МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология семьи и семейное консультирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.05.02. Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.пс.н., Доцент, Ипполитова Елена Александровна

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Психология семьи и семейное консультирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 г. № 1613)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20222023 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.псх.н., Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой профессор, д.псх.н., Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса:
Изучение закономерностей формирования и развития человека как члена семьи, овладение методами диагностики семейных проблемных зон и технологией семейного психологического консультирования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.11

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-12 способностью реализовывать психологические методики и технологии, ориентированные на личностный рост, охрану здоровья индивидов и групп
ПК-13 способностью применять методы психологической поддержки сотрудников, военнослужащих и служащих в ходе выполнения задач служебной деятельности и психологической реабилитации лиц, получивших психические травмы, осуществлять комплекс мер по социально-психологической реадаптации сотрудников, военнослужащих и служащих, участвовавших в экстремальной деятельности
ПСК-3 организация работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности формирования и развития человека в семье, функции, структуру, динамику, жизненный цикл семьи; основные механизмы влияния семьи на дезадаптацию детей и подростков группы риска; наиболее значимые методы, направления, подходы и теории, выступающие методологическим основанием комплексного консультирования по поводу семейных проблем; психологические закономерности преодоления детьми трудных семейных ситуаций (развод, нормативный семейный кризис), выступающие факторами риска девиантного поведения
3.2.Уметь:
3.2.1.с помощью психологических методов выявлять основную специфику функционирования человека как члена семьи; разрабатывать технологии индивидуального и группового семейного консультирования; выделять основные факторы во внутрисемейных отношениях, способствующие или препятствующие адаптации детей и подростков группы риска; организовывать психологическую помощь детям, направленную на коррекцию девиантного поведения, инициированного переживанием трудных семейных ситуаций
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами оценки семейной ситуации посредством диагностики функций, структуры, динамики и жизненного цикла семьи (генограмма семьи и другие проективные методы, тест психологической готовности к родительству, удовлетворенности браком, методами диагностики семейной тревоги, модифицированные опросники, скульптура семьи и пр.); методологией психологической поддержки детей и подростков группы риска посредством перестройки внутрисемейных отношений; ведущими технологиями семейного консультирования; технологиями организации психологической помощи детям, направленной на коррекцию девиантного поведения, инициированного переживанием трудных семейных ситуаций

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Семья как многоуровневая и многофункциональная система.
1.1. Социально-психологическая модель семьи. Лекции 8 2 ПК-12, ПК-13, ПСК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Социально-психологическая модель семьи. Сам. работа 8 4 ПК-12, ПК-13, ПСК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Жизненный цикл семьи. Лекции 8 2 ПК-12, ПК-13, ПСК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Жизненный цикл семьи. Практические 8 2 ПК-12, ПК-13, ПСК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Жизненный цикл семьи. Сам. работа 8 12 ПК-12, ПК-13, ПСК-3 Л1.1, Л2.1
1.6. Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака. Практические 8 2 ПК-12, ПК-13, ПСК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.7. Развод как социально-психологический феномен. Сам. работа 8 4 ПК-12, ПК-13, ПСК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.8. Нарушение функционирования семьи. Практические 8 4 ПК-12, ПК-13, ПСК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.9. Причины конфликта.Предотвращение конфликта. После конфликта. Процессы распада и дестабилизации семейных отношений Практические 8 2 ПК-12, ПК-13, ПСК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.10. Причины конфликта.Предотвращение конфликта. После конфликта. Процессы распада и дестабилизации семейных отношений Сам. работа 8 8 ПК-12, ПК-13, ПСК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Теория и практика семейного консультирования.
2.1. Семья как источник психической травмы. Лекции 8 1 ПК-12, ПК-13, ПСК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Семья как источник психической травмы. Практические 8 2 ПК-12, ПК-13, ПСК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Состояние глобальной семейной неудовлетворенности. Семейная тревога. Лекции 8 1 ПК-12, ПК-13, ПСК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Состояние глобальной семейной неудовлетворенности. Семейная тревога. Сам. работа 8 9 ПК-12, ПК-13, ПСК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Модели консультирования семьи. Лекции 8 2 ПК-12, ПК-13, ПСК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.6. Модели консультирования семьи. Практические 8 4 ПК-12, ПК-13, ПСК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.7. Основные теоретические подходы в семейной терапии Лекции 8 2 ПК-12, ПК-13, ПСК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.8. Диагностика семьи Практические 8 2 ПК-12, ПК-13, ПСК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.9. Стандартизированные методы исследования детско-родительских отношений. Лекции 8 2 ПК-12, ПК-13, ПСК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.10. Стандартизированные методы исследования детско-родительских отношений. Сам. работа 8 22 ПК-12, ПК-13, ПСК-3
2.11. Стандартизированные методы исследования детско-родительских отношений. Лекции 8 2 ПК-12, ПК-13, ПСК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.12. Стандартизированные методы исследования супружеских отношений. Сам. работа 8 22 ПК-12, ПК-13, ПСК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.13. Стандартизированные методы исследования детско-родительских и супружеских отношений. Практические 8 4 ПК-12, ПК-13, ПСК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.14. Экзамен 8 27 ПК-12, ПК-13, ПСК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

ПК-12: способностью реализовывать психологические методики и технологии, ориентированные на личностный рост, охрану здоровья индивидов и групп

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Анализ социально-психологических характеристик нуклеарной семьи осуществляется на следующем уровне:
а) микросистемном
б) макросистемном
Ответ: а.
Вопрос 2. Анализ социально-психологических характеристик расширенной семьи осуществляется на следующем уровне:
а) микросистемном
б) макросистемном
Ответ: б.
Вопрос 3. Отношения доминирования-подчинения в семье характеризуют:
а) гибкость б) иерархию
Ответ: б.
Вопрос 4. Понятие, относящееся к историческому контексту семьи и описывающее хронологию значимых событий жизни семьи в течение нескольких поколений:
а) семейный миф б) семейная ценность
Ответ: а.
Вопрос 5. Способность семейной системы адаптироваться к изменениям внешней и внутренней семейной ситуации:
а) гибкость б) иерархия
Ответ: а.
Вопрос 6. Форма брачно-семейных отношений, которая предполагает, что брак заключается на определенный срок, по истечению которого считается автоматически расторгнутым
а) сезонная семья б) традиционная семья
Ответ: а.

Вопрос 7. Функция семьи, направленная на создание эмоционально комфортного климата и условий для разрешения личных проблем
а) репродуктивная б) психотерапевтическая
Ответ: б.
Вопрос 8. Функция семьи, направленная на организацию быта и ведение домашнего хозяйства
а) репродуктивная б) хозяйственно-бытовая
Ответ: б.
Вопрос 9. Понятие, описывающее устойчивые функции семейной системы, закрепленные за каждым ее членом:
а) семейные мифы б) семейные роли
Ответ: б.
Вопрос 10. Трудности, связанные с прохождением семьей основных этапов жизненного цикла и возникающие при их смене:
а) ненормативный семейный кризис б) нормативный семейный кризис
Ответ: б.
Вопрос 11. Трудности, не связанные с прохождением семьей основных этапов жизненного цикла и потенциально возникающие на любой из его стадий:
а) ненормативный семейный кризис г) нормативный семейный кризис
Ответ: а.
Вопрос 12. Разрешение конфликта между личными и семейными потребностями происходит в период:
а) кризиса принятия на себя супружеских обязательств
б) кризиса включения детей во внешние социальные структуры
Ответ: а.
Вопрос 13. Перераспределение обязанностей в семье в связи с поступлением ребенка в детский сад или школу происходит в период:
а) кризиса принятия на себя супружеских обязательств
б) кризиса включения детей во внешние социальные структуры
Ответ: б.
Вопрос 14. Адаптация супругов к семейной жизни и друг к другу происходит в период:
а) кризиса принятия на себя супружеских обязательств г) кризиса включения детей во внешние социальные структуры
Ответ: а.
Вопрос 15. Реорганизация семьи для выполнения задачи по уходу за маленьким ребенком происходит в период:
а) кризиса принятия на себя супружеских обязательств
б) кризиса включения детей во внешние социальные структуры
в) кризиса принятия факта смерти одного из супругов
г) кризиса освоения супругами родительских ролей
Ответ: г.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Понятие, относящееся к историческому контексту семьи и описывающее хронологию значимых событий жизни семьи в течение нескольких поколений – это…
Ответ: семейный миф.
Вопрос 2. Способность семейной системы адаптироваться к изменениям внешней и внутренней семейной ситуации – это …
Ответ: гибкость.
Вопрос 3. Форма брачно-семейных отношений, которая предполагает, что брак заключается на определенный срок, по истечению которого считается автоматически расторгнутым – это…
Ответ: сезонная семья.
Вопрос 4. Понятие, описывающее устойчивые функции семейной системы, закрепленные за каждым ее членом – это …
Ответ: семейные роли.
Вопрос 5. В научной литературе трудности, связанные с прохождением семьей основных этапов жизненного цикла и возникающие при их смене обозначаются термином ….
Ответ: нормативный семейный кризис.
Вопрос 6. В научной литературе трудности, не связанные с прохождением семьей основных этапов жизненного цикла и потенциально возникающие на любой из его стадий обозначаются термином…
Ответ: ненормативный семейный кризис.
Вопрос 7. В период какого кризиса происходит разрешение конфликта между личными и семейными потребностями супругов?
Ответ: кризиса принятия на себя супружеских обязательств .
Вопрос 8. В период какого семейного кризиса происходит перераспределение обязанностей в семье в связи с поступлением ребенка в детский сад или школу?
