Закреплена за кафедрой | Кафедра социологии и конфликтологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.03.02. Конфликтология |
Профиль | Конфликт-менеджмент |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 9 ЗЕТ |
Учебный план | 37_03_02_Конфликтология_КМ-2021 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | 1 (2) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 16,5 | 20 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 26 | 26 | 26 | 26 | 52 | 52 |
Практические | 28 | 28 | 28 | 28 | 56 | 56 |
Сам. работа | 36 | 36 | 45 | 45 | 81 | 81 |
Консультации | 54 | 54 | 54 | 54 | 108 | 108 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 180 | 180 | 324 | 324 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии
Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В.,канд.социол.наук, доцент
1.1. | рассмотреть теоретические основы и закономерности становления и развития социологической науки, выделить ее специфику, раскрыть принципы соотношения методологии и методов социологического познания |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05 |
ОПК-1 | Способен осуществлять научное исследование на основе современной методологии изучения конфликтов, реализовывать научные программы в сфере профессиональной деятельности, применять методы сбора, анализа и интерпретации эмпирических данных в соответствии с поставленной задачей, оценивать достоверность эмпирических данных и обоснованность выводов исследований |
ОПК-1.1 | Знает современную теоретико методологическую основу изучения конфликтов; |
ОПК-1.2 | Умеет применять методы сбора, анализа и интерпретации эмпирических данных в соответствии с поставленной задачей; |
ОПК-1.3 | Обладает навыками оценки достоверности эмпирических данных и обоснованности выводов исследований |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Знает современную теоретикометодологическую основу изучения конфликтов |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Умеет применять методы сбора, анализа и интерпретации эмпирических данных в соответствии с поставленной задачей |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Обладает навыками оценки достоверности эмпирических данных и обоснованности выводов исследований |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Возникновение и развитие социологии как науки. Общие вопросы истории и теории социологии | ||||||
1.1. | Социология как наука об обществе | Лекции | 1 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Социология как наука об обществе | Практические | 1 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Социология как наука об обществе | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Историко-социологическое введение | Лекции | 1 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Историко-социологическое введение | Практические | 1 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Историко-социологическое введение | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Социологическое исследование социальных систем | ||||||
2.1. | Общество как социокультурная система | Лекции | 1 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Общество как социокультурная система | Практические | 1 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Общество как социокультурная система | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Социальная структура и стратификация общества | Лекции | 1 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1, Л1.1 |
2.5. | Социальная структура и стратификация общества | Практические | 1 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1, Л1.1 |
2.6. | Социальная структура и стратификация общества | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1, Л1.1 |
2.7. | Социальные институты и организации | Лекции | 1 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1, Л1.1 |
2.8. | Социальные институты и организации | Практические | 1 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1, Л1.1 |
2.9. | Социальные институты и организации | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1, Л1.1 |
2.10. | Социальные общности и группы | Лекции | 1 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1, Л1.1 |
2.11. | Социальные общности и группы | Практические | 1 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1, Л1.1 |
2.12. | Социальные общности и группы | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1, Л1.1 |
2.13. | Личность и ее социализация | Лекции | 1 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1, Л1.1 |
2.14. | Личность и ее социализация | Практические | 1 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1, Л1.1 |
2.15. | Личность и ее социализация | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1, Л1.1 |
2.16. | Консультации | 1 | 54 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 3. Специальные социологические теории | ||||||
3.1. | Социология образования | Лекции | 1 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Социология образования | Практические | 1 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Социология образования | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1, Л1.1 |
3.4. | Социология рекламы, коммуникаций | Лекции | 1 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1, Л1.1 |
3.5. | Социология рекламы, коммуникаций | Практические | 1 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1, Л1.1 |
3.6. | Социология рекламы, коммуникаций | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1, Л1.1 |
3.7. | Социология семьи | Лекции | 2 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1, Л1.1 |
3.8. | Социология семьи | Практические | 2 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1, Л1.1 |
3.9. | Социология семьи | Сам. работа | 2 | 8 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1, Л1.1 |
3.10. | Социология культуры | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1, Л1.1 |
3.11. | Социология культуры | Практические | 2 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1, Л1.1 |
3.12. | Социология культуры | Сам. работа | 2 | 19 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1, Л1.1 |
3.13. | Этносоциология | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1, Л1.1 |
3.14. | Этносоциология | Практические | 2 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1, Л1.1 |
3.15. | Этносоциология | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1, Л1.1 |
3.16. | Социология молодежи | Лекции | 2 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1, Л1.1 |
3.17. | Социология молодежи | Практические | 2 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1, Л1.1 |
3.18. | Социология молодежи | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1, Л1.1 |
3.19. | Социология города | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1, Л1.1 |
3.20. | Социология города | Практические | 2 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1, Л1.1 |
3.21. | Социология города | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1, Л1.1 |
3.22. | Социология села | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1, Л1.1 |
3.23. | Социология села | Практические | 2 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1, Л1.1 |
3.24. | Социология села | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1, Л1.1 |
3.25. | Социология конфликта | Лекции | 2 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1, Л1.1 |
3.26. | Социология конфликта | Практические | 2 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1, Л1.1 |
3.27. | Социология конфликта | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Теория, методология и методика социологических исследований | ||||||
4.1. | Программа социологического исследования | Лекции | 2 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Программа социологического исследования | Практические | 2 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Программа социологического исследования | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1, Л1.1 |
4.4. | Методы социологических исследований | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1, Л1.1 |
4.5. | Методы социологических исследований | Практические | 2 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1, Л1.1 |
4.6. | Методы социологических исследований | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1, Л1.1 |
4.7. | Экзамен | 2 | 27 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л2.1, Л1.1 | |
4.8. | Консультации | 2 | 54 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Тестовые задания (выбор одного из вариантов) 1. Социальный процесс – это: a) последовательная смена явлений, состояний, изменений в обществе; b) естественный постепенный объективный процесс изменения системы, преобразующий ее элементы; c) комплекс спланированных мероприятий, направленных на частичное усовершенствование, преобразование какой - либо сферы общества. 2. Направленные социальные процессы – это: a) социальные процессы, предполагающие определенную цель или тенденцию в своем движении; b) социальные процессы, которые носят случайный, хаотичный и непредсказуемый характер; c) социальные процессы, которые предполагают развитие в сторону улучшения, усовершенствования, прогресса. 3. Социальное явление по П. Сорокину – это: a) взаимодействие двух или большего числа индивидов, обуславливающих переживания и поведение друг друга; наличие актов, посредством которых они обусловливают взаимные переживания и поступки; наличие проводников, передающих действие или влияние от одного индивида к другому; b) взаимодействие с окружающей средой, которое конкретизируется как в субъект-субъектных, так и в субъект-объектных отношениях; c) система взаимосвязанных актов и поступков, ориентированных на прошлое, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других людей и воздействующих на них. 4. Кто является автором драматургической концепции в социологии: a) А. Шюц; b) Ч. Кули; c) И. Гофман. 5. Автором теории социального действия является: a) Ф. Ницше; b) М. Вебер; c) Э. Дюркгейм. 6. Социологическое исследование – это: a) сбор первичной социологической информации; b) описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе; c) система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении. 7. Интерпретация эмпирических данных – это: a) процедура соотнесения результатов одного исследования с результатами других исследований; b) процесс приписывания содержательного смысла полученным в результате применения математического метода формальным символам, выражениям, отношением; c) интегральная характеристика, содержащая качество цели, средств, процесса и результата исследования и зависящая от каждого из этапов исследования. 8. Какие вопросы называются «закрытыми»: a) вопросы, на которые респондент уже дал ответы; b) вопросы, ответы на которые нужно выбрать из фиксированных наборов вариантов; c) вопросы, ответы на которые даются анонимно. 9. «Область социологического знания, ориентированная на изучения крупномасштабных социальных явлений». К какой части социологии относится данное положение? a) макросоциология; b) микросоциология; c) эмпирическая социология. 10. Понятие идеального типа как инструмента изучения социальных явлений ввел в научный оборот: a) Г. Спенсер; b) М. Вебер; c) К. Маркс. 11. Социология способна на основе эмпирического материала и теоретических обобщений предвидеть возможные варианты развития социальных процессов. О какой функции социологии как науки идет речь? a) теоретико-познавательной; b) прогностической; c) гуманистической. 12. Что понимается в социологии под операционализацией: a) процедура перевода теоретических понятий в переменные и эмпирические индикаторы; b) определение последовательности действий по реализации исследовательского проекта; c) процедура перевода теоретических гипотез в эмпирические данные. 13. Что в социологии понимается под репрезентативностью: a) характеристика эмпирических данных, указывающая на их точность и наглядность; b) характеристика метода сбора данных, указывающая на его адекватность предмету исследования; c) характеристика выборки, указывающая на ее способность представлять генеральную совокупность. 14. Предмет социологии – это: a) личность; b) совокупность социальных явлений и процессов; c) общество. Ключ к тестам № Ответ 1 А 2 А 3 А 4 С 5 В 6 С 7 В 8 В 9 А 10 В 11 В 12 А 13 С 14 В Критерии оценивания: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ: «зачтено» – верно выполнено более 60% заданий. «не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий. Открытые вопросы 1. Социальные процессы находятся во всех обществах и выступают как упорядоченная форма________взаимодействия (социального) 2. Функционирование и развитие общества происходят в_______ формах социальных процессов, характеризующих субъектно-объектные связи и отношения во всех сферах деятельности людей (различных) 3. Важнейшими чертами социальных процессов является их всеобщность и связь, с _________, который осуществляет процесс (субъектом) 4. Социальные процессы, предполагающие определенную цель или тенденцию в своем движении называются ___________(направленные) 5. Социальные процессы, которые носят случайный, хаотичный и непредсказуемый характер называются _________(ненаправленные) 6. Социальные процессы, которые предполагают развитие в сторону улучшения, усовершенствования, прогресса называются _______(восходящими) 7. Социальные процессы, приводящие систему к негативным дисфункциональным изменениям – регрессу называются ____________(нисходящие) 8. Простейшим социальным явлением сторонники органической школы считали человеческого________(индивида) 9. По мнению социолога_________социальное явление представляет собой взаимодействие двух или большего числа индивидов, обуславливающих переживания и поведение друг друга; наличие актов, посредством которых они обусловливают взаимные переживания и поступки; наличие проводников, передающих действие или влияние от одного индивида к другому (П. Сорокина) 10. Метод научного познания, состоящий в мысленном разложении предмета социологического исследования как целого на составные части с целью изучения их конкретного содержания и взаимодействия – это социологический _______(анализ) 11. Укажите, кем введено понятие «социология»____________ (О. Контом) 12. Социология – это_________(самостоятельная наука об обществе как целостной социальной системе, ее подсистемах и отдельных элементах) 13. И. Гофман является автором, какой концепции в социологии__________(драматургической) 14. Кому из социологов принадлежит концепция механической и органической солидарности___________ (Э. Дюркгейм) 15. Кто является автором концепции социологического воображения_____(Ч. Миллс) 16. Сколько разделов в программе социологического исследования ____? (два) 17. Основателем органической школы в социологии является___________(Г. Спенсер) 18. Процесс приписывания содержательного смысла полученным в результате применения математического метода формальным символам, выражениям, отношением называется ____________( интерпретация эмпирических данных) 19. Стратегия поведения в конфликте, при которой происходит урегулирование разногласий через взаимные уступки – это ______(компромисс) 20. Несовпадение целей и интересов людей или соответствующих социальных групп – это социальный ________(конфликт) 21. Совокупность статистических и документальных данных, социологических показателей и индикаторов развития изучаемых явлений и процессов характеризует _________социальную информацию (эмпирическую) Критерии оценки открытых вопросов. Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце первого семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) и экзамена в конце второго семестра. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 40 вопросов. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кравченко, А. И. | Социология : учебник и практикум для вузов | Москва : Издательство Юрайт, 2021 | urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Козлова М.А., Шушанян Н.Р., Багдасарьян Н.Г. - под общ. ред. | СОЦИОЛОГИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС "Юрайт" | biblio-online.ru | ||
Э2 | ЭБС "Университетская библиотека online" | biblioclub.ru | ||
Э3 | Курс в moodle «Социология» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 2.Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)(http://wciom.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. - На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. - На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. - Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. - На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. - Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/). - В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. - Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. - Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. - При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. - Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов в РПД. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. - Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |