Закреплена за кафедрой | Кафедра клинической психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.05.01. Клиническая психология |
Специализация | Патопсихологическая диагностика и психотерапия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 11 ЗЕТ |
Учебный план | 37_05_01_КлинПсих-2018 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | 2 (4) | 3 (5) | 3 (6) | Итого | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 19 | 19 | 17,5 | 19 | ||||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 22 | 22 | 22 | 22 | 22 | 22 | 22 | 22 | 88 | 88 |
Лабораторные | 0 | 0 | 0 | 0 | 20 | 20 | 20 | 20 | 40 | 40 |
Практические | 34 | 34 | 34 | 34 | 0 | 0 | 0 | 0 | 68 | 68 |
Сам. работа | 16 | 16 | 25 | 25 | 39 | 39 | 39 | 39 | 119 | 119 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 | 27 | 27 | 81 | 81 |
Итого | 72 | 72 | 108 | 108 | 108 | 108 | 108 | 108 | 396 | 396 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра клинической психологии
Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Кузьмина Анна Сергеевна
1.1. | Целями освоения дисциплины «Нейропсихология» являются изучение основных принципов и механизмов работы мозга при обеспечении протекания высших психических функций человека и психической деятельности субъекта; ознакомление с историей и современными представлениями о мозговой организации психических функций; основными нейропсихологическими синдромами, формирующимися при очаговых поражениях коры и подкорковых образований. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ПК-3 | способностью планировать и самостоятельно проводить психодиагностическое обследование пациента в соответствии с конкретными задачами и этико-деонтологическими нормами с учетом нозологических, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик |
ПК-4 | способностью обрабатывать и анализировать данные психодиагностического обследования пациента, формулировать развернутое структурированное психологическое заключение, информировать пациента (клиента) и медицинский персонал (заказчика услуг) о результатах диагностики и предлагаемых рекомендациях |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | естественнонаучный подход к описанию ВПФ и их нарушений при органических повреждениях мозга, методологию нейропсихологии, основные понятия нейропсихологии, ее прикладные задачи, методы и методики нейропсихологического обследования. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ориентироваться в теоретическом аппарате и основных направлениях нейропсихологии, обосновывать взаимосвязь между расстройствами психических функций, эмоционально-личностной сферы, сознания и нарушениями в работе мозга, применять выше перечисленные знания для решения научных и практических задач. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | структурированного знаниия о нейропсихологическом (естественнонаучном) подходе к анализу связи между поведением и работой мозга, представления об основных ее проблемах и направлениях развития, методологию нейропсихологического обследования. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. История развития нейропсихологии как науки. Теория динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурия | ||||||
1.1. | Определение нейропсихологии как науки, предмет и объект исследования, концептуально-методологические основы и проблемы | Лекции | 3 | 11 | ПК-3, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.2. | Локализация высших психических функций в головном мозге. Мозговая основа психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга | Сам. работа | 3 | 16 | ПК-3, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.3. | Функциональные блоки мозга по А.Р.Лурия. Отечественная и зарубежная нейропсихология. | Практические | 3 | 11 | ПК-3, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.4. | Понятие синдромного и факторного анализа в нейропсихологии. Основные нейропсихологические синдромы. | Лекции | 3 | 11 | ПК-3, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 2. Раздел 2. Проблема межполушарной асимметрии головного мозга и межполушарного взаимодействия | ||||||
2.1. | Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия | Практические | 3 | 11 | ПК-3, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.2. | Межполушарное взаимодействие в моторной сфере, в слуховой и слухоречевой, зрительной и тактильной | Практические | 3 | 12 | ПК-3, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 3. Раздел 3. Нейропсихология в исследовании психических процессов | ||||||
3.1. | Нейропсихология внимания. Нарушения внимания при локальных поражениях мозга | Лекции | 4 | 11 | ПК-3, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.2. | Нейропсихологическая структура памяти. Проблема амнезий | Лекции | 4 | 11 | ПК-3, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.3. | Нейропсихологический подход к изучению эмоциональных нарушений | Практические | 4 | 11 | ПК-3, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.4. | Модально-специфические и модально-неспецифические нарушения внимания при локальных поражениях мозга | Практические | 4 | 11 | ПК-3, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.5. | Модально-специфические и модально-неспецифические нарушения памяти при локальных поражениях мозга | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-3, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.6. | Вопросы нейропсихологической диагностики нарушения памяти | Практические | 4 | 8 | ПК-3, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.7. | Решение практических задач | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-3, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.8. | Вопросы нейропсихологической диагностики нарушения внимания | Практические | 4 | 4 | ПК-3, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.9. | Вопросы нейропсихологической диагностики нарушения эмоциональных состояний | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-3, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.10. | Возможности нейропсихологического подхода к исследованию нарушений личностной сферы. | Сам. работа | 4 | 5 | ПК-3, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 4. Раздел 4. Агнозии: нейропсихологический анализ, основные виды нарушений | ||||||
4.1. | Нейропсихологический анализ основных видов агнозий | Лекции | 5 | 11 | ПК-3, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
4.2. | Тактильные агнозии и расстройства чувствительности | Лабораторные | 5 | 10 | ПК-3, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
4.3. | Зрительные и слуховые агнозии | Лекции | 5 | 11 | ПК-3, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
4.4. | Сенсорные и гностические расстройства, двигательные расстройства | Лабораторные | 5 | 10 | ПК-3, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
