МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Научно-исследовательская деятельность клинического психолога

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 132
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 19 19
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 26 26 58 58 84 84
Сам. работа 46 46 86 86 132 132
Итого 72 72 144 144 216 216

Программу составил(и):
к.психол.н, Доцент, Трофимова Юлия Владимировна

Рецензент(ы):
к.психол н., Доцент, Кузьмина Анна Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Научно-исследовательская деятельность клинического психолога

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.01 КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 г. № 1181)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Кузьмина Анна Сергеевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Кузьмина Анна Сергеевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель учебной дисциплины «Качественные и количественные методы в психолого-педагогическом исследовании» обучить студентов навыкам и умениям использования качественных и количественных методов психолого-педагогическом исследовании, а также сФормировать у студентов системы понятий в области практической деятельности психолога; категорий, методологических принципов и методов, понимания места использования качественных и количественных методов в системе психологической науки.
Задачи учебной дисциплины:
1. Актуализация методологических проблем создания качественных и количественных методов;
2. Изучить адгоритм проведения качественных и количественных методов;
3. Формировать навыки интерпретации качественные и количественных методов;
4. Усвоить правовые и этические нормы деятельности психолога-диагностика при использовании качественных и количественных мтодов, психодиагностических тестов и методик при организации и проведении диагностической работы по изучению личности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 готовностью разрабатывать дизайн психологического исследования, формулировать проблемы и гипотезы, планировать и проводить эмпирические исследования, анализировать и обобщать полученные данные в виде научных статей и докладов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– основные понятия и категории качественных и количественных методов;
– виды, типологию, принципы создания качественных и количественных методов;
– особенности научно-исследовательской работы с использованием качественных и количественных методов, психологических методик для изучения личности в разных возрастных периодах;
- инструменты статистического анализа результатов исследования.
3.2.Уметь:
3.2.1.– учитывать правовые и этические нормы в практической деятельности психолога по использованию качественных и количественных методов;
- организовать и провести псссихологические методы исходя из целей исследования
– проводить процедуры по различным личностным проблемам на основе психодиагностического исследования с комплексным использованием качественных и количественных методов;
- проводить статистический анализ с использованием копмпьютерных программ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- процедурой использования качественных и количественных методов;
− процедурой организации и проведения широкого спектра методов и методик исследования с различным категориям населения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая характеристика исследовательской деятельности и методология исследования
1.1. Исследовательская деятельность как вид самостоятельной работы студента. Особенности индивидуальной и коллективной научной деятельности Лабораторные 1 4 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.5, Л1.3
1.2. Выделить проблемы научного познания в психологии Сам. работа 1 4 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.3
1.3. Классификация методов психологического исследования Лабораторные 1 4 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.5, Л1.3
1.4. Описать идеи разделения методов исследования на качественные и количественные Сам. работа 1 4 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.3
Раздел 2. Качественные методы исследования
2.1. Наблюдение - метод психологического исследования Лабораторные 1 4 ПК-1 Л2.2, Л1.5
2.2. Сформулируйте основные достоиства и недостатки метода наблюдения Сам. работа 1 4 ПК-1 Л2.4
2.3. Найти в научных журналах исследования с применением метода наблюдения и выделить основные характеристики метода и полученные результаты Сам. работа 1 4 ПК-1 Л1.5
2.4. Планирование наблюдения и способы регистрации данных Лабораторные 1 4 ПК-1 Л2.2, Л1.3
2.5. составьте таблицу "предмет наблюдения и возможные индикаторы" Сам. работа 1 4 ПК-1 Л1.5
2.6. Подготовка проекта наблюдения к защите Сам. работа 1 4 ПК-1 Л1.5
2.7. Эксперимент как метод исследования Лабораторные 1 4 ПК-1 Л2.2, Л1.4, Л1.5
2.8. Сформулируйте основные достоиства и недостатки метода эксперимента Сам. работа 1 4 ПК-1 Л2.4, Л1.4, Л1.5
2.9. Планирование экспериментов и экспериментальные схемы Лабораторные 1 4 ПК-1 Л1.4
2.10. Найти в научных журналах исследования с применением метода эксперимента и выделить основные характеристики метода и полученные результаты Сам. работа 1 6 ПК-1 Л1.4
2.11. Найти описание проведнного эксперимента и выделить в нем его основные элементы Сам. работа 1 6 ПК-1 Л1.4
2.12. Беседа (интервью) как метод психологического исследования Лабораторные 1 2 ПК-1 Л1.5
2.13. Сформулируйте основные достоиства и недостатки метода беседы Сам. работа 1 4 ПК-1 Л1.5
2.14. Составьте памятку для себя с правилами организации беседы Сам. работа 2 2 ПК-1 Л1.5
2.15. Подготовка проекта беседы, проведение беседы и описание результатаов беседы Сам. работа 2 6 ПК-1 Л1.5
2.16. Тестирование как метод психологического исследования Лабораторные 2 4 ПК-1 Л2.4, Л1.5
2.17. Составить словарь терминов по вопросу "Психометрические характеристики теста" Сам. работа 2 2 ПК-1 Л2.4, Л1.5
2.18. Подготовить презентацию-знакомство с разными видами тестов (тест интеллекта, тест способностей, личностный опросник и т.д.) Сам. работа 2 4 ПК-1 Л2.4, Л1.5
2.19. Анализ продуктов деятельности как метод психологического исследования Лабораторные 2 4 ПК-1 Л2.4, Л1.5
2.20. Найти в научных журналах исследования с применением метода анализа продуктов деятельности и выделить основные характеристики метода и полученные результаты Сам. работа 2 6 ПК-1 Л1.5
2.21. Подготовить памятку "Условия организации сбора данных с помощью анализа продуктов деятельности" Сам. работа 2 2 ПК-1 Л1.5
2.22. Проанализировать достоинства и недостатки метода анализа продуктов деятельности Сам. работа 2 2 ПК-1 Л1.5
2.23. Контент-анализ как метод анализа документальной информации: сущность, задачи метода Лабораторные 2 4 ПК-1 Л1.5
2.24. Составить таблицу "Основные процедуры контент-анализа" Сам. работа 2 5 ПК-1 Л1.5
Раздел 3. Количественные методы в психологичсеком исследовании
3.1. Количественные методы в психологии Лабораторные 2 6 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л1.5
3.2. Подготовить описание измерительных шкал (номинативная, порядковая, интервальная, шкала отношений)и найти примеры в психологических исследованиях Сам. работа 2 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.4
3.3. найти примеры разных форм предоставления экспериментальных данных (таблицы, статистические ряды) Сам. работа 2 2 ПК-1 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.4
3.4. Описательны статистики Лабораторные 2 6 ПК-1 Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.5. Выделить особенности статистических критериев: параметрических и непараметрических Сам. работа 2 4 ПК-1 Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.6. Найти в ислледованиях, представленных в психологических журналах, быть готовыми представить статистические гипотезы Сам. работа 2 2 ПК-1 Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.7. Выявление различий в уровне исследуемого признака: непараметрические критерии Лабораторные 2 6 ПК-1 Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.8. Выявление различий в уровне исследуемого признака: параметрические критерии Лабораторные 2 4 ПК-1 Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.9. Подготовить памятку подсчета критерия анна-Уитни Сам. работа 2 2 ПК-1 Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.10. Подготовить памятку подсчета критерия Крускала-Уолисса Сам. работа 2 4 ПК-1 Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.11. Подготовить памятку подсчета Т-критерия Стьюдента Сам. работа 2 4 ПК-1 Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.12. Выявление различий в распределении признака: критерий Пирсона Лабораторные 2 4 ПК-1 Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.13. Подготовить памятку подсчета критерия Пирсона Сам. работа 2 4 ПК-1 Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.14. Многофункциональный статистический критерий - угловое преобразование Фишера Лабораторные 2 4 ПК-1 Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.15. Подготовить памятку подсчета критерия угловое преобразование Фишера Сам. работа 2 4 ПК-1 Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.16. Выявление связей между переменными Лабораторные 2 4 ПК-1 Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.17. Подготовить памятку подсчета корреляционного анализа Пирсона Сам. работа 2 4 ПК-1 Л1.1, Л1.2
3.18. Подготовить памятку подсчета корреляционного анализа спирмена Сам. работа 2 4 ПК-1 Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Планирование научного исследования
4.1. Планирование научного исследования: принципы и этапы Лабораторные 2 4 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л1.5
4.2. Составить словарь терминов по вопросу " методологический аппарат исследования" Сам. работа 2 4 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.3
4.3. Познакомиться с правилами составление библиографического списка Сам. работа 2 4 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.3
4.4. Планирование научного исследования: от идеи к плану Лабораторные 2 4 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.3
4.5. Подотовка проекта собственного научного Сам. работа 2 4 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.3
4.6. Поиск на сайтах университетов научных мероприятий для представления результатов исследования Сам. работа 2 4 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.3
4.7. Презентация исследовательских тпроектов Лабораторные 2 4 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.3
4.8. Подбор методов исследований для исследовательского проекта Сам. работа 2 3 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.3
4.9. Подготовка презентации исследовательского проекта Сам. работа 2 2 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.3
4.10. Подготовка и оформление библиографического списка к исследовательскому проекту Сам. работа 1 2 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. Д. Наследов Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учеб. пособие для вузов СПб.: Речь, 2012
Л1.2 Высоков И. Е. Математические методы в психологии: Гриф УМО ВО Москва: Издательство Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/489340
Л1.3 Афанасьев В.В, Грибкова О.В., Уколова Л.И Методология и методы научного исследования : учебное пособие для вузов : Гриф УМО ВО Москва : Издательство Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/492350
Л1.4 Носс И.Н. Экспериментальная психология : учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/489514
Л1.5 Высоков И.Е., Кравченко Ю.Е, Сысоева Т.А. Общепсихологический практикум : учебное пособие для вузов : учебное пособие Москва : Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. И. Загвязинский, Р. Атаханов Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2010
Л2.2 П.И. Образцов Методы и методология психолого-педагогического исследования : Питер, 2004
Л2.3 Кутейников А.Н. Математические методы в психологии: Учебно-методическое пособие РЕЧЬ, 2008
Л2.4 Горбатов Д.С. ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»
ЭБС «Университетская библиотека online»
ЭБС издательства «Юрайт»
ЭБС АлтГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория психолого-педагогического практикума - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия; переносной ноутбук из № 106Л
313Л лаборатория психолого-педагогического практикума - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия; переносной ноутбук из № 106Л

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение дисциплины осуществляется в форме учебных занятий под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры и самостоятельной работы обучающихся. Основными видами учебных занятий по изучению данной дисциплины являются лекционные, практические и лабораторные занятия. При проведении учебных занятий используются элементы классических и современных педагогических технологий, в том числе проблемного и проблемно-деятельностного обучения.
Предусматриваются следующие формы работы обучающихся:
▪ прослушивание лекционного курса;
▪ чтение и конспектирование рекомендованной литературы;
▪ ознакомление с планом практического или лабораторного занятия.
▪ уяснение содержание вопросов, вынесенных на обсуждение, или заданий, выполняемых на занятии.
▪ повторение содержание лекционного материала.
▪ изучение рекомендуемой литературы и при необходимости законспектировать содержащиеся в них основные положения и примеры, а также возникшие при этом вопросы (эти записи можно использовать на занятии).
▪ ответы на вопросы, указанные в плане семинарского занятия.
▪ ознакомление с кафедральными методическими рекомендациями к занятию, содержанием стендов и другими наглядными пособиями по теме занятия.
▪ получение консультации у преподавателя.
▪ написание рефератов (по согласованию с преподавателем).
▪ самостоятельная работа.
Контроль знаний обучающихся проводится в форме текущей и предварительной аттестации.
Контроль текущей успеваемости обучающихся – текущая аттестация – проводится в ходе семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний; сформированности у них знаний, умений, владений; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по ее корректировке; совершенствованию методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи.
К контролю текущей успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся:
▪ на занятиях;
▪ по результатам выполнения обучающимися индивидуальных заданий;
▪ по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов;
▪ по результатам отчета обучающихся в ходе индивидуальной консультации преподавателя по освоению дисциплины и имеющимся задолженностям.
На каждом занятии курсантам необходимо иметь рабочую тетрадь (48 л), листы белой бумаги формата А4, письменные принадлежности. Рабочие тетради необходимы для конспектирования рекомендаций преподавателя по теме занятия, а листы бумаги для самостоятельных, контрольных проверочных работ.
При отработке пропущенных занятий обучающиеся самостоятельно изучают вопросы, указанные в плане занятия. На консультации обучающиеся представляют результаты своего труда и отвечают на вопросы преподавателя.
При подготовке к практическим и лабораторным занятиям обучающиеся должны:
1. Ознакомиться с планом практического, лабораторного занятия.
2. Уяснить содержание вопросов, вынесенных на обсуждение, или заданий, выполняемых на занятии.
3. Повторить содержание лекционного материала.
4. Изучить литературу и при необходимости законспектировать содержащиеся в них основные положения и примеры, а также возникшие при этом вопросы (эти записи можно использовать на занятии).
5. Подготовить ответы на вопросы, указанные в плане практического/лабораторного занятия.
6. Выполнить задания, обусловленные темой практического занятия.
7. Получить консультацию у преподавателя.
10. Выполнить индивидуальные задания преподавателя.
11. Написать реферат.
Обязательным условием подготовки к занятию является выполнение в полном объеме заданий предыдущего занятия.
На занятиях обучающимся рекомендуется активно использовать личный жизненный опыт, примеры из специальной и художественной литературы.
Контроль за выполнением обучающимися каждого вида работ может осуществляться поэтапно и служит основанием для промежуточной аттестации по дисциплине.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и владений, степени освоенности компетенций, обучающихся по дисциплине в форме зачета.
Экзамен проводится после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей учебной программы.