Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.05.02. Психология служебной деятельности |
Специализация | Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 37_05_02_ПСД-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 5 (10) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 10,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 72 | 68 | 72 | 68 |
Итого | 108 | 104 | 108 | 104 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии
Протокол от 08.06.2023 г. № 13
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г., доцент, канд.психол.н.
1.1. | Целями освоения дисциплины «Психокоррекционная деятельность» является : раскрытие содержания модели психокоррекционной деятельности психолога в процессе реальной практической деятельности и овладение студентами-психологами знаниями, умениями и навыками по применению различных психокоррекционных методик и технологий. раскрытие содержания методов психокоррекционной деятельности психолога в процессе реальной практической деятельности и овладение студентами-психологами знаниями, умениями и навыками по применению различных психокоррекционных методов в работе с детьми с нарушениями эмоционально-волевой, личностной сферы и поведения. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.49 |
ПК-15 | способностью осуществлять диагностику проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, выбирать адекватные формы, методы и программы коррекционных мероприятий |
ПСК-2 | оказание психологического сопровождения и психологической помощи различным категориям людей, попавшим в трудную жизненную ситуацию |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные методологические подходы решения проблем, обеспечивающие повышение эффективности психокоррекционной деятельности основные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи основные теоретические подходы к организации психокоррекционной деятельности в практической деятельности психолога |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | составлять, реализовывать и осуществлять оценку эффективности психокоррекционных программ в работе с детьми с нарушениями эмоционально-волевой, личностной сферы и поведения владеть индивидуальными и групповыми формами работы с детьми проводить психопрофилактическую работу. уметь характеризовать основные методы коррекционной работы в школе |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | технологиями организации основных методов и приемов коррекционной работы в школе, основными методами и приемами коррекционной работы в школе, а также организацией профилактической работы, средствами и формами проедения психопрофилактической психокоррекционной деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Теоретические основы психкоррекционной деятельности. | ||||||
1.1. | Предмет психолого-педагогической коррекции, виды. Классификация психокоррекционных мероприятий Характеристика психокоррекционных ситуаций. | Лекции | 10 | 4 | ПК-15, ПСК-2 | Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Основные компоненты профессиональной готовности к коррекционному воздействию.Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему психокоррекционные мероприятия | Практические | 10 | 4 | ПК-15, ПСК-2 | Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Основные компоненты профессиональной готовности к коррекционному воздействию.Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему психокоррекционные мероприятия | Сам. работа | 10 | 2 | ПК-15, ПСК-2 | Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Раздел 2. Анализ психодиагностической информации и составление программ психолого-педагогической коррекции | ||||||
2.1. | Принципы составления психокоррекционных программ. Характеристика видов программ психолого-педагогической коррекции | Лекции | 10 | 4 | ПК-15, ПСК-2 | Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Основные требования к составлению психокоррекционных программ. Факторы, определяющие эффективность психокоррекционных мероприятий | Практические | 10 | 4 | ПК-15, ПСК-2 | Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Оценка эффективности психокоррекционных мероприятий. Факторы, определяющие эффективность психокоррекционных мероприятий | Сам. работа | 10 | 2 | ПК-15, ПСК-2 | Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Раздел 3. Основные направления в психолого-педагогической коррекции. | ||||||
3.1. | Психодинамическое направление; коррекционное воздействие в классическом психоанализе; аналитическая индивидуальная психокоррекция | Практические | 10 | 4 | ПК-15, ПСК-2 | Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Коррекционное воздействие в классическом психоанализе: классический психоанализ З.Фрейда. Техники психоанализа | Сам. работа | 10 | 2 | ПК-15, ПСК-2 | Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Аналитическая индивидуальная психокоррекция А.Адлера. Техники аналитической индивидуальной психокоррекции | Практические | 10 | 4 | ПК-15, ПСК-2 | Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Основные понятия и положения экзистенциального подхода. Основные задачи психолога и техники экзистенциального направления. | Практические | 10 | 2 | ПК-15, ПСК-2 | Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
3.5. | Когнитивное аналитическое направление и его техники.Этапы и техники когнитивной коррекционной работы. | Сам. работа | 10 | 6 | ПК-15, ПСК-2 | Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
3.6. | Сущность и техники гештальттерапии Ф.Перлза. Характеристика механизмов нарушения процесса саморегуляции. Позиция психолога. | Лекции | 10 | 4 | ПК-15, ПСК-2 | Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
3.7. | Психодинамическое направление; коррекционное воздействие в классическом психоанализе; аналитическая индивидуальная психокоррекция. Когнитивное направление. Характеристика техник гештальттерапии. Трансактивный анализ | Сам. работа | 10 | 2 | ПК-15, ПСК-2 | Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Раздел 4. Основные психолого-педагогические подходы. Методы и средства психолого-педагогической коррекции.. | ||||||
4.1. | Групповые и индивидуальные формы работы. Составление, проведение и оценка эффективности психокоррекционной программы, направленной на развитие ВПФ | Лекции | 10 | 2 | ПК-15, ПСК-2 | Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Методы и средства психолого-педагогической коррекции Игротерапия. Арттерапия. Музыкотерапия | Сам. работа | 10 | 6 | ПК-15, ПСК-2 | Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Методы и средства психолого-педагогической коррекции. Сказкотерапия. Проективный рисунок. Куклотерапия | Практические | 10 | 4 | ПК-15, ПСК-2 | Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
4.4. | Методы и средства психолого-педагогической коррекции. Библиотерапия и Танцевальная терапия | Сам. работа | 10 | 10 | ПК-15, ПСК-2 | Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
4.5. | Методы и средства психолого-педагогической коррекции Психогимнастика | Сам. работа | 10 | 10 | ПК-15, ПСК-2 | Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
4.6. | Методы и средства психолого-педагогической коррекции Психодрама и Методы поведенческой психокоррекции/ | Сам. работа | 10 | 10 | ПК-15, ПСК-2 | Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
4.7. | Составление и оценка эффективности психокоррекционной программы, направленной на развитие ВПФ | Сам. работа | 10 | 12 | ПК-15, ПСК-2 | Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Раздел 5. Психопрофилактика и ее основные принципы | ||||||
5.1. | Основные принципы психопрофилактики. Характеристика направлений психопрофилактической работы. Содержание психопрофилактической работы психолога в школе | Сам. работа | 10 | 6 | ПК-15, ПСК-2 | Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См.Приложение |
Приложения |
Приложение 1.
2Д Психокоррекционная деятельность.doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Осипова, А. А. | Общая психокоррекция: : учебное пособие для вузов | М.: ТЦ Сфера, 2007 | |
Л1.2 | Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. | Психотерапия. Психологические модели: [учеб. для вузов] | СПб.[и др.]: Питер, 2007 | |
Л1.3 | Колесникова, Г. И. | Основы психопрофилактики и психокоррекции : учебное пособие для вузов. | Ростов н/Д : Феникс, 2005 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Вачков Игорь Викторович | Групповые методы в работе школьного психолога: : Учебно-методическое пособие | 2-е изд., доп. – М.: Ось-89, 2006 | |
Л2.2 | Павлов И. С. | Психотерапия в практике: [монография] | М.: ПЕР СЭ, 2006 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Артамонова Е.И., Екжанова Е.А., Зырянова Е.В., Минигалиева М.Р., Силяева Е.Г. | Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для вузов | М.: Академия, 2011 | |
Л3.2 | Е. Т. Соколова | Психотерапия: теория и практика: учеб. пособие для вузов | М.: Академия, 2010 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | А.А. Александров Психодиагностика и психокоррекция . [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ibooks.ru/reading.php?short=1&isbn=978-5-91180-890-7 | |||
Э2 | ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ | |||
Э3 | ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ | |||
Э4 | Курс на едином образовательном портале | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
При работе с интернет-ресурсами обращайте внимание на источник: оригинальный авторский материал, реферативное сообщение по материалам других публикаций, студенческая учебная работа (реферат, курсовая, дипломная и др.). Оригинальные авторские материалы, как правило, публикуются на специализированных тематических сайтах или в библиотеках, у них указывается автор, выходные данные. Выполнены такие работы последовательно в научном или научно-популярном стиле. Это могут быть научные статьи, тезисы, учебники, монографии, диссертации, тексты лекций и т.д. На основе таких работ на некоторых сайтах размещаются рефераты или обзоры. Обычно они не имеют автора, редко указываются источники реферирования. Сами сайты посвящены разнообразной тематике. К таким работам стоит относиться критически, как и к сайтам, где размещаются учебные студенческие работы. Качество этих работ зачастую не выдерживает никакой критики, поэтому сначала подумайте, оцените ресурс, а уже потом им пользуйтесь. В остальном с интернет-источниками можно работать как с обычной печатной литературой. Интернет – это еще и огромная библиотека, где вы можете найти много текстов, посвященных рассмотрению изучаемого материала. В интернете огромное количество словарей и энциклопедий, использование которых приветствуется. Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций При освоении курса одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический комплекс. Программа курса обеспечивает грамотную ориентацию студентов в изучаемом материале, развивает умение творчески использовать полученную информацию. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе, рекомендуемой к каждому занятию, готовят сообщения и доклады, рефераты, творческие (учебно-практические) задания по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем. На лекциях студентам раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических методов и приемов педагогической деятельности. Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе студентов, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при написании рефератов и выполнения творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса. Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий, рефераты, контрольные работы, представленные студентами преподавателю. Изучение студентами дисциплины предполагает тщательную проработку учебного материала и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем. В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов. По окончании семестра в период сессии проводится итоговая аттестация в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать обучающегося от итоговой аттестации студентов с выставлением зачета за проявленную активность на практические занятия при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д. В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на экзамене - 30 баллов. В экзаменационный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут. Методические указания по организации самостоятельной работы В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных (лекционных, семинарских и практических) занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется курсантом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине − для овладения знаниями: чтение текста (учебников, первоисточников, дополнительной литературы), конспектирование и выписки из текста, работа со словарями и справочниками, учебно-исследовательская работа, использование Интернет-ресурсов и др. − для закрепления, систематизации знаний: работа с конспектом лекции, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточников, дополнительной литературы), составление таблиц для систематизации учебного материала, ответы на контрольные и дискуссионные вопросы, подготовка докладов к семинарским занятиям, создание мультимедийных презентаций к выступлению на семинарском или практическом занятии и др. − для формирования умений: анализ теоретической профессионально-ориентированной информации, анализ конкретных ситуаций, проектирование элементов профессиональной деятельности и др. Самостоятельная внеаудиторная работа курсантов включает их подготовку к семинарским и практическим занятиям. К самостоятельной работе студента относится и подготовка к зачету/экзамену. |