МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проективные методы в психологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.02. Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд.психол.наук, Доцент, Трофимова Юлия Владимировна

Рецензент(ы):
канд.психол.наук, Доцент, Кузьмина Анна Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Проективные методы в психологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 г. № 1613)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Кузьмина Анна Сергеевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Кузьмина Анна Сергеевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Проективные методы в психологии» является ознакомление со спецификой проективной психодиагностики и отработка основных приемов, используемых в проективной психодиагностике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью применять основные математические и статистические методы, стандартные статистические пакеты для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач
ПК-8 способностью отбирать и применять психодиагностические методики, адекватные целям, ситуации и контингенту респондентов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные понятия проективной психологии и теоретические концепции, лежащие в основе
различных проективных методов исследования личности;
- специфику проективных методов исследования и отличие их от психологических тестов;
- основные практические проблемы использования проективных методов исследования
(стандартизация процедуры, валидность, надежность, субъективность интерпретации
полученных результатов);
- диагностические возможности и ограничения проективных методов исследования;
- классические проективные методы, основные модификации классических методов и
наиболее широко используемые в клинической практике проективные рисуночные методы;
- общую схему проведения исследования, с использованием проективных
методов;
- основные ошибки, встречающиеся в практике использования проективных методов;
- сферы практического применения рассматриваемых в курсе проективных методов;
3.2.Уметь:
3.2.1.- корректно интерпретировать полученные в ходе исследования результаты;
- формулировать итоговое заключение по результатам исследования с использованием
проективных методов;
- оформлять в письменном виде результаты исследования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Теоретическими знаниями о создании общего психологического портрета личности
- навыками проведения проективного тестирования
- навыками распознания и описания психодиагностически значимых признаков
- навыками обобщения обнаруженных в процессе тестирования характеристик

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Теоретические основы проективной психологии Лекции 9 2 ОПК-2, ПК-8 Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.2. В виде таблицы оформите основные предпосылки возникновения проективного метода Сам. работа 9 4 ОПК-2, ПК-8 Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.3. Сравнительная характеристика проекций в норме и патологии Практические 9 2 ОПК-2, ПК-8 Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.4. Выделите отличительные признаки проективного обследования. оформив анализ в виде конспекта. Сам. работа 9 4 ОПК-2, ПК-8 Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л2.2, Л1.5, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.5. Импрессивные и экспрессивные проективные методы. Лекции 9 2 ОПК-2, ПК-8 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.5, Л1.4, Л2.4
1.6. Импрессивные методы: особенности проведения и интепретации Практические 9 2 ОПК-2, ПК-8 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.5, Л1.4, Л2.4
1.7. Профести обследование с помощью импрессивного (по выбору)проективного теста. Описать результаты. Сам. работа 9 6 ОПК-2, ПК-8 Л2.3, Л1.1, Л2.5, Л1.4, Л2.4
1.8. Создание картотеки методов: Цветовой тест М. Люшера. Опишите структуру, процедуру теста. Подготовьте стимульный материал, еритерии обработки результатов тестирования. Сам. работа 9 6 ОПК-2, ПК-8 Л2.1, Л1.4
1.9. Экспрессивные методы: особенности проведения и интепретации Практические 9 2 ОПК-2, ПК-8 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.10. Провести обследование с помощью экпрессивного (по выбору)проективного теста. Описать результаты. Сам. работа 9 6 ОПК-2, ПК-8 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.11. Создание картотеки методов: "Дом. Дерево. Человек". Опишите структуру, процедуру теста, критерии интепретации Сам. работа 9 6 ОПК-2, ПК-8 Л1.2, Л2.3, Л1.4, Л2.4
1.12. Конститутивные,конструктивные, интерпретативные проективные методы Лекции 9 2 ОПК-2, ПК-8 Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.13. Конститутивные проективные методы: особенности проведения и интепретации Практические 9 3 ОПК-2, ПК-8 Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.14. Провести обследование с помощью конститутивного (по выбору) проективного теста. Описать результаты. Сам. работа 9 2 ОПК-2, ПК-8 Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.15. Создание картотеки методов: тест Роршаха. Опишите структуру, процедуру теста. Подготовьте стимульный материал, еритерии обработки результатов тестирования. Сам. работа 9 2 ОПК-2, ПК-8 Л2.3, Л1.4, Л2.4
