Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.05.02. Психология служебной деятельности |
Специализация | Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 37_05_02_ПСД-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 5 (9) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии
Протокол от 08.06.2022 г. № 12
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор
1.1. | Цели курса: • обеспечить комплексное представление о социальных, психологических и биологических изменениях, происходящих в процессе формирования психологической зависимости. Представить социально-психологические и биологические аспекты жизнеосуществления лиц с психологической аддикцией. • представить анализ социально-психологических изменений, связанных с психологической аддикцией. Задачи курса: • рассмотреть теоретико-методологические основы психологии аддикций, основы психокоррекционной работы с лицами с психологической аддикцией; • рассмотреть основные формы аддиктивного поведения, этапы и механизмы формирования зависимости от аддиктивных веществ. психологические характеристики представителей с разными типами психологических аддикций; • получить знания об основных путях профилактики аддиктивного поведения, а также лечения и реабилитации лиц с аддиктивными расстройствами; об основных путях законодательного егулирования распространения наркотизма среди молодежи; • освоить особенности профилактической работы с лицами с психологической аддикцией; • должны приобрести навыки основных стратегий поведения при подозрении на употребление аддиктивных веществ. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.11 |
ПК-2 | способностью выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к профессиональной, тендерной, этнической и социальным группам |
ПСК-2 | оказание психологического сопровождения и психологической помощи различным категориям людей, попавшим в трудную жизненную ситуацию |
ПСК-4 | организация мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | О научных подходах в области «Психологии аддикций» на основе междисциплинарного подхода, сочетающего элементы социологического, психологического и биологического анализа. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | • должны знать основные формы аддиктивного поведения, этапы и механизмы формирования зависимости от аддиктивных веществ; • должны знать основные признаки аддиктивного поведения, явные и скрытые свойства аддиктивных веществ, последствия употребления основных классов аддиктивных веществ • должны уметь самостоятельно распознавать проявления зависимости, должны усвоить основные знания, необходимые для развития навыков сопротивления групповому давлению в ситуациях употребления аддиктивных веществ. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Профилактической работы аддиктивного поведения. Должны усвоить основные знания, необходимые для развития навыков безопасного сосуществования с потребителями аддиктивных веществ. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Психология аддикций. | ||||||
1.1. | Зависимое поведение как форма девиации. | Лекции | 9 | 2 | ПК-2, ПСК-4, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Теории зависмого поведения. Возрастные факторы риска. Роль семьи и образования в возникновении и развитии зависимого поведения | Практические | 9 | 2 | ПК-2, ПСК-4, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Возрастные факторы риска. Роль семьи и образования в возникновении и развитии аддиктивного поведения | Сам. работа | 9 | 10 | ПК-2, ПСК-4, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Зависимость от алкоголя. | Практические | 9 | 1 | ПК-2, ПСК-4, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Технологическая зависимость, интернет зависимость, как формы аддиктивного поведения. | Лекции | 9 | 2 | ПК-2, ПСК-4, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Социально-психологические факторы аддиктивного поведения. | Сам. работа | 9 | 10 | ПК-2, ПСК-4, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.7. | Никотиновая зависимость | Практические | 9 | 2 | ПК-2, ПСК-4, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.8. | Химическая зависимость как биопсихосоциальное явление, ее природа и закономерности формирования | Лекции | 9 | 2 | ПК-2, ПСК-4, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.9. | Наркотическая зависимость. Особенности распространения наркотиков среди молодёжи. Медицинские, психологические и социальные аспекты проблемы наркотизации населения | Практические | 9 | 1 | ПК-2, ПСК-4, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.10. | Современная классификация аддиктивных расстройств (МКБ-10). | Сам. работа | 9 | 10 | ПК-2, ПСК-4, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.11. | Токсикомания | Лекции | 9 | 2 | ПК-2, ПСК-4, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.12. | Особенности распространения наркотиков среди молодёжи. Медицинские, психологические и социальные аспекты проблемы наркотизации населения. | Практические | 9 | 2 | ПК-2, ПСК-4, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.13. | Физиологические и психические последствия вследствие злоупотребления наркотиками и психотропными веществами. | Практические | 9 | 2 | ПК-2, ПСК-4, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.14. | Особенности традиционных способов профилактики наркомании, их недостаточная эффективность. | Сам. работа | 9 | 10 | ПК-2, ПСК-4, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.15. | Созависимость | Лекции | 9 | 2 | ПК-2, ПСК-4, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.16. | Игровая зависимость | Практические | 9 | 2 | ПК-2, ПСК-4, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.17. | Компьютерная и интернет зависимость | Практические | 9 | 4 | ПК-2, ПСК-4, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.18. | Пищевая зависимость | Лекции | 9 | 2 | ПК-2, ПСК-4, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.19. | Трудоголизм | Практические | 9 | 1 | ПК-2, ПСК-4, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.20. | Копирующее поведение и реакция отрицательной имитации. Как избавится от созависимости. | Сам. работа | 9 | 6 | ПК-2, ПСК-4, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.21. | Ониомания. Спортивная аддикция | Практические | 9 | 1 | ПК-2, ПСК-4, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.22. | Виктимологическая характеристика лиц, употребляющих аддиктивные вещества. | Сам. работа | 9 | 15 | ПК-2, ПСК-4, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.23. | Особенности профилактики в области химической зависимости | Сам. работа | 9 | 11 | ПК-2, ПСК-4, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.24. | Любовная, сексуальная, аддикция отношений | Лекции | 9 | 2 | ПК-2, ПСК-4, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.25. | Религиозный фанатизм | Практические | 9 | 2 | ПК-2, ПСК-4, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.26. | Работа с различными категориями и группами населения: предупреждение зависимого поведения граждан, реадаптация в обществе лиц, которые употребляют адиктивные вещества. | Практические | 9 | 2 | ПК-2, ПСК-4, ПСК-2 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
Приложения |
Приложение 1.
Психология зависимостей СД.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | [сост. К. В. Сельченок] | Психология зависимости: хрестоматия | ХАРВЕСТ, 2005 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Линде Н.Д. | Психологическое консультирование: теория и практика: учеб. пособие для вузов | М.: Аспект Пресс, 2011 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line. | |||
Э2 | http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань». | |||
Э3 | Курс в Moodle " Психология зависимости " | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
• http://www.biblioclub.ru/ • http://e.lanbook.com |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется: 1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы. 2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу, отражающую многообразие групповых процессов и особенностей взаимоотношений людей в малых и больших группах, наблюдать за групповыми процессами в реальной жизни, использовать изученный материал в практической и исследовательской работе. 3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании игровых ситуаций с последующим их анализом. Такого рода практические занятия наглядно демонстрируют студентам протекание разнообразных групповых процессов. 4. Выполнение практических заданий предполагает участие всех членов группы с целью полноценной диагностики и последующего анализа социально-психологических особенностей группы. 5. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное участие в групповых дискуссиях, посещение лекционных и практических занятий, тестирование. |