МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этнополитическая конфликтология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки37.03.02. Конфликтология
ПрофильКонфликт-менеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный план37_03_02_Конфликтология_КМ-2021
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 128
самостоятельная работа 101
индивидуальные консультации 68
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 15,5 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 28 28 46 46
Практические 24 24 58 58 82 82
Сам. работа 32 32 69 69 101 101
Консультации 34 34 34 34 68 68
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 216 216 324 324

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Пустовалова Е.В.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Нагайцев В.В.

Рабочая программа дисциплины
Этнополитическая конфликтология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 37.03.02 Конфликтология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 840)

составлена на основании учебного плана:
37.03.02 Конфликтология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомить студентов с базовыми принципами этноконфликтологии, фундаментальной теории межнациональных отношений и обобщения опыта этнонациональных конфликтов, технологией разрешения межэтнических конфликтов с помощью третьей стороны, основными особенностями, правилами и процедурами посредничества в межэтнических конфликтах

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен проводить комплексные междисциплинарные исследования по конфликтологической тематике
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает методологию, методику и основные методы
сбора и анализа информации в
прикладном исследовании
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеетконцептуализироватьпробл
ему и вырабатывать
эмпирические показатели,
анализировать полученные
результаты
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками
работы с различными
статистическими пакетами и
составления аналитических
отчетов по результатам
исследования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Теоретико- методологические основы этнополитической конфликтологии
1.1. Предмет и метод этноконфликтологии Лекции 5 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Предмет и метод этноконфликтологии Практические 5 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Методологические проблемы определения этноса и нации, нации и национализм Лекции 5 6 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Методологические проблемы определения этноса и нации, нации и национализм Практические 5 6 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Методологические проблемы определения этноса и нации, нации и национализм Сам. работа 5 6 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. История становления отечественной этноконфликтологии, проблемы и перспективы Практические 5 8 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. История становления отечественной этноконфликтологии, проблемы и перспективы Сам. работа 5 6 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Основные представления о причинах и сущности этноконфликтов. Понятие и специфика этноконфликтов, социокультурные, экономические и политические факторы возникновения межэтнической напряженности Лекции 5 8 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.9. Основные представления о причинах и сущности этноконфликтов. Понятие и специфика этноконфликтов, социокультурные, экономические и политические факторы возникновения межэтнической напряженности Практические 5 6 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.10. Основные представления о причинах и сущности этноконфликтов. Понятие и специфика этноконфликтов, социокультурные, экономические и политические факторы возникновения межэтнической напряженности Сам. работа 5 20 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.11. Консультации 5 34 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Раздел 2. Основные аспекты этнополитической конфликтологии
2.1. Этноконфликтные аспекты федерализма в государственном строительстве: территориальные споры, борьба за ресурсы и собственность, стремление к изменению статуса местных элит, изменение системы разделения труда Лекции 6 8 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Этноконфликтные аспекты федерализма в государственном строительстве: территориальные споры, борьба за ресурсы и собственность, стремление к изменению статуса местных элит, изменение системы разделения труда Практические 6 8 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Причины и основные характеристики этнических конфликтов в Российской Федерации, странах ближнего и дальнего зарубежья. Этнические конфликты и проблема беженцев Лекции 6 6 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Причины и основные характеристики этнических конфликтов в Российской Федерации, странах ближнего и дальнего зарубежья. Этнические конфликты и проблема беженцев Практические 6 14 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Причины и основные характеристики этнических конфликтов в Российской Федерации, странах ближнего и дальнего зарубежья. Этнические конфликты и проблема беженцев Сам. работа 6 20 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Динамика и типология этнических конфликтов: стадии этнического конфликта, классификация этнических конфликтов Лекции 6 6 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.7. Динамика и типология этнических конфликтов: стадии этнического конфликта, классификация этнических конфликтов Практические 6 12 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.8. Динамика и типология этнических конфликтов: стадии этнического конфликта, классификация этнических конфликтов Сам. работа 6 20 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.9. Формы, способы и основные модели регулирования этноконфликтов. Специфика регулирования конфликтов на разных стадиях их развития Лекции 6 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.10. Формы, способы и основные модели регулирования этноконфликтов. Специфика регулирования конфликтов на разных стадиях их развития Практические 6 12 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.11. Формы, способы и основные модели регулирования этноконфликтов. Специфика регулирования конфликтов на разных стадиях их развития Сам. работа 6 20 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.12. Роль международного права и организаций в урегулировании этнических конфликтов Лекции 6 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.13. Роль международного права и организаций в урегулировании этнических конфликтов Практические 6 12 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.14. Роль международного права и организаций в урегулировании этнических конфликтов Сам. работа 6 9 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.15. Консультации 6 34 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9491
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-1: Способен проводить комплексные междисциплинарные исследования по конфликтологической тематике