1.16. Конструктивные проективные методы: особенности проведения и интепретации Практические 9 2 ОПК-2, ПК-8 Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.17. Провести обследование с помощью конструктивного (по выбору) проективного теста. Описать результаты. Сам. работа 9 2 ОПК-2, ПК-8 Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.18. Интерпретативные проективные методы Практические 9 2 ОПК-2, ПК-8 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.19. Профести обследование с помощью интепретативного (по выбору) проективного теста. Описать результаты. Сам. работа 9 1 ОПК-2, ПК-8 Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.20. Создание картотеки методов: ТАТ. Опишите структуру, процедуру теста. Подготовьте стимульный материал, еритерии обработки результатов тестирования. Сам. работа 9 1 ОПК-2, ПК-8 Л1.3, Л2.3, Л2.5, Л1.4
1.21. Аддитивные проективные методы Лекции 9 2 ОПК-2, ПК-8 Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.22. Аддитивные проективные методы: особенности проведения и интепретации Практические 9 2 ОПК-2, ПК-8 Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.23. Провести обследование с помощью аддитивного (по выбору) проективного теста. Описать результаты. Сам. работа 9 1 ОПК-2, ПК-8 Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.24. Создание картотеки методов: "Неоконченные предложения" (Сакса-Леви). Опишите структуру, процедуру теста. Подготовьте стимульный материал, критерии обработки результатов тестирования. Сам. работа 9 1 ОПК-2, ПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.4
1.25. Катартические проективные методы: особенности проведения и интепретации Практические 9 2 ОПК-2, ПК-8 Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.26. Составить конспект проведения какртического проективного метода. Сам. работа 9 1 ОПК-2, ПК-8 Л2.3, Л1.1, Л2.4
1.27. Принципы интерпретации результатов проективных методов Лекции 9 2 ОПК-2, ПК-8 Л2.6, Л2.3, Л1.1, Л2.4
1.28. Анализ и интерпретация результатов.Оформление заключения. Практические 9 1 ОПК-2, ПК-8 Л2.6, Л2.3, Л2.2, Л1.5, Л1.1, Л2.4
1.29. Подготовить памятку для оформления злючения по результатам проведения проективных методик Сам. работа 9 1 ОПК-2, ПК-8 Л2.6, Л2.3, Л1.5, Л1.1, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10449

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2: способностью применять основные математические и статистические методы, стандартные статистические пакеты для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач

Примеры заданий закрытого типа:
Вопрос 1: Какое требование к психодиагносту понимается под принципом компетентности при использовании проективных методов?
А. связь объективности и понимание груза большой социальной ответственности
Б. уважение неприкосновенности и заботы об интересах клиента
В. гарантии сохранности информации, полученной об индивиде в процессе психодиагностического обследования
Г. обеспечения высокого уровня профессионализма в работе с выбранными техниками.
Ответ: Г
Вопрос 2. Замаскированность цели проективных техник является их достоинством или недостатком?
А. достоинство
Б. недостаток
В. зависит от ситуации применения.
Ответ: А.
Вопрос 3. В чем заключаются основные недостатки проективных методов?
А. недостаточная стандартизованность проведения и подсчета показателей.
Б. трудность интерпретации показателей.
В. задания похожи на развлечения
Г. зависимость результатов от мастерства диагноста.
Ответ: А,Б,Г.
Вопрос 4. Как называются проективные техники, которые характеризуются ситуацией, когда субъект придает структуру, форму или конфигурацию (гештальт) аморфному, пластичному, неструктурированному веществу, такому, как глина, краски для рисования пальцами или частично либо наполовину организованным полям:
А. Конструктивные
Б. Конститутивные
В. Катартические
Г. Рефрактивная
Ответ: Б
Вопрос 5. Как называются проективные методики, в которых требуется завершение имеющего начало предложения, рассказа или истории
А. Аддитивные
Б. Конститутивные
В. Катартические
Г. Рефрактивная
Ответ: А
Вопрос 6. Как называются проективные методики, в которых необходимо истолковать, интерпретировать какое-либо событие, ситуацию?
А. Аддитивные
Б. Конститутивные
В. Катартические
Г. Интерпретативные
Ответ: Г
Вопрос 7. Верно ли утверждение «В психодиагностике проекция понимается как процесс и результат взаимодействия испытуемого с объективно нейтральным неструктурированным материалом («пятна», «неопределенные ситуации», «тема рисования» и т.п.), в ходе которого осуществляется идентификация и собственно проекция, то есть наделение собственными мыслями, чувствами, переживаниям»?
А. Верно
Б. Ошибочно
Ответ: А.
Вопрос 8: Кем из психологов было впервые введено понятие «проекция» в науку?
А. Г. Мюрреем
Б. З. Фрейдом
В. К. Хорни
Г. Л. Франком
Вопрос 9: Тест чернильных пятен Роршаха является примером какой из групп проективных методик
А. Аддитивные
Б. Конститутивные
В. Катартические
Г. Интерпретативные
Ответ: Б
Вопрос 10: Тематический апперцептивный тест является примером какой из групп проективных методик?
А. Аддитивные
Б. Конститутивные
В. Конструктивные
Г. Интерпретативные
Ответ: Г
Вопрос 11:. Психодрама и проективная игра как проективные методики относятся к какой из групп проективных методик?
А. Аддитивные
Б. Катартические
В. Конструктивные
Г. Интерпретативные
Ответ: Б
Вопрос 12: Анализ почерка, особенностей речевого общения – все это проективные методики
А. Рефрактивные
Б. Катартические
В. Конструктивные
Г. Интерпретативные
Ответ: Б
Вопрос 13: Предпочтение испытуемыми одних стимулов (как наиболее желательных) другим характеризует одну из групп проективных методик. Назовите ее.
А. Рефрактивные
Б. Катартические
В. Импрессивные
Г. Интерпретативные
Ответ: В
Вопрос 14: Какой одним из признаков характеризует большинство проективных методик?
А. относительная свобода в выборе ответа и тактики поведения испытуемого
Б. наличие интерпретационных схем и таблиц стандартизации
В. наличие внешних показателей оценочного отношения к испытуемому со стороны экспериментатора
Г. измерение конкретной психической функции
Ответ: А
Вопрос 15: Данная проективная методика предназначена для оценки внутрисемейных отношений, основанных на анализе и интерпретации рисунков и, как правило, применяются при обследовании детей. О какой методике идет речь?
А. «Дом – Дерево – Человек»
Б. «Рисунок несуществующего животного»
В. «Рисунок семьи»
Г. «Нарисуй человека»
Ответ: В
Вопрос 16: Стимульный материал этого теста состоит из 232 моделей объектов, распределенных в разных пропорциях по 15 категориям (дома, деревья, самолеты, люди, животные и т.д.). О какой методике идет речь?
А. Тест Мира
Б. Тест чернильных пятен Роршаха
В. Методика цветовых выборов Люшера
Г. Тест Сонди
Ответ: А
Вопрос 17: Какая группа проективных методов не относятся к классификации Л.Франка?
А. интерпретативные
Б. методы дополнения
В. катартические
Г. экспрессивные
Ответ: Б
Вопрос 18: Проективные методики считаются особенно эффективными при выявлении скрытых, латентных или неосознаваемых сторон личности. Верно ли утверждение
А. утверждение верно лишь частично
Б. утверждение верно
В. утверждение не верно
Ответ: Б

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Примеры заданий открытого типа:
Вопрос 1. Что представляет собой стимульный материал теста Роршаха?
Ответ: 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными аморфными (слабоструктурированными) изображениями
Вопрос 2. Что входит в стандартный набор для проведения теста «Несуществующее животное»?
Ответ: Белый лист формата А4, цветные карандаши, резинка (ластик).
Вопрос 3. Что представляет собой стимульный материал теста цветовых выборов Люшера?
Ответ: восемь таблиц разного цвета
Вопрос 4. Дайте определение проективной методики.
Ответ: Проективные методики представляют собой специальную технику клинико-экспериментального исследования тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу
Вопрос 5. Объясните, почему большинство проективных методик не являются тестами в узком понимании этого термина.
Ответ: Для целого ряда проективных методик отсутствуют нормативные данные (их невозможно полностью унифицировать и стандартизировать), влияние на тестовые результаты таких факторов, как пол экспериментатора, ситуативные установки и переживания испытуемых, атмосфера исследования в большей мере, чем при тестировании
Вопрос 6. В классификации Л. Франка выделяется такой вид проективных методик, как конститутивная проективная методика. В чем особенность методик данной группы?
