Закреплена за кафедрой | Кафедра социологии и конфликтологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.03.02. Конфликтология |
Профиль | Конфликт-менеджмент |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 37_03_02_Конфликтология_КМ-2021 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 26 | 26 | 26 | 26 |
Сам. работа | 32 | 32 | 32 | 32 |
Консультации | 34 | 34 | 34 | 34 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии
Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., к.с.н., доцент
1.1. | Обучить студентов пониманию сущности основных экономических процессов и порождаемых ими конфликтов, перспективам их развития и путям преодоления. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
УК-10 | Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности |
УК-10.1 | Знает базовые экономические понятия, объективные основы функционирования экономики и поведения домохозяйств и его субъектов; ресурсные ограничения экономического развития и особенности циклического развития рыночной экономики; понятие общественных благ, роль государства в их обеспечении и возможностях их получения домохозяйствами, основы функционирования финансовых рынков и принятия домохозяйствами инвестиционных решений |
УК-10.2 | Умеет использовать понятийный аппарат экономической науки для описания экономических и финансовых процессов функционирования домохозяйств; искать и собирать финансовую и экономическую информацию для принятия обоснованных решений; анализировать финансовую и экономическую информацию, необходимую для принятия обоснованных решений в сфере экономики домохозяйства; оценивать процентные, кредитные, курсовые, рыночные, операционные, общеэкономические, политические риски неблагоприятных экономических и политических событий для экономики домохозяйства; решать типичные задачи, связанные с личным финансовым планированием |
УК-10.3 | Владеет методами оценки будущих доходов и расходов домохозяйства, сравнение условий различных финансовых продуктов и условий инвестирования личных доходов; навыками решения типичных задач в сфере личного экономического и финансового планирования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Знает базовые экономические понятия, объективные основы функционирования экономики и поведения домохозяйств и его субъектов; ресурсные ограничения экономического развития и особенности циклического развития рыночной экономики; понятие общественных благ, роль государства в их обеспечении и возможностях их получения домохозяйствами, основы функционирования финансовых рынков и принятия |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Умеет использовать понятийный аппарат экономической науки для описания экономических и финансовых процессов функционирования домохозяйств; искать и собирать финансовую и экономическую информацию для принятия обоснованных решений; анализировать финансовую и экономическую информацию, необходимую для принятия обоснованных решений в сфере экономики домохозяйства; оценивать процентные, кредитные, курсовые, рыночные, операционные, общеэкономические, политические риски неблагоприятных экономических и политических событий для экономики домохозяйства; решать типичные задачи, связанные с личным финансовым планированием |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеет методами оценки будущих доходов и расходов домохозяйства, сравнение условий различных финансовых продуктов и условий инвестирования личных доходов; навыками решения типичных задач в сфере личного экономического и финансового планирования |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретико-методологические основы изучения экономических конфликтов | ||||||
1.1. | Зарождение и становление экономической конфликтологии | Практические | 5 | 2 | УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
1.2. | Зарождение и становление экономической конфликтологии | Сам. работа | 5 | 2 | УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
1.3. | Предмет и метод экономической конфликтологии | Практические | 5 | 2 | УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
1.4. | Современные теории экономических конфликтов | Лекции | 5 | 2 | УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
1.5. | Современные теории экономических конфликтов | Практические | 5 | 2 | УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
1.6. | Современные теории экономических конфликтов | Сам. работа | 5 | 2 | УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
1.7. | Теоретические основы взаимодействия экономических субъектов | Сам. работа | 5 | 2 | УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
Раздел 2. Экономические конфликты и пути их урегулирования | ||||||
2.1. | Формы столкновения экономических интересов | Лекции | 5 | 2 | УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
2.2. | Специфика экономических конфликтов | Практические | 5 | 4 | УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
2.3. | Межрегиональные, международные и межгосударственные конфликты в экономике и способы их разрешения | Сам. работа | 5 | 2 | УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
2.4. | Экономические кризисы как источники конфликтов | Лекции | 5 | 2 | УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
2.5. | Экономический кризис как конфликтная ситуация | Практические | 5 | 2 | УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
2.6. | Экономический кризис: причины и виды | Сам. работа | 5 | 4 | УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
2.7. | Конкуренция и экономические конфликты; конфликты в различных областях экономики | Лекции | 5 | 2 | УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
2.8. | Конкурентная конфликтность | Практические | 5 | 2 | УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
2.9. | Конкурентная конфликтность | Сам. работа | 5 | 4 | УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
2.10. | Конфликты приватизации и становления рыночных отношений | Лекции | 5 | 2 | УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
2.11. | Конфликты в приватизации | Практические | 5 | 4 | УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
2.12. | Конфликты в приватизации | Сам. работа | 5 | 2 | УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
2.13. | Введение в конфликтологию предпринимательства | Лекции | 5 | 2 | УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
2.14. | Перспективы развития конфликтов в сфере предпринимательства | Лекции | 5 | 2 | УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
2.15. | Экономическая конфликтогенность предпринимательства | Сам. работа | 5 | 4 | УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
2.16. | Способы наступательного и оборонительного экономического поведения | Лекции | 5 | 2 | УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
2.17. | Внешнеэкономические конфликты | Практические | 5 | 2 | УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
2.18. | Внешнеэкономические конфликты | Сам. работа | 5 | 2 | УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
2.19. | Конфликты на потребительском рынке | Практические | 5 | 2 | УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
2.20. | Конфликты на потребительском рынке | Сам. работа | 5 | 2 | УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
2.21. | Корпоративные конфликты | Практические | 5 | 2 | УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
2.22. | Корпоративные конфликты | Сам. работа | 5 | 2 | УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
2.23. | Методы урегулирования экономических конфликтов | Практические | 5 | 2 | УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
2.24. | Манипулятивные техники достижения целей и регулирования конфликта | Сам. работа | 5 | 2 | УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
2.25. | Методы урегулирования экономических конфликтов | Сам. работа | 5 | 2 | УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4 |
2.26. | Консультации | 5 | 34 | УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
УК-10. Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины Тестовые задания (выбор одного или нескольких ответа) 1. Кто рассматривал экономические циклы не только как колебания спроса и предложения, но и учитывал инвестиции. А) Н. Кондратьев; В) С. Кузнец; С) К. Жюгляр. 1-С 2. Сколько времени в среднем длятся циклы Кондратьева? А) 40-60 лет; В) 50-60 лет; С) 30-40 лет; D) 30-50 лет. 2-А 3. Согласно теории С. Кузнеца, цикл всего за: А) 5-10 лет; В) 10-15 лет; С) 15-20 лет; D) 15-25 лет. 3-D 4. К субститутам относятся товары (услуги): А) удовлетворяющие исключительно материальные потребности человека; В) заменяющие друг друга при использовании; С) дополняющие друг друга при использовании. 4-В 5. К комплементарным относятся товары (услуги): А) дополняющие друг друга при использовании; В) заменяющие друг друга при использовании; С) удовлетворяющие исключительно духовные потребности людей. 5-А 6. Связь между спросом и ценой на товар: А) прямо пропорциональна; В) обратно пропорциональна; С) отсутствует; 6-А 7. Объем спроса на конкретный товар останется неизменным в случае: А) изменения цены на данный товар; В) изменения цены на товары-комплементы; С) высокого конкурса для поступающих в высшие учебные заведения. 7-В 8. Одна из функций современного домашнего хозяйства: А) утверждение законопроектов; В) осуществление контроля за рыночными ценами; С) потребление товаров и услуг. 8-С 9. Увеличение удельного веса расходов на питание в бюджете семьи свидетельствует: А) о росте благосостояния семьи; В) снижении благосостояния семьи; С) стабильном уровне благосостояния семьи; 9-В 10. Главная функция финансового рынка: А) трансформация временно бездействующих денежных средств в ссудный капитал; В) законодательное регулирование спроса и предложения на рынке труда; С) реализация биржевых товаров. 10-А 11. Экономическая прибыль определяется как разность между: А) выручкой и внешними издержками; В) выручкой и нормальной прибылью; С) выручкой и всеми издержками. 11-С 12. Ценная бумага, которая приносит владельцу доход в виде фиксированного процента и выкупается предприятием в указанный срок, называется: А) облигация; В) акция; С) вексель. 12- А 13. Одна из главных функций рынка ценных бумаг: А) предоставление денежных ссуд; В) осуществление движения предметов потребления и средств производства; С) мобилизация временно свободных денежных средств и их перераспределение для удовлетворения нужд государства и организаций. 13-С 14. Товарные биржи осуществляют куплю-продажу: А) однородной, стандартизированной продукции; В) ценных бумаг; С) недвижимости. 14-А 15. Экономический спад характеризуется: А) активным использованием потребительских кредитов; В) увеличением спроса на потребительские товары и наращиванием производства; С) сокращением производства. 15-С Критерии оценивания: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; «отлично» - верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» - верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» - верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» - верно 50% или менее 50% заданий Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом) 1. Что такое актив? Ответ: в широком смысле актив — это что-то, что имеет ценность. Однако при этом актив имеет обязательное условие: он должен приносить экономическую выгоду собственнику актива в краткосрочной или долгосрочной перспективе. 