МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология рекламы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки37.05.01. Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 75
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Лабораторные 18 18 18 18
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 75 75 75 75
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.с.н., Доцент, Эбелинг Э.О.

Рецензент(ы):
к.с.н., Доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Психология рекламы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.01 КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 г. № 1181)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от г. №
Срок действия программы: уч. г.

Заведующий кафедрой
Максимова Светлана Геннадьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Максимова Светлана Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.является изучение теоретические основы психологии рекламы, история ее возникновения и развития, психологические подходы к исследованиям и разработкам в области рекламной практики, методы и результаты изучения психических процессов в рекламе, методы воздействия рекламы на человека, на его мотивацию, а также влияние рекламы на личность, культуру, социальные нормы и ценности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПСК-3.10 способностью и готовностью к разработке и осуществлению личностно- и социально-ориентированных программ психотерапии, коррекции и реабилитации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.личностно- и социально-ориентированных программы психотерапии, коррекции и реабилитации.
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять личностно- и социально-ориентированных программы психотерапии, коррекции и реабилитации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью и готовностью к разработке личностно- и социально-ориентированных программ психотерапии, коррекции и реабилитации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и методы курса "Психологиия рекламы"
1.1. Предмет и методы исследования психологии рекламы Лекции 9 2 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.4
1.2. Рекламная деятельность как явление экономики, психологии, социологии и культуры Практические 9 2 Л2.2, Л3.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4
Раздел 2. Роль психических процессов в формировании рекламных образов
2.1. Рекламный образ Лекции 9 2 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.2. Роль ощущения, внимания и мышления в формировании рекламного образа Практические 9 2 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4
2.3. Роль ощущения, внимания и мышления в формировании рекламного образа Лабораторные 9 2 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.4. Память и ее роль в формировании рекламного образа Практические 9 2 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4
2.5. Память и ее роль в формировании рекламного образа Лабораторные 9 2 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.6. Психология восприятия в рекламе Практические 9 2 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4
2.7. Психология восприятия в рекламе Лабораторные 9 2 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4
Раздел 3. Влияние рекламы на потребительское поведение
3.1. Психологические характеристики потребительского поведения целевой аудитории Лекции 9 2 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4
3.2. Психологические характеристики потребительского поведения целевой аудитории Лабораторные 9 2 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4
3.3. Потребности и потребительская мотивация в рекламе Лекции 9 2 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4
3.4. Потребности и потребительская мотивация в рекламе Лабораторные 9 2 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4
3.5. Использование стереотипов и установок в рекламе Лекции 9 2 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4
3.6. Использование стереотипов и установок в рекламе Лабораторные 9 2 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4
Раздел 4. Психоаналитические феномены в рекламе
4.1. Использование феноменов психоанализа З. Фрейда в рекламе Лекции 9 2 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4
4.2. Использование феноменов психоанализа З. Фрейда в рекламе Лабораторные 9 2 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4
4.3. Архетипическое в рекламе Лекции 9 2 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4
4.4. Архетипическое в рекламе Лабораторные 9 2 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4
4.5. Трансактный анализ в рекламе Лабораторные 9 2 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4
Раздел 5. Психологическая безопасность рекламы
5.1. Психологические угрозы в рекламе Лекции 9 1 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4
5.2. Манипуляции в рекламе Лекции 9 1 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4
5.3. Психология рекламы Сам. работа 9 75 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10363
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПСК-3.10: способностью и готовностью к разработке и осуществлению личностно- и социально-ориентированных программ психотерапии, коррекции и реабилитации
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА.

Для какого уровня психологического воздействия рекламы основной целью является превращение массива передаваемой информации в систему установок, мотивов и принципов получателя обращения?
A) когнитивный уровень
B) аффективный уровень
C) конативный уровень
D) суггестивный уровень
ОТВЕТ: B
Закономерность восприятия:
A) целостность;
B) прегнантность;
C) константность;
D) категориальность;
ОТВЕТ: A
Укажите последовательность этапов восприятия человеком рекламного обращения в модели AIDA:
A) желание, действие, проба, подкрепление
B) внимание, интерес, желание, действие
C) внимание, интерес, желание, проба, подкрепление
D) внимание, восприятие аргументов, убеждение, действия
ОТВЕТ: B
Архетип:
A) универсальный образ;
B) стереотип;
C) сверхобобщенная информация;
ОТВЕТ: A
Создатели рекламы продуктов питания, сигарет и жевательной резинки апеллируют:
A) к переживаниям детского возраста;
B) чувству неполноценности;
C) чувству вины;
ОТВЕТ: A
Рекламный текст: «Теперь вы можете купить не обычную, а новую подарочную упаковку порошка, объем которой на 20% больше». Отметьте использованный прием:
A) утерянный исполнитель;
B) иллюзия выбора;
C) негативная команда;
ОТВЕТ: B
Появлению у потребителя произвольного внимания в первую очередь способствует:
A) новизна рекламы
B) повторяемость рекламы
C) положительная эмоциональная окраска
ОТВЕТ: A
Почему часы в рекламе чаще всего показывают 10 часов 10 минут?
A) для равновесия
B) похоже на улыбку
C) так получается
ОТВЕТ: B
В какой модели рекламного воздействия впервые стали учитывать ответную реакцию потребителя на рекламное сообщение?
A) DIBABA
B) DAGMAR
C) ACCA
ОТВЕТ: A
По Фрейду, структура сознания представлена следующими составляющими:(1) «Оно», или бессознательное;(2) «Я», или рациональное сознание;(3) «Сверх-Я», или моральный цензор, сверхсознание. Какая подструктура в терминах К.Г. Юнга является архетипом?
A) «Оно», или бессознательное;
B) «Я», или рациональное сознание;
C) «Сверх-Я», или моральный цензор, сверхсознание;
ОТВЕТ: C
Психический процесс – восприятие предполагает:
A) обобщенное отражение в сознание человека предметов или явлений в их закономерных связях и отношениях
B) отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов, объектов и явлений окружающего мира, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств человека
C) целостное отражение в сознании человека предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств
ОТВЕТ: C
Ощущения как психический процесс - это
A) отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов, объектов и явлений окружающего мира, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств человека
B) обобщенное отражение в сознание человека предметов или явлений в их закономерных связях и отношениях
C) целостное отражение в сознании человека предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств
ОТВЕТ: A
В рекламных сообщениях следует ориентироваться
A) на отрицательные стереотипы
B) на нейтральные стереотипы
C) на положительные стереотипы
ОТВЕТ: C
Состояние внутренней психологической готовности человека реагировать определенным образом на объекты действительности, называется
A) аттитюд
B) стереотип
C) ассоциация
ОТВЕТ: A
Какая из моделей воздействия на психику потребителя была предложена в 1896 году Э. Палмером:
A) результатом воздействия рекламы является изменение психологического состояния потребителя, целью которого становиться желание купить товар, независимо от потребности в нём;
B) потребитель должен постоянно находится в стрессовом состоянии, тогда на него проще воздействовать, полностью управляя его желаниями;
C) внимание к товару должно пробудить интерес к нему, следствием которого станет мотив и желание иметь у себя этот товар и активность потребителя;
ОТВЕТ: A
Стереотип – это …
A) способ организации манипуляции, суть которого сводится к тому, чтобы вызвать внутри человека дисбаланс, внутренний дискомфорт;
B) метод психологического воздействия на население с помощью средств массовой информации, выполняющий функцию ценностной регуляции сознания;
C) устойчивый, мало зависимый от эмпирического познания образ окружающих предметов и явлений;
ОТВЕТ: C
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Что обозначает данное определение: состояние нужды человека в материальных объектах или в определенных условиях жизни и деятельности?
ОТВЕТ: потребность

Что обозначает данное определение: причина, лежащая в основе выбора действий и поступков?
ОТВЕТ: мотив

Какой из цветов символизирует в рекламе чистоту, изящество и благородство?
ОТВЕТ: голубой

Запишите метод психологического воздействия на население с помощью средств массовой информации, выполняющий функцию ценностной регуляции сознания, и основанный на психологических механизмах сравнения и оценки.
ОТВЕТ: пропаганда

Если предложить потребителю логически и ассоциативно сильную рекламу, то потом достаточно представить, лишь какой-то ее элемент и потребитель сам вспомнит или додумает остальное. Этот эффект называется …
ОТВЕТ: «законом краткости» восприятия

Состояние внутренней психологической готовности человека реагировать определенным образом на объекты действительности, называется
ОТВЕТ: аттитюд

Ощущения как психический процесс - это
ОТВЕТ: отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов, объектов и явлений окружающего мира, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств человека

Что обозначает данное определение: устойчивый, мало зависимый от эмпирического познания образ окружающих предметов и явлений?
ОТВЕТ: стереотип

