МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология конфликта

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки37.03.02. Конфликтология
ПрофильКонфликт-менеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_03_02_Конфликтология_КМ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 5
индивидуальные консультации 34
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 5 5 5 5
Консультации 34 34 34 34
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, А.Н. Шрайбер

Рецензент(ы):
д.с.н., Зав. каф., В.В. Нагайцев

Рабочая программа дисциплины
Социология конфликта

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 37.03.02 Конфликтология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 840)

составлена на основании учебного плана:
37.03.02 Конфликтология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., к.с.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., к.с.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение теоретико-методологических основ социологического исследования социальных конфликтов, формирование на этой основе у студентов целостного представления о социальных конфликтах, происходящих в различных сферах общества

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен проводить комплексные междисциплинарные исследования по конфликтологической тематике
ПК-1.1 Знает методологию, методику и основные методы сбора и анализа информации в прикладном исследовании
ПК-1.2 Умеетконцептуализироватьпроб лему и вырабатывать эмпирические показатели, анализировать полученные результаты
ПК-1.3 Владеет навыками работы с различными статистическими пакетами и составления аналитических отчетов по результатам исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методологию, методику и основные методы сбора и анализа информации в прикладном исследовании
3.2.Уметь:
3.2.1.концептуализировать проблему и вырабатывать эмпирические показатели, анализировать полученные результаты
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы с различными статистическими пакетами и составления аналитических отчетов по результатам исследования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические и методические основания исследования конфликта
1.1. Предмет, основные понятия и модели в социологии конфликта Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.2. Предмет, основные понятия и модели в социологии конфликта Практические 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.3. Предмет, основные понятия и модели в социологии конфликта Сам. работа 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.4. Диалектическая модель конфликта: К. Маркс, Р. Дарендорф Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.5. Диалектическая модель конфликта: К. Маркс, Р. Дарендорф Практические 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.6. Диалектическая модель конфликта: К. Маркс, Р. Дарендорф Сам. работа 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.7. Игровая модель конфликта: А. Рапопорт Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.8. Игровая модель конфликта: А. Рапопорт Практические 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.9. Игровая модель конфликта: А. Рапопорт Сам. работа 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.10. Функционалистская модель конфликта: Г. Зиммель, Т. Парсонс, Л. Козер. Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.11. Функционалистская модель конфликта: Г. Зиммель, Т. Парсонс, Л. Козер. Практические 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.12. Функционалистская модель конфликта: Г. Зиммель, Т. Парсонс, Л. Козер. Сам. работа 4 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.13. Микросоциологические модели конфликта. Поведенческая модель конфликта: К. Боулдинг. Концепция согласия и насилия Й. Гальтунга Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.14. Микросоциологические модели конфликта. Поведенческая модель конфликта: К. Боулдинг. Концепция согласия и насилия Й. Гальтунга Практические 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.15. Микросоциологические модели конфликта. Поведенческая модель конфликта: К. Боулдинг. Концепция согласия и насилия Й. Гальтунга Сам. работа 4 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.16. Консультации 4 34 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
Раздел 2. Динамика социального конфликта.
2.1. Источники, основания и причины социального конфликта Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.2. Источники, основания и причины социального конфликта Практические 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.3. Источники, основания и причины социального конфликта Сам. работа 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.4. Формы выражения, структура и функции социального конфликта Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.5. Формы выражения, структура и функции социального конфликта Практические 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.6. Формы выражения, структура и функции социального конфликта Сам. работа 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.7. Развитие социального конфликта на разных уровнях Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.8. Развитие социального конфликта на разных уровнях Практические 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.9. Развитие социального конфликта на разных уровнях Сам. работа 4 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.10. Основные способы разрешения конфликта Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.11. Основные способы разрешения конфликта Практические 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.12. Основные способы разрешения конфликта Сам. работа 4 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.13. Конфликты в различных сферах общественной жизни Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.14. Конфликты в различных сферах общественной жизни Практические 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.15. Конфликты в различных сферах общественной жизни Сам. работа 4 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3359

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-1: Способен проводить комплексные междисциплинарные исследования по конфликтологической тематике

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания закрытой формы (выбор одного варианта ответа)

1. По целям исследования бывают…
1. долгосрочные и среднесрочные
2. фундаментальные и прикладные
3. Сравнительно-панельные и комплексные
4. поисковые и пилотажные
2.Эмпирическое исследование, результаты которого используются для решения задач в конкретной сфере и в конкретных условиях, называется…
1. социальным
2. прикладным
3. диагностическим
4. дихотомическим
3. Относительные и аналитические исследования отличаются друг от друга:
1. количеством опрашиваемых
2. степенью разработанности программы прикладного социологического исследования
3. выявлением общей картины изучаемого объекта с его свойствами
4. выявлением основополагающих причин того или иного явления
4. В зависимости от участия респондентов прикладные исследования делятся на…
1. первичные и вторичные
2. разовые и повторные
3. массовые и экспертные
4. точечные и панельные
5. К требованиям программы прикладного социологического исследования не относится…
1. четкость
2. уместность
3. гибкость
4. необходимость
5. логичность
6. Метод количественного анализа содержания письменных документов, теле, радиопередач и других видов документов и информации путем подсчета некоторых повторяющихся в них элементов (имен, лозунгов, тем и т.п.) называется…
1. наблюдение
2. Контент-анализ
3. эксперимент
4. прямое наблюдение
7. По характеру объекта и предмета различают эксперименты:
1. параллельные и последовательные
2. полевые и лабораторные
3. реальные и мысленные
4. научные и прикладные
8. Метод сбора социологической информации, совокупность методологических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации, необходимой при изучении социальных процессов и явлений для решения определенных исследовательских задач, называется…
1. наблюдение
2. опрос
3. анализ документов
4. эксперимент
9. Совокупность методов, направленных на получение данных о структуре малых социальных групп, о межличностных отношениях в этих группах, называется…
1. социометрия
2. наблюдение
3. эксперимент
4. опрос
10. При каком виде наблюдения члены наблюдаемой группы знают о существовании исследователя?
1. включенное
2. прямое
3. открытое
4. структурированное
11. По степени активности исследователя среди полевых экспериментов выделяют…
1. контролируемые и естественные
2. параллельные и последовательные
3. реальные и мысленные
4. научные и прикладные
12. Документом в прикладном исследовании не является…
1. кино и фотодокументы
2. лист бумаги
3. письменные документы
4. статистические документы
13. В назначение социометрической процедуры не входит:
1. измерение степени сплоченности в группе
2. получения экспертных оценок по какомулибо вопросу
3. обнаружение внутригрупповых подсистем – сплоченных образований
4. выявление лидера группы и отвергнутого
14. Шкала, которая служит для установления отношений равенства между явлениями в каждом классе и отношений последовательности в терминах «больше» или «меньше» между несколькими, но не всеми классами, называется…
1. неупорядоченная номинальная шкала
2. частично упорядоченная номинальная шкала
3. полностью упорядоченная ординарная шкала
4. метрическая шкала
15. Шкала, которая устанавливает отношения равенства между явлениями в каждом классе и отношение последовательности в понятиях «больше» или «меньше» между всеми без исключения классами, называется…
1. неупорядоченная номинальная шкала
2. частично упорядоченная номинальная шкала
3. полностью упорядоченная ординарная шкала
4. метрическая шкала

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1-1
2-2
3-4
4-3
5-2
6-2
7-3
8-3
9-1
10-3
11-1
12-2
13-2
14-2
15-3

Критерии оценивания:
За выполнение тестовых заданий закрытой формы студент получает по 2 балла за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 30 баллов.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Эмпирические исследования, целью которых является приращение знания и формулирование концепции, называются ____________________
2. Концептуальной схемой исследования, которая содержит общий логический план, на основе которого осуществляется переход от теоретических положений к использованию методов измерения, регистрации и анализа данных является ____________________ раздел программы
3. Контент-анализ относится к группе _____________ методов
4. Социометрическая процедура, при которой отвечающий выбирает в соответствии с заданным критерием столько лиц, сколько он считает нужным (отсутствуют всякие ограничения на выбор), называется______________________________
5. Метод сбора первичной социологической информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях, называется________________
6. Группа, которая в экспериментальной ситуации не испытывает воздействия экспериментальных факторов, называется____________________
7. Условие или система условий, которые вводятся социологом в эксперименте, называется____________________________
8. Наблюдатель участвует в групповой деятельности. Это _________________ наблюдение
9. Воздействие процесса сбора данных на наблюдаемое явление называется________________
10. Служебный вопрос, используемый для сортировки респондентов с расчетом на то, что последующий вопрос будет задаваться только определенным респондентам, для которых он предназначается, называется_______________________________
11. Тип выборки, который не является разновидностью случайной выборки – это _________________:
12. Статистические погрешности выборки, которые поддаются исчислению, и ошибки при сборе информации, называются_____________________
13. Совокупность всех возможных социальных объектов, которые подлежат изучению в пределах программы исследования, называется_________________________
14. Способ отбора, при котором каждый элемент генеральной совокупности имеет некоторую отличную от нуля вероятность быть отобранным, называется______________________________
15. Неадекватное воспроизведение выборки генеральной совокупности, вызывают _______________ ошибки
16. Метод эмпирического исследования, при помощи которого исследуются явления реально-предметной действительности в определённых (заданных), воспроизводимых условиях путём их контролируемого изменения называется ______________
17. Метод исследования, основанный на устном или письменном обращении к определенной группе людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне – это _____________.
18. Способ качественного исследования путем личной беседы с респондентом с подробным погружением в проблему исследования называется ___________________
19. Групповое интервью с участием небольшого числа демографически схожих людей или участников, у которых есть другие общие черты/опыт называется _________________
20. Шкала, в которой числа присваивают объектам для обозначения относительной позиции объектов, но не величины различий между ними – это ____________________ шкала


ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1- теоретическими
2- процедурный
3- синтетических
4- непараметрической
5- наблюдение
6- контрольной
7- экспериментальный фактор
8- включенное
9- реактивность
10- вопрос-фильтр
11- метод квот
12- случайные
13- генеральная совокупность
14- случайная выборка
15- систематические (или ошибки смещения)
16- эксперимент
17- опрос
18-глубинное интервью
19-фокус-группа
20-порядковая

Критерии оценивания:
За выполнение тестовых заданий открытой формы студент получает по 3,5 балла за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 70 баллов.

Общая суммарная оценка за выполнение задания «Итоговое тестирование по курсу (Final test)» может составлять максимум 100 баллов.
Баллы, начисленные студенту за выполнение заданий теста автоматически пересчитываются системой в 4-балльную шкалу (от «5» до «2»). Баллы, начисленные студенту за выполнение заданий пересчитываются преподавателем по схеме:
1-49 баллов – оценка «2»,
50-69 баллов – оценка «3»,
70-84 баллов – оценка «4»,
85-100 баллов – оценка «5».

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 20.
Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Эмпирические исследования, целью которых является приращение знания и формулирование концепции, называются ____________________
2. Концептуальной схемой исследования, которая содержит общий логический план, на основе которого осуществляется переход от теоретических положений к использованию методов измерения, регистрации и анализа данных является ____________________ раздел программы
3. Контент-анализ относится к группе _____________ методов
4. Социометрическая процедура, при которой отвечающий выбирает в соответствии с заданным критерием столько лиц, сколько он считает нужным (отсутствуют всякие ограничения на выбор), называется______________________________
5. Метод сбора первичной социологической информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях, называется________________
6. Группа, которая в экспериментальной ситуации не испытывает воздействия экспериментальных факторов, называется____________________
7. Условие или система условий, которые вводятся социологом в эксперименте, называется____________________________
8. Наблюдатель участвует в групповой деятельности. Это _________________ наблюдение
9. Воздействие процесса сбора данных на наблюдаемое явление называется________________
10. Служебный вопрос, используемый для сортировки респондентов с расчетом на то, что последующий вопрос будет задаваться только определенным респондентам, для которых он предназначается, называется_______________________________
11. Тип выборки, который не является разновидностью случайной выборки – это _________________:
12. Статистические погрешности выборки, которые поддаются исчислению, и ошибки при сборе информации, называются_____________________
13. Совокупность всех возможных социальных объектов, которые подлежат изучению в пределах программы исследования, называется_________________________
14. Способ отбора, при котором каждый элемент генеральной совокупности имеет некоторую отличную от нуля вероятность быть отобранным, называется______________________________
15. Неадекватное воспроизведение выборки генеральной совокупности, вызывают _______________ ошибки
16. Метод эмпирического исследования, при помощи которого исследуются явления реально-предметной действительности в определённых (заданных), воспроизводимых условиях путём их контролируемого изменения называется ______________
17. Метод исследования, основанный на устном или письменном обращении к определенной группе людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне – это _____________.
18. Способ качественного исследования путем личной беседы с респондентом с подробным погружением в проблему исследования называется ___________________
19. Групповое интервью с участием небольшого числа демографически схожих людей или участников, у которых есть другие общие черты/опыт называется _________________
20. Шкала, в которой числа присваивают объектам для обозначения относительной позиции объектов, но не величины различий между ними – это ____________________ шкала

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1- теоретическими
2- процедурный
3- синтетических
4- непараметрической
5- наблюдение
6- контрольной
7- экспериментальный фактор
8- включенное
9- реактивность
10- вопрос-фильтр
11- метод квот
12- случайные
13- генеральная совокупность
14- случайная выборка
15- систематические (или ошибки смещения)
16- эксперимент
17- опрос
18-глубинное интервью
19-фокус-группа
20-порядковая
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51- 69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Охременко, И. В. Конфликтология: учебное пособие для вузов М. : Издательство Юрайт// ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/F11A4169-40D7-4876-B949-2CAE3B33324A
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Соломатина, Е. Н. Социология конфликта: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2019 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для того, что практические занятия проходили эффективно и продуктивно, необходимо:
 ознакомиться с планом занятия;
 самостоятельную подготовку к занятию начинать с изучения понятийного аппарата темы;
 просматривать и изучать все вопросы, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно);
 проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам;
 при выступлении не просто пересказывать текст учебника, но и выражать свою личностно-профессиональную оценку прочитанного;
 при возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействовать с преподавателем.
При оценивании ответа на теоретический вопрос практического занятия преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Практическое задание
Выполнение практического задания возможно как на семинарском занятии, так и в процессе самостоятельной работы студента. При оценивании практического задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Тестирование
Итоговое тестирование по предмету проводится непосредственно в аудитории с использованием раздаточного материала. На тестирование отводится 30 минут. При оценивании теста преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Реферат
Выбор темы ограничивается предложенным списком. При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу»
При оценивании реферата преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Зачет/экзамен
Студент на зачете/экзамене отвечает на два теоретических вопроса и выполняет одно практическое задание, предложенных преподавателем из списка (см. пункт 3 ФОСа), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Зачет/экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 25 минут на зачет, 35 минут на экзамен. При оценивании ответа преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Общая оценка за зачет/экзамен выставляется на основании определения среднего арифметического баллов, полученных за ответ на каждый вопрос.