МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономическая конфликтология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки37.03.02. Конфликтология
ПрофильКонфликт-менеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_03_02_Конфликтология_КМ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 32
индивидуальные консультации 34
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 32 32 32 32
Консультации 34 34 34 34
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Стерлядева Наталья Анатольевна

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Нагайцев В.В.

Рабочая программа дисциплины
Экономическая конфликтология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 37.03.02 Конфликтология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 840)

составлена на основании учебного плана:
37.03.02 Конфликтология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., к.с.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., к.с.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Обучить студентов пониманию сущности основных экономических процессов и порождаемых ими конфликтов, перспективам их развития и путям преодоления.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-10Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
УК-10.1 Знает базовые экономические понятия, объективные основы функционирования экономики и поведения домохозяйств и его субъектов; ресурсные ограничения экономического развития и особенности циклического развития рыночной экономики; понятие общественных благ, роль государства в их обеспечении и возможностях их получения домохозяйствами, основы функционирования финансовых рынков и принятия домохозяйствами инвестиционных решений
УК-10.2 Умеет использовать понятийный аппарат экономической науки для описания экономических и финансовых процессов функционирования домохозяйств; искать и собирать финансовую и экономическую информацию для принятия обоснованных решений; анализировать финансовую и экономическую информацию, необходимую для принятия обоснованных решений в сфере экономики домохозяйства; оценивать процентные, кредитные, курсовые, рыночные, операционные, общеэкономические, политические риски неблагоприятных экономических и политических событий для экономики домохозяйства; решать типичные задачи, связанные с личным финансовым планированием
УК-10.3 Владеет методами оценки будущих доходов и расходов домохозяйства, сравнение условий различных финансовых продуктов и условий инвестирования личных доходов; навыками решения типичных задач в сфере личного экономического и финансового планирования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает базовые экономические
понятия, объективные основы
функционирования экономики и поведения
домохозяйств и его субъектов; ресурсные
ограничения экономического развития и
особенности циклического развития
рыночной экономики; понятие общественных
благ, роль государства в их обеспечении и
возможностях их получения
домохозяйствами, основы функционирования
финансовых рынков и принятия
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет использовать понятийный
аппарат экономической науки для описания
экономических и финансовых процессов
функционирования домохозяйств; искать и
собирать финансовую и экономическую
информацию для принятия обоснованных
решений; анализировать финансовую и
экономическую информацию, необходимую
для принятия обоснованных решений в сфере
экономики домохозяйства; оценивать
процентные, кредитные, курсовые,
рыночные, операционные,
общеэкономические, политические риски
неблагоприятных экономических и
политических событий для экономики
домохозяйства; решать типичные задачи,
связанные с личным финансовым
планированием
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет методами оценки будущих
доходов и расходов домохозяйства,
сравнение условий различных финансовых
продуктов и условий инвестирования личных
доходов; навыками решения типичных задач
в сфере личного экономического и
финансового планирования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы изучения экономических конфликтов
1.1. Зарождение и становление экономической конфликтологии Практические 5 2 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
1.2. Зарождение и становление экономической конфликтологии Сам. работа 5 2 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
1.3. Предмет и метод экономической конфликтологии Практические 5 2 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
1.4. Современные теории экономических конфликтов Лекции 5 2 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
1.5. Современные теории экономических конфликтов Практические 5 2 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
1.6. Современные теории экономических конфликтов Сам. работа 5 2 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
1.7. Теоретические основы взаимодействия экономических субъектов Сам. работа 5 2 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
Раздел 2. Экономические конфликты и пути их урегулирования
2.1. Формы столкновения экономических интересов Лекции 5 2 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.2. Специфика экономических конфликтов Практические 5 4 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.3. Межрегиональные, международные и межгосударственные конфликты в экономике и способы их разрешения Сам. работа 5 2 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.4. Экономические кризисы как источники конфликтов Лекции 5 2 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.5. Экономический кризис как конфликтная ситуация Практические 5 2 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.6. Экономический кризис: причины и виды Сам. работа 5 4 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.7. Конкуренция и экономические конфликты; конфликты в различных областях экономики Лекции 5 2 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.8. Конкурентная конфликтность Практические 5 2 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.9. Конкурентная конфликтность Сам. работа 5 4 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.10. Конфликты приватизации и становления рыночных отношений Лекции 5 2 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.11. Конфликты в приватизации Практические 5 4 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.12. Конфликты в приватизации Сам. работа 5 2 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.13. Введение в конфликтологию предпринимательства Лекции 5 2 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.14. Перспективы развития конфликтов в сфере предпринимательства Лекции 5 2 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.15. Экономическая конфликтогенность предпринимательства Сам. работа 5 4 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.16. Способы наступательного и оборонительного экономического поведения Лекции 5 2 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.17. Внешнеэкономические конфликты Практические 5 2 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.18. Внешнеэкономические конфликты Сам. работа 5 2 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.19. Конфликты на потребительском рынке Практические 5 2 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.20. Конфликты на потребительском рынке Сам. работа 5 2 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.21. Корпоративные конфликты Практические 5 2 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.22. Корпоративные конфликты Сам. работа 5 2 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.23. Методы урегулирования экономических конфликтов Практические 5 2 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.24. Манипулятивные техники достижения целей и регулирования конфликта Сам. работа 5 2 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.25. Методы урегулирования экономических конфликтов Сам. работа 5 2 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.26. Консультации 5 34 УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
УК-10. Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания (выбор одного или нескольких ответа)

