МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психогенетика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.05.02. Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., Доцент, М.В.Яценко

Рецензент(ы):
к.биол.н., Профессор, Н.З. Кайгородова

Рабочая программа дисциплины
Психогенетика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 г. № 1613)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.06.2023 г. № 13
Срок действия программы: 20222025 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.пс.н., доцент, Т.Г.Волкова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.06.2023 г. № 13
Заведующий кафедрой к.пс.н., доцент, Т.Г.Волкова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.раскрыть относительную роль и взаимосвязь наследственных и средовых детерминант в вариативности психологических и психофизиологических признаков человека.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9 способностью прогнозировать изменения, комплексно воздействовать на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи с использованием традиционных и инновационных методов и технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные методы психогенетических исследований; взаимодействие генов и их реализацию в фенотипе; методы сопоставления адаптивных и неадаптивных форм развития.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать основные проблемы психогенетики, этиологии человеческой индивидуальности; работать с генотипом и фенотипом родителей для прогнозирования появления признака у потомства; прогнозировать динамику проявления поведенческих структур.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками выявления основных генетических отклонений, особенностей психологического развития при наличии генетических аномалий; навыками прогнозирования проявления возрастных особенностей проявления поведенческих структур и их изменчивости во времени.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психогенетика
1.1. Предмет психогенетики, связь с другими науками. Проблема изучения индивидуальности Лекции 7 1 ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Количественные, качественные и мультифакторные признаки. Лекции 7 1 ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Генотип и среда в изменчивости психологических признаков. Лекции 7 2 ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.4. Методы: генеалогический, приемных детей, близнецовый. Лекции 7 2 ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.5. Статистические методы психогенетики. Лекции 7 2 ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.6. Психогенетические исследования интеллекта, отдельных когнитивных функций и специальных способностей. Лекции 7 2 ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.7. Психогенетические исследования темперамента и личности. Практические 7 4 ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.8. Психогенетические исследования девиантных форм поведения Практические 7 4 ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.9. Психогенетические исследования психофизиологических признаков и моторики Практические 7 6 ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.10. Онтогенетическая генетика. Основные модели развития. Динамика генотип-средовых отношений в онтогенезе. Сенситивные и критические периоды развития. Практические 7 6 ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.11. Основы дизонтогенеза. Практические 7 2 ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.12. Предмет психогенетики, связь с другими науками. Проблема изучения индивидуальности Сам. работа 7 6 ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.13. История психогенетики Сам. работа 7 6 ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.14. Количественные, качественные и мультифакторные признаки. Сам. работа 7 6 ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.15. Основы популяционной генетики Сам. работа 7 6 ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.16. Генотип и среда в изменчивости психологических признаков. Сам. работа 7 6 ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.17. Методы: генеалогический, приемных детей, близнецовый. Сам. работа 7 6 ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.18. Статистические методы психогенетики. Сам. работа 7 6 ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.19. Психогенетические исследования интеллекта, отдельных когнитивных функций и специальных способностей. Сам. работа 7 6 ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.20. Психогенетические исследования темперамента и личности. Сам. работа 7 6 ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.21. Психогенетические исследования девиантных форм поведения Сам. работа 7 6 ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.22. Психогенетические исследования психофизиологических признаков и моторики Сам. работа 7 6 ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.23. Онтогенетическая генетика. Основные модели развития. Динамика генотип-средовых отношений в онтогенезе. Сенситивные и критические периоды развития. Сам. работа 7 6 ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.24. Основы дизонтогенеза. Сам. работа 7 4 ПК-9 Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-9: способностью прогнозировать изменения, комплексно воздействовать на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи с использованием традиционных и инновационных методов и технологий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Сколько у человека хромосом?
а. 23;
б. 24;
в. 46;
г. 48.
Правильный ответ: в.

2. Как называется единица хранения и передачи информации?
а. Кодон;
б. Локус;
в. Ген;
г. Генотип.
Правильный ответ: в.

3. Как называется близкородственное скрещивание?
а. Инбридинг;
б. Импринтинг;
в. Делеция;
г. Дистимия.
Правильный ответ: а.

4. Как называется называется вероятность того, что оба близнеца будут иметь определённый признак, при условии, что его имеет один из них.
а. Дискордантность;
б. Конкорданость;
в Ассортативность;
г. Диссортативность.
Правильный ответ: б.

5. Как называется доля фенотипической изменчивости в популяции, обусловленная генетической изменчивостью.
а. Наследственность;
б. Наследуемость;
в. Дисперсия;
г. Дисперсионность.
Правильный ответ: б.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Дайте определение наследуемости.
Правильный ответ: Это доля фенотипической изменчивости в популяции, обусловленная генетической изменчивостью.

2. Что такое ассортативность браков?
Правильный ответ: Это неслучайный подбор пар, в которых индивиды выбирают схожих (положительная ассортативность) или несхожих (отрицательная ассортативность) по фенотипу партнеров.

3. Что такое фенотип?
Правильный ответ: Это совокупность характеристик, присущих индивиду на определённой стадии развития. Фенотип формируется на основе генотипа, при участии ряда факторов внешней среды.

4. Дайте определение модификационной изменчивости.
Правильный ответ: Это способность организмов с одинаковым генотипом развиваться по-разному в разных условиях окружающей среды, при этом изменяется фенотип, но не изменяется генотип.

5. Дайте определение наследственной изменчивости.
Правильный ответ: Это форма изменчивости, вызванная изменениями генотипа, которые могут быть связаны с мутационной или комбинативной изменчивостью.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мандель Б. Р. Психогенетика: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Костяк Т. В., Хузеева Г. Р. Психогенетика и психофизиология развития дошкольника: Учебники и учебные пособия для ВУЗов МПГУ, 2016 biblioclub.ru
Л2.2 Психогенетика агрессивного и враждебного поведения: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство Южного федерального университета, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС "Лань"
Э2 ЭБС "Юрайт"
Э3 Курс в Moodle "Психогенетика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Интернет браузер
Microsoft Office
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

См. приложения