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания закрытой формы (выбор одного или нескольких вариантов)

1. Исследование, которое отличается большой совокупностью опрашиваемых, тщательно разработанной программой прикладного социологического исследования, называется…
1. пилотажным
2. зондажным
3. разведывательным
4. описательным
2. В зависимости от частоты проведения прикладные исследования делятся на…
1. разовые и повторные
2. когортные и трендовые
3. лонгитюдные и мониторинговые
4. исторические и точечные
3. В зависимости от целей и задач прикладные исследования делятся на…
1. аналитические, описательные, пилотажные
2. зондажные, экспертные, экспериментальные
3. разведывательные, пилотажные, зондажные
4. экспертные, массовые, повторные
4. К двум основным этапам составления программы эмпирического исследования относятся…(возможно несколько вариантов ответов)
1. опрос респондентов
2. изучение специализированной литературы
3. формулировка проблемы исследования
4. интерпретация результатов
5. Группа, на которую воздействуют экспериментальным фактором, называется…
1. экспериментальной
2. контрольной
3. зависимой
4. независимой
6. По характеру экспериментальной ситуации различают эксперименты:
1. параллельные и последовательные
2. полевые и лабораторные
3. реальные и мысленные
4. научные и прикладные
7. Что дает исследователю широкие возможности для наблюдения?
1. если о нем знают члены наблюдаемой группы
2. если он принят группой
3. если он не участвует в групповой деятельности
8. По характеру логической структуры доказательств различают эксперименты:
1. параллельные и последовательные
2. полевые и лабораторные
3. реальные и мысленные
4. научные и прикладные
9. «Закрытыми» называют такие вопросы социологической анкеты, где…
1. респондент должен сделать выбор из нескольких готовых вариантов ответа
2. раскрывается содержание гипотезы социологического исследования
3. респондент сам формулирует ответ
4. дается возможность получения дополнительной информации
10. По специфике исследовательской задачи различают эксперименты:
1. параллельные и последовательные
2. полевые и лабораторные
3. реальные и мысленные
4. научные и прикладные
11. Видами наблюдения как метода эмпирического исследования не являются…
1. включенное и невключенное
2. целенаправленное и независимое
3. прямое и косвенное
4. открытое и закрытое
12. Что считается первичным документом в технике наблюдения?
1. учетная запись
2. дневник наблюдений
3. книга наблюдений

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1-4
2-1
3-1
4-2,3
5-1
6-2
7-2
8-1
9-1
10-4
11-2
12-2

Критерии оценивания:
За выполнение тестовых заданий закрытой формы студент получает по 2 балла за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 30 баллов.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Элемент или набор элементов, предназначенные для отбора на определенной ступени выборки, называются________________________
2. Часть объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приемов для получения информации обо все совокупности, называется_______________________
3. Тип выборки, который не является разновидностью неслучайной выборки _____________
4. Свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значимые элементы структуры генеральной совокупности, называется______________________
5. Элементы выборочной совокупности (респонденты), подлежащие изучению, называются________________________
6. Раздел программы, который определяет место данного исследования в соответствующем исследовательском пространстве и моделирует исследовательское поле через обоснование проблемы исследования, постановку целей и задач исследовательской деятельности называется _________________
7. Шкала, которая устанавливает отношения равенства между явлениями, включенными в один класс, называется_______________________________________________
8. Шкала, которая устанавливают отношение между пунктами не просто в понятиях «больше» или «меньше», но позволяют фиксировать и величину интервалов, называется__________________________
9. Наиболее простой способ представления результатов исследования, показывающий распространенность объектов с различными значениями переменной таблицы называют_______________________________________
10. Один из основных способов анализа, используемых для того, чтобы увидеть, какую связь переменные имеют друг с другом, называется________________________________
11. Метод, используемый для описания изменчивости наблюдаемых коррелированных переменных в терминах потенциально меньшего числа ненаблюдаемых переменных, называемых факторами – это _________________________
12. Результаты проведенного лично исследователем опроса или наблюдения называются______________________
13. Результаты исследования, проведенного кем-то другим, опубликованные в печати, называются__________________________
14. Многомерная статистическая процедура, выполняющая сбор данных, содержащих информацию о выборке объектов, и затем упорядочивающая объекты в сравнительно однородные группы – это _____________________________
15. Опрос по принципу «всех подряд» из наиболее доступных респондентов – это _____________________
16. Способ отбора единиц, при котором мы не можем заранее рассчитать вероятность попадания каждого элемента в состав выборочной совокупности – это __________________________ выборка
17. Микромодель объекта социологического исследования, формируемая на основе статистических сведений (параметров квот) преимущественно о социально-демографических характеристиках элементов генеральной совокупности – это ___________________ выборка
18. Качественный метод исследования, который позволяет проводить полевое изучение индивидов в их естественной среде и в повседневных жизненных обстоятельствах – это ____________________________________
19. Добровольный участник массового опроса, анкетирования, интервью – это ___________________
20. Пробное исследование, в котором проверяется работоспособность методики, и проводится предварительный сбор данных

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. единицы отбора
2. выборочная совокупность
3. гнездовая выборка
4. репрезентативность
5. единицы анализа
6. методологический
7. неупорядоченная номинальная шкала
8. метрическая шкала
9. линейное распределение данных
10. анализ двумерных распределений
11. факторный анализ
12. первичные данные
13. вторичные данные
14. кластерный анализ
15. стихийная выборка
16. целенаправленная (неслучайная)
17. квотная
18. включенное наблюдение
19. респондент
20. пилотажное исследование


Критерии оценивания:
За выполнение тестовых заданий открытой формы студент получает по 3,5 балла за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 70 баллов.

Общая суммарная оценка за выполнение задания «Итоговое тестирование по курсу (Final test)» может составлять максимум 100 баллов.
Баллы, начисленные студенту за выполнение заданий теста автоматически пересчитываются системой в 4-балльную шкалу (от «5» до «2»). Баллы, начисленные студенту за выполнение заданий пересчитываются преподавателем по схеме:
1-49 баллов – оценка «2»,
50-69 баллов – оценка «3»,
70-84 баллов – оценка «4»,
85-100 баллов – оценка «5».
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 20.
Задания для письменного опроса открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Элемент или набор элементов, предназначенные для отбора на определенной ступени выборки, называются________________________
2. Часть объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приемов для получения информации обо все совокупности, называется_______________________
3. Тип выборки, который не является разновидностью неслучайной выборки _____________
4. Свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значимые элементы структуры генеральной совокупности, называется______________________
5. Элементы выборочной совокупности (респонденты), подлежащие изучению, называются________________________
6. Раздел программы, который определяет место данного исследования в соответствующем исследовательском пространстве и моделирует исследовательское поле через обоснование проблемы исследования, постановку целей и задач исследовательской деятельности называется _________________
7. Шкала, которая устанавливает отношения равенства между явлениями, включенными в один класс, называется_______________________________________________
8. Шкала, которая устанавливают отношение между пунктами не просто в понятиях «больше» или «меньше», но позволяют фиксировать и величину интервалов, называется__________________________
9. Наиболее простой способ представления результатов исследования, показывающий распространенность объектов с различными значениями переменной таблицы называют_______________________________________
10. Один из основных способов анализа, используемых для того, чтобы увидеть, какую связь переменные имеют друг с другом, называется________________________________
11. Метод, используемый для описания изменчивости наблюдаемых коррелированных переменных в терминах потенциально меньшего числа ненаблюдаемых переменных, называемых факторами – это _________________________
12. Результаты проведенного лично исследователем опроса или наблюдения называются______________________
13. Результаты исследования, проведенного кем-то другим, опубликованные в печати, называются__________________________
14. Многомерная статистическая процедура, выполняющая сбор данных, содержащих информацию о выборке объектов, и затем упорядочивающая объекты в сравнительно однородные группы – это _____________________________
15. Опрос по принципу «всех подряд» из наиболее доступных респондентов – это _____________________
16. Способ отбора единиц, при котором мы не можем заранее рассчитать вероятность попадания каждого элемента в состав выборочной совокупности – это __________________________ выборка
17. Микромодель объекта социологического исследования, формируемая на основе статистических сведений (параметров квот) преимущественно о социально-демографических характеристиках элементов генеральной совокупности – это ___________________ выборка
18. Качественный метод исследования, который позволяет проводить полевое изучение индивидов в их естественной среде и в повседневных жизненных обстоятельствах – это ____________________________________
19. Добровольный участник массового опроса, анкетирования, интервью – это ___________________
20. Пробное исследование, в котором проверяется работоспособность методики, и проводится предварительный сбор данных
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:

Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51- 69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бунтовская, Л. Л. Конфликтология : учебное пособие для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/6CBED0CF-656E-4A94-8DFC-BAA67F70825C
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Охременко, И. В. Конфликтология: учебное пособие для вузов М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/069EAB33-F8AE-43DB-939E-C3FCC47C2C28
Л2.2 Черепанова, Е. С. Философия конфликта : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/5BEBC11A-DAE0-485B-AA10-0DC12D6B47A0
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.humanities.edu.ru/ – Социально-гуманитарное образование: федеральный портал.
Э2 http://window.edu.ru/window – Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Интегральный каталог образовательных интернет-ресурсов, электронная учебно-методическая библиотека, ресурсы системы федеральных образовательных порталов.
Э3 Курс в Moodle «Этнополитическая конфликтология» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Методические указания и рекомендации для студентов по подготовке к лекционным занятиям
Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Она предусматривает работу с документами, первоисточниками; проработку материала лекции по рекомендованным учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по данной теме.

Методические указания и рекомендации студентам по работе на лекционных занятиях
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую преподавателем, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает преподаватель, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «нужно запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений, специальных терминов. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать литературу, которую рекомендовал преподаватель. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть материалом по дисциплине.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям
Теоретические вопросы и практические задания практических занятий, рекомендуемая литература сообщаются преподавателем на лекционных занятиях, а также содержатся в рабочей программе дисциплины. Начинать подготовку к практическому занятию надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции рассматривается не весь материал темы, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по каждому изучаемому вопросу. Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.

Методические указания и рекомендации для студентов по работе на практических занятиях
На практическом занятии студент должен быть готовым к ответу на все представленные в рабочей программе теоретические вопросы по теме занятия, проявить максимальную активность при их рассмотрении. Выступление с ответом должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к простому воспроизведению текста, не допускается чтение конспекта. При этом студент может обращаться к записям конспекта лекций и непосредственно к первоисточникам. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы, его участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий, предложенных преподавателем тестов.

Методические указания и рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся часы на самостоятельную работу. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др. Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Цель самостоятельной работы – закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. При необходимости студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке реферата
Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц текста, напечатанного через 1,5 интервала (библиографический список и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.