Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.05.02. Психология служебной деятельности |
Специализация | Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 37_05_02_ПСД-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии
Протокол от 21.06.2023 г. № 13
Заведующий кафедрой к.пс.н., доцент, Т.Г.Волкова
1.1. | раскрыть относительную роль и взаимосвязь наследственных и средовых детерминант в вариативности психологических и психофизиологических признаков человека. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ПК-9 | способностью прогнозировать изменения, комплексно воздействовать на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи с использованием традиционных и инновационных методов и технологий |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные методы психогенетических исследований; взаимодействие генов и их реализацию в фенотипе; методы сопоставления адаптивных и неадаптивных форм развития. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать основные проблемы психогенетики, этиологии человеческой индивидуальности; работать с генотипом и фенотипом родителей для прогнозирования появления признака у потомства; прогнозировать динамику проявления поведенческих структур. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками выявления основных генетических отклонений, особенностей психологического развития при наличии генетических аномалий; навыками прогнозирования проявления возрастных особенностей проявления поведенческих структур и их изменчивости во времени. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Психогенетика | ||||||
1.1. | Предмет психогенетики, связь с другими науками. Проблема изучения индивидуальности | Лекции | 7 | 1 | ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.2. | Количественные, качественные и мультифакторные признаки. | Лекции | 7 | 1 | ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.3. | Генотип и среда в изменчивости психологических признаков. | Лекции | 7 | 2 | ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.4. | Методы: генеалогический, приемных детей, близнецовый. | Лекции | 7 | 2 | ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.5. | Статистические методы психогенетики. | Лекции | 7 | 2 | ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.6. | Психогенетические исследования интеллекта, отдельных когнитивных функций и специальных способностей. | Лекции | 7 | 2 | ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.7. | Психогенетические исследования темперамента и личности. | Практические | 7 | 4 | ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.8. | Психогенетические исследования девиантных форм поведения | Практические | 7 | 4 | ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.9. | Психогенетические исследования психофизиологических признаков и моторики | Практические | 7 | 6 | ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.10. | Онтогенетическая генетика. Основные модели развития. Динамика генотип-средовых отношений в онтогенезе. Сенситивные и критические периоды развития. | Практические | 7 | 6 | ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.11. | Основы дизонтогенеза. | Практические | 7 | 2 | ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.12. | Предмет психогенетики, связь с другими науками. Проблема изучения индивидуальности | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.13. | История психогенетики | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.14. | Количественные, качественные и мультифакторные признаки. | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.15. | Основы популяционной генетики | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.16. | Генотип и среда в изменчивости психологических признаков. | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.17. | Методы: генеалогический, приемных детей, близнецовый. | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.18. | Статистические методы психогенетики. | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.19. | Психогенетические исследования интеллекта, отдельных когнитивных функций и специальных способностей. | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.20. | Психогенетические исследования темперамента и личности. | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.21. | Психогенетические исследования девиантных форм поведения | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.22. | Психогенетические исследования психофизиологических признаков и моторики | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.23. | Онтогенетическая генетика. Основные модели развития. Динамика генотип-средовых отношений в онтогенезе. Сенситивные и критические периоды развития. | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.24. | Основы дизонтогенеза. | Сам. работа | 7 | 4 | ПК-9 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-9: способностью прогнозировать изменения, комплексно воздействовать на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи с использованием традиционных и инновационных методов и технологий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Сколько у человека хромосом? а. 23; б. 24; в. 46; г. 48. Правильный ответ: в. 2. Как называется единица хранения и передачи информации? а. Кодон; б. Локус; в. Ген; г. Генотип. Правильный ответ: в. 3. Как называется близкородственное скрещивание? а. Инбридинг; б. Импринтинг; в. Делеция; г. Дистимия. Правильный ответ: а. 4. Как называется называется вероятность того, что оба близнеца будут иметь определённый признак, при условии, что его имеет один из них. а. Дискордантность; б. Конкорданость; в Ассортативность; г. Диссортативность. Правильный ответ: б. 5. Как называется доля фенотипической изменчивости в популяции, обусловленная генетической изменчивостью. а. Наследственность; б. Наследуемость; в. Дисперсия; г. Дисперсионность. Правильный ответ: б. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Дайте определение наследуемости. Правильный ответ: Это доля фенотипической изменчивости в популяции, обусловленная генетической изменчивостью. 2. Что такое ассортативность браков? Правильный ответ: Это неслучайный подбор пар, в которых индивиды выбирают схожих (положительная ассортативность) или несхожих (отрицательная ассортативность) по фенотипу партнеров. 3. Что такое фенотип? Правильный ответ: Это совокупность характеристик, присущих индивиду на определённой стадии развития. Фенотип формируется на основе генотипа, при участии ряда факторов внешней среды. 4. Дайте определение модификационной изменчивости. Правильный ответ: Это способность организмов с одинаковым генотипом развиваться по-разному в разных условиях окружающей среды, при этом изменяется фенотип, но не изменяется генотип. 5. Дайте определение наследственной изменчивости. Правильный ответ: Это форма изменчивости, вызванная изменениями генотипа, которые могут быть связаны с мутационной или комбинативной изменчивостью. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. • «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. • «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. • «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. • «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически. Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Мандель Б. Р. | Психогенетика: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Директ-Медиа, 2014 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Костяк Т. В., Хузеева Г. Р. | Психогенетика и психофизиология развития дошкольника: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | МПГУ, 2016 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Психогенетика агрессивного и враждебного поведения: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Издательство Южного федерального университета, 2016 | biblioclub.ru | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС "Лань" | |||
Э2 | ЭБС "Юрайт" | |||
Э3 | Курс в Moodle "Психогенетика" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Интернет браузер Microsoft Office AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
См. приложения |