Закреплена за кафедрой | Кафедра клинической психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.05.01. Клиническая психология |
Специализация | Патопсихологическая диагностика и психотерапия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 37_05_01_КлинПсих-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 42 | 42 | 42 | 42 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра клинической психологии
Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович
1.1. | Цель - обеспечить возможность адаптации первокурсников к университетскому обучению, новому типу социальных взаимоотношений, сплотить группу, создать позитивный психологический климат в группе, возможности осознания профессиональных целей, средств их достижения; ознакомить студентов с базовыми приемами психологического тренинга - Адаптация первокурсников к университетскому обучению, новому типу социальных взаимоотношений. - Знакомство, сплочение группы, формирование позитивного психологического климата в группе, возможностей осознания профессиональных и академических целей, средств их достижения. - Ознакомление студентов с базовыми приемами и техниками психологического тренинга в группе (арт-техниками, когнитивно-бихевиоральными техниками, техниками формирования социальных навыков и группового сплочения, общепсихологическими принципами консультирования, техниками диалектической терапии). - Анализ, обсуждение возможных трудностей при адаптации к академической жизни, структуре сессий, особенностям и типам университетских занятий, форм обучения и контроля. - Анализ ситуаций академической жизни, работа со страхом оценивания, трудностями при установлении контактов в группе, разрешение конфликтных ситуаций в конструктивном ключе. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.2 |
ОК-7 | готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - о структуре учебного процесса и способах преодоления стресса в различных учебных ситуациях; - о базовых приемах и техниках психологического тренинга в группе (арт-техники, когнитивно-бихевиоральные техники, техники формирования социальных навыков и группового сплочения, общепсихологическими принципами консультирования, техниками диалектической терапии). |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - приемы адаптации к новому типу социального взаимодействия; - применять на практике приемы адаптации к новому типу социального взаимодействия; - применять на практике способы преодоления стресса в различных учебных ситуациях; - разрешать трудности при адаптации к академической жизни, ознакомиться со структурой сессий, особенностям и типам университетских занятий, формами обучения и контроля; - преодолевать сложности ситуаций академической жизни, обладать ресурсами совладания со страхом оценивания, трудностями при установлении контактов в группе, разрешать конфликтные ситуации в конструктивном ключе; - осмыслять свою специальность и профессию в когнитивно-структурированном варианте, выстраивать психологическую перспективу обучения. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - основными приемами и техниками совладания со стрессовыми ситуациями; - основными приемами и техниками преодоления трудностей при установлении контактов в группе; - приемами преодоления конфликтных ситуаций возникающих в ходе обучения. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Психологическое знакомство и взаимодействие | ||||||
1.1. | Понятие «адаптации» и процесс адаптации к обучению в университете | Практические | 1 | 6 | ОК-7 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Образовательный процесс и участники взаимодействия: преподаватели, студенты | Практические | 1 | 6 | ОК-7 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Структура тренинговых занятий, правила работы в группе. | Сам. работа | 1 | 15 | ОК-7 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Психологическая презентация и сплочение группы | ||||||
2.1. | Элементы взаимодействия, процесс знакомства с группой, презентация участников | Сам. работа | 1 | 9 | ОК-7 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Психологическое сплочение группы | Практические | 1 | 12 | ОК-7 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.3. | Формирование норм и правил существования коллектива | Практические | 1 | 6 | ОК-7 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.4. | Ассертивное поведение: особенности диагностики, техники формирования | Сам. работа | 1 | 15 | ОК-7 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 3. Процесс групповой динамики | ||||||
3.1. | Групповая динамика: стадии развития «группы», анализ психологических феноменов | Практические | 1 | 6 | ОК-7 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.2. | Групповое взаимодействие и социометрический статус участников | Сам. работа | 1 | 15 | ОК-7 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.3. | Процесс достижения групповых задач и конфликтные ситуации взаимодействия | Практические | 1 | 6 | ОК-7 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.4. | Процесс соревнования в коллективе и решение стрессовых ситуаций | Сам. работа | 1 | 12 | ОК-7 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы к экзамену 1. Процесс адаптации к обучению в университете. 2. Понятие «тренинг» с психологической точки зрения. 3. Понятие «коллектив», «группа», «взаимодействие». 4. Сплочение коллектива. 5. Психологический климат в группе. 6. Ведущие техники сплочения коллектива. 7. Техники знакомства и презентации участников в группе. 8. Конфликтные ситуации и уровни разрешения конфликтов. 9. Основные приемы и техники совладания со стрессовыми ситуациями. 10. Особенности проявления агрессивного, уверенного и неуверенного поведения членами группы. 11. Ассертивное поведение и способы его проявления. 12. Техники тренировки ассертивного поведения. 13. Понятие групповой динамики. 14. Анализ правил работы в группе. 15. Социометрический статус участников группового взаимодействия. 16. Анализ техник группового взаимодействия. 17. Анализ техник группового достижения общей задачи. 18. Анализ техник духа соревнования в группе. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС_Тренинг адаптации.doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Венгер А.Л., Морозова Е.И. | КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Субботина Л. Г. | Психологическая адаптация к условиям образовательной среды: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Кемеровский государственный университет, 2014 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Орлова Е. А., Колесник Н. Т., Ефремова Г. И. ; Под ред. Ефремовой Г.И. | КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотечная система «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э2 | ЭБС «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э3 | ЭБС издательства «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
Э4 | ЭБС АлтГУ | elibrary.asu.ru | ||
Э5 | Тренинг адаптации | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
офисные приложения Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/ ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
313Л | лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
312Л | учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95 |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий. Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине. Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ. Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки. Методические указания студентам для подготовки к экзамену. Экзамен по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к экзамену(см. список вопросов к экзамену). При подготовке к прохождению экзамена студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине. |