МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практикум по урегулированию конфликтов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки37.03.02. Конфликтология
ПрофильКонфликт-менеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_03_02_Конфликтология_КМ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 32
индивидуальные консультации 34
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 32 32 32 32
Консультации 34 34 34 34
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Пустовалова Е.В.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Нагайцев В.В.

Рабочая программа дисциплины
Практикум по урегулированию конфликтов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 37.03.02 Конфликтология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 840)

составлена на основании учебного плана:
37.03.02 Конфликтология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., канд. социол. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., канд. социол. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать у студентов знания, умения и навыки в области современных технологий урегулирования конфликтов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен реализовывать технологии разрешения межличностных, корпоративных и социально-трудовых конфликтов, конструирования социально-партнерских отношений
ОПК-4.1 Знает теоретико-методологические основы применения технологий урегулирования конфликтов и их специфику в различных сферах жизнедеятельности индивидов;
ОПК-4.2 Умеет применять техники и приемы в рамках различных технологий урегулирования конфликтов
ОПК-4.3 Обладает навыками реализации технологий урегулирования конфликтов в различных сферах жизнедеятельности индивидов
ОПК-5Способен вести эффективные переговоры и процесс медиации между конфликтующими сторонами
ОПК-5.1 Знает теоретико-методологические основы реализации процедуры медиации
ОПК-5.2 Умеет организовывать медиативные переговоры
ОПК-5.3 Обладает навыками проведения медиации между конфликтующими сторонами
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-5.1. Знает принципы, методы организационной и технической работы в реализации конкретных мероприятий профилактического, развивающего, коррекционного или реабилитационного характера в сфере профессиональной деятельности
ОПК-4.1. Знает основные формы психологической помощи для решения конкретной проблемы отдельных лиц, групп населения и (или) организаций, в том числе лицам с ограниченными возможностями здоровья и при организации инклюзивного образования.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-5.2. Умеет выполнять организационную и техническую работу в реализации конкретных мероприятий профилактического, развивающего, коррекционного или реабилитационного характера в сфере профессиональной деятельности
ОПК-4.2. Умеет применять основные формы психологического вмешательства разного характера реализации в индивидуальном и групповом формате для решения задач в сфере профессиональной деятельности, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и при организации инклюзивного образования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-5.3. Владеет методиками и приемами организационной и технической работы в реализации конкретных мероприятий профилактического, развивающего, коррекционного или реабилитационного характера в сфере профессиональной деятельности: в контексте конкретного случая, ставит цель, выдвигает задачи, подбирает психотехнические средства, определяет их последовательность, устанавливает временной диапазон, необходимый для достижения цели, анализирует полученные результаты реализации программы, дает рекомендации, выносит заключение, адекватно случаю и задачам.
ОПК-4.3. Владеет основными формами психологической помощи и инструментами психологического воздействия (методами профилактики, коррекции, развития, реабилитации) для решения конкретной психологической проблемы отдельных лиц, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, групп населения, организаций и при организации инклюзивного образования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Общая теория урегулирования конфликтов
1.1. Основные подходы к определению понятия и обоснованию базовых принципов урегулирования конфликта Лекции 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Основные подходы к определению понятия и обоснованию базовых принципов урегулирования конфликта Практические 3 1 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Основные подходы к определению понятия и обоснованию базовых принципов урегулирования конфликта Сам. работа 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.4. Место и роль урегулирования в системе управления конфликтом Практические 3 1 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.5. Место и роль урегулирования в системе управления конфликтом Сам. работа 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.6. Исторический подход к осмыслению сущности посредничества Лекции 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3
1.7. Исторический подход к осмыслению сущности посредничества Практические 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3
1.8. Исторический подход к осмыслению сущности посредничества Сам. работа 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3
1.9. Специфика практики применения посредничества в урегулировании конфликтов Лекции 3 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3
1.10. Специфика практики применения посредничества в урегулировании конфликтов Практические 3 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3
1.11. Специфика практики применения посредничества в урегулировании конфликтов Сам. работа 3 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3
Раздел 2. Раздел 2. Основные виды урегулирования конфликтов и технологии применения
2.1. История возникновения и особенности развития технологии арбитража Лекции 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. История возникновения и особенности развития технологии арбитража Практические 3 1 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. История возникновения и особенности развития технологии арбитража Сам. работа 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.4. Специфика применения арбитража во внесудебном урегулировании конфликтов Практические 3 1 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.5. Специфика применения арбитража во внесудебном урегулировании конфликтов Сам. работа 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.6. Особенности возникновения и развития конфликтологического консультирования Практические 3 3 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.7. Особенности возникновения и развития конфликтологического консультирования Сам. работа 3 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.8. Содержание технологии конфликтологического консультирования и принципы ее применения в урегулировании конфликта Лекции 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.9. Содержание технологии конфликтологического консультирования и принципы ее применения в урегулировании конфликта Практические 3 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.10. Содержание технологии конфликтологического консультирования и принципы ее применения в урегулировании конфликта Сам. работа 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.11. Современная технология медиации: принципы реализации и этапы проведения Лекции 3 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.12. Современная технология медиации: принципы реализации и этапы проведения Практические 3 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.13. Современная технология медиации: принципы реализации и этапы проведения Сам. работа 3 6 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.14. Специфика переговоров в практике урегулирования конфликтов Лекции 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.15. Специфика переговоров в практике урегулирования конфликтов Практические 3 1 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.16. Специфика переговоров в практике урегулирования конфликтов Сам. работа 3 6 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.17. Этапы и принципы переговорного процесса в ситуации конфликта Практические 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.18. Этапы и принципы переговорного процесса в ситуации конфликта Сам. работа 3 0 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.19. Консультации 3 34 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11172
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-4.Способен реализовывать технологии разрешения межличностных, корпоративных и социально-трудовых конфликтов, конструирования социально-партнерских отношений

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания закрытой формы (выбор одного или нескольких вариантов)
1. Основные альтернативные способы разрешения конфликта с участием посредника (возможно несколько вариантов ответа):
a) фасилитация
b) конфликтолдогическое консультирование
c) медиация
d) переговоры
e) арбитраж
f) суд
2. Основная задача консультанта:
a) помочь клиенту разработать свою стратегию в преодолении конфликтной ситуации
b) найти решение проблемы
c) побеседовать с клиентом о волнующих его проблемах
3. Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора пользуются всеми правами истца и несут все его обязанности.
a) исключая обязанность соблюдать досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора с ответчиком
b) без каких-либо ограничений
c) исключая право изменять предмет или основание иска
d) исключая право признания искового требования
4. Мировое соглашение в арбитражном процессе
a) может подписываться представителями сторон
b) не может содержать условия об отсрочке исполнения обязательств
c) заключается в количестве, равном числу лиц, которые его заключают
5. Определите общие признаки переговоров (возможно несколько вариантов ответов):
a) это диалог как минимум двух сторон
b) переговоры ведутся только в условиях конфликта
c) предметом обсуждения на переговорах является значимая для обеих сторон проблема
d) интересы сторон, ведущих переговоры, значительно расходятся
e) для переговоров характерно наличие ситуации со смешенными интересами
f) участники переговоров взаимозависимы.
g) участники переговоров абсолютно независимы друг от друга.
6. В работе конфликтолога-консультанта техники и приемы рефлексивного общения – это:
a) лишь средство для достижения значимых психологических целей.
b) основной инструмент работы.
c) фундамент профессиональной деятельности.
d) средство манипуляции в корыстных целях.
7. Конфликтологическое консультирование позволяет конфликтеру (возможно несколько вариантов ответов):
a) повысить уровень осознания проблемы, себя, своих чувств и действий, отношений с оппонентом и т.д.
b) увидеть и услышать себя со стороны.
c) расширить, упорядочить и структурировать видение проблемы
d) сразу разрешить конфликт расширить, упорядочить и структурировать видение проблемы
8. Наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе содействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся негативными эмоциями – это:
a) конфликт.
b) предконфликтная ситуация.
c) дискуссия.
9. Процесс перехода от предконфликтной ситуации к конфликту и его разрешению отражает.
a) объект конфликта.
b) темперамент участников конфликта.
c) динамика конфликта.
10. Совместная деятельность участников конфликта, направленная на прекращение противодействия и разрешение проблемы – это:
a) затухание конфликта.
b) разрешение конфликта.
c) манипуляции в конфликте.
11. Мировое соглашение может быть заключено сторонами:
a) только в суде апелляционной инстанции.
b) только в суде первой инстанции.
c) в суде любой инстанции.
12. При арбитражной форме посредничества окончательное решение принимает:
a) одна из сторон конфликта.
b) обе стороны конфликта.
c) специальный посредник
13. Какая тактика предполагает манипулирование осведомленностью оппонента о своих замыслах и планах?
a) тактика сокрытия и открытия информации.
b) имитация мягкого стиля.
с) игра промежуточными предложениями.
14. Консенсус это:
a) найденный компромисс.
b) достигнутое согласие
c) баланс сил сторон.
15. Авторы известной типологии пяти стратегий поведения в конфликте:
a) К. Маркс и Ф. Энгельс
b) Л. Коузер и Р. Дарендорф
c) К. Томас и Р. Килменн
d) М. Вебер и Г. Зиммель

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1-b.c.d.e
2-a
3-a
4-a
5-a,c,e
6-b
7-a,b,c
8-a
9-c
10-b
11-c
12- с
13 – а
14-b
15-с
Критерии оценивания:
За выполнение тестовых заданий закрытой формы студент получает по 1 баллу за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 15 баллов.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. В конфликтологии известно ______________ основных способа урегулирования конфликта
2. Слова, действия (или бездействия), которые могут привести к конфликту – это ___________
3. Теории конфликтной модели общества придерживался _______________
4. ___________________ является автором теории классовой борьбы и социальной революции
5. Впервые предпринял попытку системного анализа социальных конфликтов ____________________
6. Нормативное урегулирование конфликта происходит на основе ____________
7. Консенсус – это форма достижения _____________ в конфликте
8. Форма поведения стороны конфликта, характеризуется особой враждебностью к оппонентам - это ___________
9. Стратегия поведения в конфликте основанная на упорном отстаивании сторонами своих интересов называется _________________
10. Стратегия поведения в конфликте основанная на совместном поиске решений, удовлетворяющих интересы всех сторон называется _________________
11. Форма участия третьей стороны в урегулировании конфликта, при которой она дает рекомендации стороне конфликта _________________________________
12. Форма участия третьей стороны в урегулировании конфликта, при которой она выносит обязательное для исполнения сторонами решение – это ____________________
13. Посредник в ходе урегулирования конфликта воздействует на __________________ конфликта
14. Целенаправленное воздействие на процесс динамики конфликта – это ___________________ конфликтом
15. Признание реальности конфликта конфликтующими сторонами, легитимизация конфликта и его институциализация входят в содержание процесса ___________________ конфликта
16. Методику ПОИР (Постепенных и обоюдных инициатив по разрядке напряженности) разработал ____________
17. В России первый центр по разрешению конфликтов был создан в городе _____________________
18. Тактика, когда одна сторона предлагает принцип раздела и проводит раздел, а другая выбирает называется тактикой ___________
19. Приемы и способы воздействия, которые побуждают собеседника к действиям и высказываниям, наносящим ущерб его интересам и которых он бы не совершил, если бы не был введен в заблуждение другой стороной – это ___________________________ техники
20. Применение особых приемов, направленных на обеспечение возможности поиска взаимоприемлемых решений сторонами конфликта – это ________________ урегулирования конфликта

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1-4
2-конфликтогены
3-Р. Дарендорф
4-К. Маркс
5-Г. Зиммель
6-норм права
7-согласия
8-агрессия
9-соперничество
10-сотрудничество
11-консультирование (конфликтологическое)
12-арбитраж
13-причину
14-управление
15-регулирования
16-Ч. Освуд
17-Санкт-Петербург
18-«пирога»
19-манипулятивные
20-техника/технология

Критерии оценивания:
За выполнение тестовых заданий открытой формы студент получает по 1,5 балла за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 30 баллов.
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-5. Способен вести эффективные переговоры и процесс медиации между конфликтующими сторонами

1. Назовите основные индикаторы успешности медиативных переговоров (возможно несколько вариантов ответов).
а) субъективные оценки переговоров и их результатов;
б) наличие итогового документа, в котором отражено соглашение сторон по решению проблемы;
в) наличие итогового документа, подписанного официальными представителями сторон;
г) степень решения проблемы;
д) выполнение обеими сторона взятых на себя обязательств;
е) быстротечность переговоров;
ж) все вышеперечисленное.

2. Определите общие признаки традиционных и медиативных переговоров (возможно несколько вариантов ответов).
а) это диалог как минимум двух сторон;
б) переговоры ведутся только в условиях конфликта;
в) предметом обсуждения на переговорах является значимая для обеих сторон проблема;
г) интересы сторон, ведущих переговоры, значительно расходятся;
д) обязательное участие посредника в переговорах;

3. Гарвардская школа управления переговорами разработала:
а) принципиальные переговоры;
б) позиционный торг;
в) управление балансом сил;
г) избегание.

4. К какой модели поведения в переговорном процессе относится следующее поведение: «Утверждает, что проблема не актуальна, конфликтная ситуация разрешится сама собой. Не проявляет усилий для достижения соглашения… Роль посредника занижается»?
а) избегания;
б) уступки;
в) отрицания;
г) сотрудничества

5. К какой модели поведения в переговорном процессе относится следующее поведение: «Один из участников переговоров отказывается приступать к обсуждению конфликтной проблемы; стремится уйти от обсуждаемой проблемы, и изменить предмет обсуждения. Отказывается от услуг посредника»?
а) избегания;
б) уступки;
в) отрицания;
г) сотрудничества

6. Какой стиль ведения переговоров соответствует уступающей стратегии?
а) мягкий стиль;
б) жесткий стиль;
в) торговый стиль;
г) сотруднический стиль.

7. Какая форма разрешения конфликта двух сторон с помощью третьей стороны представляет особый вид переговорного процесса?
а) примирение;
б) насилие;
в) разъединение;
г) социальное давление;
д) компромисс;
ж) медиация.

8. Какой метод ведения переговоров заключается в попытке медиатором определить и изменить последовательность действий оппонента?
а) позиционный торг;
б) «лакомый кусочек»;
в) «информационная ловушка»;
г) самокритика;
д) «срыв» сценария;
е) психологическое айкидо.

9. Выберите альтернативные формы разрешения конфликтов, которые существуют в России (возможно несколько вариантов ответов):
а) медиация
б) арбитраж
в) комиссии по трудовым спорам
г) суд

10. Законодательство Российской Федерации закрепило следующие принципы медиации (возможно несколько вариантов ответов):
а) добровольность
б) конфиденциальность
в) сотрудничество
г) равноправие сторон
д) независимость медиатора
е) объективность результатов

11. Когда, согласно закона N 193-ФЗ, начинается процедура медиации:
а) когда стороны выбрали медиатора
б) со дня заключения соглашения сторонами о проведении этой процедуры
в) когда стороны устно договорились, что такая процедура необходима

12. Если медиативные переговоры завершились победой одной из сторон конфликта, это означает, что они проведены:
а) успешно
б) не успешно
в) частично успешно

13. Что такое медиация?
а) вмешательство по типу юридического урегулирования конфликта
б) посредничество
в) ограниченный арбитраж
г) конфликтологическое консультирование

14. Процедура медиации - это:
а) конструктивный переговорный процесс
б) состязательный процесс
в) процесс решения по спору
г) соперничество в конфликте

15. Медиатор - это:
а) нейтральное, но заинтересованное лицо, которое помогает сторонам выработать общее понимание возникшего конфликта и действовать в направлении урегулирования спора, выявить спорные вопросы и возможные варианты их решения, удовлетворяющие всех участников конфликта
б) лицо, которое принимает чью-либо сторону, ставит одну из сторон в преимущественное положение, консультирует стороны по правовым вопросам и комментирует позиции или решения суда, арбитражного или третейского суда
в) нейтральное, незаинтересованное и независимое лицо, которое помогает сторонам выработать общее понимание возникшего конфликта и действовать в направлении урегулирования спора, выявить спорные вопросы и возможные варианты их решения, удовлетворяющие всех участников конфликта


ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:

1-б,д
2-а,в
3-а
4-а
5-в
6-а
7-ж
8-д
9-а,в
10-а,в
11-б
12-б
13-б
14-а
15-в

Критерии оценивания:
За выполнение тестовых заданий закрытой формы студент получает по 1 баллу за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 15 баллов.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)

1. Добровольность и конфиденциальность – это _______________ медиации
2. Медиатор, осуществляющий деятельность на профессиональной основе, имеет возрастной ценз достижения возраста ____ лет
3. При проведении процедуры медиации, медиатор должен выслушать _____________ сторон и работать с их интересами
4. Максимальный срок проведения процедуры медиации составляет ____ дней
5. Лица, желающие урегулировать спор с помощью процедуры медиации – это ___________ медиации
6. При направлении одной из сторон письменного обращения о проведении процедуры медиации, второй стороне необходимо ответить в течение ____ дней
7. Федеральный закон № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) был принят в _________ году
8. Порядок проведения процедуры медиации устанавливается _________________
9. Соглашение, достигнутое сторонами, в результате применения процедуры медиации к спору и заключенное в письменной форме – это ____________________ соглашение
10. Процедура медиации является _____________ способом урегулирования спора
11. Процедура медиации представляет собой ________________ форму защиты права
12. Независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора - это __________
13. Пути решения конфликта разрабатывают ______________
14. Медиация не может применяться к ________________ трудовым спорам в образовательном учреждении
15. Процесс переговоров, в котором медиатор-посредник является организатором и управляет переговорами таким образом, чтобы стороны пришли к наиболее выгодному реалистичному и удовлетворяющему интересам обеих сторон соглашению, в результате выполнения которого, стороны урегулируют конфликт между собой – это _____________
16. Договор сторон о прекращении производства по делу и, соответственно, спора на определенных, согласованных ими условиях, который утверждается арбитражным судом – это ____________
17. Установленные законодательством процессуальные возможности арбитражного суда по содействию урегулированию переданного в суд спора путем принятия под контролем суда мер, направленных на окончание дела миром и прекращение производства по делу – это ________________________
18. Деятельность посредника и участников конфликта, направленная на прекращение противодействия и устранение проблемы – это ____________________________
19. Переговорный процесс можно разделить на ______________ переговоров
20. Независимое лицо на переговорах, которое их сопровождает по обоюдному согласию сторон – это ________________

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. принципы
2. 25
3. позиции
4. 180
5. стороны
6. 30
7. 2010
8. сторонами конфликта
9. медиативное
10. несудебным
11. альтернативную
12. медиатор
13. стороны конфликта
14. коллективным
15. медиация
16. мировое соглашение
17. примирительные процедуры
18. разрешение конфликта
19. стадии
20. медиатор

Критерии оценивания:
За выполнение тестовых заданий открытой формы студент получает по 2 балла за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 40 баллов.

Общая суммарная оценка за выполнение задания «Итоговое тестирование по курсу (Final test)» может составлять максимум 100 баллов.
Баллы, начисленные студенту за выполнение заданий теста автоматически пересчитываются системой в 4-балльную шкалу (от «5» до «2»). Баллы, начисленные студенту за выполнение заданий пересчитываются преподавателем по схеме:
1-49 баллов – оценка «2»,
50-69 баллов – оценка «3»,
70-84 баллов – оценка «4»,
85-100 баллов – оценка «5».
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 20.
Задания для письменного опроса открытой формы (с кратким свободным ответом)

1. В конфликтологии известно ______________ основных способа урегулирования конфликта
2. Слова, действия (или бездействия), которые могут привести к конфликту – это ___________
3. Теории конфликтной модели общества придерживался _______________
4. ___________________ является автором теории классовой борьбы и социальной революции
5. Впервые предпринял попытку системного анализа социальных конфликтов ____________________
6. Нормативное урегулирование конфликта происходит на основе ____________
7. Консенсус – это форма достижения _____________ в конфликте
8. Форма поведения стороны конфликта, характеризуется особой враждебностью к оппонентам - это ___________
9. Стратегия поведения в конфликте основанная на упорном отстаивании сторонами своих интересов называется _________________
10. Стратегия поведения в конфликте основанная на совместном поиске решений, удовлетворяющих интересы всех сторон называется _________________
11. Форма участия третьей стороны в урегулировании конфликта, при которой она дает рекомендации стороне конфликта _________________________________
12. Форма участия третьей стороны в урегулировании конфликта, при которой она выносит обязательное для исполнения сторонами решение – это ____________________
13. Посредник в ходе урегулирования конфликта воздействует на __________________ конфликта
14. Целенаправленное воздействие на процесс динамики конфликта – это ___________________ конфликтом
15. Признание реальности конфликта конфликтующими сторонами, легитимизация конфликта и его институциализация входят в содержание процесса ___________________ конфликта
16. Методику ПОИР (Постепенных и обоюдных инициатив по разрядке напряженности) разработал ____________
17. В России первый центр по разрешению конфликтов был создан в городе _____________________
18. Тактика, когда одна сторона предлагает принцип раздела и проводит раздел, а другая выбирает называется тактикой ___________
19. Приемы и способы воздействия, которые побуждают собеседника к действиям и высказываниям, наносящим ущерб его интересам и которых он бы не совершил, если бы не был введен в заблуждение другой стороной – это ___________________________ техники
20. Применение особых приемов, направленных на обеспечение возможности поиска взаимоприемлемых решений сторонами конфликта – это ________________ урегулирования конфликта
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:

Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лопарев, А. В. Конфликтология: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/A3965F22-B30E-46E8-B7AC-DB744E01CBF8
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бунтовская, Л. Л. Конфликтология : учебное пособие для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/6CBED0CF-656E-4A94-8DFC-BAA67F70825C
Л2.2 Емельянов, С. М. Конфликтология: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.socioline.ru/node/842
Э2 www.humanities.edu.ru/db/msg/
Э3 http://aconflict.ru
Э4 Курс в moodle «Практикум по урегулированию конфликтов» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для того, что практические занятия проходили эффективно и продуктивно, необходимо:
 ознакомиться с планом практического занятия;
 самостоятельную подготовку к практическому занятию начинать с изучения понятийного аппарата темы;
 просматривать и изучать все вопросы практического занятия, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно);
 проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам;
 при выступлении не просто пересказывать текст учебника, но и выражать свою личностно-профессиональную оценку прочитанного;
 при возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействовать с преподавателем.
При оценивании ответа на теоретический вопрос практического занятия преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Практическое задание
Выполнение практического задания возможно как на практического занятии, так и в процессе самостоятельной работы студента. При оценивании практического задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Тестирование
Итоговое тестирование по предмету проводится непосредственно в аудитории с использованием раздаточного материала. На тестирование отводится 30 минут. При оценивании теста преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Реферат
Выбор темы ограничивается предложенным списком. При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу»
При оценивании реферата преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Зачет
Студент на зачете отвечает на два теоретических вопроса и выполняет одно практическое задание, предложенных преподавателем из списка (см. пункт 3 ФОСа), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 25 минут. При оценивании ответа преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Общая оценка за зачет выставляется на основании определения среднего арифметического баллов, полученных за ответ на каждый вопрос.