Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 37.03.02. Конфликтология |
Профиль | Конфликт-менеджмент |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 37_03_02_Конфликтология_КМ-2021 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 32 | 32 | 32 | 32 |
Консультации | 34 | 34 | 34 | 34 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор
1.1. | Цель: развитие социально–психологического мышления студентов на основе изучения закономерностей поведения и деятельности людей, включенных в социальные группы, а также психологических характеристик групп. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04 |
ОПК-2 | Способен анализировать конфликтные ситуации, применять основные методы, способы и средства получения информации о конфликтах и мирных способах взаимодействия, готовить материалы для экспертных заключений о конфликтогенном потенциале ситуации и субъектов взаимодействия |
ОПК-2.1 | Знает теоретико-методологические основы диагностики конфликта; |
ОПК-2.2 | Умеет применять основные методы, способы и средства получения информации о конфликтах и мирных способах взаимодействия; |
ОПК-2.3 | Обладает навыками подготовки материалов для экспертных заключений о конфликтогенном потенциале ситуации и субъектов взаимодействия |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | знает теоретико-методологические основы диагностики конфликта |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | умеет применять основные методы, способы и средства получения информации о конфликтах и мирных способах взаимодействия |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | обладает навыками подготовки материалов для экспертных заключений о конфликтогенном потенциале ситуации и субъектов взаимодействия |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Социальная психология как научная дисциплина | ||||||
1.1. | Предмет социальной психологии | Лекции | 3 | 2 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Особенности развития социально-психологического знания в России | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.3. | История формирования социально-психологических идей | Лекции | 3 | 1 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Первые исторические формы социально-психологического знания | Практические | 3 | 2 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Бихевиоризм, психоанализ, когнитивизм, интеракционизм как направления экспериментальной ориентации в социальной психологии в начале ХХ века | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Методология социально-психологического исследования | Лекции | 3 | 1 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.7. | Понятие методологии социально-психологического исследования. Уровни методологии.Общая характеристика методов социально-психологического исследования. | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Социально-психологическое исследование общения | ||||||
2.1. | Общение в системе межличностных и общественных отношений | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Общение как обмен информацией | Лекции | 3 | 2 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Вербальная и невербальная коммуникация. Кросскультурные различия. | Практические | 3 | 2 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Характеристика составляющих процесса коммуникации в контексте убеждающего воздействия | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.5. | Общение как взаимодействие | Лекции | 3 | 2 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.6. | Понятие интеракции.Содержание, стили, позиции, типы, уровни, сценарии, механизмы, динамика. | Практические | 3 | 2 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.7. | Конфликтное взаимодействие. Социально-психологический анализ конфликта | Практические | 3 | 2 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.8. | Общение как межличностная перцепция | Лекции | 3 | 2 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.9. | Межличностная аттракция. Методы измерения аттракции. | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-2.1, ОПК-2.2 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.10. | Структура межличностной перцепции. Механизмы и содержание межличностного восприятия. | Практические | 3 | 4 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Социальная психология групп и межгрупповых отношений | ||||||
3.1. | Проблема исследования групп в социальной психологии | Лекции | 3 | 2 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Понятие социальной группы.Основные психологические характеристики групп. Классификация социальных групп. | Практические | 3 | 3 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Большие социальные группы | Лекции | 3 | 2 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.4. | Особенности социально-психологического исследования стихийных групп, классов и этносов. | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.5. | Малые социальные группы | Лекции | 3 | 2 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.6. | Современное понимание малой социальной группы. Отечественные и зарубежные подходы к исследованию малой группы.Динамические процессы в малой группе. | Практические | 3 | 2 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.7. | Экспериментальные исследования динамических процессов. | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.8. | Психология межгрупповых отношений | Практические | 3 | 2 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.9. | Подходы к исследованию межгрупповых отношений в социальной психологии. Примеры экспериментов. | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Проблемы исследования личности в социальной психологии | ||||||
4.1. | Специфика социально-психологической проблематики исследования личности | Лекции | 3 | 2 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Концепция личности в социальной психологии. Социально-психологические характеристики личности. | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Проблема социализации в социальной психологии | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.4. | Понятие социализации личности. Содержание процесса социализации. Сферы, этапы, институты социализации. | Практические | 3 | 1 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.5. | Социальная идентичность как функция групповой принадлежности. | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.6. | Социальная установка. Определение, структура и функции аттитюда. Экспериментальные исследования. | Практические | 3 | 2 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.7. | Иерархическая структура личностных диспозиций | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.8. | Личность в группе | Практические | 3 | 2 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.9. | Эффективность деятельности личности.Социально-психологический тренинг как способ развития социально-психологических характеристик личности. | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.10. | Консультации | 3 | 34 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=258 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2: Способен анализировать конфликтные ситуации, применять основные методы, способы и средства получения информации о конфликтах и мирных способах взаимодействия, готовить материалы для экспертных заключений о конфликтогенном потенциале ситуации и субъектов взаимодействия Вопрос 1. Какое определение является верным? а. Предмет социальной психологии – изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик этих групп. б. Предмет социальной психологии – изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы. в. Предмет социальной психологии – изучение психологических характеристик социальных групп. Правильный ответ: а Вопрос 2. Выберите один верный ответ: а. Три стороны общения – это коммуникация, коакция, перцепция. б. Три стороны общения – это интеракция, коммуникация, перцепция. в. Три стороны общения – это коммуникация, перцепция, аттракция. Правильный ответ: б Вопрос 3. К какой из сторон общения относится проблема изучения конфликта? а. Коммуникация. б. Перцепция. в. Интеракция. Правильный ответ: в Вопрос 4. Какие средства передачи информации не относятся к невербальным»? а. Ольфакторные. б. Оптические. в. Речевые. Правильный ответ: в Вопрос 5. Какое определение является верным? а. Жесты – это движения рук. б. Жесты – это движения рук и ног. в. Жесты – это движения рук, ног, головы. Правильный ответ: а Вопрос 6. Какой из терминов является синонимом термина «социальная установка»? а. Аттитюд. б. Аттракция. в. Атрибуция. Правильный ответ: а Вопрос 7. Какие виды групп не изучает социальная психология? а. Реальные. б. Большие. в. Условные. г. Малые. Правильный ответ: в Вопрос 8. Что не относится к динамическим процессам в малой социальной группе? а. Феномен конформизма. б. Феномен фаворитизма. в. Феномен групповой сплоченности. Правильный ответ: б Вопрос 9. Какие характеристики описывают феномен лидерства? а. Стихийность возникновения. б. Нестабильность существования. в. Регуляция официальных отношений в группе. Правильный ответ: а Вопрос 10. Что сталкиается в конфликте? а. Мнения. б. Действия. в. Установки. г. Все ответы верные. Правильный ответ: г Вопрос 11. Какие элементы относятся к структуре конфликта? а. Проблема. б. Оппоненты. в. Объект. г. Инцидент. Правильный ответ: абвг Вопрос 12. Как называются участкики конфликта, активно вступающие в противоборство друг с другом? а. Оппоненты. б. Медиаторы. в. Подстрекатели. Правильный ответ: а Вопрос 13. Противоречие, ради разрешения котороко стороны вступают в противоборстова, называется...? а. Проблема. б. Объект. в. Инцидент. Правильный ответ: а Вопрос 14. Какие разновидности конфликтов бывают? а. Конструктивные. б. Деструктивные. Правильный ответ: аб Вопрос 15. Какие стратегии относятся к стратегиям урегулирования конфликта? а. Антогонизм. б. Сотрудничество. в. Конкуренция. г. Привыкание. д Избегание. Правильный ответ: бвд ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. В переводе с латинского слово "конфликт" означает ________________________. Вставьте слово. Правильный ответ: столкновение. 2. Что сталкивается в конфликте? Назовите не менее трех вариантов. Правильный ответ: мнения, позиции, действия, поведение, ценности, взгляды, установки, интересы. 3. Как по-другому называется причина конфликта? Правильный ответ: объект. 4. Назовите три стороны общения. Правильный ответ: коммуникация, интеракция, перцепция. 5. Какие средства передачи информации относятся к коммуникации? Правильный ответ: вербальные и невербальные. 6. К какой стороне общения относится изучение конфликтов? Правильный ответ: интеракция (или интерактивная сторона общения). 7. Действия участников конфликтной ситуации, провоцирующие резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними принято называть __________________________________. Вставьте слово. Правильный ответ: инцидент. 8. Что входит в структуру конфликта? Правильный ответ: проблема, участникки, объект, инцидент. 9. Назовите механизмы взаимопонимания в процессе общения. Правильный ответ: идентификация, эмпатия, рефлексия. 10. Назовите 3 основных стиля руководства коллективом? Правильный ответ: авторитарный (директивный), демократический (разрешительный) и либеральный (попустительский). 11. Приписывание причины поведения другому называется _________________________. Вставьте 2 слова. Правильный ответ: каузальная атрибуция. 12. Термин «аттитюд» переводится как ____________________________. Вставьте 2 слова. Правильный ответ: социальная установка. 13. Как называется эффект восприятия, который проявляется при формировании впечатления о человеке, когда более новая информация оказывается наиболее значимой. Правильный ответ: эффект новизны. 14. Стратегия поведения в конфликте, состоящая в поиске взаимных уступок, называется ______________________. Вставьте слово. Правильный ответ: компромисс. 15. Стратегия поведения в конфликте, состоящая в стремлении к максимальному удовлетворению интересов конфликтующих сторон, называется ______________________. Вставьте слово. Правильный ответ: сотрудничество. 16. Стратегия поведения в конфликте, состоящая в стремлении добиться своих интересов, не принимая во внимание интересы других, называется ______________________. Вставьте слово. Правильный ответ: конкуренция. 17. Вставьте пропущенное слово. Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу _________________. Правильный ответ: группы. 18. Как называется тип конфликта, который ведет к рассогласованию взаимодействия, к его расшатыванию ________________? Вставьте слово. Правильный ответ: деструктивный. 19. Как называется динамический процесс в малой группе, связанный с управлением группой? Правильный ответ: лидерство и руководство. 20. Какую разновидность конфликта выделяют наряду с деструктивным __________________________ ? Вставьте слово. Правильный ответ: конструктивный. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 51 %, получают зачет автоматически. Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий закрытого и открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 10. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено от 6 до 10 заданий; «не зачтено» – верно выполнено от 1 до 5 заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Г. М. Андреева | Социальная психология: учеб. для вузов | Аспект Пресс, 2014 | |
Л1.2 | А.Н. Сухов, М.Г. Гераськина, А.М. Лафуткин, А.В. Чечкова | Социальная психология: | М.: Юнити-Дана, 2015 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Бендас Т. В., Якиманская И. С., Молокостова А. М., Трифонова Е. А. | Социальная психология: учебник : | Иэд-во: Оренбургский государственный университет , 2015 | Электронный ресурс Университетская библиотека Online http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=364892&sr=1 |
Л2.2 | Богомолова Н.Н. | Социальная психология массовой коммуникации: учеб. пособие для вузов | М.: Аспект Пресс, 2010 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система издательства «Лань». | e.lanbook.com | ||
Э3 | ЭБС издательства «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
Э4 | ЭБС «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э5 | Курс в Moodle Социальная психология | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Методические рекомендации к самостоятельной работе. Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме; изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к промежуточной аттестации. Подготовка к практическим занятиям. В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовки к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Для подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных. Работа с учебной и научной литературой в рамках самостоятельной работы. При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать). Подготовка к тестам контроля знаний. Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных. |