МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.05.01. Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 10

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (10) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Зацепина О.В.;ст.преп., Ващилина А.Ю.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Педагогика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.01 КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 г. № 1181)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов знаний теоретических основ современной педагогической науки;
формирование умений, необходимых для эффективной организации педагогического процесса;
развитие профессионально-педагогического мышления;
формирование способности осмысливать педагогическую действительность, принимать наиболее эффективные решения в соответствии с педагогическими закономерностями, принципами воспитания и обучения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9 способностью формулировать цели, проводить учебные занятия с использованием инновационных форм и технологий обучения, разрабатывать критерии оценки результатов образовательного процесса, проводить супервизию педагогической, научно-исследовательской и практической работы обучающихся
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности целеполагания в условиях новой модели образования;
инновационные формы и технологии обучения;
критерии оценки результатов образовательного процесса;
специфику супервизии как педагогического феномена и метода сопровождения учащихся, ее сущностные особенности.
3.2.Уметь:
3.2.1.определять цели педагогической деятельности и средства их достижения;
осуществлять отбор и использовать инновационные формы и технологии обучения в процессе учебных занятий;
разрабатывать критерии оценки результатов образовательного процесса;
проводить супервизию педагогической, научно-исследовательской и практической работы обучающихся.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками педагогического целеполагания;
инновационными формами и технологиями обучения при проведении учебных занятий;
критериально-оценочной базой результатов образовательного процесса;
процедурами осуществления супервизии педагогической, научно-исследовательской и практической работы обучающихся.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в педагогическую деятельность
1.1. Педагогическая деятельность Практические 10 1 ПК-9 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
1.2. Педагогическая деятельность Сам. работа 10 1 ПК-9 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
1.3. Профессиональная культура педагога Сам. работа 10 2 ПК-9 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
1.4. Личностно-профессиональное развитие будущего учителя Сам. работа 10 2 ПК-9 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Общие основы педагогики
2.1. Предмет педагогики и задачи современной педагогической науки Лекции 10 2 ПК-9 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.2. Предмет педагогики и задачи современной педагогической науки Сам. работа 10 1 ПК-9 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.3. Педагогика в системе наук о человеке Сам. работа 10 2 ПК-9 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.4. Методологические основы педагогики Сам. работа 10 2 ПК-9 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.5. Логика и методы научно-педагогического исследования Сам. работа 10 1 ПК-9 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.6. Диалектика развития, социального формирования и воспитания личности Лекции 10 2 ПК-9 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.7. Диалектика развития, социального формирования и воспитания личности Сам. работа 10 1 ПК-9 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.8. Проблема цели воспитания педагогики Сам. работа 10 2 ПК-9 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.9. Целостный педагогический процесс Лекции 10 2 ПК-9 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.10. Целостный педагогический процесс Сам. работа 10 1 ПК-9 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Теория воспитания
3.1. Воспитание как компонент целостного педагогического процесса Лекции 10 2 ПК-9 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
3.2. Воспитание как компонент целостного педагогического процесса Сам. работа 10 2 ПК-9 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
3.3. Принципы воспитания Сам. работа 10 2 ПК-9 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
3.4. Современные концепции воспитания Практические 10 1 ПК-9 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
3.5. Методы воспитания в целостном педагогическом процессе Лекции 10 4 ПК-9 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
3.6. Методы воспитания в целостном педагогическом процессе Практические 10 1 ПК-9 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
3.7. Содержание воспитания Практические 10 1 ПК-9 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
3.8. Содержание воспитания Сам. работа 10 2 ПК-9 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
3.9. Особенности воспитательной работы со школьниками, имеющими отклонения в поведении Сам. работа 10 2 ПК-9 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
3.10. Формирование мировоззрения учащихся современной школы Сам. работа 10 2 ПК-9 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
3.11. Коллектив и личность в условиях гуманизации школы Сам. работа 10 1 ПК-9 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Дидактика
4.1. Сущность процесса обучения Лекции 10 2 ПК-9 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.2. Сущность процесса обучения Сам. работа 10 2 ПК-9 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.3. Обновление содержания образования Лекции 10 2 ПК-9 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.4. Обновление содержания образования Практические 10 1 ПК-9 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.5. Обновление содержания образования Сам. работа 10 2 ПК-9 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.6. Общая характеристика методов обучения Лекции 10 2 ПК-9 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.7. Методы проблемного обучения Практические 10 1 ПК-9 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.8. Методы проблемного обучения Сам. работа 10 2 ПК-9 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.9. Методы стимуляции учебно-познавательной деятельности обучающихся Практические 10 1 ПК-9 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.10. Методы стимуляции учебно-познавательной деятельности обучающихся Сам. работа 10 2 ПК-9 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.11. Современные дидактические концепции Сам. работа 10 2 ПК-9 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.12. Формы организации обучения Сам. работа 10 2 ПК-9 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.13. Урок в современной образовательной организации Лекции 10 2 ПК-9 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.14. Урок в современной образовательной организации Практические 10 1 ПК-9 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.15. Принципы обучения Сам. работа 10 2 ПК-9 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.16. Формы организации обучения (помимо урока) Сам. работа 10 2 ПК-9 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.17. Контроль и оценка результатов обучения Сам. работа 10 2 ПК-9 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Задания для рактической работы 1
1. Какие факторы обусловили возникновение педагогической профессии?
2. В каком соотношении находятся понятия «педагог», «учитель», «воспитатель»?
3. Опираясь на свой довузовский опыт, опишите характерные школьные ситуации, свиде-тельствующие о проявлении учителями гуманистического стиля педагогической деятель-ности или, наоборот, о сохранении в ней авторитарных тенденций. Когда допустим авто-ритарный стиль педагогической деятельности?
4. Вот как рисовал образ учителя известный чешский педагог Ян Амос Коменский:
«Учитель: Подойди, мальчик! Научись уму – разуму.
Мальчик: Что это значит – уму-разуму?
Учитель: Все, что необходимо правильно понимать, правильно делать, правильно выска-зывать.
Мальчик: Кто меня этому научит?
Учитель: Я…
Мальчик: Каким образом?
Учитель Я поведу тебя повсюду, покажу тебе все, назову тебе все.
Мальчик: Вот Я! Веди меня…» (Редкин И.Г. Избр. Пед. соч. – М., 1958. – С. 67).
Мог бы, на ваш взгляд, такой диалог характеризовать образ учителя наших дней? Обос-нуйте свою точку зрения.
5. Раскройте сущность профессионального самообразования учителя. Какие источники самообразования вы считаете наиболее значимыми в вузе? Почему?
6. Педагогика – это искусство – утверждают одни: «…Ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками…, а только искусствами…
…искусство, конечно, может иметь свою теорию, но теория искусства – не наука; теория не излагает законов, существующих уже явлений и отношений, но предписывает правила для практической деятельности…» (К.Д. Ушинский).
Педагогика – это наука – настаивают другие: «Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и потому лишь в виде теоретической науки может существовать педагогика» (П.П. Блонский).
Педагогика – прикладная наука. Наука «не о сущем, а о должном», исследующая не то, что есть, а то, как необходимо поступать. Это наука «об искусстве деятельности» (С.И. Гес-сен).
Педагогика – это и наука, и искусство, и технология – считают третьи. «Полное и систематическое изложение теории воспитания, т.е. правил и методов, относящихся к воспитанию, называется наукою воспитания или педагогикою; употребление же теории воспитания на самом деле составляет педагогическое искусство» (А.Г. Ободовский).
«Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства все начинается, технологией – заканчивается, чтобы затем все началось сначала» (В.П. Беспалько).
А ваша точка зрения? Дайте аргументированный ответ.
7. Поспорили два друга. Олег утверждал, что главную роль в жизни животных и человека играет наследственность: «Ведь от слона рождается слоненок, от льва – львенок, от собак – щенок, от человека – человек. Значит, и через тысячу лет на Земле будут те же животные, птицы, насекомые, какие водятся в настоящее время. Наследование – это главное». Антон возражал: «Но ведь у многих собак, например, отрубают часть хвоста, а щенки все-таки рождаются опять с длинными хвостами. Если какую-нибудь собаку хорошо дрессировать, и она научится делать разные фокусы на арене цирка, все равно ее дети ничего не получают по наследству от своей умной мамы! Ребенка самого умного человека все равно надо всему учить. Он ничего не получает по наследству».
Разрешите этот спор. Дайте объяснение роли наследственности в развитии животного и ребенка.
8. Принципы целостного педагогического процесса (а также принципы обучения и воспи-тания) формируются в учебнике как предписания, адресованные учителю. Памятуя о дву-стороннем характере педагогического процесса, не сочтете ли вы целесообразным – после соответствующей «переработки» – адресовать эти принципы и школьникам? Аргументи-руйте свой ответ.
9. Охарактеризуйте общность и специфику задач воспитания и обучения.
10. Что следует понимать под движущей силой процесса воспитания?
- Движущей силой процесса воспитания является такая сила, которая заставляет двигаться вперед к совершенству в поведении.
- Противоречия между приобретенными знаниями, опытом поведения и новыми потребностями, противоречия между потребностями и возможностями, а также способами их удовлетворения являются движущей силой процесса воспитания.
- Под движущей силой процесса воспитания следует понимать нечто иное, как противоре-чие между уровнем конкретных знаний, которыми владеет человек и методами их вопло-щения в жизнь.
- Движущая сила всегда возникает между неравнозначными понятиями, явлениями. В процессе воспитания это противоречие между наличными, устоявшимися правилами поведения и теми правилами, которые необходимо еще составить.
- Правильного ответа нет.
11. Может ли быть успешным воспитание без самовоспитания и самовоспитание без вос-питания? Почему? Докажите.
12. Согласны ли вы со следующим утверждением и почему?
«Пока учитель не будет в курсе интересов и переживаний здоровья своих детей, он будет безжалостно перевирать всю педагогику трудовой школы» (Блонский П.П. Избр. пед. соч. – М., 1961. – С 619).
Приведите убедительные доводы в пользу этого утверждения.
13. Из предложенных формулировок выберите наиболее точно определяющую предмет дидактики:
- Дидактика – теория образования, в том числе и обучения.
- Дидактика – теория образования и обучения.
- Дидактика – теория и технология обучения.
- Правильного ответа нет.
14. Общепринято считать, что единство обучения и воспитания – закон педагогического процесса. Вместе с тем общеизвестно, что в деятельности многих учителей наблюдается разрыв между обучением и воспитанием школьников.
Не означают ли такого рода факты, что закона единства обучения и воспитания нет, что здесь желаемое выдается за действительное?
15. Согласны ли вы с утверждением «Тот метод работы учителя хорош, который становит-ся методом работы ученика». Аргументируйте свою точку зрения.
16. Какие уроки в школе вам казались самыми короткими? Почему?
17. За последние годы возросло количество публикаций, в которых урок рассматривается не только как основная форма организации школьного обучения, но и как основная форма учебно-воспитательного процесса в целом. Однако, ряд педагогов, не соглашаясь с таким пониманием вопроса, считают ошибочным стремление «сместить центр тяжести воспита-ния на хрупкие плечи урока».
Определите свою позицию в этом споре. Как вы думаете, имеет ли дискуссия о месте уро-ка в целостном педагогическом процессе сугубо теоретический характер, или она впрямую стыкуется с проблемами школьной практики?
18. В чем причина живучести урока? Целесообразно ли в будущем оставить урок в каче-стве основной формы обучения в школе?

Задания для практической работы 2
1. Вот как рисовал образ учителя известный чешский педагог Ян Амос Коменский:
«Учитель: Подойди, мальчик! Научись уму – разуму.
Мальчик: Что это значит – уму-разуму?
Учитель: Все, что необходимо правильно понимать, правильно делать, правильно высказывать.
Мальчик: Кто меня этому научит?
Учитель: Я…
Мальчик: Каким образом?
Учитель Я поведу тебя повсюду, покажу тебе все, назову тебе все.
Мальчик: Вот Я! Веди меня…» (Редкин И.Г. Избр. Пед. соч. – М., 1958. – С. 67).
Мог бы, на ваш взгляд, такой диалог характеризовать образ учителя наших дней? Обоснуйте свою точку зрения.
2. Педагогика – это искусство – утверждают одни: «…Ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками…, а только искусствами…
…искусство, конечно, может иметь свою теорию, но теория искусства – не наука; теория не изла-гает законов, существующих уже явлений и отношений, но предписывает правила для практиче-ской деятельности…» (К.Д. Ушинский).
Педагогика – это наука – настаивают другие: «Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и потому лишь в виде теоретической науки может существовать педагогика» (П.П. Блонский).
Педагогика – прикладная наука. Наука «не о сущем, а о должном», исследующая не то, что есть, а то, как необходимо поступать. Это наука «об искусстве деятельности» (С.И. Гессен).
Педагогика – это и наука, и искусство, и технология – считают третьи. «Полное и систематическое изложение теории воспитания, т.е. правил и методов, относящихся к воспитанию, называется наукою воспитания или педагогикою; употребление же теории воспитания на самом деле составляет педагогическое искусство» (А.Г. Ободовский).
«Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства все начинается, технологией – заканчивается, чтобы затем все началось сначала» (В.П. Беспалько).
А ваша точка зрения? Дайте аргументированный ответ.
3. Поспорили два друга. Олег утверждал, что главную роль в жизни животных и человека играет наследственность: «Ведь от слона рождается слоненок, от льва – львенок, от собак – щенок, от че-ловека – человек. Значит, и через тысячу лет на Земле будут те же животные, птицы, насекомые, какие водятся в настоящее время. Наследование – это главное». Антон возражал: «Но ведь у мно-гих собак, например, отрубают часть хвоста, а щенки все-таки рождаются опять с длинными хво-стами. Если какую-нибудь собаку хорошо дрессировать, и она научится делать разные фокусы на арене цирка, все равно ее дети ничего не получают по наследству от своей умной мамы! Ребенка самого умного человека все равно надо всему учить. Он ничего не получает по наследству».
Разрешите этот спор. Дайте объяснение роли наследственности в развитии животного и ребенка.
4. Принципы целостного педагогического процесса (а также принципы обучения и воспитания) формируются в учебнике как предписания, адресованные учителю. Памятуя о двустороннем ха-рактере педагогического процесса, не сочтете ли вы целесообразным – после соответствующей «переработки» – адресовать эти принципы и школьникам? Аргументируйте свой ответ.
5. Что следует понимать под движущей силой процесса воспитания?
- Движущей силой процесса воспитания является такая сила, которая заставляет двигаться вперед к совершенству в поведении.
- Противоречия между приобретенными знаниями, опытом поведения и новыми потребностями, противоречия между потребностями и возможностями, а также способами их удовлетворения яв-ляются движущей силой процесса воспитания.
- Под движущей силой процесса воспитания следует понимать нечто иное, как противоречие между уровнем конкретных знаний, которыми владеет человек и методами их воплощения в жизнь.
- Движущая сила всегда возникает между неравнозначными понятиями, явлениями. В процессе воспитания это противоречие между наличными, устоявшимися правилами поведения и теми правилами, которые необходимо еще составить.
- Правильного ответа нет.
6. Какие социокультурные явления предопределили необходимость поиска подходов к содержа-нию воспитания? На основе анализа современных концепций воспитания раскройте суть этих подходов.
7. «Наказание в педагогическом процессе оправдано, если применяющий его воспитатель страдает более, чем наказуемый ребенок».
- Что это: просто «звонкая» фраза или норма педагогической этики? Кому бы Вы приписали ав-торство этой формулы? Почему?
8. Согласны ли вы со следующим утверждением и почему?
«Пока учитель не будет в курсе интересов и переживаний здоровья своих детей, он будет безжа-лостно перевирать всю педагогику трудовой школы» (Блонский П.П. Избр. пед. соч. – М., 1961. – С 619).
Приведите убедительные доводы в пользу этого утверждения.
9. Из предложенных формулировок выберите наиболее точно определяющую предмет дидактики:
- Дидактика – теория образования, в том числе и обучения.
- Дидактика – теория образования и обучения.
- Дидактика – теория и технология обучения.
- Правильного ответа нет.
10. Общепринято считать, что единство обучения и воспитания – закон педагогического процесса. Вместе с тем общеизвестно, что в деятельности многих педагогов наблюдается разрыв между обучением и воспитанием.
Не означают ли такого рода факты, что закона единства обучения и воспитания нет, что здесь же-лаемое выдается за действительное?
11. За последние годы возросло количество публикаций, в которых урок рассматривается не толь-ко как основная форма организации школьного обучения, но и как основная форма учебно-воспитательного процесса в целом. Однако, ряд педагогов, не соглашаясь с таким пониманием вопроса, считают ошибочным стремление «сместить центр тяжести воспитания на хрупкие плечи урока».
Определите свою позицию в этом споре. Как вы думаете, имеет ли дискуссия о месте урока в це-лостном педагогическом процессе сугубо теоретический характер, или она впрямую стыкуется с проблемами школьной практики?
12. В некоторых учебниках по педагогике методы стимулирования учебной деятельности обуча-ющихся выделены в отдельную группу. Считаете ли Вы выделение правомерным, несмотря на то, что все другие методы реализуют в определенной мере стимулирующую функцию?
13. Одна из важнейших целей воспитания – формирование социально-ценных потребностей обу-чающихся. Раскройте механизм развития потребностей: основные этапы и закономерности разви-тия, проявление в деятельности, роль данного компонента в структуре личности и его взаимосвязь с другими компонентами.
14. Определите воспитательные возможности членов педагогического коллектива с различным профессиональным статусом. К реализации каких педагогических целей можно привлечь каждого из них?
15. Согласны ли Вы с утверждением о том, что супервизия должна стать неотъемлемой частью профессионального становления современного педагога? Почему? Обоснуйте свое мнение.
16. Проанализируйте профессиональный стандарт педагога с точки зрения осуществления супер-визорской практики.
17. Докажите, что методика и круг общения может иметь не только диагностическую, но и кор-рекционную цель в деятельности педагога-супервизора.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Роль и значение преподавателя в воспитании учащихся.
2. Педагогическая этика.
3. Педагогические конфликты и их профилактика.
4. Трудовое воспитание детей и подростков.
5. Система воспитания по нравственному воспитанию учащихся.
6. Система работы по эстетическому воспитанию учащихся.
7. Правовое воспитание учащихся.
8. Экологическое воспитание учащихся.
9. Система работы по физическому воспитанию учащихся.
10. Половое воспитание учащихся и подготовка к семейной жизни.
11. Патриотическое воспитание учащихся.
12. Самовоспитание и педагогическое руководство им.
13. Теории и технологии обучения.
14. Методика индивидуального подхода в учебно-воспитательной работе.
15. Педагогическая запущенность подростка: истоки, виды и пути её преодоления.
16. Роль родителей и педагогов в профилактике наркомании.
17. Методы преодоления трудновоспитуемости.
18. Воспитание девушек.
19. Нравственное воспитание в семье.
20. Психолого-педагогические основы проблемного обучения.
21. Пути и способы повышения эффективности урока.
22. Профориентация и нравственные проблемы.
23. В.А. Сухомлинский о гармоническом развитии личности.
24. Методика нравственного воспитания подростков.
25. Интеграция учебных дисциплин в процессе обучения.
26. Активные методы обучения.
27. Методика В.Ф. Шаталова и ее применение в профессиональном обучении.
28. Педагогика новаторства (предпосылки, общие идеи, психологическое обоснование).
29. Актерское и преподавательское мастерство в свете учения К.С. Станиславского.
30. Слагаемые педагогического мастерства педагога профессионального обучения.
31. Технология проектного обучения.
32. Игровые технологии.
33. Воспитание в современной профессиональной школе.
34. Семейные конфликты и их профилактика.
35. Профилактика отклоняющегося поведения.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к зачету

1. Педагог современной школы. Требования к личности педагога.
2. Предмет и задачи педагогики в условиях обновления школы.
3. Методологические основы педагогики.
4. Логика и методы научно-педагогического исследования.
5. Проблема развития, социального формирования и воспитания личности.
6. Проблема цели воспитания в педагогике.
7. Понятие о целостном педагогическом процессе. Общность и специфика обучения и воспитания в ЦПП.
8. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса
9. Сущность и содержание воспитания в целостном педагогическом процессе.
10. Закономерности и принципы воспитания.
11. Общая характеристика методов воспитания.
12. Методы формирования сознания личности.
13. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения обучаю-щихся.
14. Методы стимулирования деятельности и поведения обучающихся.
15. Умственное воспитание обучающихся в ЦПП.
16. Нравственное воспитание обучающихся в ЦПП.
17. Гражданское воспитание обучающихся в ЦПП.
18. Трудовое воспитание обучающихся в ЦПП.
19. Эстетическое воспитание обучающихся современной школы.
20. Физическое воспитание обучающихся в ЦПП.
21. Детский коллектив в условиях гуманизации и демократизации школы.
22. Особенности воспитательной работы с педагогически запущенными детьми.
23. Формирование мировоззрения обучающихся современной школы.
24 Сущность процесса обучения.
25. Организация учебной деятельности обучающихся.
26. Принципы обучения в современной школе.
27. Обновление содержания школьного образования.
28. Формирование универсальных учебных действий школьников в условиях реализации ФГОС.
29. Общая характеристика методов обучения.
30. Методы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся.
31. Сущность и методы проблемного обучения.
32. Методы стимуляции учебно-познавательной деятельности обучающихся.
33. Контроль и оценка знаний, умений и навыков учащихся в процессе обучения.
34. Урок в современной образовательной организации.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.М. Столяренко Общая педагогика: учебное пособие Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436823
Л1.2 Бермус, А.Г. Введение в педагогическую деятельность: учебник Директ-Медиа, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209242
Л1.3 Е.Н. Измайлова, Э.Г. Касимова Компетентностный подход в образовании : учебное пособие Уфа : Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2015 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=445137
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М. Н. Фроловская ; [науч. ред. Ю. В. Сенько] Гуманитарное основание профессиональной культуры педагога: монография Изд-во АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Педагогика" portal.edu.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
Э3 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э4 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru;
XnView, http://xnviewload.ru/;
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt;
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-
en_US-20140618_1200.pdf;
DjVu reader, http://djvureader.org/;
Putty, https://putty.org.ru/licence.html;
VLC, http://www.videolan.org/legal.html;
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html;
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому студенты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не исключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники.
Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
При подготовке к промежуточной аттестации и выполнении письменных работ следует придерживаться методических указаний, представленных в УМК по дисциплине.