МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление коммуникациями в конфликте

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки37.03.02. Конфликтология
ПрофильКонфликт-менеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план37_03_02_Конфликтология_КМ-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 37
индивидуальные консультации 68
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) 3 (5) Итого
Недель 19,5 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20 40 40
Практические 22 22 22 22 44 44
Сам. работа 32 32 5 5 37 37
Консультации 34 34 34 34 68 68
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Пустовалова Е.В.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Нагайцев В.В.

Рабочая программа дисциплины
Управление коммуникациями в конфликте

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 37.03.02 Конфликтология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 840)

составлена на основании учебного плана:
37.03.02 Конфликтология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучить основные аспекты коммуникативных отношений в конфликте; освоить стратегии и тактики организации коммуникации в конфликте.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 Способен осуществлять подготовку к процедуре медиации, вести процесс выработки, согласования условий медиативного соглашения и завершения процедуры медиации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает принципы и
последовательность процедуры
медиации, техники и приемы
работы медиатора
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет организовывать
взаимодействие между
участниками медиации,
анализировать информацию,
содействовать поиску
взаимовыгодного решения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками подготовки и проведения
медиативных переговоров

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Теоретические основы коммуникативного взаимодействия в конфликте
1.1. Коммуникативное пространство и его организация Лекции 4 8 ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.2. Коммуникативное пространство и его организация Практические 4 6 ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.3. Коммуникативное пространство и его организация Сам. работа 4 4 ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.4. Коммуникативная личность. Гендерные различия в коммуникативных процессах Лекции 4 6 ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.5. Коммуникативная личность. Гендерные различия в коммуникативных процессах Практические 4 6 ПК-2
1.6. Коммуникативная личность. Гендерные различия в коммуникативных процессах Сам. работа 4 10 ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.7. Уровни организации коммуникации Лекции 4 6 ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.8. Уровни организации коммуникации Практические 4 10 ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.9. Уровни организации коммуникации Сам. работа 4 18 ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.10. Консультации 4 34 ПК-2
Раздел 2. Раздел 2. Основные аспекты коммуникативного взаимодействия в конфликте
2.1. Роль коммуникации в конфликтной ситуации Лекции 5 6 ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.2. Роль коммуникации в конфликтной ситуации Практические 5 6 ПК-2
2.3. Роль коммуникации в конфликтной ситуации Сам. работа 5 1 ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.4. Основные стратегии общения в конфликте Лекции 5 6 ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.5. Основные стратегии общения в конфликте Практические 5 6 ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.6. Основные стратегии общения в конфликте Сам. работа 5 1 ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.7. Тактики выстраивания эффективной коммуникации в конфликторазрешении Лекции 5 6 ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.8. Тактики выстраивания эффективной коммуникации в конфликторазрешении Практические 5 6 ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.9. Тактики выстраивания эффективной коммуникации в конфликторазрешении Сам. работа 5 1 ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.10. Барьеры коммуникации, их виды и способы устранения Практические 5 2 ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.11. Барьеры коммуникации, их виды и способы устранения Сам. работа 5 1 ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.12. Техники организации конструктивного взаимодействия в коммуникации Лекции 5 2 ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.13. Техники организации конструктивного взаимодействия в коммуникации Практические 5 2 ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.14. Техники организации конструктивного взаимодействия в коммуникации Сам. работа 5 1 ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.15. Консультации 5 34 ПК-2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9624
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-2: Способен осуществлять подготовку к процедуре медиации, вести процесс выработки, согласования условий медиативного соглашения и завершения процедуры медиации
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания закрытой формы (выбор одного или нескольких вариантов)

1. Механизмы межличностного восприятия при межличностной коммуникации. Определите неверное: а) идентификация;
б) рефлексия;
в) стереотипизация;
г) объективация.
2. Убеждение – это:
а) способ речевого воздействия;
б) способность к волеизъявлению;
в) способность к самоанализу;
г) способ манипулирования.
3. Горизонтальная передача информации, в процессе которой коммуникатор и реципиент принимают равноправное участие:
а) монолог;
б) диалог;
в) инструктаж;
г) диспут.
4. Система условных знаков, символов, правил передачи информации по каналам связи – это:
а) знак;
б) текст;
в) код;
г) символ.
5. Инициатор коммуникативных связей; лицо или группа лиц, формирующих и передающих сообщения – это:
а) коммуникант;
б) коммуникатор;
в) реципиент;
г) респондент.
6. Система взаимосвязей, осуществляемых между представителями различных стран – это:
а) межгрупповая коммуникация;
б) международная коммуникация;
в) межличностная коммуникация;
г) межнациональная коммуникация.
7. Наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе содействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся негативными эмоциями – это:
а) конфликт;
б) предконфликтная ситуация;
в) дискуссия;
г) спор.
8. Совместная деятельность участников конфликта, направленная на прекращение противодействия и разрешение проблемы – это:
а) затухание конфликта.
б) разрешение конфликта.
в) манипуляции в конфликте.
9. Выберите альтернативные формы разрешения конфликтов, которые существуют в России (возможно несколько вариантов ответов):
а) медиация
б) арбитраж
в) комиссии по трудовым спорам
г) суд
10. Законодательство Российской Федерации закрепило следующие принципы медиации (возможно несколько вариантов ответов):
а) добровольность
б) конфиденциальность
в) сотрудничество
г) равноправие сторон
д) независимость медиатора
е) объективность результатов
11. Когда, согласно закона N 193-ФЗ, начинается процедура медиации:
а) когда стороны выбрали медиатора
б) со дня заключения соглашения сторонами о проведении этой процедуры
в) когда стороны устно договорились, что такая процедура необходима
12. Если медиативные переговоры завершились победой одной из сторон конфликта, это означает, что они проведены:
а) успешно
б) не успешно
в) частично успешно

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1-г
2-а
3-б
4-в
5-б
6-б
7-а
8-б
9-а,в
10-а,в
11-б
12-б

Критерии оценивания:
За выполнение тестовых заданий закрытой формы студент получает по 2 балла за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 24 баллов.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)

1. Соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме – это __________________________ соглашение
2. Беседа медиатора с каждой стороной индивидуально (поочередно) – это _______________
3. Вид речевой деятельности, который имеет целью передачу информации в письменной форме в соответствии с ситуацией общения – это __________________________ речь
4. Лица, желающие урегулировать спор с помощью процедуры медиации – это ___________ медиации
5. При направлении одной из сторон письменного обращения о проведении процедуры медиации, второй стороне необходимо ответить в течение ____ дней
6. Федеральный закон № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) был принят в _________ году
7. Порядок проведения процедуры медиации устанавливается _________________
8. Соглашение, достигнутое сторонами, в результате применения процедуры медиации к спору и заключенное в письменной форме – это ____________________ соглашение
9. Процедура медиации представляет собой ________________ форму защиты права
10. Независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора - это __________
11. Пути решения конфликта разрабатывают ______________
12. Медиация не может применяться к ________________ трудовым спорам в образовательном учреждении
13. Договор сторон о прекращении производства по делу и, соответственно, спора на определенных, согласованных ими условиях, который утверждается арбитражным судом – это ____________
14. Слово, действие (или бездействие), которое может привести к конфликту – это _____________
15. Деятельность участников конфликта, направленная на прекращение противодействия и устранение проблемы – это _________________________
16. Вид социального конфликта, объектом которого являются трудовые отношения и условия их обеспечения – это _____________ конфликт
17. Форма групповой работы для выработки решений повышенной сложности, в том числе для урегулирования конфликта внутри группы – это ___________
18. Разрыв отношений как знак протеста против поведения оппонента называется _______________
19. Противоречия между равными по положению субъектами – это _________________ конфликт
20. Определение потребностей всех участников соответствует стилю поведения в конфликте ________________
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. медиативное
2. кокус
3. письменная
4. стороны
5. 30
6. 2010
7. сторонами конфликта
8. медиативное
9. альтернативную
10. медиатор
11. стороны конфликта
12. коллективным
13. мировое соглашение
14. конфликтоген
15. разрешение конфликта
16. трудовой
17. фасилитация
18. бойкот
19. горизонтальный
20. сотрудничество

Критерии оценивания:
За выполнение тестовых заданий открытой формы студент получает по 3,5 балла за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 70 баллов.

Общая суммарная оценка за выполнение задания «Итоговое тестирование по курсу (Final test)» может составлять максимум 100 баллов.
Баллы, начисленные студенту за выполнение заданий теста автоматически пересчитываются системой в 4-балльную шкалу (от «5» до «2»). Баллы, начисленные студенту за выполнение заданий пересчитываются преподавателем по схеме:
1-49 баллов – оценка «2»,
50-69 баллов – оценка «3»,
70-84 баллов – оценка «4»,
85-100 баллов – оценка «5».
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 20.
Задания для письменного опроса открытой формы (с кратким свободным ответом)

1. Соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме – это __________________________ соглашение
2. Беседа медиатора с каждой стороной индивидуально (поочередно) – это _______________
3. Вид речевой деятельности, который имеет целью передачу информации в письменной форме в соответствии с ситуацией общения – это __________________________ речь
4. Лица, желающие урегулировать спор с помощью процедуры медиации – это ___________ медиации
5. При направлении одной из сторон письменного обращения о проведении процедуры медиации, второй стороне необходимо ответить в течение ____ дней
6. Федеральный закон № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) был принят в _________ году
7. Порядок проведения процедуры медиации устанавливается _________________
8. Соглашение, достигнутое сторонами, в результате применения процедуры медиации к спору и заключенное в письменной форме – это ____________________ соглашение
9. Процедура медиации представляет собой ________________ форму защиты права
10. Независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора - это __________
11. Пути решения конфликта разрабатывают ______________
12. Медиация не может применяться к ________________ трудовым спорам в образовательном учреждении
13. Договор сторон о прекращении производства по делу и, соответственно, спора на определенных, согласованных ими условиях, который утверждается арбитражным судом – это ____________
14. Слово, действие (или бездействие), которое может привести к конфликту – это _____________
15. Деятельность участников конфликта, направленная на прекращение противодействия и устранение проблемы – это _________________________
16. Вид социального конфликта, объектом которого являются трудовые отношения и условия их обеспечения – это _____________ конфликт
17. Форма групповой работы для выработки решений повышенной сложности, в том числе для урегулирования конфликта внутри группы – это ___________
18. Разрыв отношений как знак протеста против поведения оппонента называется _______________
19. Противоречия между равными по положению субъектами – это _________________ конфликт
20. Определение потребностей всех участников соответствует стилю поведения в конфликте ________________
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:

Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51- 69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бунтовская, Л. Л. Конфликтология: учебное пособие для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/26BFDC59-52CF-4ECE-99EF-AF93429190AB
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Охременко, И. В. Конфликтология: учебное пособие для вузов М. : Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/069EAB33-F8AE-43DB-939E-C3FCC47C2C28
Л2.2 Дмитриев, А. В. Провокация. Введение в теорию : монография М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л2.3 Черкасская, Г. В. Управление конфликтами : учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/547CD80D-6F5C-4015-81FA-D9FD88174351
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.socioline.ru/node/842
Э2 http://www.humanities.edu.ru/ – Социально-гуманитарное образование: федеральный портал.
Э3 http://window.edu.ru/window – Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Интегральный каталог образовательных интернет-ресурсов,электронная учебно-методическая библиотека, ресурсы системы федеральных образовательных порталов.
Э4 http://ru.wikipedia.org/wiki/конфликтология.
Э5 Курс в Moodle "Управление коммуникациями в конфликте" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Методические указания и рекомендации для студентов по подготовке к лекционным занятиям
Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Она предусматривает работу с документами, первоисточниками; проработку материала лекции по рекомендованным учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по данной теме.

Методические указания и рекомендации студентам по работе на лекционных занятиях
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую преподавателем, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает преподаватель, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «нужно запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений, специальных терминов. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать литературу, которую рекомендовал преподаватель. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть материалом по дисциплине.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям
Теоретические вопросы и практические задания практических занятий, рекомендуемая литература сообщаются преподавателем на лекционных занятиях, а также содержатся в рабочей программе дисциплины. Начинать подготовку к практическому занятию надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции рассматривается не весь материал темы, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по каждому изучаемому вопросу. Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.

Методические указания и рекомендации для студентов по работе на практических занятиях
На практическом занятии студент должен быть готовым к ответу на все представленные в рабочей программе теоретические вопросы по теме занятия, проявить максимальную активность при их рассмотрении. Выступление с ответом должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к простому воспроизведению текста, не допускается чтение конспекта. При этом студент может обращаться к записям конспекта лекций и непосредственно к первоисточникам. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы, его участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий, предложенных преподавателем тестов.

Методические указания и рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся часы на самостоятельную работу. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др. Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Цель самостоятельной работы – закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. При необходимости студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке реферата
Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц текста, напечатанного через 1,5 интервала (библиографический список и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.