Ответ: кризиса включения детей во внешние социальные структуры.
Вопрос 9. В период какого кризиса происходит адаптация супругов к семейной жизни и друг к другу?
Ответ: кризиса принятия на себя супружеских обязательств.
Вопрос 10. В период какого кризиса происходит реорганизация семьи для выполнения задачи по уходу за маленьким ребенком?
Ответ: кризиса освоения супругами родительских ролей.
Вопрос 11. Адаптация овдовевшего партнера к одиночеству происходит в период…
Ответ: кризиса принятия факта смерти одного из супругов.
Вопрос 12. Соматизация ребенка (частые простудные заболевания, энурез, аллергические реакции, расстройства ЖКТ и пр.) часто происходит в период…
Ответ: кризиса включения детей во внешние социальные структуры.
Вопрос 13. Как называется механизм, в результате действия которого в момент нормативного кризиса семья регрессирует, возвращается к более ранним моделям функционирования?
Ответ: регрессия.
Вопрос 14. Данная категория указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии с другими людьми
Ответ: гендер.
Вопрос 15. Последовательность стабильных и критических этапов, которые проходит в своем развитии любая среднестатистическая семья – это
Ответ: жизненный цикл семьи.
Вопрос 16. Нормативный семейный кризис, в ходе которого происходит реорганизация семьи для выполнения задачи по уходу за маленьким ребенком – это
Ответ: кризис освоения родительских ролей.
Вопрос 17. Совокупность оснований и требований, на которых строится жизнь семьи – это
Ответ: семейные нормы и правила.
Вопрос 18. Психологическое расстояние между членами семьи обозначается термином
Ответ: семейная сплоченность.
Вопрос 19. Показатель оценки семейной структуры, отражающий отношения доминирования-подчинения обозначается термином ..
Ответ: семейная иерархия.
Вопрос 20. Данная категория описывает биологические различия, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и функциями в деторождении
Ответ: пол.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса.

ВОПРОСЫ:
1. Характеристики семьи как системы.
2. Уровни функционирования семейной системы (индивидуальный, микросистемный и т. д.).
3. Функции современной семьи.
4. Структура семьи: параметры (сплоченность, иерархия, гибкость, внешние и внутренние границы, семейные роли).
5. Анализ эволюционных процессов семейной системы (семейная история, семейный миф, семейный сценарий).
6. Проблема гендерной идентификации в современных социальных условиях.
7. Жизненный цикл современной семьи: основные стадии.
8. Кризис супружеской адаптации: феноменология, диагностика.
9. Кризис рождения первого ребенка: феноменология, диагностика.
10. Кризис включения ребенка в социальные структуры: феноменология, диагностика.
11. Семейная система и кризис подросткового возраста ребенка: феноменология, диагностика, психологическая помощь.
12. Семейный кризис, инициированный сепарацией детей: феноменология, диагностика. 13. Кризис семьи, реализовавшей родительскую функцию: феноменология, диагностика.
14. Кризис принятия факта смерти одного из супругов: феноменология, диагностика.
15. Методы диагностики супружеских отношений.
16. Семейная социограмма как метод диагностики отношений в семье.
17. Проективные методы диагностики семейных отношений.
18. Нормативный кризис как фактор риска возникновения нарушений в семье.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Суслова Т.Ф., Шаповаленко И.В. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ С ОСНОВАМИ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Векилова С.А. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Прохорова О.Г., Торохтий В.С. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Векилова, С. А. Психология семьи: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/ABC96C93-8353-4F22-B767-8D8B92B5888C.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 2. электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 3. элктронный курс в системе Moodle "Психология семьи" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Перечень программного обеспечения:

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме; изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к промежуточной аттестации.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовки к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Для подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с учебной и научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка к тестам контроля знаний.
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.