Ответ: Конститутивные проективные методики – это такие техники, которые характеризуются ситуацией, когда субъект придает структуру, форму или конфигурацию (гештальт) аморфному, пластичному, неструктурированному веществу, такому, как глина, краски для рисования пальцами или частично либо наполовину организованным полям.
Вопрос 7. В классификации Л. Франка выделяется такой вид проективных методик, как конструктивная проективная методика. В чем особенность методик данной группы?
Ответ: Конструктивные проективные методики позволяют субъекту выразить себя путем конструктивной организации, когда он строит что-нибудь из предложенных ему материалов, моделью конструкции раскрывая некоторые из организующих концепций своей жизни в этот период, как, например, при строительстве из кубиков
Вопрос 8. В чем особенность аддитивной проективной методики?
Ответ: В аддитивных проективных методиках субъекту предлагается завершить имеющееся начало предложения, рассказа или истории. Например: методика «Незаконченные предложения».
Вопрос 9: Укажите, в каких двух значениях рассматривают термин «психодиагностика»?
Ответ: Психодиагностика - это отрасль психологической науки и психодиагностика - это направление работы психолога
Вопрос 10: Что понимается под классической формулировкой «проекции», которую вводит в научный оборот З.Фрейд?
Ответ: один из видов психологической защиты, который выражается в приписывании внешним объектам особых свойств, находящихся в определенной взаимосвязи с психическими свойствами, присущими самому индивиду
Вопрос 11: Что можно отнести к характерным чертам проективных методик?
Ответ: неопределенность стимулов, широкий диапазон разнообразных решений испытуемого, разнообразие интерпретаций психодиагноста
Вопрос 12: В тесте Люшера какие цвета являются основными цветами?
Ответ: синий, красный, зеленый, желтый
Вопрос 13: Данные проективные методики предполагают осуществление испытуемым изобразительной деятельности, рисунка на свободную или заданную тему. Как называются эти методики?
Ответ: экспрессивные проективные методики.
Вопрос 14: Приведите пример экспрессивных методик
Ответ: тест «Дом – Дерево – Человек», тест «Рисунок несуществующего животного», тест «Нарисуй человека», тест «Рисунок семьи» и др.).
Вопрос 15: Проективные инструменты представляют собой методики замаскированного тестирования, когда обследуемый не подозревает о типе психологической интерпретации, которая будет дана его ответам. Верно ли данное утверждение?
Ответ: утверждение верно
Вопрос 16: Приведите пример аддитивных проективных методов?
Ответ: Методики «Неоконченные предложения» Д. Сакса и С. Леви, «Завершение истории» (методики Л. Дюсса и др.).
Вопрос 17: В этих проективных методиках требуется завершение имеющего начало предложения, рассказа или истории. О каких методиках идет речь?
Ответ: Аддитивные проективные методы
Вопрос 19: этот метод относится к катартическим проективным методам и психотерапии, в котором клиенты продолжают и завершают свои действия посредством театрализации, ролевой игры, драматического самовыражения.
Ответ: Психодрама

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-8: способностью отбирать и применять психодиагностические методики, адекватные целям, ситуации и контингенту респондентов

Примеры заданий закрытого типа:
Вопрос 1. Какая из ниже перечисленных проективных методик не используется для диагностики потребностей и мотивов?
А. методики «Дом-дерево-человек»
Б. теста цветовых выборов М. Люшера
В. методики «Тест тематической апперцепции» Г. Мюррея
Г. методики «Незаконченные предложения»
Ответ: А
Вопрос 2. В каком проективном тесте для анализа полученных данных используются следующие критерии: общее впечатление, размер рисунка, расположение на листе?
А. Теста Рене Жиля
Б. ТАТ
В. Теста Роршаха
Г. Несуществующего животного
Ответ: Г
Вопрос 3 При помощи какой проективной методики можно исследовать способы разрешения конфликтов, позицию в конфликтной ситуации, использование специфических механизмов защиты?
А. Тест «Несуществующее животное»
Б. Тематический аперцептивный тест
В. Тест цветовых выборов Люшера
Г. Тест чернильных пятен Роршаха
Ответ: Б
Вопрос 4. Является ли Утверждение «Некоторые проективные методы незаменимыми при работе с маленькими детьми, неграмотными или с людьми, испытывающими языковые трудности либо страдающими речевыми дефектами» является верным?
А. да, утверждение верно
Б. утверждение верно лишь частично
В. нет, утверждение неверно
Ответ: А
Вопрос 5. Вставьте пропущенное слово в следующем утверждении «Проективные методики … использовать в расстановке кадров, профотборе».
А. запрещено
Б. разрешено
Ответ: Б
Вопрос 6. Вставьте пропущенное слово в следующем утверждении «Проективные методики … в судебно-психологической экспертизе».
А. запрещено
Б. разрешено
Ответ: Б
Вопрос 7. Если психологу понадобится уточнить, проанализировать, раскрыть некоторые из организующих концепций жизни субъекта в актуальный период времени, то каким тестом специалист воспользуется?
А. Тест чернильных пятен Роршаха
Б. Тест цветовых выборов Люшера
В. Тест Мира
Г. Тест «Дом – Дерево – Человек»
Ответ: В
Вопрос 8. Какой из перечисленных тестов относится к проективным методам?
А. тематический апперцептивный тест;
Б. тест Векслера;
В. тест общих способностей;
Г. тест Стенфорд-Бине.
Ответ: А.
Вопрос 9. В какой классической проективной методике используются сюжетные черно-белых изображения, представляющие относительно неопределенные ситуации, допускающие их неоднозначную интерпретацию:
А. Тест чернильных пятен Роршаха
Б. Тест цветовых выборов Люшера
В. Тест Мира
Г. Тематический апперцептивный тест
Ответ: Г.
Вопрос 10: Для исследования каких психических образований разрабатываются проективные методики ?
А. мотивационных образований
Б. интеллекта
В. темперамента
Г. коммуникативных способностей
Ответ: А
Вопрос 11: Методика психодиагностики личности, созданная для изучения неосознаваемых склонностей и побуждений человека и представляющая собой серию симметричных цветных пятен, интерпретация которых человеком позволяет судить о его мотивации. Назовите это тест
А. Роршаха
Б. Розенцвейга
В. Амтхауэра
Г. ТАТ
Ответ: А
Вопрос 12: Стимульным материалом в методике Роршаха является(-ются)
А. чернильные пятна
Б. серия картинок с изображением людей
В. черно-белые таблицы
Г. цветные карточки
Ответ: Б
Вопрос 13: В тесте Люшера какие цвета являются основными цветами?
А. синий, красный, зеленый, желтый
Б. красный, синий, черный, белый
В. красный, черный, серый, желтый
Г. черный, желтый, красный, зеленый
Ответ: А
Вопрос 14: Как в тесте Люшера раскладываются перед обследуемым цветовые эталоны?
А. сначала основные цвета, потом дополнительные
Б. сначала дополнительные цвета, потом основные
В. в случайном порядке
Г. чередуются основные и дополнительные
Ответ: В
Вопрос 15: Как называется тест, где испытуемому предлагается сконструировать «малый мир», а по множеству его особенностей, учитываемых исследователями, делаются заключения о личности?
А. Тест Мира
Б. Тест чернильных пятен Роршаха
В. Методика цветовых выборов Люшера
Г. Тест Сонди
Ответ: А
Вопрос 16: Что следует ответить психологу, проводящему рисуночную методику, на фразу респондента «Я не умею рисовать, у меня не получится»?
А. Если сомневаетесь, то не рисуйте
Б. Попробуйте нарисовать, так как получиться
В. Давайте я начну, а вы продолжите
Г. Попросите кого-нибудь нарисовать за вас
Ответ: Б
Вопрос 17: Какая пара цветов в тесте М. Люшера обозначается символами «++»?
А. первая
Б. вторая
В. третья
Г. четвертая
Ответ: А
Вопрос 18: Что из перечисленного не относится к условиям проведения теста цветовых выборов Люшера?
А. выбранный эталон убирается со стола или переворачивается лицом вниз
Б. обязательная фиксация речевых высказываний клиента
В. первый и второй этап исследования проводятся в разные дни
Г. расстояние между цветовыми таблицами должно быть не менее 2 см
Ответ: Б
Вопрос 19: О чем говорит в тесте Роршаха большое количество цветовых ответов у респондентов ?
А. об эмоциональной лабильности
Б. о негативных переживаниях
В. об эмоциональной стабильности
Г. о высоком интеллекте


Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Примеры заданий открытого типа:
Вопрос 1. Объясните, почему замаскированность цели проективных техник является их достоиством?
Ответ: Потому что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести социально желательное впечатление.
Вопрос 2. Поясните, почему проективные методики эффективны в процессе консультирования?
Ответ: позволяют «растопить лед» при первых контактах между психологом и клиентом, задания обычно интересны сами по себе и часто похожи на развлечения, способствуют уменьшению смущения и настороженности, проясняют особенности поведения, которые до этого оставались невербализованными.
Вопрос 3. Перечислите, в каких сферах психологической практики применяются проективные методы.
Ответ: расстановка кадров, профотбор, профориентация; оптимизация обучения и воспитания; прогнозирование социального поведения (психологическая экспертиза призывников и др.); судебно-психологическая экспертиза; консультативная, психотерапевтическая помощь
Вопрос 4: Что представляет собой стимульный материал Тематического аперцептивного теста?
Ответ: Стимульный материал ТАТ представляет собой стандартный набор из 31 таблицы: 30 черно-белых картин и одна пустая таблица, на которой обследуемый может вообразить любую картину.
Вопрос 5: Какую информацию об субъекте удается получить с помощью Тематического аперцептивного теста?
Ответ: По результатам ТАТ исследователь получает сведения об основных стремлениях, потребностях человека, воздействиях оказываемых на него, конфликтах, возникающих во взаимодействии с другими людьми, и способах их разрешения и др.
Вопрос 6: Какие признаки при выполнении проективной методики «Рисунок семьи»? указывают на наличие тревоги у ребенка?
Ответ: Размер изображений фигур (очень маленькие), особенности изображения глаз (преувеличенные, чрезмерно прорисованные, очень маленькие, зачерченные), частые самоисправления, особенности штриховки (размашистая, жесткая, насыщенная), тревожность, особенности изображения линий (слабая, прерывистая, с сильным нажимом).
Вопрос 7: При помощи, какой проективной методики проводилось исследование? Прочтите фрагмент протокола и ответьте на вопрос. «Рисунок расположен по центру листа, значит, кандидат уверен в себе. Нарисованный персонаж стоит в профиль, голова повернута влево — человек больше размышляет, чем делает. Четко прорисованные уши — признак подверженности чужому мнению. На туловище изображен рот с острыми зубами — яркий признак агрессии, нетерпимости к «промахам» других. Крепкие лапы символизируют основательность и обдуманность в принятии решений. Ниспадающий хвост — недовольство собой»
Ответ: рисунок «Несуществующее животное».
Вопрос 8: При помощи, какой проективной методики проводилось исследование? Прочтите фрагмент протокола и ответьте на вопрос. «В сфере – отношения с друзьями - испытуемый сообщает, что любит тех, кто любит его и настоящий друг бывает только раз в жизни. Не любит людей, которые ничего не делают, и считает, что без него друзья живут своей жизнью (можно предположить, что В.Ю.В. испытывает трудности во взаимоотношениях с друзьями, поэтому, возможно он одинок). Сфера является скрываемой и полностью вытесненной»
Ответ: Методика «Незаконченные предложения» Сакса и Леви.
Вопрос 9: При помощи, какой проективной методики проводилось исследование? Прочтите фрагмент протокола и ответьте на вопрос. «процент ответов по категориям Ag – 27% и Dir – 10,8% (в сумме – 37,8 %) показывает тенденцию к проявлению агрессии, можно предположить, что человек склонен к агрессии к близким людям, но при общении с незнакомыми людьми агрессия хорошо контролируется.»
Ответ: Тест руки Вагнера.
Вопрос 10: Какие проективные методики называют экспрессивными? Приведите пример методик
Ответ: экспрессивные методики предполагают осуществление испытуемым изобразительной деятельности, рисунок на свободную или заданную тему (тест «Дом – Дерево – Человек», тест «Рисунок несуществующего животного» и др.).
Вопрос 11: Данная проективная методика предназначена для изучения неосознаваемых, глубинных проблем личности, актуального состояния, базисных потребностей, индивидуального стиля переживания, типа реагирования и степени адаптированности обследуемого, а также позволяет выявить компенсаторные возможности человека. О какой методике идет речь?