Определение, какого психического процесса представлено: целостное отражение в сознании человека предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств?
ОТВЕТ: восприятие

Что способствует появлению у потребителя произвольного внимания в первую очередь?
ОТВЕТ: новизна рекламы

Архетип это …
ОТВЕТ: универсальный образ

Запишите закономерность восприятия:
ОТВЕТ: целостность

В какой модели рекламного воздействия впервые стали учитывать ответную реакцию потребителя на рекламное сообщение?
ОТВЕТ: DIBABA

Укажите последовательность этапов восприятия человеком рекламного обращения в модели AIDA:
ОТВЕТ: внимание, интерес, желание, действие

По Фрейду, структура сознания представлена следующими составляющими:(1) «Оно», или бессознательное;(2) «Я», или рациональное сознание;(3) «Сверх-Я», или моральный цензор, сверхсознание. Какая подструктура в терминах К.Г. Юнга является архетипом?
ОТВЕТ: «Сверх-Я», или моральный цензор, сверхсознание

Для какого уровня психологического воздействия рекламы основной целью является превращение массива передаваемой информации в систему установок, мотивов и принципов получателя обращения?
ОТВЕТ: аффективный уровень


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам.
В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Раскройте содержание понятия «реклама». Реклама и маркетинг. Цель, функции и виды рекламы.
2. Предмет и методы исследования в психологии рекламы. Фамилии ученых и практиков, занимающихся в различное время психологией рекламы.
3. Рекламный образ. Роль ощущения, внимания и мышления в формировании рекламного образа.
4. Психология восприятия в рекламе, приведите примеры закономерностей процесса восприятия в рекламе.
5. Память и ее роль в формировании рекламного образа.
6. Специфические законы памяти.
7. Перечислите основные уровни психологического воздействия на человека. Как они учитываются в моделях рекламного воздействия: AIDA, АССА, DIBABA, DAGMAR и «Одобрение».
8. Восприятие цвета. Как влияет цвет на потребительский выбор? Каковы особенности национально-ориентированных цветовых ассоциаций? Как с психологической точки зрения воспринимаются сочетания цветов?
9. Психологические характеристики потребительского поведения целевой аудитории.
10. Раскройте содержание понятия потребности и мотива. Сущность мотивации.
11. Теории мотивации. Раскройте содержание типов мотивов, рассматриваемых на лабораторных занятиях.
12. Использование стереотипов и установок в рекламе.
13. Использование феноменов психоанализа З. Фрейда в рекламе.
14. Трансактный анализ в рекламе.
15. Коллективное бессознательное. Использование архетипов в рекламе.
16. Использование манипулятивных приемов в рекламе.
17. Эмоции. Типы эмоций. Эмоции в рекламе.
18. Концепция жизненного стиля потребителей. Методы описания жизненного стиля.
19. Геостили и международные стили жизни. Классификация психографических типов российских потребителей.
20. Основные психологические приемы в рекламных сообщениях, размещаемых в газетах и журналах.
21. Основные психологические приемы в рекламе на радио.
22. Основные психологические приемы в рекламе на телевидение.
23. Основные психологические приемы в наружной рекламе и в рекламных сообщениях на транспорте.
24. Основные психологические приемы Интернет-рекламы.
ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Перечислите психографические типы российских потребителей представленных в рекламе.
2. Перечислите архетипы, используемые в рекламе.
3. Перечислите мотивы, используемые в рекламе.
4. Какая модель воздействия была использована в рекламном ролике?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гуревич П. С. СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ РЕКЛАМЫ В 2 Т. ТОМ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Коноваленко М.Ю., Ясин М.И. ПСИХОЛОГИЯ РЕКЛАМЫ И PR. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Гуревич П. С. СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ РЕКЛАМЫ В 2 Т. ТОМ 2 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Краско Т.И. Психология рекламы. : монография Студцентр, 2002
Л2.2 Жилкина М.С. Психология рекламы и поведение потребителей. Индивидуально-типологический подход: монография М. : Компания Спутник+, 2009
Л2.3 А. Н. Лебедев-Любимов Психология рекламы: Питер, 2007
Л2.4 Мандель Б. Р. Психология рекламы: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 АлтГУ, Отделение связей с общественностью Психология рекламы: рабочая программа для студентов специальности 030602.65 - связи с общественностью Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Психология рекламы portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Перечень программного обеспечения следующий:
«Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины