МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.03.02. Конфликтология
ПрофильКонфликт-менеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_03_02_Конфликтология_КМ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 32
индивидуальные консультации 34
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 32 32 32 32
Консультации 34 34 34 34
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д-р психол.н., проф., Ральникова И.А.

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доц., Гурова О.С.

Рабочая программа дисциплины
Социальная психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 37.03.02 Конфликтология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 840)

составлена на основании учебного плана:
37.03.02 Конфликтология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: развитие социально–психологического мышления студентов на основе изучения закономерностей поведения и деятельности людей, включенных в социальные группы, а также психологических характеристик групп.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен анализировать конфликтные ситуации, применять основные методы, способы и средства получения информации о конфликтах и мирных способах взаимодействия, готовить материалы для экспертных заключений о конфликтогенном потенциале ситуации и субъектов взаимодействия
ОПК-2.1 Знает теоретико-методологические основы диагностики конфликта;
ОПК-2.2 Умеет применять основные методы, способы и средства получения информации о конфликтах и мирных способах взаимодействия;
ОПК-2.3 Обладает навыками подготовки материалов для экспертных заключений о конфликтогенном потенциале ситуации и субъектов взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.знает теоретико-методологические основы диагностики конфликта
3.2.Уметь:
3.2.1.умеет применять основные методы, способы и средства получения информации о конфликтах и мирных способах взаимодействия
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.обладает навыками подготовки материалов для экспертных заключений о конфликтогенном потенциале ситуации и субъектов взаимодействия

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социальная психология как научная дисциплина
1.1. Предмет социальной психологии Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Особенности развития социально-психологического знания в России Сам. работа 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. История формирования социально-психологических идей Лекции 3 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Первые исторические формы социально-психологического знания Практические 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Бихевиоризм, психоанализ, когнитивизм, интеракционизм как направления экспериментальной ориентации в социальной психологии в начале ХХ века Сам. работа 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Методология социально-психологического исследования Лекции 3 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Понятие методологии социально-психологического исследования. Уровни методологии.Общая характеристика методов социально-психологического исследования. Сам. работа 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Социально-психологическое исследование общения
2.1. Общение в системе межличностных и общественных отношений Сам. работа 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Общение как обмен информацией Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Вербальная и невербальная коммуникация. Кросскультурные различия. Практические 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Характеристика составляющих процесса коммуникации в контексте убеждающего воздействия Сам. работа 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.5. Общение как взаимодействие Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.6. Понятие интеракции.Содержание, стили, позиции, типы, уровни, сценарии, механизмы, динамика. Практические 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.7. Конфликтное взаимодействие. Социально-психологический анализ конфликта Практические 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.8. Общение как межличностная перцепция Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.9. Межличностная аттракция. Методы измерения аттракции. Сам. работа 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.10. Структура межличностной перцепции. Механизмы и содержание межличностного восприятия. Практические 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Социальная психология групп и межгрупповых отношений
3.1. Проблема исследования групп в социальной психологии Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Понятие социальной группы.Основные психологические характеристики групп. Классификация социальных групп. Практические 3 3 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Большие социальные группы Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.4. Особенности социально-психологического исследования стихийных групп, классов и этносов. Сам. работа 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.5. Малые социальные группы Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.6. Современное понимание малой социальной группы. Отечественные и зарубежные подходы к исследованию малой группы.Динамические процессы в малой группе. Практические 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.7. Экспериментальные исследования динамических процессов. Сам. работа 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.8. Психология межгрупповых отношений Практические 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.9. Подходы к исследованию межгрупповых отношений в социальной психологии. Примеры экспериментов. Сам. работа 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Проблемы исследования личности в социальной психологии
4.1. Специфика социально-психологической проблематики исследования личности Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Концепция личности в социальной психологии. Социально-психологические характеристики личности. Сам. работа 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.3. Проблема социализации в социальной психологии Сам. работа 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.4. Понятие социализации личности. Содержание процесса социализации. Сферы, этапы, институты социализации. Практические 3 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.5. Социальная идентичность как функция групповой принадлежности. Сам. работа 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.6. Социальная установка. Определение, структура и функции аттитюда. Экспериментальные исследования. Практические 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.7. Иерархическая структура личностных диспозиций Сам. работа 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.8. Личность в группе Практические 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.9. Эффективность деятельности личности.Социально-психологический тренинг как способ развития социально-психологических характеристик личности. Сам. работа 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.10. Консультации 3 34 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=258

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-2: Способен анализировать конфликтные ситуации, применять основные методы, способы и средства получения информации о конфликтах и мирных способах взаимодействия, готовить материалы для экспертных заключений о конфликтогенном потенциале ситуации и субъектов взаимодействия

Вопрос 1. Какое определение является верным?
а. Предмет социальной психологии – изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик этих групп.
б. Предмет социальной психологии – изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы.
в. Предмет социальной психологии – изучение психологических характеристик социальных групп.
Правильный ответ: а

Вопрос 2. Выберите один верный ответ:
а. Три стороны общения – это коммуникация, коакция, перцепция.
б. Три стороны общения – это интеракция, коммуникация, перцепция.
в. Три стороны общения – это коммуникация, перцепция, аттракция.
Правильный ответ: б

Вопрос 3. К какой из сторон общения относится проблема изучения конфликта?
а. Коммуникация.
б. Перцепция.
в. Интеракция.
Правильный ответ: в

Вопрос 4. Какие средства передачи информации не относятся к невербальным»?
а. Ольфакторные.
б. Оптические.
в. Речевые.
Правильный ответ: в

Вопрос 5. Какое определение является верным?
а. Жесты – это движения рук.
б. Жесты – это движения рук и ног.
в. Жесты – это движения рук, ног, головы.
Правильный ответ: а

Вопрос 6. Какой из терминов является синонимом термина «социальная установка»?
а. Аттитюд.
б. Аттракция.
в. Атрибуция.
Правильный ответ: а

Вопрос 7. Какие виды групп не изучает социальная психология?
а. Реальные.
б. Большие.
в. Условные.
г. Малые.
Правильный ответ: в

Вопрос 8. Что не относится к динамическим процессам в малой социальной группе?
а. Феномен конформизма.
б. Феномен фаворитизма.
в. Феномен групповой сплоченности.
Правильный ответ: б

Вопрос 9. Какие характеристики описывают феномен лидерства?
а. Стихийность возникновения.
б. Нестабильность существования.
в. Регуляция официальных отношений в группе.
Правильный ответ: а

Вопрос 10. Что сталкиается в конфликте?
а. Мнения.
б. Действия.
в. Установки.
г. Все ответы верные.
Правильный ответ: г

Вопрос 11. Какие элементы относятся к структуре конфликта?
а. Проблема.
б. Оппоненты.
в. Объект.
г. Инцидент.
Правильный ответ: абвг

Вопрос 12. Как называются участкики конфликта, активно вступающие в противоборство друг с другом?
а. Оппоненты.
б. Медиаторы.
в. Подстрекатели.
Правильный ответ: а

Вопрос 13. Противоречие, ради разрешения котороко стороны вступают в противоборстова, называется...?
а. Проблема.
б. Объект.
в. Инцидент.
Правильный ответ: а

Вопрос 14. Какие разновидности конфликтов бывают?
а. Конструктивные.
б. Деструктивные.
Правильный ответ: аб

Вопрос 15. Какие стратегии относятся к стратегиям урегулирования конфликта?
а. Антогонизм.
б. Сотрудничество.
в. Конкуренция.
г. Привыкание.
д Избегание.
Правильный ответ: бвд

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. В переводе с латинского слово "конфликт" означает ________________________. Вставьте слово.
Правильный ответ: столкновение.

2. Что сталкивается в конфликте? Назовите не менее трех вариантов.
Правильный ответ: мнения, позиции, действия, поведение, ценности, взгляды, установки, интересы.

3. Как по-другому называется причина конфликта?
Правильный ответ: объект.

4. Назовите три стороны общения.
Правильный ответ: коммуникация, интеракция, перцепция.

5. Какие средства передачи информации относятся к коммуникации?
Правильный ответ: вербальные и невербальные.

6. К какой стороне общения относится изучение конфликтов?
Правильный ответ: интеракция (или интерактивная сторона общения).

7. Действия участников конфликтной ситуации, провоцирующие резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними принято называть __________________________________. Вставьте слово.
Правильный ответ: инцидент.

8. Что входит в структуру конфликта?
Правильный ответ: проблема, участникки, объект, инцидент.

9. Назовите механизмы взаимопонимания в процессе общения.
Правильный ответ: идентификация, эмпатия, рефлексия.

10. Назовите 3 основных стиля руководства коллективом?
Правильный ответ: авторитарный (директивный), демократический (разрешительный) и либеральный (попустительский).

11. Приписывание причины поведения другому называется _________________________. Вставьте 2 слова.
Правильный ответ: каузальная атрибуция.

12. Термин «аттитюд» переводится как ____________________________. Вставьте 2 слова.
Правильный ответ: социальная установка.

13. Как называется эффект восприятия, который проявляется при формировании впечатления о человеке, когда более новая информация оказывается наиболее значимой.
Правильный ответ: эффект новизны.

14. Стратегия поведения в конфликте, состоящая в поиске взаимных уступок, называется ______________________. Вставьте слово.
Правильный ответ: компромисс.

15. Стратегия поведения в конфликте, состоящая в стремлении к максимальному удовлетворению интересов конфликтующих сторон, называется ______________________. Вставьте слово.
Правильный ответ: сотрудничество.

16. Стратегия поведения в конфликте, состоящая в стремлении добиться своих интересов, не принимая во внимание интересы других, называется ______________________. Вставьте слово.
Правильный ответ: конкуренция.

17. Вставьте пропущенное слово. Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу _________________.
Правильный ответ: группы.

18. Как называется тип конфликта, который ведет к рассогласованию взаимодействия, к его расшатыванию ________________? Вставьте слово.
Правильный ответ: деструктивный.

19. Как называется динамический процесс в малой группе, связанный с управлением группой?
Правильный ответ: лидерство и руководство.

20. Какую разновидность конфликта выделяют наряду с деструктивным __________________________ ? Вставьте слово.
Правильный ответ: конструктивный.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
«не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 51 %, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий закрытого и открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 10.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено от 6 до 10 заданий; «не зачтено» – верно выполнено от 1 до 5 заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Г. М. Андреева Социальная психология: учеб. для вузов Аспект Пресс, 2014
Л1.2 А.Н. Сухов, М.Г. Гераськина, А.М. Лафуткин, А.В. Чечкова Социальная психология: М.: Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бендас Т. В., Якиманская И. С., Молокостова А. М., Трифонова Е. А. Социальная психология: учебник : Иэд-во: Оренбургский государственный университет , 2015 Электронный ресурс Университетская библиотека Online http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=364892&sr=1
Л2.2 Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э5 Курс в Moodle Социальная психология portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме; изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к промежуточной аттестации.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовки к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Для подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с учебной и научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка к тестам контроля знаний.
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.