МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Геронтопсихология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки37.05.01. Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и когнитивно-поведенческая психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_Клиническая психология_ПДиКПП-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 9
индивидуальные консультации 30
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 22 22 22 22
Сам. работа 9 9 9 9
Консультации 30 30 30 30
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., Препод., Мазайлова Т.А.

Рецензент(ы):
д.с.н., Профессор, Максимова С.Г.

Рабочая программа дисциплины
Геронтопсихология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 37.05.01 Клиническая психология (приказ Минобрнауки России от 26.05.2020 г. № 683)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Максимова Светлана Геннадьевна, д.с.н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Максимова Светлана Геннадьевна, д.с.н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение психологических особенностей людей пожилого и старческого возраста

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5Способен разрабатывать и использовать научно обоснованные программы психологического вмешательства и психологической помощи консультационного, развивающего, коррекционного, психотерапевтического, профилактического или реабилитационного характера для решения конкретной проблемы отдельных лиц и групп населения и (или) организаций, в том числе лицам с ОВЗ
ОПК-5.1 Умет выделять признаки (симптомы )психических или органических нарушений или заболеваний, свидетельствующие об изменении обычного или нормального функционирования организма, требующие психологического вмешательства
ОПК-5.2 Знает научно доказанные факторы, влияющие на возникновение и развитие симптомов
ОПК-5.3 Умет выделять проблему и формулировать запрос отдельных лиц и групп населения и (или) организаций, в том числе лиц с ОВЗ на психологическую помощь консультационного, развивающего, коррекционного, психотерапевтического, профилактического или реабилитационного характера
ОПК-5.4 Знает и применяет признанные научным психологическим сообществом принципы построения программы психологического вмешательства и психологической помощи консультационного, развивающего, коррекционного, психотерапевтического, профилактического или реабилитационного характера для решения конкретной проблемы отдельных лиц и групп населения и (или) организаций, в том числе лицам с ОВЗ
ОПК-5.5 Выделяет цели и задачи коррекции, а также методы и средства психологического воздействия на основе признанных научным психологическим сообществом принципов построения программы психологического вмешательства и психологической помощи
ОПК-5.6 Владеет навыками реализации программы психологического вмешательства и психологической помощи консультационного, развивающего, коррекционного, психотерапевтического, профилактического или реабилитационного характера для решения конкретной проблемы отдельных лиц и групп населения и (или) организаций, в том числе лицам с ОВЗ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Умет выделять признаки (симптомы )психических или органических нарушений или заболеваний, свидетельствующие об изменении обычного или нормального функционирования организма, требующие психологического вмешательства
3.2.Уметь:
3.2.1.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая характеристика Геронтогенеза и клинические аспекты старения
1.1. Возрастные границы и периодизация пожилого возраста Лекции 9 2 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1
1.2. Возрастные границы и периодизация пожилого возраста Лабораторные 9 2 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1
1.3. Возрастные границы и периодизация пожилого возраста Сам. работа 9 2 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1
1.4. Возрастные границы и периодизация пожилого возраста Консультации 9 4 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1
1.5. Биологические аспекты старения Лекции 9 2 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1
1.6. Биологические аспекты старения Лабораторные 9 2 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1
1.7. Биологические аспекты старения Сам. работа 9 1 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1
1.8. Биологические аспекты старения Консультации 9 4 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1
1.9. Психологические аспекты старения Лекции 9 4 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1
1.10. Психологические аспекты старения Лабораторные 9 4 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1
1.11. Психологические аспекты старения Сам. работа 9 1 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1
1.12. Психологические аспекты старения Консультации 9 6 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1
1.13. Социальные аспекты старения, типы приспособления к старости Лекции 9 4 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1
1.14. Социальные аспекты старения, типы приспособления к старости Лабораторные 9 2 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1
1.15. Социальные аспекты старения, типы приспособления к старости Сам. работа 9 1 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1
1.16. Психофизиологические и нейропсихологические аспекты старения. Сенильные и пресенильные психозы Лекции 9 2 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1
1.17. Психофизиологические и нейропсихологические аспекты старения . Сенильные и пресенильные психозы Лабораторные 9 4 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1
1.18. Психофизиологические и нейропсихологические аспекты старения . Сенильные и пресенильные психозы Сам. работа 9 2 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1
1.19. Психофизиологические и нейропсихологические аспекты старения . Сенильные и пресенильные психозы Консультации 9 6 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Поддерживающая терапия
2.1. Поддерживающая терапия пожилых людей. Гардентерапия, Ретротерапия, Анималтерапия в работе с пожилыми людьми Лекции 9 4 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.2. Поддерживающая терапия пожилых людей. Гардентерапия, ретротерапия, анималтерапия в работе с пожилыми людьми Лабораторные 9 4 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.3. Поддерживающая терапия пожилых людей. Гардентерапия, Ретротерапия, Анималтерапия в работе с пожилыми людьми Сам. работа 9 1 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.4. Поддерживающая терапия пожилых людей. Гардентерапия, Ретротерапия, Анималтерапия в работе с пожилыми людьми Консультации 9 6 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.5. Арт-терапия, кинотерапия, изотерапия в поддерживающей терапевтической работе с пожилыми людьми Лекции 9 2 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.6. Арт-терапия, кинотерапия, изотерапия в поддерживающей терапевтической работе с пожилыми людьми Лабораторные 9 4 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.7. Арт-терапия, кинотерапия, изотерапия в поддерживающей терапевтической работе с пожилыми людьми Сам. работа 9 1 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.8. Арт-терапия, кинотерапия, изотерапия в поддерживающей терапевтической работе с пожилыми людьми Консультации 9 4 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)

1. Наиболее распространенная форма необратимого слабоумия, характеризующаяся прогрессирующим нарушением интеллектуально-личностных функций, а также изменением поведения
a) Болезнь Альцгеймера
b) Болезнь Паркинсона
c) Болезнь Падингтонна
2. Заболевание пожилого возраста, в основе которого лежит утолщение стенок артерии с образованием в ней липидных бляшек, что приводит к сужению сосуда и нарушению местного кровоснабжения
a) Атеросклероз
b) Булимия
c) Холицестит
3. Частое нарушение процессов у пожилых людей узнавания предметов, вещей, животных, людей и т.п. по их виду, цвету, звуку, запаху и другим характерным признакам. При этом нарушении у больных сохранены или не значительно нарушены функции органов чувств. Выделяется зрительная, слуховая, тактильная, а также запахов и вкуса
a) Агнозия
b) Апное
c) Атрофия
4. Навязчивый страх, боязнь пыли. У пожилых людей может проявляться в постоянном стремлении к уборке помещения и требовании этого от ближайшего окружения.
a) Аматофобия
b) Агарофобия
c) Соматофобия
5. Раздел медицины, изучающий болезни в пожилом и старческом возрасте, их диагностику, своеобразие течения, лечения, методы медико-социальной реабилитации
a) Гариатрия
b) Геронтология
c) Геротофобия
6. Раздел психиатрии и гериатрии, изучающий клинику, лечение, реабилитацию при заболеваниях позднего возраста
a) Геронтопсихиатрия
b) Геронтопсихология
c) Геронтопаллитив
7. Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически проявляется нарушением поведения с асоциальными наклонностями и растормаживанием инстинктов, прогрессирующим распадом когнитивных функций
a) Болезнь Пика
b) Болезнь Крона
c) Болезнь Паркинсона
8. Дегенеративное заболевание головного мозга, сопровождающееся симптомами нарушения двигательной функции (замедленностью движений, тремором, ригидностью и потерей равновесия) и другими осложнениями, включая снижение когнитивных функций, психические расстройства, нарушения сна, боли и расстройства
a) Болезнь Паркинсона
b) Болезнь Крона
c) Болезнь Альцгеймера
9. Болезненное состояние или заболевание, характеризующееся чрезмерным вниманием к своему здоровью, страхом перед неизлечимыми болезнями, склонностью преувеличивать болезненные явления и приписывать себе несуществующие тяжелые недуги. Наблюдается при астеноневротических состояниях, психастенической психопатии, акцентуации характера, шизофрении, маниакально-депрессивном психозе
a) Ипохондрия
b) Метахондрия
c) Меланхолия
10. Люди в возрасте 90 лет и старше
a) Долгожители
b) Старые люди
c) Пожилые люди
11. Совокупность признаков, появляющихся в результате процесса старения и выражающихся в постепенном снижении функциональных возможностей человеческого организма
a) Синдром старения
b) Синдром старческого слабоумия
c) Синдром проживания
12. Закономерно наступающий заключительный период возрастного индивидуального развития (онтогенеза)
a) Старость
b) Предстарость
c) Долгожительство
13. Процедура лечения, первоначально используемая для пожилых людей, особенно в экзистенциальной терапии и логотерапии, когда клиент вспоминает и описывает жизненные события в индивидуальной беседе со специалистом или в группе. Чтобы рассказать о себе, клиент должен осмыслить свое прошлое и оценить значимость жизни
a) Терапия воспоминанием
b) Терапия творчество
c) Канистерапия
14. Согласно классификации ВОЗ пожилой человек находится в возрасте
a) От 60 до 74
b) От 74 до 85
c) От 55 до 65
15. Отличается полным распадом психической деятельности и, как правило, является заключительной стадией старческой деменции
a) Психический маразм
b) Сенильный маразм
c) Критический маразм

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. A
2. А
3. А
4. A
5. А
6. A
7. А
8. A
9. А
10. A
11. A
12. А
13. А
14. A
15. А
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Обозначение возрастного периода, наступающего по достижении пенсионного возраста (Третий возраст)
2. Использование книг, в первую очередь художественной литературы, в терапии людей, страдающих от эмоциональных проблем (Библиотерапия)
3. Потеря памяти, частичная или полная неспособность помнить прошлый опыт, что является результатом эмоциональных или органических расстройств. Бывает возвратная (ретроградная), антероградная (амнезия)
4. Специализированное учреждение, предназначенное для стационарного лечения хронически больных пожилого возраста, нуждающихся в медицинской помощи и уходе (гериатрическая больница)
5. Боязнь старости, старения или навязчивый страх, боязнь общения со стариками. В обществе, где существует дискриминация старшего поколения, отсутствуют условия для полноценной жизни в старости и не развита система поддержки пожилых, для индивида неизбежна боязнь старения. (геронтофобия)
6. Сексуальное влечение к лицам пожилого и старческого возраста. В этом случае сексуальное влечение к сверстникам либо вовсе отсутствует, либо при этом не испытывается в достаточной мере чувство удовлетворения (геронтофилия)
7. Неспособнотсь гражданина, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть таким признан судом (недееспоосбность)
8. Длительный процесс постепенно нарастающих трудностей адаптации к внешнему миру и к изменениям в самом себе (старение)
9. Как называется кризис, состоящий в том, что в онтогенезе возникают внутренние противоречия , препятствующие адаптивной деятельности (Кризис развития)
10. Определение варианта старения, при котором возникают возможные физиологические изменения при сохранности психической активности , деятельности и поведения человека (нормальное старение)
11. Возраст физического развития человеческого организма, определяемая по совокупности параметров, отражающих состояние различных систем жизнедеятельности и жизнеобеспечения (Биологический возраст)
12. Характеристика степени адаптированности человека к условиям социума в соответствии с уровнем интеллекта, способностью к научению, двигательными навыками, чувствами, установками, мотивами и пр., а также спецификой восприятия и субьективной оценки им собственного возраста (Психологический возраст)
13. Средний статистический популяционный показатель возраста людей на определенный момент культурно-исторического развития общества (продолжительность жизни)
14. ___________________ симптомы – например, в виде когнитивных ограничений , причиной возникновения которых является естественные изменения в работе нервной системы от периферии до головного мозга, а также уменьшением массы тела (возрастные)
15. Ощущение недостаточности времени для выбора другого пусти в целостности и гармоничности личности в концепции Э.Эриксона, называется (кризис идентичности)
16. Одним из самых ранних симптомов болезни Альцгеймера является нарушение (памяти)
17. Инволюционные изменения всех психических функций происходит (гетехронно)
18. Доля людей пожилого и старческого возраста в странах с высоким доходом растет или падает (растет)
19. С позиций этой теории, для адекватного понимания жизни старого человека необходимо знать специфику его жизненных прежних этапов, то есть содержание всего жизненного пути, предшествовавшего старости (Теория развития и непрерывности жизненного пути)
20. Эта теория представляет старость как состояние девиантности (теория маргинальности)

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
опросы к промежуточной аттестации по дисциплине

1. Понятие геронтопсихологии. Объект, предмет
2. Социальная геронтология: понятия, содержание, основные направления научных исследований.
3. Понятие и задачи геронтологии и геронтопсихологии как науки.
4. Старение как фундаментальный биологический и социальный процесс,
5. Основные понятия и категории: старение, старость, долголетие, коротколетие, бессмертие, смерть.
6. Изменение психических процессов в пожилом и старом возрасте
7. Изменение когнитивных процессов в пожилом с старом возрасте
8. Календарный, биологический и социальный возраст.
9. Характеристика старения: естественное, патологическое, ускоренное и замедленное.
10. .Роль социальных фактов в характере и развитии старения.
11. Роль и место пожилых и старых людей в современном обществе.
12. Социальные теории старения
13. Психологические теории старения
14. Роль социальной геронтологии и геронтопсихологии в изучении процессов старения.
15. Классификации пожилого и старческого возраста.
16. Социальные аспекты гериатрического ухода и психических нарушений в пожилом и старческом возрасте, их лечение
17. Взаимосвязи медицинского и социального обслуживания различных категорий населения старших возрастов
18. Современное состояние и перспективы развития социальной защиты населения старших возрастов.
19. Технологии психологической работы с пожилыми и старыми людьми
20. Музыкотерапия в работе с пожилыми и старыми людьми
21. Канистерапия в работе с пожилыми и старыми людьми
22. Анималтерапия в работе с пожилыми и старыми людьми
23. Библиотерапия в работе с пожилыми и старыми людьми
24. Арт-терапия в работе с работе с пожилыми и старыми людьми
25. Формы социальной работы с пожилыми и старыми людьми
26. Субъекты социальной работы с пожилыми и старыми людьми
27. Задачи социальной работы с пожилыми и старыми людьми
28. Цели социальной работы с пожилыми и старыми людьми
29. Структурируйте основные дефициты пожилых людей
30. Предложите классификацию ресурсов социальной поддержки пожилых людей
31. Выделите базовые мишени социальной работы с пожилыми людьми
32. Предложите модель инфраструктуры социальной поддержки пожилых людей в Алтайском крае
33. Аргументируйте необходимость стациоонарозамещающих форм социального обслуживания пожилых людей
34. Разработайте е основные требования к кандидатам в замещающие семьи для пожилых людей.
35. Предложите стратегию продвижения стациоонарозамещающих форм социальной работы для пожилых людей
36. Выделите социально-психологические потребности ближайшего окружения в ситуации социального ухода за пожилыми людьми
Процедура проведения:
Зачет (экзамен) проводится в устной форме. Студенту предлагается ответить на один теоретический вопрос

Оценивание ответа на экзамене (зачете)
Отлично (зачтено) Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
Хорошо (зачтено) Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе.

Удовлетворительно (зачтено) Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Неудовлетворительно (незачтено) Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны, студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя, последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе.


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сахарова Т. Н., Уманская Е. Г., Цветкова Н. А. Геронтопсихология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов МПГУ, 2016 biblioclub.ru
Л1.2 Абдрахманова З. Р. Геронтология: Учебная литература для ВУЗов ПГТУ, 2016 biblioclub.ru
Л1.3 Зыков Е.В., Базаева Г.В., Хухлаева О.В. - под ред. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Никитин В. Н. Арт-терапия: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Когито-Центр, 2014 biblioclub.ru
Л2.2 Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для академического бакалавриата М.: Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/89F9EFB5-4377-4A69-A008-56CA2D7C74FD
Л2.3 Носкова Н. В. Психология возрастного развития человека: Учебная литература для ВУЗов Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
Л2.4 Копытин А. И. Современная клиническая арт-терапия: Учебное пособие для профессионалов Когито-Центр, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.