Закреплена за кафедрой | Кафедра социологии и конфликтологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.03.02. Конфликтология |
Профиль | Конфликт-менеджмент |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 37_03_02_Конфликтология_КМ-2021 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 10 | 10 | 10 | 10 |
Консультации | 56 | 56 | 56 | 56 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии
Протокол от 31.08.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В.
1.1. | формирование представлений у обучающихся об интегративном феномене «безопасность» с позиций современного психобиосоциодуховного подхода, рассматриваемом в качестве сквозного явления в функционировании социальных субъектов и систем разного уровня сложности и обобщенности |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05 |
УК-9 | Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах |
УК-9.1 | Знает основные принципы и подходы формирования инклюзивной компетентности, психологические закономерности и особенности возрастного и личностного развития в условиях инклюзивной образовательной среды |
УК-9.2 | Умеет использовать методические приемы формирования инклюзивной компетентности в профессиональной деятельности с учетом особенностей лиц с ОВЗ и принципами инклюзивного образования |
УК-9.3 | Способен реализовывать различные способы взаимодействия с учетом дефектологических знаний между всеми субъектами в социальной и профессиональной сферах |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | УК-9.1. Знает основныепринципы и подходы формирования инклюзивной компетентности, психологические закономерности и особенности возрастного и личностного развития в условиях инклюзивной образовательной среды. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | УК-9.2. Умеет использовать методические приемы формирования инклюзивной компетентности в профессиональной деятельности с учетом особенностей лиц с ОВЗ и принципами инклюзивного образования. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | УК-9.3.Способен реализовывать различные способы взаимодействия с учетом дефектологических знаний между всеми субъектами в социальной и профессиональной сферах. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основы психологии безопасности | ||||||
1.1. | Философско-методологические основания изучения феномена «безопасность» | Лекции | 4 | 2 | УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Психологические концепции и теории в изучении феномена «безопасность» | Лекции | 4 | 2 | УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Виды безопасности с эмпирической и научно-психологической точек зрения | Лекции | 4 | 4 | УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Источники опасности и социальные риски | Лекции | 4 | 4 | УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Концепция фиксированных форм поведения, как базовый принцип описания и интерпретации феномена «безопасность» | Практические | 4 | 8 | УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Уровни и субъекты безопасности | Лекции | 4 | 4 | УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.7. | Индивидуальный субъект безопасности в системе отношений с групповыми субъектами разной степени обобщенности | Лекции | 4 | 4 | УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.8. | Семья, как базисный фактор ретрансляции и формирования социально-психологически безопасного и ресурсного поведения индивидуального субъекта | Практические | 4 | 6 | УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.9. | Безопасность профессионального поведения конфликтолога | Практические | 4 | 8 | УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.10. | Психологический конструкт: информационная, психологическая и личная безопасность | Сам. работа | 4 | 10 | УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.11. | Уровневый подход к комплексу безопасности субъектов | Консультации | 4 | 56 | УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Уровни и субъекты безопасности |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Виды безопасности с эмпирической и научно-психологической точек зрения. Вызов как интегративная категория сосуществования социальных субъектов. Психологическая синонимизация понятий «вызов» - «конфликт» - «кризис». Континуум «опасность - безопасность». Множественные области бытия индивидуального и группового субъекта. Вызовы (угрозы) индивидуальному и групповому субъектам, особенности реагирования и поведения в критических условиях: экологических, политических, военных, социальных, экономических, культурных, психологических, биологических. 