупность показателей, характеризующих соотношение сил (статику) и результат противоборства (динамику) органов государственной власти (местного самоуправления) и наркорынка в пределах административно-территориального образования (федерального округа, субъекта федерации, города, муниципалитета).
ОТВЕТ: Наркоситуация

_____________- это управление наркоситуацией посредством формирования негативно-дифференцированного отношения населения к участникам незаконного оборота наркотиков, установления правового запрета рекламы, пропаганды наркотических средств, (психотропных веществ) и их немедицинского потребления, реализации контроля соблюдения этого запрета физическими и юридическими лицами и применения к нарушителям административных санкций, жесткость и интенсивность которых должна быть достаточной для постепенного уменьшения экспозиционного давления наркосреды.
ОТВЕТ: Антинаркотическая политика

Укажите соответствие между термином и определением.
A. Психоактивные вещества
B. Наркотик
C. Прекурсор

1. любое химическое вещество (или смесь) естественного или искусственного происхождения, которое влияет на функционирование центральной нервной системы, приводя к изменению психического состояния.
2. химическое вещество, или смесь веществ, отличное от необходимых для нормальной жизнедеятельности (подобно пище), приём которого влечёт за собой изменение функционирования организма и, возможно, его структуры.
3. химическое вещество, исходный компонент или участник промежуточных реакций при синтезе какого-либо вещества.
ОТВЕТ:1А, 2В, 3С

Социологами было установлено, что маргинальное положение способствует возникновению трех субкультур: (1) криминальной, (2) конфликтной, (3) ретритистской. Установите соответствие.
A. бандитские группировки, применяющие насилие;
B. общности типа воровских шаек, занимающиеся незаконными способами добывания денег;
C. антисоциальные группировки, употребляющие наркотики и алкоголь;
ОТВЕТ:2А, 1В, 3С

Исходя из теории аномии Р. Мертона, определите, к какому типу социального поведения можно отнести:
A. наркоманию ______________________
B. проституцию _______________________
C. бюрократизм _____________________________
D. участие в нелегальных антисоциальных движениях ____________________
ОТВЕТ: А - ретритизм, В – ретритизм, С – инновация, D - бунт (мятеж)

Приведите в соответствие статьи УК РФ и их содержание: ст. 228, 229, 230, 231, 232, 233.

1. Незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества
2. Незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ
3. Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ
4. Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ
5. Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ
6. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов
ОТВЕТ: 1 – 232; 2 – 231; 3 – 233; 4 – 229; 5 – 228; 6 - 230

Укажите название дисциплины.
1. раздел медицины, изучающий последствия алкоголизма, наркомании и токсикомании, разрабатывающий методы их лечения
2. особенности психики людей, склонных к потреблению опасных для здоровья наркотических веществ, поведенческие особенности людей, ставших наркозависимыми и возможности психологии в профилактике наркомании
3. это криминальное негативное социально-правовое и уголовно-наказуемое явление, связанное с незаконным оборотом наркотиков
4. взгляд на проблему массового приобщения людей к потреблению любых психически активных веществ (кофе, табака, алкоголя, токсичных веществ, наркотических средств и т.д.)
ОТВЕТ: 1 – наркология, 2 - психология наркозависимости; 3 - криминология наркотизма; 4 - социология наркотизма

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) / экзамена (выбрать нужное) по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 26.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51- 69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

1. Характеристика стадий развития наркозависимости (их сходство и отличия).
2. Понятие наркотического опьянения. Патология функции мозга при наркотизации.
3. Всемирная история наркотиков: краткий обзор.
4. Международное сотрудничество в борьбе с наркотизацией населения.
5. Основной механизм распространения злоупотребления наркотиками (эпидемического типа) среди молодежи.
6. Наркоконфликт в семье. Созависимость и ее преодоление, как условие позитивного управления наркоконфликтом.
7. Факторы риска и защиты развития наркозависимой личности.
8. Понятие наркотерроризма. Экономическое, социальное и политическое значение наркотерроризма.
9. Понятие наркоситуации и ее типы. Показатели наркоситуации и показатели влияния на нее.
10. Религиозные причины и истоки формирования наркоконфликта.
11. Сущность логики наркотизма и проблема формирования антинаркотического общественного мнения.
12. Профилактика наркопотребления среди молодежи: обзор возможных форм и моделей.
13. Антинаркотическая политика в современной России на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
14. Международные конвенции ООН по наркотикам (характеристика, политическое и практическое значение для управления наркоконфликтом).
15. История движения за легализацию наркотиков. Взгляды сторонников легализации и критика их сторонниками запрета потреблении наркотиков в целях опьянения.
16. Взаимодействие антинаркотических общественных организаций со СМИ для формирования общественного мнения.
17. Роль СМИ в обострении и разрешении наркоконфликта.
18. Цели и принципы современной российской антинаркотической политики.
19. Наркоконфликт в контексте социальной безопасности.
20. Участие общественных организаций в антинаркотической политике государства.
21. Межведомственное и межсекторальное взаимодействие в процессе противодействия наркотической угрозе.
22. Школьная политика в отношении наркотиков и зависимостей в современной России.
23. Здоровьеформирующие технологии в школе в процессе противодействия наркотизации молодежи.
24. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде с позиции наркоконфликтологии.
25. Наркополитика Европы и России: сравнительная характеристика.
26. Наркополитика Швеции и Голландии: сравнительная характеристика.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ловчев В. М. Знаки и символы в сфере потребления алкоголя: конструирование, развертывание, противодействие (наркоконфликтологический аспект): Научные монографии Издательство КНИТУ, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Наркоконфликтология portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
«Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)»
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины