Закреплена за кафедрой | Кафедра клинической психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.05.01. Клиническая психология |
Специализация | Патопсихологическая диагностика и психотерапия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | 37_05_01_КлинПсих-2018 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | 2 (4) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 19 | 19 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 22 | 22 | 22 | 22 | 44 | 44 |
Практические | 34 | 34 | 34 | 34 | 68 | 68 |
Сам. работа | 16 | 16 | 25 | 25 | 41 | 41 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 72 | 72 | 108 | 108 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра клинической психологии
Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Кузьмина Анна Сергеевна
1.1. | Ознакомление студентов с основными психосоматическими феноменами в норме и при патологии, формирование представлений о содержании психосоматической проблемы, различных теоретических подходах, эмпирических фактах и клинической систематике психосоматических расстройств. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ПК-3 | способностью планировать и самостоятельно проводить психодиагностическое обследование пациента в соответствии с конкретными задачами и этико-деонтологическими нормами с учетом нозологических, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик |
ПК-4 | способностью обрабатывать и анализировать данные психодиагностического обследования пациента, формулировать развернутое структурированное психологическое заключение, информировать пациента (клиента) и медицинский персонал (заказчика услуг) о результатах диагностики и предлагаемых рекомендациях |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основную психосоматическую феноменологию в норме и патологии; - различные модели симптомообразования психосоматических расстройств. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - уметь анализировать различные модели симптомообразования психосоматических расстройств. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыки диагностики психосоматических расстройств; - знания об основных положениях при написании заключения психолога в психосоматической клинике. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Психосоматика как область междисциплинарных исследований: в поисках предмета психологического изучения | ||||||
1.1. | Психосоматика в системе междисциплинарных связей | Лекции | 3 | 12 | ПК-3, ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Проблема предмета психологического изучения в психосоматике | Лекции | 3 | 10 | ПК-3, ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Психосоматическая феноменология в междисциплинарной проекции | Практические | 3 | 10 | ПК-3, ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Психоаналитическое направление в психосоматике | Практические | 3 | 12 | ПК-3, ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Стресс как модель симптомообразования в психосоматике | Практические | 3 | 12 | ПК-3, ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Эмоции как фактор психосоматического симптомообразования | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-3, ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Разбор клинических случаев | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-3, ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Решение практических задач | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-3, ПК-4 | |
Раздел 2. Психосоматика в истории науки. Основные направления и проблемы | ||||||
2.1. | Психосоматические идеи в истории медицины | Лекции | 4 | 12 | ПК-3, ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Психосоматика на пути поиска новых теоретических ориентаций | Лекции | 4 | 10 | ПК-3, ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Личностные феномены в психосоматике | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-3, ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Культурно-исторический подход в психосоматике | Практические | 4 | 12 | ПК-3, ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Психосоматическое развитие ребенка | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-3, ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Психологические проблемы современной психосоматики | ||||||
3.1. | Основные принципы психодиагностики больных с психосоматическими расстройствами | Практические | 4 | 12 | ПК-3, ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Значение психологических исследований в психосоматике для теории и практики клинической и общей психологии | Практические | 4 | 10 | ПК-3, ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Проблема структуры ВКБ.Возрастные особенности ВКБ. | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-3, ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Личность в ситуации хронического соматического заболевания | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-3, ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.5. | Решение практических задач | Сам. работа | 4 | 3 | ПК-3, ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.6. | Экзамен | Экзамен | 4 | 27 | ПК-3, ПК-4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Идея целостного подхода к больному в медицине. 2. Поведение типа А: психологический аспект изучения. 3. Психоаналитический подход в психосоматике, его критическая оценка. 4. ВКБ как сложный психосоматический феномен. 5. Психологические аспекты изучения ВКБ. 6. Динамика ВКБ в процессе лечения. 7. Возрастная динамика ВКБ. 8. Изучение ВКБ в контексте культурно-исторического подхода к психосоматическим расстройствам. 9. Сравнительный анализ различных моделей ВКБ. 10. Гипотеза психосоматической специфичности. 11. Проблема ятрогений. Психологическое исследование ятрогений. 12. Концепция профилей личности в психосоматике. 13. Роль эмоций в происхождении психосоматических заболеваний. Экспериментальные факты, клинические наблюдения. 14. Проблема психологического онтогенеза телесности. 15. Краткая характеристика различных подходов (психиатрического, психодиагностического и др.) к изучению личности соматических больных. 16. Феномены совладания в психосоматике. 17. Основные направления в изучении психосоматической проблемы в России и за рубежом. 18. Основные положения культурно-исторического подхода к психосоматической проблеме. 19. Клинико-психологические аспекты проблемы стресса. 20. Стресс и психосоматические расстройства. 21. Современные представления об организации реакции на стресс. 22. Нейрогенная гипервентияляция как модель психогенеза симптома. 23. Особенности социальной ситуации развития у больных хроническими соматическими заболеваниями (на примере хроничес¬кой почечной недостаточности). 24. Психологические модели симптомообразования: систематика, сособенности, критическая оценка. 25. Патопсихологические аспекты работы с соматическими больными. 26. Психосоматический феномен и психосоматический симптом: возможности их дифференциации. 27. Психологическая феноменология алекситимии. 28. Различные подходы к проблеме алекситимии. 29. Алекситимия как психологическая проблема. 30. Нарушения познавательной деятельности у больных с хро¬ническими соматическими заболеваниями. 31. Личностные изменения при хроническом течении сомати¬ческого заболевания. 32. Феноменология изменений личности при хроническом тече¬нии соматических заболеваний. 33. Изменения личности у онкологических больных на разных этапах лечебно-реабилитационного процесса. 34. Проблема симптомогенеза в истории психосоматики. 35. Современные представления о психологической саморегу¬ляции. Ее роль в симптомогенезе. 36. Предмет и задачи психологического изучения психосомати¬ческих явлений. 37. Проблема психосоматического дизонтогенеза. 38. Изучение социальной ситуации развития при соматических заболеваниях. 39. Проблема классификации психосоматических расстройств. 40. Факторы, влияющие на психосоматическое развитие ребенка. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Психология сексуальности. 2. Культурно-исторический подход к исследованию телесности человекаю 3. Психологическое развитие ребенка в норме и патологии. 4. Психология боли. 5. Психология стресса. 6. Проблема дефекта и компенсации в психологии. 7. Проблема ВКБ при хронических соматических заболеваниях. 8. Основные направления исследований в психосоматике. 9. Психология больного. 10. Стресс и психосоматическая патология. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС_Психосоматика.doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Сидоров П.И., Парняков А.В | Клиническая психология: учебник | ГЭОТАР-Медиа, 2010 | www.studentlibrary.ru |
Л1.2 | Орлова Е. А., Колесник Н. Т., Ефремова Г. И. ; Под ред. Ефремовой Г.И. | КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Кулганов В. А., Белов В. Г., Парфенов Ю. А. | Прикладная клиническая психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС издательства «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
Э2 | ЭБС «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э3 | ЭБС «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э4 | Психосоматика | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/ ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
312Л | учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95 |
313Л | лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Для успешного освоения дисциплины необходимо грамотно организовывать и планировать свое время. Важным пунктом является получение в библиотеке учебников по данному курсу. Студентам необходимо посещать как лекционные, так и практические занятия, активно участвовать в дискуссиях, анализировать информацию, задавать вопросы. Студент при подготовке к практическому занятию должен прочитать всю рекомендуемую преподавателем основную литературу. Для получения дополнительных сведений студент может обращаться к списку дополнительных источников. Приветствуется обращение к преподавателю с возникающими вопросами по дисциплине во время занятий и во время еженедельных консультаций. Студент для лучшего освоения дисциплины может использовать электронные ресурсы. В связи с их постоянным обновлением за подробной информацией он может обращаться к преподавателю. Подготовка доклада Доклад – это словесное или письменное изложение сообщения на определенную тему. Составление доклада осуществляется по следующему алгоритму: 1. Подобрать литературу по данной теме, познакомиться с её содержанием. 2. Пользуясь закладками отметить наиболее существенные места или сделать выписки. 3. Составить план доклада. 4. Написать план доклада, в заключении которого обязательно выразить своё мнение и отношение к излагаемой теме и её содержанию. 5. Прочитать текст и отредактировать его. 6. Создание презентации в программе Microsoft PowerPoint. Доклад должен содержать обзор и краткий анализ изученных точек зрения, изложенных в литературе, собственный взгляд студента на исследованные проблемы. Доклад зачитывается устно, примерное время выступления около 5-7 минут. После заслушивания докладчику преподавателем и студентами могут быть заданы вопросы по теме сообщения. Темы для докладов студенты выбирают самостоятельно исходя из перечня вопросов, подлежащих обсуждению на практическом занятии. Тема доклада согласуется с преподавателем заранее. Подготовка к экзамену. Для успешного освоения компетенций и закрепления знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в рамках программного материала дисциплины студентам рекомендуется организовать самостоятельную работу: 1. Самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение теоретического (лекционного) материала и материала учебников и учебных пособий. 2. Анализ теоретической информации по вопросам, заданиям к аттестации по дисциплине. Поиск основных понятий и терминов в информационно-справочных и поисковых, электронных образовательных системах; в том числе с составлением структурно-логических схем, систематических таблиц, опорного (план-) конспекта и т.п. Выполнение практических заданий, предусмотренных в рамках программы дисциплины (курса, модуля). Студенты допускается к экзамену в случае выполнения ими учебного плана по дисциплине: выполнения всех заданий и мероприятий, предусмотренных программой дисциплины (по формам текущего контроля). В случае наличия учебной задолженности студент отрабатывает пропущенные занятия на консультациях. В билете на экзамене включены два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку к ответу студенту отводится 40 минут. |