Закреплена за кафедрой | Кафедра социологии и конфликтологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.03.02. Конфликтология |
Профиль | Конфликт-менеджмент |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 37_03_02_К-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии
Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., канд.социол.наук, доцент
1.1. | ознакомление студентов с современным пониманием, подходами и трактовками социальной проблематики потребления, использование полученных знаний в профессиональной деятельности |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1 |
ОПК-4 | способностью анализировать социально значимые процессы и проблемы, использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ключевые исследовательские проблемы в области потребления |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | критически анализировать информационные источники, научные тексты |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | представление о реальных социально-экономических процессах в сфере потребления в России и за рубежом; применения ключевых понятий и концепций в профессиональной деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в социологию потребления | ||||||
1.1. | Основные социологические подходы к изучению потребления | Лекции | 2 | 4 | ОПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Основные подходы к изучению потребления | Практические | 2 | 2 | ОПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Основные подходы к изучению потребления | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Модели и теоретические концепции социологии потребления | Лекции | 2 | 4 | ОПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Модели и теоретические концепции социологии потребления | Практические | 2 | 4 | ОПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Модели и теоретические концепции потребления | Сам. работа | 2 | 12 | ОПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
1.7. | Потребление в культурологическом и этическом контексте | Лекции | 2 | 2 | ОПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
1.8. | Потребление в социологическом, культурологическом и этическом контексте | Практические | 2 | 2 | ОПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
1.9. | Потребление в социологическом, культурологическом и этическом контексте | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
1.10. | Человек и вещи. Потребление знаков | Лекции | 2 | 4 | ОПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
1.11. | Человек и вещи. Потребление знаков | Практические | 2 | 2 | ОПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
1.12. | Человек и вещи. Потребление знаков | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
1.13. | Современные формы потребления | Лекции | 2 | 2 | ОПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
1.14. | Современные формы потребления | Практические | 2 | 8 | ОПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
1.15. | Современные формы потребления | Сам. работа | 2 | 12 | ОПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
1.16. | Потребление и маркетинг. Управление потребительским поведением | Лекции | 2 | 4 | ОПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
1.17. | Потребление и маркетинг. Управление потребительским поведением | Практические | 2 | 4 | ОПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
1.18. | Потребление и маркетинг. Управление потребительским поведением | Сам. работа | 2 | 12 | ОПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Теоретические вопросы. 1. Предмет социологии потребления 2. Понятие и виды потребления. 3. Производственное и индивидуальное потребление. 4. Потребление в экономической теории и маркетинге. 5. Проблематика потребления в социологии 6. Потребление знаков. Потребление как процесс манипулирования знаками 7. Формирование ценности в концепции Г. Зиммеля. 8. Знаковая стоимость и символический обмен Ж. Бодрийяра. 9. Концепция «стиля жизни» П. Бурдье Понятие общества потребления и его основные черты. 10. Новые концепции потребления в эпоху постмодерна, эстетизация повседневного потреб-ления. (М. Физерстоун). 11. «Мозаичность» стилей жизни в эпоху постмодерна. Основные идеи и понятия. 12. Место стиля жизни и потребления в основных стратификационных теориях. 13. Общество потребления как культурный феномен Практические задания. 1. Приведите примеры этического потребления: рациональность и романтизм (К. Кэмпбел). 2. Покажите связь традиционного и современного потребления и гедонизма. (К. Кэмпбел). 3. Покажите, в чем сложность потребления в обществе изобилия, потребление и контроль за производительными силами (Ж. Бодрийяр). 4. Сформулируйте теории постиндустриальных обществ как обществ потребления (Дж. Гэлбрейт, Э. Тоф-флер). 5. Покажите связь моды и потребления. Ее свойства и функции. 6. Сформулируйте особенности моды по Г. Зиммелю. 7. Смоделируйте макет новой и традиционной организации торговли. 8. Приведите примеры принципов организации торговли в супермаркете. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
темы для эссе 1. Особенности потребления в современной России в различных сферах 2. Маркетинг для потребителя или потребитель для маркетинга 3. Что век грядущий нам готовит?.. 4. Особенности потребления в различных социально-экономических группах. 5. Сравнительный анализ потребления среднего класса в России и Западной Европе. 6. Социологический анализ потребительской культуры «бедных». 7. Потребительское поведение российской молодежи. 8. Потребительское поведение и семья. 9. Влияние этнических факторов на потребление. 10. Связь религии и потребления. 11. Общество потребления: предпосылки формирования, направления исследования. 12. Глобализация потребления. 13. Шоппинг как вид досуга. 14. Особенности потребления по различным социально-экономическим группам. 15. Сравнительный анализ потребления среднего класса в России и Западной Европе. 16. Социологический анализ потребительской культуры «бедных». 17. Потребительское поведение российской молодежи. 18. Потребительское поведение и семья. 19. Влияние этнических факторов на потребление. 20. Связь религии и потребления. 21. Общество потребления: предпосылки формирования, направления исследования. 22. Глобализация потребления. 23. Шоппинг как вид досуга. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложение |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС социология потребления 3 курс.doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ильин В. И. | СОЦИОЛОГИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Голубкова Е.Н. | ИНТЕГРИРОВАННЫЕ МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в moodle «Социология потребления» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
• Б-ка «Гумер». – [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/index_philos.php • 2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/ • Научная электронная б-ка eLibrary.ru [Доступ к РИНЦ (Российскому индексу научного цитирования) и журнальным статьям] [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru/ • Российское образование. Федеральный образовательный портал. – Режим доступа: http://www.edu.ru/ • Abuss: Б-ка, архив, закрома. – [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://abuss.narod.ru/biblio.htm • Infolio – Университетская электронная б-ка [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.infoliolib.info/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. -На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. - На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. - Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. - На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. - Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. - Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. - Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. - При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации. - Продумайте свой ответ, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |