МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Институты конфликторазрешения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки37.03.02. Конфликтология
ПрофильКонфликт-менеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план37_03_02_Конфликтология_КМ-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 86
самостоятельная работа 15
индивидуальные консультации 88
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 66 66 66 66
Сам. работа 15 15 15 15
Консультации 88 88 88 88
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Стерлядева Н.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., Нагайцев В.В.

Рабочая программа дисциплины
Институты конфликторазрешения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 37.03.02 Конфликтология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 840)

составлена на основании учебного плана:
37.03.02 Конфликтология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - формирование компетенций в области функционирования институтов конфликторазрешения.
Задачи курса:
-ознакомить бакалавров с базовыми институтами и принципами конфликторазрешения,технологией разрешения конфликтов с помощью третьей стороны,с вопросами истории и теории институтов разрешения социальных конфликтов с тем,чтобы обеспечить глубокое знание исторической эволюции социальных институтов предупреждения,урегулирования и разрешения конфликтов.
-сформировать у студентов разностороннее представление о сущности и формах проявления социального конфликта во всех сферах общественной и личной жизни социальных субъектов в современных условиях;
-способствовать формированию грамотного конфликтологического мышления;
-ознакомить бакалавров с набором моделей решения конфликтов,условий их применения и методов их реализации;
-ознакомить бакалавров с формами и технологиями посредничества в решении конфликте;
-ознакомить бакалавров со спецификой эмпирических исследований социальных конфликтов в современной России,достижениями и актуальными проблемами эмпирической конфликтологии;
-подготовить бакалавров к дальнейшей исследовательской деятельности по мониторингу конфликтности локальных социумов и социальной напряженности в них;
-предоставить бакалаврам возможность активной самостоятельной работы по изучению социальных конфликтов в современных условиях.
-сформировать у них навыки самостоятельного анализа практической деятельности современной системы международных, региональных и локальных институтов предупреждения и разрешения социальных конфликтов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен проводить комплексные междисциплинарные исследования по конфликтологической тематике
ПК-1.1 Знает методологию, методику и основные методы сбора и анализа информации в прикладном исследовании
ПК-1.2 Умеетконцептуализироватьпроб лему и вырабатывать эмпирические показатели, анализировать полученные результаты
ПК-1.3 Владеет навыками работы с различными статистическими пакетами и составления аналитических отчетов по результатам исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает методологию,методику и основные методы сбора и анализа информации в прикладном исследовании
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет концептуализировать проблему и вырабатывать эмпирические показатели, нализировать полученные результаты
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками работы с различными статистическими пакетами и составления аналитических отчетов по результатам исследования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы анализа истории и теории институтов конфликторазрешения
1.1. Институт конфликторазрешения как социально-правовое образование Лекции 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Институт конфликторазрешения как социально-правовое образование Практические 7 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.3. Теоретико-методологические подходы к институтам конфликторазрешения. Лекции 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.4. Теоретико-методологические подходы к институтам конфликторазрешения. Практические 7 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.5. Полипарадигмальный характер современных теорий конфликторазрешения Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.6. Теоретико-методологические основы анализа истории и теории институтов конфликторазрешения Сам. работа 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.7. Полипарадигмальный характер современных теорий конфликторазрешения Сам. работа 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.8. Полипарадигмальный характер современных теорий конфликторазрешения Практические 7 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. История развития и современное состояние институтов конфликторазрешения советской и современной России
2.1. История развития и современное состояние институтов конфликторазрешения советской и современной России Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.2. История развития и современное состояние институтов конфликторазрешения советской и современной России Практические 7 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.3. История развития и современное состояние институтов конфликторазрешения советской и современной России Сам. работа 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Суд и конфликтологический арбитраж как основные институты конфликторазрешения в современной России
3.1. Суд и конфликтологический арбитраж как основные институты конфликторазрешения в современной России Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.2. Суд и конфликтологический арбитраж как основные институты конфликторазрешения в современной России Практические 7 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.3. Суд и конфликтологический арбитраж как основные институты конфликторазрешения в современной России Сам. работа 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Практика деятельности международных и гуманитарных институтов конфликторазрешения
4.1. Практика деятельности международных и гуманитарных институтов конфликторазрешения Лекции 7 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
4.2. Практика деятельности международных и гуманитарных институтов конфликторазрешения Практические 7 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
4.3. Практика деятельности международных и гуманитарных институтов конфликторазрешения Сам. работа 7 3 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
4.4. Консультации Консультации 7 88 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
4.5. Экзамен 7 27 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПК-1. Способен проводить комплексные междисциплинарные исследования по конфликтологической тематике
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания (выбор одного или нескольких ответа)

1. Методологическая часть программы социологического исследования НЕ включает:
А) описание проблемной ситуации;
В) формулировку проблемы исследования;
С) проведение пилотажного исследования;
1-С

2. Методическая часть программы социологического исследования НЕ включает:
А) определение предмета исследования;
В) стратегический план исследования;
С) обоснование выборки;
D) описание методов сбора и анализа информации.
2-А

3. Тип и способ определения выборки зависит от:
А) вида исследования;
В) целей исследования;
С) гипотез исследования;
D) от всего иеречисленного.
3-D

4. По содержанию можно выделить следующие типы интервью:
А) свободное и стандартизированное;
В) документальное, интервью мнений;
С) интенсивное, фокусированное.
4-В

5. В зависимости от источника (носителя) первичной информации различаются опросы:
А) массовые и специализированные;
В) индивидуальные и экспертные;
С) свободные и стандартизированные.
5-А

6. Как называется метод анализа содержания письменных документов, теле-, радиопередач и других видов документов и информации путем подсчета некоторых повторяющихся в них элементов?
А) ивент-анализ;
В) эксперимент;
С) наблюдение;
D) контент-анализ.
6-D

7. К какой категории методов относится контент-анализ?
А) синтетические методы;
В) качественные методы;
С) количественные методы.
7-А

8. Как называется социометрическая процедура, при которой отвечающий выбирает в соответствии с заданным критерием столько лиц, сколько он считает нужным?
А) независимой;
В) свободной;
С) непараметрической;
D) параметрической.
8-С

9. Как называется метод сбора социологической информации, совокупность методологических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации, необходимой при изучении социальных процессов и явлений для решения определенных исследовательских задач?
А) контент-анализ;
В) анализ документов;
С) опрос;
D) наблюдение.
9-В

10. Как называется совокупность методов, направленных на получение данных о структуре малых социальных групп, о межличностных отношениях в этих группах?
А) социометрия;
В) опрос;
С) фокус-группа;
D) наблюдение.
10-А

11. Как называется метод сбора первичной социологической информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях?
А) опрос;
В) эксперимент;
С) интервью;
D) наблюдение.
11- D

12. Как называется группа, которая в экспериментальной ситуации не испытывает воздействия экспериментальных факторов?
А) контрольная;
В) зависимая;
С) независимая;
D) экспериментальная.
12- А

13. По специфике исследовательской задачи различают:
А) реальные и мысленные эксперименты;
В) параллельные и последовательные эксперименты;
С) полевые и лабораторные эксперименты;
D) научные и прикладные эксперименты.
13-D

14. Видами наблюдения как метода социологического исследования НЕ являются:
А) целенаправленное и независимое;
В) прямое и косвенное;
С) открытое и закрытое;
D) включенное и невключенное.
14-А

15. Как называется воздействие процесса сбора данных на наблюдаемое явление?
А) валидность;
В) активность;
С) реактивность;
D) симметричность.
15-С

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
«не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» - верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» - верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» - верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» - верно 50% или менее 50% заданий


Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)

1. Что включает программа социологического исследования?
Ответ: методологическую и методическую части.

2. В чем заключается сущность интерпретации данных?
Ответ: в структурировании главных понятий, во всестороннем толковании их смысла.

3. Назовите основные требования к формулировке гипотез.
Ответ: гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации; не должна противоречить ранее установленным научным фактам; должна быть проста; должна быть проверяема при данном уровне теоретических знаний, методологической оснащенности и практических возможностей исследования.

4. Назовите основные функции программы социологического исследования:
Ответ: методологическая, методическая, организационная.

5. Организационная функция обеспечивает ______________
Ответ: разработку четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, позволяет обеспечить эффективную динамику исследовательского процесса.

6. Выборочный метод основан принципах ______________
Ответ: взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик объекта и предмета исследования и на правомерности выводов в целом при рассмотрении его части, которая по своей структуре является микромоделью целого, т. е. генеральной совокупности.

7. Что включает процедура исследования?
Ответ: последовательность всех операций, общая система действий и способ организации исследования.

8. Анализ документов позволяет выявить _____________
Ответ: тенденцию и динамику изменений и развития определенных явлений и процессов.

9. Как называется координирующая деятельность организации, направленная на сохранение существующей схемы работы?
Ответ: регулирующая.

10. Что включает эмпирическая интерпретация основных понятий
Ответ: выделение эмпирических признаков (структурных компонентов, элементов) понятия.

11. В качестве основы выборки используют ____________
Ответ: данные переписи населения, статические отчеты, списки сотрудников обследуемой организации, домовые книги, избирательные списки, картотеки отдела кадров и другие доступные для социолога документы.

12. Методы и принципиальные возможности исследования, основанные на подходе к объекту как черному ящику, разработал _______________
Ответ: У.Росс Эшби.

13.Что означает метод наблюдения в конфликтологии?
Ответ: метод исследования конфликта путем целенаправленного, организованного, непосредственного восприятия и фиксирования конфликтных событий.

14. Перечислите преимущества метода анализа документов как источника социологической информации:
Ответ: стабильное состояние объекта исследования; получение информации не только о каких-либо фактах, но и об отношении к ним автора; анализ разных точек знания; информация структурирована, упорядочена, представлена в обобщенном виде.

15. Математическое моделирование межгрупповых конфликтов позволяет заме¬нить непосредственный анализ конфликтов _____________________
Ответ: анализом свойств и характеристик их математических моделей.

16. Основное назначение социометрического теста
Ответ: диагностика эмоциональных связей, т. е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы в организации.

17. Что означает метод эксперимента в конфликтологии?
Ответ: метод научного познания, отличающийся активным вмеша¬тельством в ситуацию со стороны исследователя-конфликтолога, осуществля¬ющего планомерный и активный контроль за одной или несколькими перемен¬ными и регистрацию происходящих изменений в изучаемом явлении

18. Какие компоненты включает в себя обработка данных социологического исследования?
Ответ: редактирование и кодирование информации; создание переменных; статистический анализ.

19. Перечислите основные требования к итоговому отчету о результатах исследования:
Ответ: отчет должен полно, всесторонне и глубоко раскрывать работу на всех этапах; вскрывать проблемы, оставшиеся нерешенными; строго следовать разработанному программой методологическому и методическому аппарату исследования; отражать все направления организационной работы на всех этапах реализации исследования и обработки его результатов.

20. Воздействие процесса сбора данных на наблюдаемое явление -это:
Ответ: реактивность

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших оценку по результатам текущей успеваемости по всему изученному курсу). Тест размещен в разделе «Текущая и промежуточная аттестация» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6208. Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 80-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-79% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 55-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 54% и менее 54% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лопарев, А. В. Конфликтология: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/A3965F22-B30E-46E8-B7AC-DB744E01CBF8
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Охременко, И. В. Конфликтология: учебное пособие для вузов М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.asu.ru/files/documents/00001657.pdf
Э2 http://conflictologiy.narod.ru/
Э3 http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/621/
Э4 www.mista.ru/psy/conflict.htm
Э5 Курс в moodle "Конфликтология" portal.edu.asu.ru
Э6 Курс в moodle «Институты конфликторазрешения» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система "Юрайт" (https://biblio-online.ru/)
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания и рекомендации для студентов по подготовке к лекционным занятиям
Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Она предусматривает работу с книгами, документами, первоисточниками; проработку материала лекции по рекомендованным учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по данной теме.

Методические указания и рекомендации студентам по работе на лекционных занятиях
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую преподавателем, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает преподаватель, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «нужно запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений, специальных терминов. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать литературу, которую рекомендовал преподаватель. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть материалом по дисциплине.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям
Теоретические вопросы и практические задания практических занятий, рекомендуемая литература сообщаются преподавателем на лекционных занятиях, а также содержатся в рабочей программе дисциплины. Начинать подготовку к практическому занятию надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции рассматривается не весь материал темы, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по каждому изучаемому вопросу. Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.

Методические указания и рекомендации для студентов по работе на практических занятиях
На практическом занятии студент должен быть готовым к ответу на все представленные в рабочей программе теоретические вопросы по теме занятия, проявить максимальную активность при их рассмотрении. Выступление с ответом должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к простому воспроизведению текста, не допускается чтение конспекта. При этом студент может обращаться к записям конспекта лекций и непосредственно к первоисточникам. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы, его участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий, предложенных преподавателем тестов.

Методические указания и рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся часы на самостоятельную работу. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др. Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Цель самостоятельной работы – закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. При необходимости студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке реферата
Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц текста, напечатанного через 1,5 интервала (библиографический список и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.