Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 37.05.02. Психология служебной деятельности |
Специализация | Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 37_05_02_ПСД-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 81 | 81 | 81 | 81 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой Ирина Александровна Ральникова, д-р психол. наук, проф.
1.1. | Цель: : развитие представлений студентов о психологическом консультировании как методе оказания психологической помощи. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ПК-12 | способностью реализовывать психологические методики и технологии, ориентированные на личностный рост, охрану здоровья индивидов и групп |
ПК-17 | способностью осуществлять консультирование в области интерперсональных отношений, профориентации, планирования карьеры, профессионального и личностного роста |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | понятие психологического консультирования, этику, цели, задачи, принципы, техники, этапы процесса консультирования, специфику консультирования в области межличностных отношений, профориентации, планирования карьеры, профессионального и личностного роста, организации служебной деятельности персонала |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | проводить психологические консультации по проблемам в области межличностных отношений, профориентации, планирования карьеры, профессионального и личностного роста, организации служебной деятельности персонала |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками организации и проведения психологического консультирования по проблемам в области межличностных отношений, профориентации, планирования карьеры, профессионального и личностного роста, организации служебной деятельности персонала |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общие вопросы психологического консультирования | ||||||
1.1. | Понятие психологического консультирования | Лекции | 5 | 2 | ПК-12, ПК-17 | Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
1.2. | Подходы в психотерапии и психологическом консультировании | Лекции | 5 | 2 | ПК-12, ПК-17 | Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
1.3. | Процесс консультативной беседы | Лекции | 5 | 2 | ПК-12, ПК-17 | Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
1.4. | Психологическое консультирование, психотерапия, психокоррекция: различия и сходство. | Практические | 5 | 1 | ПК-12, ПК-17 | Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
1.5. | Этические принципы психологического консультирования | Практические | 5 | 1 | ПК-12, ПК-17 | Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
1.6. | Виды психологического консультирования. | Практические | 5 | 2 | ПК-12, ПК-17 | Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
1.7. | Характеристика этапов консультативной беседы. | Практические | 5 | 2 | ПК-12, ПК-17 | Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
1.8. | «Консультант», «клиент», «контакт» - базовые элементы пространства встречи. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-12, ПК-17 | Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
1.9. | Основные принципы организации времени и пространства консультативной беседы | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-12, ПК-17 | Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
1.10. | Характеристика этапов консультативной беседы. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-12, ПК-17 | Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
Раздел 2. Специальные проблемы психологического консультирования | ||||||
2.1. | Психологическое консультирование клиентов с различными эмоциональными переживаниями | Лекции | 5 | 2 | ПК-12, ПК-17 | Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
2.2. | Консультирование тревожных клиентов | Практические | 5 | 2 | ПК-12, ПК-17 | Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
2.3. | Консультирование при переживании страха | Практические | 5 | 2 | ПК-12, ПК-17 | Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
2.4. | Консультирование при переживании чувства вины | Практические | 5 | 2 | ПК-12, ПК-17 | Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
2.5. | Консультирование враждебно настроенных клиентов | Практические | 5 | 2 | ПК-12, ПК-17 | Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
2.6. | Консультирование при переживании утраты | Практические | 5 | 1 | ПК-12, ПК-17 | Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
2.7. | Консультирование клиентов с особенностями характера | Практические | 5 | 1 | ПК-12, ПК-17 | Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
2.8. | Консультирование немотивированных клиентов | Практические | 5 | 2 | ПК-12, ПК-17 | Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
2.9. | Консультирование клиентв, переживающих тревогу, страх, вину, агрессию, стыд, утрату. | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-12, ПК-17 | Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
2.10. | Консультирование клиентов с особенностями характера | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-12, ПК-17 | Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
2.11. | Консультирование немотивированных клиентов | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-12, ПК-17 | Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
Раздел 3. Консультационная деятельность в области психологии менеджмента организационного консультирования | ||||||
3.1. | Психологическое консультирование работников организаций по вопросам межличностных взаимоотношений | Лекции | 5 | 2 | ПК-12, ПК-17 | Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
3.2. | Особенности психологического консультирования работников организаций в области профессионального развития и карьеры | Лекции | 5 | 1 | ПК-12, ПК-17 | Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
3.3. | Психологическое консультирование по вопросам личностного роста | Лекции | 5 | 1 | ПК-12, ПК-17 | Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
3.4. | Психологическое консультирование по вопросам организации служебной деятельности персонала | Лекции | 5 | 2 | ПК-12, ПК-17 | Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
3.5. | Психологическое консультирование работников организаций по вопросам межличностных взаимоотношений | Практические | 5 | 1 | ПК-12, ПК-17 | Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
3.6. | Особенности психологического консультирования работников организаций в области профессионального развития и карьеры | Практические | 5 | 1 | ПК-12, ПК-17 | Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
3.7. | Психологическое консультирование по вопросам личностного роста | Практические | 5 | 1 | ПК-12, ПК-17 | Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
3.8. | Психологическое консультирование по вопросам организации служебной деятельности персонала | Практические | 5 | 1 | ПК-12, ПК-17 | Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
3.9. | Психологическое консультирование по вопросам личностного развития | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-12, ПК-17 | Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
3.10. | Психологическое консультирование по вопросам профессионального развития | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-12, ПК-17 | Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
3.11. | Психологическое консультирование по вопросам построения карьеры | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-12, ПК-17 | Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
3.12. | Психологическое консультирование работников организаций по вопросам межличностных взаимоотношений | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-12, ПК-17 | Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
3.13. | Психологическое консультирование по вопросам организации служебной деятельности персонала | Сам. работа | 5 | 13 | ПК-12, ПК-17 | Л2.4, Л1.2, Л2.5, Л2.3, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложение |
Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. | ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Линде Н.Д. | Психологическое консультирование: теория и практика: учеб. пособие для вузов | М.: Аспект Пресс, 2011 | |
Л1.3 | Якиманская И. С., Биктина Н. Н. | Психологическое консультирование: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Оренбургский государственный университет, 2015 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Решетников М.М. | ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. СЛУЧАИ ИЗ ПРАКТИКИ 2-е изд. Практическое пособие: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Григорьев Н. Б. | Психологическое консультирование, психокоррекция и профилактика зависимости: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Р. Кочюнас | Психологическое консультирование. Групповая психотерапия: учеб. пособие для вузов | Академ. Проект, 2010 | |
Л2.4 | Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. | Психотерапия. Психологические модели: [учеб. для вузов] | СПб.[и др.]: Питер, 2007 | |
Л2.5 | Психологическое консультирование. Практическое руководство.: монография | Самара. «Бахрам-М», , 2016 | ||
Л2.6 | В. Ю. Меновщиков | Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями: [учеб. -метод. пособие] | Смысл, 2005 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС университетская библиотека on-line. | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | Ээлектронно-библиотечная система издательства «Лань». | e.lanbook.com | ||
Э3 | курс в Moodle "Основы консультативной психологии" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Методические рекомендации к самостоятельной работе. Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме; изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к промежуточной аттестации. Подготовка к практическим занятиям. В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовки к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Для подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных. Работа с учебной и научной литературой в рамках самостоятельной работы. При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать). Подготовка к тестам контроля знаний. Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных. |