МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные общественные движения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки37.03.02. Конфликтология
ПрофильКонфликт-менеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_03_02_Конфликтология_КМ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 3
индивидуальные консультации 36
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 3 3 3 3
Консультации 36 36 36 36
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Н.А. Стерлядева

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, В.В.Нагайцев

Рабочая программа дисциплины
Современные общественные движения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 37.03.02 Конфликтология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 840)

составлена на основании учебного плана:
37.03.02 Конфликтология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., к.с.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., к.с.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.проанализировать современное состояние общественных движений,методологические и методические вопросы их изучения,актуализировать интерес студентов к участию в общественной жизни, способствовать становлению активной социальной позиции, гражданского самосознания

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен проводить комплексные междисциплинарные исследования по конфликтологической тематике
ПК-1.1 Знает методологию, методику и основные методы сбора и анализа информации в прикладном исследовании
ПК-1.2 Умеетконцептуализироватьпроб лему и вырабатывать эмпирические показатели, анализировать полученные результаты
ПК-1.3 Владеет навыками работы с различными статистическими пакетами и составления аналитических отчетов по результатам исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает методологию, методику и основные методы сбора и анализа информации в прикладном исследовании
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет концептуализировать проблему и вырабатывать эмпирические показатели, анализировать полученные результаты
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками работы с различными статистическими пакетами и составления аналитических отчетов по результатам исследования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Современные общественные движения
1.1. Взаимодействие общественных движений с государственными органами Лекции 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Взаимодействие общественных движений с государственными органами Сам. работа 5 3 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Общественное движение как организационно-правовая форма общественного объединения Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Теоретические, социально-политические и правовые основы изучения общественных движений Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Роль общественных движений, организаций и объединений в формировании личности молодого человека Лекции 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Роль общественных движений, организаций и объединений в формировании личности молодого человека Практические 5 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Современное состояние общественных движений Лекции 5 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Современное состояние общественных движений Практические 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Современные детские и молодежные движения
2.1. Теоретические, социально-политические и правовые основы изучения детского и молодежного движения Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Теоретические, социально-политические и правовые основы изучения детского и молодежного движения Практические 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Современное состояние молодежного движения Лекции 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Современное состояние молодежного движения Практические 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Консультации 5 36 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПК-1. Способен проводить комплексные междисциплинарные исследования по конфликтологической тематике
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания (выбор одного или нескольких ответа)

1. Методологическая часть программы социологического исследования НЕ включает:
А) описание проблемной ситуации;
В) формулировку проблемы исследования;
С) проведение пилотажного исследования;
1-С

2. Методическая часть программы социологического исследования НЕ включает:
А) определение предмета исследования;
В) стратегический план исследования;
С) обоснование выборки;
D) описание методов сбора и анализа информации.
2-А

3. Тип и способ определения выборки зависит от:
А) вида исследования;
В) целей исследования;
С) гипотез исследования;
D) от всего иеречисленного.
3-D

4. По содержанию можно выделить следующие типы интервью:
А) свободное и стандартизированное;
В) документальное, интервью мнений;
С) интенсивное, фокусированное.
4-В

5. В зависимости от источника (носителя) первичной информации различаются опросы:
А) массовые и специализированные;
В) индивидуальные и экспертные;
С) свободные и стандартизированные.
5-А

6. Как называется метод анализа содержания письменных документов, теле-, радиопередач и других видов документов и информации путем подсчета некоторых повторяющихся в них элементов?
А) ивент-анализ;
В) эксперимент;
С) наблюдение;
D) контент-анализ.
6-D

7. К какой категории методов относится контент-анализ?
А) синтетические методы;
В) качественные методы;
С) количественные методы.
7-А

8. Как называется социометрическая процедура, при которой отвечающий выбирает в соответствии с заданным критерием столько лиц, сколько он считает нужным?
А) независимой;
В) свободной;
С) непараметрической;
D) параметрической.
8-С

9. Как называется метод сбора социологической информации, совокупность методологических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации, необходимой при изучении социальных процессов и явлений для решения определенных исследовательских задач?
А) контент-анализ;
В) анализ документов;
С) опрос;
D) наблюдение.
9-В

10. Как называется совокупность методов, направленных на получение данных о структуре малых социальных групп, о межличностных отношениях в этих группах?
А) социометрия;
В) опрос;
С) фокус-группа;
D) наблюдение.
10-А

11. Как называется метод сбора первичной социологической информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях?
А) опрос;
В) эксперимент;
С) интервью;
D) наблюдение.
11- D

12. Как называется группа, которая в экспериментальной ситуации не испытывает воздействия экспериментальных факторов?
А) контрольная;
В) зависимая;
С) независимая;
D) экспериментальная.
12- А

13. По специфике исследовательской задачи различают:
А) реальные и мысленные эксперименты;
В) параллельные и последовательные эксперименты;
С) полевые и лабораторные эксперименты;
D) научные и прикладные эксперименты.
13-D

14. Видами наблюдения как метода социологического исследования НЕ являются:
А) целенаправленное и независимое;
В) прямое и косвенное;
С) открытое и закрытое;
D) включенное и невключенное.
14-А

15. Как называется воздействие процесса сбора данных на наблюдаемое явление?
А) валидность;
В) активность;
С) реактивность;
D) симметричность.
15-С

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
«не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» - верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» - верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» - верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» - верно 50% или менее 50% заданий


Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)

1. Что включает программа социологического исследования?
Ответ: методологическую и методическую части.

2. В чем заключается сущность интерпретации данных?
Ответ: в структурировании главных понятий, во всестороннем толковании их смысла.

3. Назовите основные требования к формулировке гипотез.
Ответ: гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации; не должна противоречить ранее установленным научным фактам; должна быть проста; должна быть проверяема при данном уровне теоретических знаний, методологической оснащенности и практических возможностей исследования.

4. Назовите основные функции программы социологического исследования:
Ответ: методологическая, методическая, организационная.

5. Организационная функция обеспечивает ______________
Ответ: разработку четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, позволяет обеспечить эффективную динамику исследовательского процесса.

6. Выборочный метод основан принципах ______________
Ответ: взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик объекта и предмета исследования и на правомерности выводов в целом при рассмотрении его части, которая по своей структуре является микромоделью целого, т. е. генеральной совокупности.

7. Что включает процедура исследования?
Ответ: последовательность всех операций, общая система действий и способ организации исследования.

8. Анализ документов позволяет выявить _____________
Ответ: тенденцию и динамику изменений и развития определенных явлений и процессов.

9. Как называется координирующая деятельность организации, направленная на сохранение существующей схемы работы?
Ответ: регулирующая.

10. Что включает эмпирическая интерпретация основных понятий
Ответ: выделение эмпирических признаков (структурных компонентов, элементов) понятия.

11. В качестве основы выборки используют ____________
Ответ: данные переписи населения, статические отчеты, списки сотрудников обследуемой организации, домовые книги, избирательные списки, картотеки отдела кадров и другие доступные для социолога документы.

12. Методы и принципиальные возможности исследования, основанные на подходе к объекту как черному ящику, разработал _______________
Ответ: У.Росс Эшби.

13.Что означает метод наблюдения в конфликтологии?
Ответ: метод исследования конфликта путем целенаправленного, организованного, непосредственного восприятия и фиксирования конфликтных событий.

14. Перечислите преимущества метода анализа документов как источника социологической информации:
Ответ: стабильное состояние объекта исследования; получение информации не только о каких-либо фактах, но и об отношении к ним автора; анализ разных точек знания; информация структурирована, упорядочена, представлена в обобщенном виде.

15. Математическое моделирование межгрупповых конфликтов позволяет заме¬нить непосредственный анализ конфликтов _____________________
Ответ: анализом свойств и характеристик их математических моделей.

16. Основное назначение социометрического теста
Ответ: диагностика эмоциональных связей, т. е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы в организации.

17. Что означает метод эксперимента в конфликтологии?
Ответ: метод научного познания, отличающийся активным вмеша¬тельством в ситуацию со стороны исследователя-конфликтолога, осуществля¬ющего планомерный и активный контроль за одной или несколькими перемен¬ными и регистрацию происходящих изменений в изучаемом явлении

18. Какие компоненты включает в себя обработка данных социологического исследования?
Ответ: редактирование и кодирование информации; создание переменных; статистический анализ.

19. Перечислите основные требования к итоговому отчету о результатах исследования:
Ответ: отчет должен полно, всесторонне и глубоко раскрывать работу на всех этапах; вскрывать проблемы, оставшиеся нерешенными; строго следовать разработанному программой методологическому и методическому аппарату исследования; отражать все направления организационной работы на всех этапах реализации исследования и обработки его результатов.

20. Воздействие процесса сбора данных на наблюдаемое явление -это:
Ответ: реактивность

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости по всему изученному курсу). Тест размещен в разделе «Текущая и промежуточная аттестация» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3981. Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 55% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 54% и менее 54% заданий

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Барков, С. А. Социология организаций: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/CC3C2C0A-5BC3-4C86-94D9-9324C822ADE4.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Исаев, Б. А. История партий и партийных систем в 3 ч. Часть 3. История партий и партийной системы современной России: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Сафонов, В. А. Социальное партнерство: учебник для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/83BCC8D4-FB43-4F46-9868-309C56CFC8D2
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Интернет-ресурсы
Э2 1.www.edu.ru (Министерство образования и науки РФ);
Э3 2.www.schoolexpro.ru (Российский образовательный форум);
Э4 3.www.gain.ru (Государственная академия инноваций);
Э5 4.www.law.edu.ru (Российский образовательный правовой портал);
Э6 5.www.vlados.ru (Гуманитарный издательский центр «Владос»);
Э7 6.www.lib.msu.su (Научная библиотека МГУ);
Э8 7.www.public.ru (Публичная Интернет библиотека);
Э9 8.www.mto.ru/children (Президентская программа «Дети России»)
Э10 9.www.consultant.ru (СПС «Консультант плюс»);
Э11 10.www.garant.ru (СПС «Гарант»).
Э12 2. Электронные библиотечные системы:
Э13 ЭБС издательства «Лань» - http://e.lanbook.com/
Э14 ЭБС «Университетская библиотека online» - http://www.biblioclub.ru/
Э15 Курс в MOODLE "Современные общественные движения" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения

Рекомендации по освоению лекционных занятий.
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам
- полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе занятия давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по написанию реферата.
При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу».

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий.
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного
выполнения, и разбирать на практических занятиях и консультациях неясные вопросы.

Итоговый контроль.
При подготовке к зачету параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.
Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.