4.5. | Предметная, лицевая, оптико-пространственная, буквенная, цветовая, симультанная зрительные агнозии | Сам. работа | 5 | 19 | ПК-3, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
4.6. | Решение практических задач | Сам. работа | 5 | 20 | ПК-3, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 5. Раздел 5. Нейропсихология апраксий: виды нарушений | ||||||
5.1. | Нейропсихологический анализ основных видов апраксий | Лекции | 6 | 6 | ПК-3, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
5.2. | Нейропсихологические механизмы управления поведением. Произвольность регуляции ВПФ | Лекции | 6 | 6 | ПК-3, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
5.3. | Нарушения произвольных движений и действий. Проблема апраксий | Лабораторные | 6 | 10 | ПК-3, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
5.4. | Функции пирамидной, экстрапирамидной системы | Сам. работа | 6 | 8 | ПК-3, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
5.5. | Решение практических задач | Сам. работа | 6 | 8 | ПК-3, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 6. Раздел 6. Нейропсихология мышления, нарушений речи, анализ афазий | ||||||
6.1. | Нейропсихологическое исследование мышления в норме и патологии | Лекции | 6 | 6 | ПК-3, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
6.2. | Речь как сложная функциональная система. Нейролингвистический анализ речевых нарушений. | Лекции | 6 | 4 | ПК-3, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
6.3. | Афазиология. Московская и Санкт-Петербугская школы в изучении феномена речевых нарушений при локальных поражениях ЦНС | Лабораторные | 6 | 10 | ПК-3, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
6.4. | Виды афазий по А.Р. Лурия | Сам. работа | 6 | 4 | ПК-3, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
6.5. | Нарушения мышления при поражении височных, затылочно-теменных отделов головного мозга, при поражении премоторных и лобных префронтальных отделов головного мозга | Сам. работа | 6 | 4 | ПК-3, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
6.6. | Нарушения сознания при поражении лобных долей мозга и неспецифических структур. Межполушарные отношения в проявлениях сознания. | Сам. работа | 6 | 8 | ПК-3, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
6.7. | Решение практических задач | Сам. работа | 6 | 7 | ПК-3, ПК-4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Предмет и задачи нейропсихологии как науки. 2. Нейропсихологический фактор как связующее звено между психическими функциями и работающим мозгом. 3. Основные синдромы нарушений разных психических функций (на примере пяти нейропсихологических факторов, выделенных А.Р. Лурия). 4. Функциональные блоки мозга (А.Р. Лурия). 5. Нейропсихологический анализ внимания: ведущие мозговые структуры. 6. Модально-специфические и модально-неспецифические нарушения памяти при локальных поражениях мозга. 7. Модально-специфические и модально-неспецифические нарушения внимания при локальных поражениях мозга. 8. Анализ нейропсихологической структуры памяти. 9. Нарушения эмоций при локальных поражениях мозга. 10. Нейропсихологические нарушения эмоционально-личностной сферы. 11. Понятие функциональной асимметрии полушарий мозга и проблема межполушарного взаимодействия. 12. Нейропсихология нарушений: основные понятия (агнозии, апраксии). 13. Нарушения высшей символической деятельности. 14. Системная динамическая локализация ВПФ как основа нейропсихологического анализа. 15. Синдромный анализ в нейропсихологии: основные принципы. 16. Классификация и основные виды агнозий, мозговая организация зрительного восприятия. 17. Классификация и основные виды апраксий, мозговая организация движений. 18. Модально-неспецифические и специфические факторы. 19. Синдромы поражения лобных долей. 20. Синдромы поражения затылочных областей мозга. 21. Синдромы поражения теменных областей мозга. 22. Синдромы поражения височных областей мозга. 23. Полушарные и общемозговые факторы. 24. Понятие афазии. 25. Методики нейропсихологического исследования речи. 26. Речь и мышление. Патология речи и мышления. 27. Основные виды речи в контексте проблемы афазий. 28. Основные функции речи и их нарушение в контексте проблемы афазий. 29. Элементарные речевые расстройства. 30. Динамическая афазия: мозговая локализация поражения, центральный фактор и дефект, клиническая картина, специфика дифференциальной диагностики. 31. Афферентная моторная афазия: мозговая локализация поражения, центральный фактор и дефект, клиническая картина, специфика дифференциальной диагностики. 32. Эфферентная моторная афазия: мозговая локализация поражения, центральный фактор и дефект, клиническая картина, специфика дифференциальной диагностики. 33. Сенсорная афазия: мозговая локализация поражения, центральный фактор и дефект, клиническая картина, специфика дифференциальной диагностики. 34. Акустико-мнестическая афазия: мозговая локализация поражения, центральный фактор и дефект, клиническая картина, специфика дифференциальной диагностики. 35. Семантическая афазия: мозговая локализация поражения, центральный фактор и дефект, клиническая картина, специфика дифференциальной диагностики. 36. Амнестическая афазия: мозговая локализация поражения, центральный фактор и дефект, клиническая картина, специфика дифференциальной диагностики. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС_Нейропсихология.doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Корсакова Н.К., Московичуте Л.И. | КЛИНИЧЕСКАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Баулина М.Е. | Нейропсихология: учебник | ВЛАДОС, 2018 | www.studentlibrary.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Астапов В. М., Микадзе Ю. В. | НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ. СТРОЕНИЕ И НАРУШЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. АТЛАС 9-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронно-библиотечная система "Лань" | e.lanbook.com | ||
Э2 | ЭБС «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э3 | ЭБС издательства «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
Э4 | ЭБС АлтГУ | elibrary.asu.ru | ||
Э5 | Нейропсихология | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/ ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
312Л | учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95 |
313Л | лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия |
Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий. Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине. Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ. Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки. Методические указания студентам для подготовки к экзамену. Экзамен по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к экзамену(см. список вопросов к экзамену). При подготовке к прохождению экзамена студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине. |