МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы арт-терапии в клинической практике

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 42 42 42 42
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Преподаватель, Кислых Анна Александровна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Кузьмина Анна Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Методы арт-терапии в клинической практике

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.01 КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 г. № 1181)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Кузьмина Анна Сергеевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Кузьмина Анна Сергеевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель - анализ и применение техник арт-терапевтической работы психолога с лицами в разных жизненных обстоятельствах, пациентами разных клинических групп.
Задачи курса:
– изучение основ арт-терапевтической деятельности психолога, специфики реализации, возможностей и ограничений в применении;
– анализ особенностей групповой и сопоставление с индивидуальной формой работы в арт-терапевтическом кабинете психолога;
– рассмотрение разнообразных форм работы арт-терапевта: применение техник песочной терапии, сказкотерапии, марионеточной терапии, ароматерапии и пр. видов;
– овладение навыками работы с человеком в кризисной ситуации, формирование умения применять техники диалога, ведения процесса диагностики, коррекционной деятельности в арт-терапевтическом пространстве;
– формирование навыков работы с эфирными маслами, отработка умений базовых элементов массажа, усвоение правил взаимодействия с ароматами;
– анализ процесса конструирования и деконструкции психотерапевтического дискурса, выявление элементов управления, власти.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПСК-3.3 способностью и готовностью к овладению теоретическими основами и методами классических и современных направлений психотерапии
ПСК-3.10 способностью и готовностью к разработке и осуществлению личностно- и социально-ориентированных программ психотерапии, коррекции и реабилитации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– основы арт-терапевтической деятельности психолога;
– особенности групповой и индивидуальной форм работы в арт-терапевтическом кабинете психолога;
3.2.Уметь:
3.2.1.– дифференцировать разные техники арт-терапии, выделять специфику работы с разными техниками;
– сформировать умения взаимодействия с эфирными маслами, отработать технику постановку руки и уметь соблюдать меры предосторожности при специфичных формах манипуляций применения ароматерапии;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– навыками начальной консультативной и терапевтической работы с человеком в кризисной ситуации;
– понимать и анализировать элементы дискурса конструирования и деконструкции психотерапевтического поля деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основания арт-терапии: сравнительный анализ с другими видами деятельности
1.1. Принципы и основы арт-терапии: сравнительный анализ с другими видами деятельности Лабораторные 7 4 ПСК-3.3, ПСК-3.10 Л1.1, Л2.1
1.2. Методология и технология арт-терапии, устройство арт-терапевтического кабинета Лабораторные 7 4 ПСК-3.3, ПСК-3.10 Л1.1, Л2.1
1.3. Проективный механизм арт-терапевтических техник Сам. работа 7 6 ПСК-3.3, ПСК-3.10 Л1.1, Л2.1
1.4. Анализ основных подходов и принципов арт-терапии Сам. работа 7 6 ПСК-3.3, ПСК-3.10 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Индивидуальная и групповая арт-терапия: возможности и ограничения
2.1. Арт-технологии в работе с личностью и группой Лабораторные 7 4 ПСК-3.3, ПСК-3.10 Л1.1, Л2.1
2.2. Метод направленной визуализации в сочетании с изобразительной работой Сам. работа 7 6 ПСК-3.3, ПСК-3.10 Л1.1, Л2.1
2.3. Группа как пространство анализа и конструирования поведенческих и когнитивно-эмоциональных стратегий поведения Лабораторные 7 4 ПСК-3.3, ПСК-3.10 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Применение повествований в разных формах (мифы, сказки, ассоциативная групповая работа) в качестве символической основы для самовыражения в арт-терапии
3.1. Сказкотерапия: принципы, особенности осуществления, символическая основа для самовыражения в арт-терапии Сам. работа 7 6 ПСК-3.3, ПСК-3.10 Л1.1, Л2.1
3.2. Основные принципы работы в процессе психотерапевтической работы со сказкой Лабораторные 7 4 ПСК-3.3, ПСК-3.10 Л1.1, Л2.1
3.3. Модель анализа сказки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой Сам. работа 7 6 ПСК-3.3, ПСК-3.10 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Арт-терапия кризисных состояний
4.1. Специфика арт-терапевтической работы с человеком в переживаемом кризисном состоянии Лабораторные 7 6 ПСК-3.3, ПСК-3.10 Л1.1, Л2.1
4.2. Возможности применения методик: «Путь» и «Внутренние помощники» при работе с кризисными состояниями личности Сам. работа 7 6 ПСК-3.3, ПСК-3.10 Л1.1, Л2.1
4.3. Формы арт-терапевтического взаимодействия при работе с различными кризисными состояниями Сам. работа 7 6 ПСК-3.3, ПСК-3.10 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Современные техники в арт-терапии: коллаж, марионеточная терапия, песочная терапия, инсталляция
5.1. Коллаж в процессе индивидуальной и групповой работы Лабораторные 7 4 ПСК-3.3, ПСК-3.10 Л1.1, Л2.1
5.2. Материалы и средства для коллажа Сам. работа 7 4 ПСК-3.3, ПСК-3.10 Л1.1, Л2.1
5.3. Техника марионеточной терапии как направление арт-терапии Лабораторные 7 4 ПСК-3.3, ПСК-3.10 Л1.1, Л2.1
5.4. Песочная терапия в современной клинической психологии Сам. работа 7 4 ПСК-3.3, ПСК-3.10 Л1.1, Л2.1
5.5. Психология осуществления песочной терапии Лабораторные 7 4 ПСК-3.3, ПСК-3.10 Л1.1, Л2.1
5.6. Технология и ведущие принципы организации песочной терапии Сам. работа 7 4 ПСК-3.3, ПСК-3.10 Л1.1, Л2.1
5.7. Инсталляция и перформанс при работе со страхами Лабораторные 7 2 ПСК-3.3, ПСК-3.10 Л1.1, Л2.1
5.8. Инсталляция и перформанс в работе со страхами (Техника «Музей страхов») Сам. работа 7 4 ПСК-3.3, ПСК-3.10 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Конструирование и деконструкция психотерапевтического дискурса
6.1. Современные модели конструирования и деконструкции психотерапии Сам. работа 7 4 ПСК-3.3, ПСК-3.10 Л1.1, Л2.1
6.2. Особенности коммуникации и интерпретаций в процессе арт-терапии Лабораторные 7 2 ПСК-3.3, ПСК-3.10 Л1.1, Л2.1
6.3. Психотерапия изнутри и извне: соблазняющие стратегии дискурса Сам. работа 7 2 ПСК-3.3, ПСК-3.10 Л1.1, Л2.1
6.4. Психологические механизмы психотерапевтического воздействия Сам. работа 7 2 ПСК-3.3, ПСК-3.10 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Метод направленной визуализации в сочетании с изобразительной работой.
2. Элементы конструирования собственной сказки в процессе арт-терапии.
3. Работа с посттравматичекими стрессовыми расстройствами в арт-терапии.
4. Возможности применения разных методикпри работе с кризисными состояниями личности.
5. Психология осуществления песочной терапии.
6. Особенности песочной терапии, организация и процесс работы (К.Г. Юнг, М. Ловенфельд, Д. Кальфф).
7. Техника марионеточной терапии как направление арт-терапии.
8. Куклотерапия в разыгрывании драмы, игротерапия и сказкотерапии.
9. Техника игровой и драматической манипуляции.
10. Анализ личностных особенностей испытуемых в процессе взаимодействия с куклой.
11. Технология осуществления ароматерапии.
12. Особенности коммуникации и интерпретаций в процессе арт-терапии.
13. Поведенческий и когнитивный анализ проблемы клиента: систематическая десенсибилизация.
14. Анализ приемов и видов арт-терапии.
15. Формы арт-терапевтической работы (индивидуальная и групповая арт-терапия).
16. Работа с различными арт-материалами. Перфоманс.
17. Проективный механизм арт-терапевтических техник.
18. Приемы арт-терапевтического взаимодействия в группе и система анализа творческой продукции.
19. Методология и технология арт-терапии, устройство арт-терапевтического кабинета
20. Метод направленной визуализации в арт-терапии.
21. Анализ современных арт-технологий: коллаж, куклы-марионетки, спектакль, маски, песочная терапия и др.
22. Арт-технологии в работе с личностью и группой.
23. Управление мотивацией ведущим группы в процессе терапии.
24. Принципы индивидуальной психотерапии и психокоррекции. Организация терапевтического пространства.
25. Сказкотерапия: принципы, особенности осуществления, символическая основа для самовыражения в арт-терапии.
26. Сказкотерапия как направление осуществления арт-терапевтической деятельности психолога.
27. Основные принципы работы в процессе психотерапевтической работы со сказкой.
28. Структурирование сказки и особенности формулирования сказки в работе психолога.
29. Символическое пространство сказки, выбор роли и героя.
30. Анализ и интерпретация индивидуальной и групповой работы в процессе арт-терапии.
31. Специфика арт-терапевтической работы с человеком в переживаемом кризисном состоянии.
32. Специфика расстройств, на которые распространяется арт-терапия.
33. Особенности взаимодействия со взрослыми и детьми в арт-терапевтическом процессе.
34. Кризисная ситуация и сопутствующее психическое состояние.
35. Формы арт-терапевтического взаимодействия при работе с различными кризисными состояниями.
36. Техника коллажа: специфика, фазы осуществления, особенности организации процесса проведения.
37. Индивидуальная и групповая работа с коллажем.
38. Песочная терапия в современной клинической психологии.
39. Возможности песочной терапии в современной клинической психологии.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

Приложения
Приложение 1.   ФОС_Методы арт-терапии.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Орлова Е. А., Колесник Н. Т., Ефремова Г. И. ; Под ред. Ефремовой Г.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Венгер А.Л., Морозова Е.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 Методы арт-терапии в клинической практике portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ.
Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки.

Методические указания студентам для подготовки к практическим занятиям
Для подготовки к практическим занятиям студентам рекомендуется внимательно ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины литературой.
К практическим занятиям по анализу теоретико-методологических проблем арт-терапии студентам рекомендуется составлять подробный конспект по раскрытию вопроса, выписывать признаки механизма функционирования арт- терапевтических техник, выделить принципы основных подходов к анализу арт-терапии.
Для подготовки к практическому занятию «Модель анализа сказки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой» студентам необходимо заполнить таблицу по раскрытию хода осуществления процесса сказкотерапии, а также по возможному способу анализа процесса по работе с клиентом.
Практическое занятие «Возможности применения методик: «Путь» и «Внутренние помощники» при работе с кризисными состояниями личности» студентам рекомендуется обратиться к своим индивидуальным результатам по выполнению методик, чтобы апробировать путь анализа состояния личности по предложенной Т.Ю. Колошиной схеме (см. литературу, указанною в рабочей программе дисциплины).
Практическое занятие, посвященное марионеточной и песочной терапии, предполагает активное участие студентов в процессе осуществления методической процедуры, анализа результатов и составления рекомендаций для испытуемого. Студентам необходимо ознакомиться с материалами лекционных занятий, с литературой, указанной в рабочей программе дисциплины, владеть конспектом по ведению протокола процедуры терапии. Также необходимо принести на занятие материалы: кусочки тканей, нитки, ленты, бусины, ножницы, иголки для шитья, проволоку для каркаса куклы и пр.

Методические указания студентам для подготовки к экзамену.
Экзамен по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к экзамену(см. список вопросов к экзамену).
При подготовке к прохождению экзамена студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине.