МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Научная и экспериментальная деятельность клинического психолога

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и когнитивно-поведенческая психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_Клиническая психология_ПДиКПП-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 42 42 42 42
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.психол.н, Доцент, Трофимова Юлия Владимировна

Рецензент(ы):
к.психол.н., Доцент, Кузьмина Анна Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Научная и экспериментальная деятельность клинического психолога

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 37.05.01 Клиническая психология (приказ Минобрнауки России от 26.05.2020 г. № 683)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Кузьмина Анна Сергеевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Кузьмина Анна Сергеевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель учебной дисциплины «Качественные и количественные методы в психолого-педагогическом исследовании» обучить студентов навыкам и умениям использования качественных и количественных методов психолого-педагогическом исследовании, а также сФормировать у студентов системы понятий в области практической деятельности психолога; категорий, методологических принципов и методов, понимания места использования качественных и количественных методов в системе психологической науки.
Задачи учебной дисциплины:
1. Актуализация методологических проблем создания качественных и количественных методов;
2. Изучить адгоритм проведения качественных и количественных методов;
3. Формировать навыки интерпретации качественные и количественных методов;
4. Усвоить правовые и этические нормы деятельности психолога-диагностика при использовании качественных и количественных мтодов, психодиагностических тестов и методик при организации и проведении диагностической работы по изучению личности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен осуществлять научное исследование в сфере профессиональной деятельности на основе современной методологии
ОПК-1.1 Знает основные положения современной методологии психологии, принципы их приложения к организации научного исследования
ОПК-1.2 Разрабатывает структуру научного исследования и проектирует исследовательский дизайн в соответствии с методологическими и методическими требованиями к организации научных исследований
ОПК-1.3 Владеет способами организации количественного и качественного научного исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– основные понятия и категории качественных и количественных методов;
– виды, типологию, принципы создания качественных и количественных методов;
– особенности научно-исследовательской работы с использованием качественных и количественных методов, психологических методик для изучения личности в разных возрастных периодах;
- инструменты статистического анализа результатов исследования.
3.2.Уметь:
3.2.1.– учитывать правовые и этические нормы в практической деятельности психолога по использованию качественных и количественных методов;
- организовать и провести псссихологические методы исходя из целей исследования
– проводить процедуры по различным личностным проблемам на основе психодиагностического исследования с комплексным использованием качественных и количественных методов;
- проводить статистический анализ с использованием копмпьютерных программ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- процедурой использования качественных и количественных методов;
− процедурой организации и проведения широкого спектра методов и методик исследования с различным категориям населения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая характеристика исследовательской деятельности и методология исследования
1.1. Исследовательская деятельность как вид самостоятельной работы студента. Особенности индивидуальной и коллективной научной деятельности Лабораторные 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.2. Выделить проблемы научного познания в психологии Сам. работа 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.3. Классификация методов психологического исследования Лабораторные 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.4. Описать идеи разделения методов исследования на качественные и количественные Сам. работа 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1
Раздел 2. Качественные методы исследования
2.1. Наблюдение - метод психологического исследования Лабораторные 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.2. Сформулируйте основные достоиства и недостатки метода наблюдения Сам. работа 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.3. Найти в научных журналах исследования с применением метода наблюдения и выделить основные характеристики метода и полученные результаты Сам. работа 2 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.4. Планирование наблюдения и способы регистрации данных Лабораторные 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.5. составьте таблицу "предмет наблюдения и возможные индикаторы" Сам. работа 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.6. Подготовка проекта наблюдения к защите Сам. работа 2 3 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.7. Эксперимент как метод исследования Лабораторные 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.8. Сформулируйте основные достоиства и недостатки метода эксперимента Сам. работа 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.9. Планирование экспериментов и экспериментальные схемы Лабораторные 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.10. Найти в научных журналах исследования с применением метода эксперимента и выделить основные характеристики метода и полученные результаты Сам. работа 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.11. Найти описание проведнного эксперимента и выделить в нем его основные элементы Сам. работа 2 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.12. Беседа (интервью) как метод психологического исследования Лабораторные 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.13. Сформулируйте основные достоиства и недостатки метода беседы Сам. работа 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.14. Составьте памятку для себя с правилами организации беседы Сам. работа 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.15. Подготовка проекта беседы, проведение беседы и описание результатаов беседы Сам. работа 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.16. Тестирование как метод психологического исследования Лабораторные 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.17. Составить словарь терминов по вопросу "Психометрические характеристики теста" Сам. работа 2 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.18. Подготовить презентацию-знакомство с разными видами тестов (тест интеллекта, тест способностей, личностный опросник и т.д.) Сам. работа 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.19. Анализ продуктов деятельности как метод психологического исследования Лабораторные 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.20. Найти в научных журналах исследования с применением метода анализа продуктов деятельности и выделить основные характеристики метода и полученные результаты Сам. работа 2 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.21. Подготовить памятку "Условия организации сбора данных с помощью анализа продуктов деятельности" Сам. работа 2 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.22. Проанализировать достоинства и недостатки метода анализа продуктов деятельности Сам. работа 2 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.23. Контент-анализ как метод анализа документальной информации: сущность, задачи метода Лабораторные 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.24. Составить таблицу "Основные процедуры контент-анализа" Сам. работа 2 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.1
Раздел 3. Планирование научного исследования
3.1. Планирование научного исследования: принципы и этапы Лабораторные 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.1
3.2. Составить словарь терминов по вопросу " методологический аппарат исследования" Сам. работа 2 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.3. Познакомиться с правилами составление библиографического списка Сам. работа 2 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.4. Планирование научного исследования: от идеи к плану Лабораторные 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.5. Подотовка проекта собственного научного Сам. работа 2 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.6. Поиск на сайтах университетов научных мероприятий для представления результатов исследования Сам. работа 2 3 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.7. Презентация исследовательских тпроектов Лабораторные 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.8. Подбор методов исследований для исследовательского проекта Сам. работа 2 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.9. Подготовка презентации исследовательского проекта Сам. работа 2 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.10. Подготовка и оформление библиографического списка к исследовательскому проекту Сам. работа 2 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10143

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен осуществлять научное исследование в сфере профессиональной деятельности на основе современной методологии

Примеры заданий закрытого типа:
Вопрос 1. Что из перечисленного можно отнести к важнейшим функциям научной теории?
А. систематизирующую
Б. эмоциональную
В. побудительную
Г. коммуникативную
Ответ: А
Вопрос 2. Что выступает основой научного познания в отличие от других видов познавательной деятельности?
А. накопленный опыт
Б. экспериментально и теоретически обоснованные выводы
В. данные житейских наблюдений
Г. метод рассуждений
Ответ: Б
Вопрос 3. Как называются научные исследования, направлены на получение новых знаний об основных психологических закономерностях строения, функционирования и развития человека?
А. фундаментальные исследования
Б. прикладные исследования
В. методическая разработка
Г. аналитический отчет
Ответ: А
Вопрос 4. Какие методы следует отнести к теоретическим методам исследования?
А. наблюдение
Б. контент-анализ
В. эксперимент
Г. моделирование
Ответ: Г
Вопрос 5. Какие методы следует отнести к эмпирическим методам исследования?
А. анализ
Б. синтез
В. эксперимент
Г. моделирование
Ответ: В
Вопрос 6. Как называют метод исследования, когда субъект самостоятельно получает данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ними?
А. наблюдение
Б. эксперимент
В. тестирование
Г. самонаблюдение
Ответ: Г
Вопрос 7. как называется исследовательский метод, заключающийся в преднамеренной и целенаправленной фиксации проявлений поведения человека?
А. анализ продуктов деятельности
Б. анкетирование
В. наблюдение
Г. эксперимент
Ответ: В
Вопрос 8. В чем проявляется основной недостаток эксперимента как исследовательского метода?