1. Кто рассматривал экономические циклы не только как колебания спроса и предложения, но и учитывал инвестиции.
А) Н. Кондратьев;
В) С. Кузнец;
С) К. Жюгляр.
1-С

2. Сколько времени в среднем длятся циклы Кондратьева?
А) 40-60 лет;
В) 50-60 лет;
С) 30-40 лет;
D) 30-50 лет.
2-А

3. Согласно теории С. Кузнеца, цикл всего за:
А) 5-10 лет;
В) 10-15 лет;
С) 15-20 лет;
D) 15-25 лет.
3-D

4. К субститутам относятся товары (услуги):
А) удовлетворяющие исключительно материальные потребности человека;
В) заменяющие друг друга при использовании;
С) дополняющие друг друга при использовании.
4-В

5. К комплементарным относятся товары (услуги):
А) дополняющие друг друга при использовании;
В) заменяющие друг друга при использовании;
С) удовлетворяющие исключительно духовные потребности людей.
5-А

6. Связь между спросом и ценой на товар:
А) прямо пропорциональна;
В) обратно пропорциональна;
С) отсутствует;
6-А

7. Объем спроса на конкретный товар останется неизменным в случае:
А) изменения цены на данный товар;
В) изменения цены на товары-комплементы;
С) высокого конкурса для поступающих в высшие учебные заведения.
7-В

8. Одна из функций современного домашнего хозяйства:
А) утверждение законопроектов;
В) осуществление контроля за рыночными ценами;
С) потребление товаров и услуг.
8-С

9. Увеличение удельного веса расходов на питание в бюджете семьи свидетельствует:
А) о росте благосостояния семьи;
В) снижении благосостояния семьи;
С) стабильном уровне благосостояния семьи;
9-В

10. Главная функция финансового рынка:
А) трансформация временно бездействующих денежных средств в ссудный капитал;
В) законодательное регулирование спроса и предложения на рынке труда;
С) реализация биржевых товаров.
10-А

11. Экономическая прибыль определяется как разность между:
А) выручкой и внешними издержками;
В) выручкой и нормальной прибылью;
С) выручкой и всеми издержками.
11-С

12. Ценная бумага, которая приносит владельцу доход в виде фиксированного процента и выкупается предприятием в указанный срок, называется:
А) облигация;
В) акция;
С) вексель.
12- А

13. Одна из главных функций рынка ценных бумаг:
А) предоставление денежных ссуд;
В) осуществление движения предметов потребления и средств производства;
С) мобилизация временно свободных денежных средств и их перераспределение для удовлетворения нужд государства и организаций.
13-С

14. Товарные биржи осуществляют куплю-продажу:
А) однородной, стандартизированной продукции;
В) ценных бумаг;
С) недвижимости.
14-А

15. Экономический спад характеризуется:
А) активным использованием потребительских кредитов;
В) увеличением спроса на потребительские товары и наращиванием производства;
С) сокращением производства.
15-С

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
«не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» - верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» - верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» - верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» - верно 50% или менее 50% заданий

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)

1. Что такое актив?
Ответ: в широком смысле актив — это что-то, что имеет ценность. Однако при этом актив имеет обязательное условие: он должен приносить экономическую выгоду собственнику актива в краткосрочной или долгосрочной перспективе.

2. Ликвидность – это:
Ответ: свойство актива, которое позволяет реализовать его по рыночной или близкой к этому цене

3. Банкротство – это
Ответ: неспособность должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам, которая становится банкротством только после особой процедуры признания человека или компании банкротом.

4. Что такое инвестиции?
Ответ: размещение капитала с целью получения прибыли.

5. Спрос – это:
Ответ: это зависимость между ценой и количеством товаров, которые потенциальные покупатели могут или хотят приобрести по определенной цене и в определенное время.

6. Инфляция – это
Ответ: снижение покупательной способности одной и той же суммы на определенном отрезке времени.

7. Как называются экономические циклы?
Ответ: депрессия, рост, пик и спад.

8.___________________ вывел свои экономические циклы на основе демографических данных и строительных циклов.
Ответ: Саймон Кузнец.

9. Показатель, отражающий уровень жизни семьи -
Ответ: удельный вес расходов на питание.

10. Назовите главную функцию финансового рынка:
Ответ: трансформация временно бездействующих денежных средств в ссудный капитал.

11. Экономический подъем характеризуется:
Ответ: полным использованием производственных мощностей.

12. Человек получает статус безработного, когда он:
Ответ: зарегистрирован в государственной службе занятости.

13. Таможенная пошлина на импортные товары взимается с целью:
Ответ: поступления средств в государственный бюджет и защиты национальной экономики

14. Курс рубля к иностранной валюте устанавливается:
Ответ: Центральным банком (ЦБ).
15. Торговый баланс положителен, если:
Ответ: товаров из страны вывозится больше, чем ввозится в нее.

16. Домохозяйство – это экономическая единица, которая:
Ответ: обладает определенными ресурсами и стремится в процессе их использования максимально полно удовлетворить свои потребности.

17. Непредвиденная инфляция обычно сопровождается:
Ответ: перераспределением богатства и дохода.

18. В фазе депрессии циклическая безработица:
Ответ: становится максимальной.

19. Недостатком кейнсианской теории является:
Ответ: отсутствие учета ожиданий рыночных субъектов

20. Как называется экономическая категория, которая обозначает ресурсы, реально вовлеченные в производственный процесс?
Ответ: факторы производства

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Текущая и промежуточная аттестация» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3731. Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 55% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 54% и менее 54% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бунтовская Л.Л. Конфликтология: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Емельянов С.М. Управление конфликтами в организации: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/060DBAF1-935D-40B2-A89F-4E25185B8266.
Л2.2 Соломатина, Е. Н. Социология конфликта: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2019 urait.ru
Л2.3 Розанова Н.М. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Розанова Н.М. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.lib.asu.ru – сайт научной библиотеки АлтГУ
Э2 http://www.isras.ru – сайт института социологии РАН
Э3 http://www.elibrary.ru –научная электронная библиотека
Э4 http://www.mon.gov.ru – сайт министерства образования РФ
Э5 Курс в MOODLE "Экономическая конфликтология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения

Рекомендации по освоению лекционных занятий.
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам
- полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе занятия давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по написанию реферата.
При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу».

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий.
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного
выполнения, и разбирать на практических занятиях и консультациях неясные вопросы.

Итоговый контроль.
При подготовке к зачету параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.
Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.