2. Ликвидность – это: Ответ: свойство актива, которое позволяет реализовать его по рыночной или близкой к этому цене 3. Банкротство – это Ответ: неспособность должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам, которая становится банкротством только после особой процедуры признания человека или компании банкротом. 4. Что такое инвестиции? Ответ: размещение капитала с целью получения прибыли. 5. Спрос – это: Ответ: это зависимость между ценой и количеством товаров, которые потенциальные покупатели могут или хотят приобрести по определенной цене и в определенное время. 6. Инфляция – это Ответ: снижение покупательной способности одной и той же суммы на определенном отрезке времени. 7. Как называются экономические циклы? Ответ: депрессия, рост, пик и спад. 8.___________________ вывел свои экономические циклы на основе демографических данных и строительных циклов. Ответ: Саймон Кузнец. 9. Показатель, отражающий уровень жизни семьи - Ответ: удельный вес расходов на питание. 10. Назовите главную функцию финансового рынка: Ответ: трансформация временно бездействующих денежных средств в ссудный капитал. 11. Экономический подъем характеризуется: Ответ: полным использованием производственных мощностей. 12. Человек получает статус безработного, когда он: Ответ: зарегистрирован в государственной службе занятости. 13. Таможенная пошлина на импортные товары взимается с целью: Ответ: поступления средств в государственный бюджет и защиты национальной экономики 14. Курс рубля к иностранной валюте устанавливается: Ответ: Центральным банком (ЦБ). 15. Торговый баланс положителен, если: Ответ: товаров из страны вывозится больше, чем ввозится в нее. 16. Домохозяйство – это экономическая единица, которая: Ответ: обладает определенными ресурсами и стремится в процессе их использования максимально полно удовлетворить свои потребности. 17. Непредвиденная инфляция обычно сопровождается: Ответ: перераспределением богатства и дохода. 18. В фазе депрессии циклическая безработица: Ответ: становится максимальной. 19. Недостатком кейнсианской теории является: Ответ: отсутствие учета ожиданий рыночных субъектов 20. Как называется экономическая категория, которая обозначает ресурсы, реально вовлеченные в производственный процесс? Ответ: факторы производства Критерии оценки открытых вопросов. Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Текущая и промежуточная аттестация» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3731. Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 55% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 54% и менее 54% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Бунтовская Л.Л. | Конфликтология: учебное пособие для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Емельянов С.М. | Управление конфликтами в организации: учебник и практикум для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 | www.biblio-online.ru/book/060DBAF1-935D-40B2-A89F-4E25185B8266. |
Л2.2 | Соломатина, Е. Н. | Социология конфликта: учебное пособие для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2019 | urait.ru |
Л2.3 | Розанова Н.М. | НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.4 | Розанова Н.М. | НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.lib.asu.ru – сайт научной библиотеки АлтГУ | |||
Э2 | http://www.isras.ru – сайт института социологии РАН | |||
Э3 | http://www.elibrary.ru –научная электронная библиотека | |||
Э4 | http://www.mon.gov.ru – сайт министерства образования РФ | |||
Э5 | Курс в MOODLE "Экономическая конфликтология" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения Рекомендации по освоению лекционных занятий. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время. Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет. При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Студентам необходимо: - перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы; - на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции; - перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях. Рекомендации по подготовке практическим занятиям. Подготовку к каждому практическому занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Студентам следует: - приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию; - до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия; - при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала; - проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам - полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения; - в ходе занятия давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов; - на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю. Методические рекомендации по написанию реферата. При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны. Реферат должен содержать: титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости). Требования к оформлению реферата: Объем: от 10 до 20 страниц. Формат страницы: А4 (210x297 мм). Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм. Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman. Выравнивание: по ширине. Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца). Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу». Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий. Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует: - руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД; - выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на практических занятиях и консультациях неясные вопросы. Итоговый контроль. При подготовке к зачету параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |