МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Антропология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки37.05.02. Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 52
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 52 52 52 52
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.с.н., доцент, Коростелева О.Т.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Антропология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 г. № 1613)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Антропология» являются сформулировать целостное представление об антропологии как о комплексном учении о человеке; ознакомить студентов с основными положениями и проблемами современной антропологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности
ПК-2 способностью выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к профессиональной, тендерной, этнической и социальным группам
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.специфику работы в коллективе, необходимость толерантного отношения к различиям личностных характеристик; возможности психического функционала человека с учетом возрастных особенностей
3.2.Уметь:
3.2.1.предупреждать и конструктивно разрешать возникающие в процессе деятельности противоречия; выявлять специфику функционирования человека в кризисные периоды
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками разрешения конфликтных ситуаций; определением факторов риска в процессе жизни человека и в его профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс "Антропология"
1.1. Антропология как комплексное учение о человеке. Лекции 2 2 ОК-5, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Антропология как комплексное учение о человеке. Практические 2 1 ОК-5, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Антропология как комплексное учение о человеке. Сам. работа 2 2 ОК-5, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Проблема социоантропогенеза в социальной антропологии. Лекции 2 1 ОК-5, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Проблема социоантропогенеза в социальной антропологии. Практические 2 1 ОК-5, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Проблема социоантропогенеза в социальной антропологии. Сам. работа 2 6 ОК-5, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Человек и грани его экзистенции в смысловом пространстве бытия. Лекции 2 1 ОК-5, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Человек и грани его экзистенции в смысловом пространстве бытия. Практические 2 1 ОК-5, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Человек и грани его экзистенции в смысловом пространстве бытия. Сам. работа 2 8 ОК-5, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Homo faber: самореализация и отчуждение в труде. Лекции 2 1 ОК-5, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.11. Homo faber: самореализация и отчуждение в труде. Практические 2 1 ОК-5, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.12. Homo faber: самореализация и отчуждение в труде. Сам. работа 2 8 ОК-5, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.13. Homo sapiens в мире культурных значений и смыслов. Лекции 2 1 ОК-5, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.14. Homo sapiens в мире культурных значений и смыслов. Практические 2 1 ОК-5, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.15. Homo sapiens в мире культурных значений и смыслов. Сам. работа 2 8 ОК-5, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.16. Человек играющий в смысловом пространстве бытия. Лекции 2 1 ОК-5, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.17. Человек играющий в смысловом пространстве бытия. Практические 2 1 ОК-5, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.18. Человек играющий в смысловом пространстве бытия. Сам. работа 2 8 ОК-5, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.19. Человек любящий: тема любви в антропологии. Лекции 2 1 ОК-5, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.20. Человек любящий: тема любви в антропологии. Практические 2 1 ОК-5, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.21. Человек любящий: тема любви в антропологии. Сам. работа 2 4 ОК-5, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.22. Природа и проявления человеческой агрессивности. Практические 2 1 ОК-5, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.23. Природа и проявления человеческой агрессивности. Сам. работа 2 6 ОК-5, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.24. Человек перед лицом смерти. Лекции 2 1 ОК-5, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.25. Природа и проявления человеческой агрессивности. Лекции 2 1 ОК-5, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.26. Человек перед лицом смерти. Практические 2 2 ОК-5, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.27. Человек перед лицом смерти. Сам. работа 2 2 ОК-5, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
Перечень вопросов
Теоретические задания по дисциплине «Антропология»:
1. Антропология как комплексное учение о человеке: разделы антропологии.
2. Предметно-методологическая специфика социальной антропологии.
3. Место и роль антропологии в системе социогуманитарного знания.
4. Эволюционная модель антропогенеза: основные факторы, механизмы, исторические вехи.
5. Теологическая и космологическая модели антропогенеза: их общие черты и специфика.
6. Человек как целостное существо и грани его экзистенции.
7. Основные «миры» смыслового пространства человеческого бытия и связь между ними.
8. Основные принципы диалога и формы их реализации в смысловом пространстве культуры.
9. Homo faber: проблема самореализации и отчуждения человека в труде.
10. Человек играющий в смысловом пространстве бытия: различные варианты трактовки игры.
11. Место и роль игры в жизни человека и человеческого общества.
12. Игровой элемент в контексте современной культуры.
13. Человек любящий. Сущность и виды любви.
14. Агрессия как модус бытия человека в мире, ее место и роль в жизни человека и общества.
15. Виды, формы проявления и пути преодоления человеческой агрессивности.
16. Проблема отношения человека к смерти: основные варианты ее постановки и решения.
17. Мифологические и религиозные представления человека о смерти и бессмертии.
18. Архетипическая бинарная оппозиция «мир живых» и «мир мертвых».
19. Структура мифа как проблема социальной антропологии.
Практические задания по дисциплине «Антропология»:
1. Поясните, почему антропологию нельзя рассматривать как отдельную научную дисциплину.
2. Попробуйте привести примеры абсолютно бессмысленного труда (Сизифова труда) в реальной жизни.
3. Проведите сравнительный анализ трудовой и игровой деятельности, укажите их общие черты и специфику.
4. Приведите примеры агрессивного поведения, в которых обнаруживаются признаки как доброкачественной, так и злокачественной агрессии.
5. Покажите на любом примере, как связаны между собой различные грани человеческой экзистенции.
6. Проанализируйте «сильные» и «слабые» стороны эволюционной модели антропогенеза; поясните причины критического отношения к ней многих современных людей.
7. Поясните, как, на Ваш взгляд, связаны любовь и свобода. Может ли искренне и глубоко любящий человек оставаться свободным?
8. Приведите примеры современных мифологем. Каким образом они позволяют (и позволяют ли) гармонизировать бытие человека в мире?
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гизуллина А. В. АНТРОПОЛОГИЯ. КУРС ЛЕКЦИЙ. Учебное пособие для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Борко Т. И. КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Анучин, Д.Н. Задачи современной антропологии и ее отношения к другим наукам. : СПб. : Лань,, 2017 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Антропология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Промежуточная аттестация.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.