МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Культурология и межкультурная коммуникация

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.05.02. Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.пед.н., Доцент, Петухова Е.А.

Рецензент(ы):
д.психол.н., Зав. кафедрой, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Культурология и межкультурная коммуникация

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 г. № 1613)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 08.06.2022 г. № 12
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Волкова Татьяна Геннадьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 08.06.2022 г. № 12
Заведующий кафедрой Волкова Татьяна Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение знаниями по проблемам теоретико-практических основ культурологии и межкультурной коммуникации

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные современные проблемы в области культурологии и межкультурной коммуникации
3.2.Уметь:
3.2.1.ориентироваться в специфике и структуре курса, обобщать и систематизировать знания по современным проблемам, темам курса
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими умениями и навыками, необходимыми для применения курса

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. КУЛЬТУРОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ
1.1. Культура как предмет изучения Лекции 1 2 ОК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Структура культурологии Практические 1 2 ОК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Культурология и ее междисциплинарные связи Сам. работа 1 6 ОК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Основные понятия культурологии
2.1. Культура и цивилизация Лекции 1 2 ОК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Субъект культуры Практические 1 2 ОК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Культурные ценности и нормы Практические 1 2 ОК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Языки и символы культуры, культурные коды (семиотика культуры) Сам. работа 1 6 ОК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Межкультурная коммуникация и диалог культур
3.1. Коммуникация Лекции 1 1 ОК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Интеграция, ассимиляция, аккультурация Практические 1 2 ОК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Культурные традиции и инновации Сам. работа 1 6 ОК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. ОНТОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
4.1. Закономерности процесса культурогенеза Лекции 1 1 ОК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Антропологические аспекты культуры Практические 1 2 ОК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Историческая динамика бытия культуры Сам. работа 1 6 ОК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
5.1. Типологические характеристики культур Лекции 1 1 ОК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Этническая, национальная и региональная типологизация культур Практические 1 2 ОК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.3. Историческая типологизация культуры Сам. работа 1 6 ОК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
6.1. Современная мировая культура Лекции 1 1 ОК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.2. Основные тенденции культуры в эпоху глобализма Практические 1 2 ОК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.3. Модели культурной универсализации Сам. работа 1 6 ОК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 7. ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ
7.1. Развитие культурологической мысли от эпохи просвещения до начала ХХ в Лекции 1 2 ОК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.2. Историческая типология культур и теория локальных цивилизаций Практические 1 4 ОК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.3. Основные культурологические течения ХХ в Сам. работа 1 8 ОК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
прилагается
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
прилагается
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Багдасарьян Н.Г. Культурология: Учебное пособие ЭБС «Лань», 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Багдасарьян Н.Г. Культурология : учебник и практикум Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. И. Тхорик, Н. Ю. Фанян Лингвокультурология и межкультурная коммуникация: учеб. пособие для вузов ГИС, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Культурология и межкультурная коммуникация Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Э2 Культурология и межкультурная коммуникация ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru
Э3 Культурология и межкультурная коммуникация portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на зачете - 30 баллов.
В зачетный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Зачет проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут.
Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков.
Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования
формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на:
- расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам;
- усвоение умений и навыков практической работы;
- развитие умений самопознания и саморазвития.
Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий:
- формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах;
- формулирование резюме по прочитанному материалу;
- составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями;
- составление краткого конспекта текста.