Ответ: Методика цветовых выборов М. Люшера
Вопрос 12: Перечислите требования к предъявлению стимулов в методике цветовых выборов М. Люшера
Ответ: Раскладывая перед обследуемым цветовые эталоны, следует использовать индифферентный фон. Освещение должно быть равномерным, достаточно ярким (лучше проводить исследование при дневном освещении). Расстояние между цветовыми таблицами должно быть не менее 2 см. Выбранный эталон убирается со стола или переворачивается лицом вниз. Через две -пять минут, перемешав их предварительно в другом порядке, цветовые таблицы нужно снова разложить перед испытуемым и полностью повторить процедуру выбора, сказав при этом, что исследование не направлено на изучение памяти и что он волен выбирать заново нравящиеся ему цвета так, как ему это будет угодно.
Вопрос 13: Данная проективная методика предназначена для оценки внутрисемейных отношений, основанных на анализе и интерпретации рисунков и, как правило, применяются при обследовании детей. О какой методике идет речь?
Ответ: Методика «Рисунок семьи»
Вопрос 14: Что значит, если человек при интерпретации чернильных пятен в тесте Роршаха оперирует всем пятном целиком?
Ответ: значит, что человек способен воспринимать основные взаимосвязи и склонен к систематизированному мышлению
Вопрос 15: Стимульный материал этого теста состоит из 232 моделей объектов, распределенных в разных пропорциях по 15 категориям (дома, деревья, самолеты, люди, животные и т.д.). О какой методике идет речь?
Ответ: Тест Мира (М. Ловенфельд)
Вопрос 16: Какой цвет, по мнению М. Люшера, характеризует гибкость волевых проявлений в сложных условиях деятельности, чем обеспечивается поддержание работоспособности?
Ответ: Зеленый цвет
Вопрос 17: Какой цвет, по мнению М. Люшера, характеризует силу воли и чувство удовлетворенности стремлением к достижению цели, что также содействует поддержанию работоспособности.?
Ответ: Красный цвет
Вопрос 18: О чем говорит в тесте Роршаха большое количество цветовых ответов у респондентов ?
Ответ: об эмоциональной лабильности
Вопрос 19: При использовании этого теста респонденту предъявляется набор высказываний, ограниченный набор слов – начало фразы, которое традиционно называется «основой», а испытуемый должен закончить предложение одним или несколькими словами. Укажите, о каких тестах идет речь?
Ответ: Аддитивные проективные методы
Вопрос 20: Целью этой методики является выявление отношений к родителям, братьям, сестрам, к детской формальной и неформальной группам, учителям, к своим собственным способностям, а также выявление целей, ценностей, конфликтов и значимых переживаний. Назовите эту методику
Ответ: Методика «Незаконченные предложения» Д.Сакса и С.Леви

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Зачет проходит в форме задания. Необходимо составить блок-схему, систематизируя изученный материал в рамках дисциплины.
Блок-схема — это диаграмма, визуализирующая систему понятий дисциплины и связи между ними, для систематизации полученной системы знаний. В блок-схеме важно выделить центральные понятия, значимость и связи между изученными понятиями, процессами, закономерностями. Символы и способы изображения связанности изученного материала необходимо разработать самостоятельно. Для полноты построения блок-схемы, студентам рекомендовано ознакомиться с вопросами к зачету.

Вопросы к зачету:
1. Проективный метод. Психологический тест. Сходство и различие в понятиях.
2. Цели, задачи и функции проективной психодиагностики.