2. Источники опасности и социальные риски. Определение социальных рисков и их типологии. Причины и условия продуцирования социальных рисков и воспроизводства девиаций. Фило- и онтогенетические привязки воспроизводства девиаций. Проблема депривации и компенсации потребностей индивидуальных и групповых субъектов. Манипуляционные процессы как фактор возникновения угроз и опасностей жизнедеятельности субъектов. Коммуникационное пространство социальных взаимодействий. 3. Уровни и субъекты безопасности (социо-психологический взгляд на проблему). Концепция уровней социального взаимодействия. Уровневый подход к комплексу безопасности субъектов. Принципы и основания вычленения уровней безопасности. Система и стилистика (особенности) функционирования субъектов безопасности на различных уровнях социального взаимодействия. Личность - конституирующий (сквозной) субъект безопасности. Принципы и механизмы участия (включения) индивидуального субъекта в функционирование систем различной степени обобщенности. Психологические подходы к социальному содержанию уровней субъектов безопасности. 4. Индивидуальный субъект безопасности в системе отношений с групповыми субъектами разной степени обобщенности (контекст «человек и ситуация») Структурно-уровневый подход к личности (традиции советской и российской психологии). Системный подход к супружеству и семье. Интраличностные ресурсы безопасного жизнеосуществления индивидуального субъекта. Супружество и семья – источник продуцирования и воспроизводства эффективного и деструктивного поведения социальных субъектов. Семья – модель описания и интерпретации групповых систем более высокой степени обобщенности. Индивид в контексте социальных, экономических, культурных etc ситуаций. 5. Концепция фиксированных форм поведения, как базовый принцип описания и интерпретации феномена «безопасность» Центральное понятие: континуум «психическая ригидность - флексибильность» Г.В. Залевский. Ригидность vs. Нерефлексивность; Флексибильность vs. Рефлексивность. Рефлексивные процессы и безопасность жизнедеятельности. Принципы современной бихевиорально-когнитивной психологии и психотерапии в описании и объяснении фиксированного поведения, как поведения опасного и дезадаптивного. Фиксированное поведение как самовоспроизводящееся и самоподкрепляющее поведение. 6. Особая сфера безопасности - экономическая безопасность индивидуального и группового субъекта (контекст «мотивационно-потребностная сфера личности» + «экономическая реальность социальных отношений») Психологический взгляд на экономику. Экономическое взаимодействие социальных субъектов. Собственность и деньги как ее (собственности) частный вариант – «приращения» личности и группового субъекта. Границы, их пересечение и безопасность – взгляд с позиций субъектности. Объяснение с позиций топологической теории. Проблемы экономической социализации и экономического самоопределения личности. Психология служебной деятельности и вопросы финансовой активности субъекта. 7. Семья, как базисный фактор ретрансляции и формирования социально-психологически безопасного и ресурсного поведения индивидуального субъекта Трансактный анализ Э. Берна: родительские интроекты, жизненные сценарии. Поведенческая, социально-бихевиористская, когнитивная, когнитивно-поведенческая, рационально-эмотивная и мультимодальная модели семьи и семейной динамики. Специфика формирования семейных девиаций. Ресурсы и ограничения семьи. Инновационный потенциал личности в индивидуальном и групповом контексте. Половые и гендерные роли. Конфликт ролей. Воспитательные процедуры. Социальная адаптация. 8. Безопасность профессионального поведения психолога (в континууме «специалист – клиент») Супервизия – особая форма профессионального сопровождения и поддержки специалистов профессий типа «человек – человек». Профессиональная подготовленность к деятельности и эффективности в сложных профессиональных ситуациях. Рефлексивная позиция специалиста – экология интервенций. Система позитивных профессиональных защит от личностно ориентированных травмирующих обстоятельств профессиональной деятельности. Рефлексивные процессы в профессиональной активности. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
Приложения |
Приложение 1.
Методические рекомендации для студентов.doc
Приложение 2.
Психология безопасности.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Махов С. Ю. | Безопасность личности: Научные монографии | МАБИВ, 2013 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Сергеев В.С. | Безопасность жизнедеятельности: учебник | ВЛАДОС, 2018 | www.studentlibrary.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС "Лань" | |||
Э2 | ЭБС "Юрайт" | |||
Э3 | Курс в Moodle «Психология безопасности» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Интернет браузер. Acrobat reader. MS Office.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
См. приложение |