А. присутствии заказчика исследования при проведении наблюдения
Б. возможности получить информацию путем личного общения
В. организованном влиянии на изучаемые явления со стороны исследователя
Г. высокой стоимости и длительности проведения
Ответ: Г
Вопрос 9. как называется беседа, где психолог использует заранее сформулированные вопросы?
А. структурированное интервью
Б. клиническое интервью
В. неструктурированное интервью
Г. семейное интервью
Ответ: А
Вопрос 10. Как называют метод исследования, предполагающий, что обследуемый выполняет задания, проходит определённое испытание?
А. наблюдение
Б. анализ продуктов деятельности
В. беседа
Г. тестирование
Ответ: Г
Вопрос 11. Исключите то, что при анализе текста с помощью метода контент-анализа НЕ относят к стандартным единицам анализа текста?
А. знаки препинания
Б. термин, слово
В. персонаж
Г. целое сообщение
Ответ: А
Вопрос 12. Как называют вопрос в анкете или интервью, допускающий односложный ответ?
А. прямой вопрос
Б. открытый вопрос
В. альтернативный вопрос
Г. закрытый вопрос
Ответ: Г
Вопрос 13. Какое из определений раскрывает сущность метода «анализ документов»
А. Метод первичного сбора данных, при котором документы используются в качестве главного источника информации.
Б. метод непосредственного общения, который дает возможность получить от собеседника информацию, интересующую исследователя, с помощью предварительно подготовленных вопросов, и представленных в виде документа
В. метод сбора эмпирических данных в специально спланированных и управляемых условиях, в которых исследователь воздействует на изучаемое явление и регистрирует изменения его состояния, фиксируя это в документ «Протокол»
Г. целенаправленный сбор сведений о фактах поведения и деятельности человека в естественных условиях, осуществляющейся по заранее подготовленной в виде документа схеме.
Ответ: А
Вопрос 14. Определение «Исследование – это творческая деятельность, осуществляемая на систематической основе с целью увеличения объема и качества знаний, включая знания о человеке, природе и обществе, а также поиска новых областей применения этих знаний» является ли верным?
А. верное
Б. не верное
В. частично верное
Ответ: А
Вопрос 15. Что является результатом деятельности психодиагноста?
А. построение психологического заключения
Б. уточнение гипотезы
В. обработка полученных данных
Г. окончание работы испытуемого над заданием
Ответ: А
Вопрос 16. Что представляют собой закрытые вопросы в анкете?
А. вопросы, на которые в анкете даются заранее сформулированные варианты ответов
Б. вопросы анкеты, на которые испытуемый может не отвечать
В. вопросы анкеты, ответы на которые не могут быть преданы огласке
Г. вопросы, затрагивающие особо значимые, глубоко интимные темы
Ответ: А
Вопрос 17. В чем заключается эффект снисхождения» в наблюдении?
А. тенденции давать слишком положительную оценку происходящему под влиянием действительно положительной, но частной черты
Б. тенденции давать положительную оценку представительницам слабого пола, если в группе обследуемых их меньшинство
В. тенденции давать положительную оценку детям более младших возрастов
Г. тенденции давать положительную оценку испытуемым, делая поправку на возможное влияние на их действия факта присутствия наблюдателя
Ответ: А
Вопрос 18: Ниже представлены две задачи исследовательской деятельности психолога. Укажи их.
А. объяснение психологических феноменов
Б. доказательство различных теоретических положений, гипотез
В. осуществление психологического воздействия на личность подростка
Г. знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания
Ответ: А, Б
Вопрос 19: Что выступает для житейского психолога объектом психологического познания?
А. широкий круг психических явлений
Б. другие люди и он сам в повседневных ситуациях общения
В. законы психической реальности
Г. закономерности психической реальности
Ответ: Б
Вопрос 20: Как называют исследовательский подход в психологии, ориентированный на описание уникальных, единичных объектов?
А. номотетическим
Б. идеографическим
В. позитивным
Г. объективным
Ответ: Б

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Примеры заданий открытого типа:
Вопрос 1. Дайте определение исследовательскому методу беседы.
Ответ: Метод непосредственного общения, который дает возможность получить от собеседника информацию, интересующую исследователя, с помощью предварительно подготовленных вопросов.
Вопрос 2. Говоря о выборке исследования, что имеют в виду исследователи?
Ответ: Выборка - это испытуемые, отобранные из изучаемой популяции для участия в эксперименте.
Вопрос 3. Раскройте понимание гипотеза исследования
Ответ: Гипотеза исследования – это утверждение, истинность или ложность которого неизвестны, но могут быть проверены опытным путем.
Вопрос 4. Что понимается под зависимой переменной?
Ответ: . Зависимая переменная – это измеряемая переменная, показатели которой при планировании эксперимента рассматриваются в качестве откликов или следствий влияния независимой переменной.
Вопрос 5. Что вы понимаете под понятием «исследование»?
Ответ: Исследование – творческая деятельность, осуществляемая на систематической основе с целью увеличения объема и качества знаний, включая знания о человеке, природе и обществе, а также поиска новых областей применения этих знаний
Вопрос 6. В чем суть «контент-анализа» как метода исследования?
Ответ: Контент-анализ – это метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих.
Вопрос 7. Раскройте содержание лабораторного эксперимента.
Ответ: Лабораторный эксперимент - это эксперимент в специально созданных условиях, позволяющих выделить так называемую чистую независимую переменную путем контроля практически всех других условий, с которыми может смешиваться ее влияние.
Вопрос 8. Дайте определение методу исследования «Наблюдение».
Ответ: Наблюдение – это целенаправленный сбор сведений о фактах поведения и деятельности человека в естественных условиях.
Вопрос 9. Раскройте содержание понятия науки.
Ответ: Наука - это непрерывно развивающаяся система знаний объективных законов природы, общества и мышления, которая сохраняется и развивается усилиями ученых.
Вопрос 10. Дайте определение тесту как методу психологического исследования.
Тест – это стандартизированная методика психологического измерения, предназначенная для диагностики выраженности психических свойств или состояний у индивида при решении практических задач.
Вопрос 11. Что понимается под экспериментальной моделью при планировании эксперимента
Экспериментальная модель – это создаваемая в эксперименте ситуация, позволяющая устанавливать связь между независимой и зависимой переменными.
Вопрос 12. Что представляют собой открытые вопросы в анкете?
Ответ: это вопросы, предполагающие свободный ответ испытуемого
Вопрос 13. Что означает «Ошибка центральной тенденции» в наблюдении?
Ответ: стремление усреднять оценки наблюдаемых процессов, т.к. крайние признаки поведения встречаются реже.
Вопрос 14. К каким конкретно-научным объективным методам психологии относятся анализ рисунков, графология?
Ответ: анализ продуктов деятельности;
Вопрос 15. Дайте определение наблюдению как методу психологического исследования?
Ответ: Метод сбора первичной информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех факторов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования.
Вопрос 16. Получение первичной информации о состоянии общественного мнения, сознания и поведения людей на основе устного или письменного обращения к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание ответов на которые представляет проблему исследования на эмпирическом уровне. О каком методе психологического исследования идет речь?
Ответ: опрос
Вопрос 17. Какой из критериев является основным в определении проблемы научного исследования?
Ответ: объективно существующих противоречий, которые могут быть разрешены средствами науки.
Вопрос 18. В эксперименте какая переменная всегда имеет два и больше уровня (вариантов) проявления
Ответ: Независимая
Вопрос 19. Дайте определение методологии.
Ответ: Наука о наиболее общих принципах познания и преобразования объективной действительности, путях и способах этого процесса.
Вопрос 20. Один из главных объяснительных принципов научного познания, требующий истолковывать изучаемые феномены исходя из закономерного взаимодействия доступных эмпирическому контролю факторов. Назовите его.
Ответ: Принцип детерминизма

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предумотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме экзамена. Экзамен проходит по билетам, в котором будет один теоретический вопрос и практическое задание (защита исследовательского проекта). Практическое задание необходимо выполнить и сдать до начала экзамена.

Теоретические вопросы к экзамену:
1. Исследовательская деятельность как вид самостоятельной работы студента. Особенности индивидуальной и коллективной научной деятельности.
2. Сущность, функции, классификация и типы исследований.
3. Принципы исследовательской деятельности.
4. Проблемы научного познания в психологии.
5. Научный вывод. Пробела истинности познания в психологии.
6. Методология исследования: урони методологии, подходы.
7. Объяснительный и описательный подход к психологическому исследованию.
8. Классификации методов психологического исследования. Качественные и количественные методы в исследовании.
9. Наблюдение как метод психологического исследования: определение, основные черты, виды. Преимущества и ограничения метода.
10. Принципы и правила организации наблюдения.
11. Предмет наблюдения. Способы регистрации наблюдения. Интерпретация результатов наблюдения: установления факта и его трактовка, пути и способы преодоления субъективизма в трактовке результатов наблюдения.
12. Общая характеристика психологического эксперимента: определение, цель, виды.
13. Основные элементы экспериментального метода. Независимая переменная (НП): определение, виды, требования к процедуре предъявления, планирование эксперимента. Зависимая переменная и дополнительные переменные (ДП): контроль внешних ДП, контроль внутренних ДП.
14. Фиксация эксперимента. Контроль за выводом. Планирование экспериментов и классификация экспериментальных схем.
15. Эксперимент как совместная деятельность исследователя и испытуемого: доэкспериментальное общение, экспериментальное взаимодействие, послеэкспериментальное взаимодействие.
16. Беседа как эмпирический метод исследования. Виды бесед и их особенности. Ограничения метода беседы.
17. Правила организации беседы и фиксация результатов бесед. Вопросы в беседе: виды, правила задавания.
18. Тест: определение понятия, классификация тестов. Психометрические характеристики теста.
19. Проблема выбора теста для психологического исследования (обследования). Преимущество и ограничение тестов
20. Подготовка к исследованию (обследованию) с помощью тестирования. Процедура тестирования. Диагностический отчет и обратная связь. Квалификационные требования к психодиагносту.
21. Анализ продуктов деятельности: характеристика метода, условия применение метода, достоинства и недостатки метода, условия организации анализа продуктов деятельности.
22. Контент-анализ как метод анализа документальной информации: сущность, задачи метода. Основные процедуры контент-анализа. Требования к проведению контент-анализа
Содержание практического задания:

В качестве практического задания студентам предлагается подготовить программу исследования на выбранную студентом тему:
При выполнении задания необходимо:
1. описать методологический аппарат исследования (цель, предмет, гипотеза исследования).
2. подобрать методы исследования, объяснить выбор и описать процедуру исследования
3. Подобрать статистической обработки данных, объяснить выбор
4. Оформить титульный лист и работу в соответствии с требованиями
5. Оформить список литературы в соответствии с требованиями

При ответе на два вопроса билета (теоретический вопрос и практическое задание) студент получает две оценки и выводится средняя оценка за ответ целиком.
Оценивание ответа на экзамене
Отлично (зачтено) Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
Хорошо (зачтено) Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе.
Удовлетворительно (зачтено) Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Неудовлетворительно (незачтено) Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны, студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Афанасьев В.В, Грибкова О.В., Уколова Л.И Методология и методы научного исследования : учебное пособие для вузов : Гриф УМО ВО Москва : Издательство Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/492350
Л1.2 Носс И.Н. Экспериментальная психология : учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/489514
Л1.3 Высоков И.Е., Кравченко Ю.Е, Сысоева Т.А. Общепсихологический практикум : учебное пособие для вузов : учебное пособие Москва : Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. И. Загвязинский, Р. Атаханов Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2010
Л2.2 П.И. Образцов Методы и методология психолого-педагогического исследования : Питер, 2004
Л2.3 Горбатов Д.С. ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 Электронный курс "Научная и экспериментальная деятельность клинического психолога" в системе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»
ЭБС «Университетская библиотека online»
ЭБС издательства «Юрайт»
ЭБС АлтГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
313Л лаборатория психолого-педагогического практикума - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия; переносной ноутбук из № 106Л
313Л лаборатория психолого-педагогического практикума - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия; переносной ноутбук из № 106Л
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение дисциплины осуществляется в форме учебных занятий под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры и самостоятельной работы обучающихся. Основными видами учебных занятий по изучению данной дисциплины являются лабораторные занятия. При проведении учебных занятий используются элементы классических и современных педагогических технологий, в том числе проблемного и проблемно-деятельностного обучения.
Предусматриваются следующие формы работы обучающихся:
▪ чтение и конспектирование рекомендованной литературы;
▪ ознакомление с планом лабораторного занятия.
▪ уяснение содержание вопросов, вынесенных на обсуждение, или заданий, выполняемых на занятии.
▪ повторение содержание лекционного материала.
▪ изучение рекомендуемой литературы и при необходимости законспектировать содержащиеся в них основные положения и примеры, а также возникшие при этом вопросы (эти записи можно использовать на занятии).
▪ ответы на вопросы, указанные в плане семинарского занятия.
▪ ознакомление с кафедральными методическими рекомендациями к занятию, содержанием стендов и другими наглядными пособиями по теме занятия.
▪ получение консультации у преподавателя.
▪ написание рефератов (по согласованию с преподавателем).
▪ самостоятельная работа.
Контроль знаний обучающихся проводится в форме текущей и предварительной аттестации.
Контроль текущей успеваемости обучающихся – текущая аттестация – проводится в ходе семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний; сформированности у них знаний, умений, владений; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по ее корректировке; совершенствованию методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи.
К контролю текущей успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся:
▪ на занятиях;
▪ по результатам выполнения обучающимися индивидуальных заданий;
▪ по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов;
▪ по результатам отчета обучающихся в ходе индивидуальной консультации преподавателя по освоению дисциплины и имеющимся задолженностям.
На каждом занятии огбучающимся необходимо иметь рабочую тетрадь (48 л), листы белой бумаги формата А4, письменные принадлежности. Рабочие тетради необходимы для конспектирования рекомендаций преподавателя по теме занятия, а листы бумаги для самостоятельных, контрольных проверочных работ.
При отработке пропущенных занятий обучающиеся самостоятельно изучают вопросы, указанные в плане занятия. На консультации обучающиеся представляют результаты своего труда и отвечают на вопросы преподавателя.
При подготовке к практическим и лабораторным занятиям обучающиеся должны:
1. Ознакомиться с планом практического, лабораторного занятия.
2. Уяснить содержание вопросов, вынесенных на обсуждение, или заданий, выполняемых на занятии.
3. Повторить содержание лекционного материала.
4. Изучить литературу и при необходимости законспектировать содержащиеся в них основные положения и примеры, а также возникшие при этом вопросы (эти записи можно использовать на занятии).
5. Подготовить ответы на вопросы, указанные в плане практического/лабораторного занятия.
6. Выполнить задания, обусловленные темой практического занятия.
7. Получить консультацию у преподавателя.
10. Выполнить индивидуальные задания преподавателя.
11. Написать реферат.
Обязательным условием подготовки к занятию является выполнение в полном объеме заданий предыдущего занятия.
На занятиях обучающимся рекомендуется активно использовать личный жизненный опыт, примеры из специальной и художественной литературы.
Контроль за выполнением обучающимися каждого вида работ может осуществляться поэтапно и служит основанием для промежуточной аттестации по дисциплине.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и владений, степени освоенности компетенций, обучающихся по дисциплине в форме экзамена.
Экзамен проводится после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей учебной программы.