3. Достоинства и недостатки проективного метода
4. Область применения проективных методик
5. Подходы к классификации проективных методов. Классификация проективных методов (По Л. Франку)
6. Обоснование проективного метода: работы В. Вундта, Ф. Гальтона К.Юнга)
7. Зарождение проективного метода: Г. Роршах, Г. Мюррей, Л. Франк
8. Концепции проекции в обосновании проективного метода. Виды проекций по Д. Холмсу
9. Концепция апперцептивного искажения Л. Беллака
10. Идеи гештальтпсихологии в становлении проективного метода
11. Проективные импрессивные методики
12. Проективные экспрессивные методики
13. Проективные конститутивные методики
14. Проективные конструктивые методики
15. Проективные интерпретативные методики
16. Аддитивные проективные методики
17. Катартические проективные методы
18. Методика цветовых выборов М. Люшера: основная характеристика, особенности проведения и критерии интепретации
19. Тест "Несуществующее животное": основная характеристика, особенности проведения и критерии интепретации
20. Методика чернильных пятен Роршаха": основная характеристика, особенности проведения и критерии интепретации
21. Принципы психологического анализа рисунка
22. Тест мира Ловенфельда": основная характеристика, особенности проведения и критерии интепретации
23. Тематический апперцептивный тест (Г. Мюррей): основная характеристика, особенности проведения и критерии интепретации
24. Методики «Неоконченные предложения» Д. Сакса и С. Леви: ": основная характеристика, особенности проведения и критерии интепретации
25. Психодрама: характеристика, принципы, основные элементы процесса, стадии и приёмы

Оценивание ответа на зачете (оценка блок-схемы)
Зачтено: Студентом выделены центральные понятия дисциплины, раскрыто из содержание, выделены связи между, представленными понятиями, процессами и закономерностями. Схема логичная, понятная. Может прокомментировать любой блок, установленные взаимосвязи, дает развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Неудовлетворительно (незачтено) Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны, студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кошелева А.Н. - Отв. ред., Хороших В.В. - Отв. ред. ПСИХОДИАГНОСТИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Романова Е.С. Графические методы в практической психологии: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
Л1.3 Суркова Е.Г. Проективные методы диагностики. Психологическое консультирование детей и подростков: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2008
Л1.4 Духновский, С. В. Психодиагностика : учебник и практикум для вузов : Москва : Издательство Юрайт, 2022, https://urait.ru/bcode/496785
Л1.5 Чиркова Ю.В., Колосова Т.А. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В ДИАГНОСТИКЕ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Драгунский В.В. Цветовой личностный тест: практ. пособие Харвест, 2004
Л2.2 Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование: тесты: Питер, 2007
Л2.3 Шапарь В.Б., Шапарь О.В. Практическая психология. Проективные методики: Феникс, 2006
Л2.4 Рамендик Д.М., Рамендик М.Г. Практикум по психодиагностике : учебное пособие для вузов : Гриф УМО ВО Москва : Издательство Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/490570
Л2.5 Чиркова, Ю. В. Специальная психология. Тест детской апперцепции в диагностике психологической защиты : учебное пособие для вузов: Москва : Издательство Юрайт, 2022. , 2022 https://urait.ru/bcode/493289
Л2.6 Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: учеб. пособие Издат. Дом БАХРАХ-М, 2003
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 НЭБ elibrary.ru
Э6 Цифровой университет АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader


Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»
ЭБС «Университетская библиотека»
ЭБС издательства «Юрайт»
ЭБС АлтГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
313Л лаборатория психолого-педагогического практикума - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия; переносной ноутбук из № 106Л
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение дисциплины осуществляется в форме учебных занятий под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры и самостоятельной работы обучающихся. Основными видами учебных занятий по изучению данной дисциплины являются лекционные, практические занятия. При проведении учебных занятий используются элементы классических и современных педагогических технологий, в том числе проблемного и проблемно-деятельностного обучения.
Предусматриваются следующие формы работы обучающихся:
▪ прослушивание лекционного курса;
▪ чтение и конспектирование рекомендованной литературы;
▪ ознакомление с планом практического занятия.
▪ уяснение содержание вопросов, вынесенных на обсуждение, или заданий, выполняемых на занятии.
▪ повторение содержание лекционного материала.
▪ изучение рекомендуемой литературы и при необходимости законспектировать содержащиеся в них основные положения и примеры, а также возникшие при этом вопросы (эти записи можно использовать на занятии).
▪ ответы на вопросы, указанные в плане практического занятия.
▪ получение консультации у преподавателя.
▪ написание рефератов (по согласованию с преподавателем).
▪ самостоятельная работа.
Контроль знаний обучающихся проводится в форме текущей и предварительной аттестации.
Контроль текущей успеваемости обучающихся – текущая аттестация – проводится в ходе семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний; сформированности у них знаний, умений, владений; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по ее корректировке; совершенствованию методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи.
К контролю текущей успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся:
▪ на занятиях;
▪ по результатам выполнения обучающимися индивидуальных заданий;
▪ по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов;
▪ по результатам отчета обучающихся в ходе индивидуальной консультации преподавателя по освоению дисциплины и имеющимся задолженностям.
На каждом занятии слушателям необходимо иметь рабочую тетрадь (48 л), листы белой бумаги формата А4, письменные принадлежности. Рабочие тетради необходимы для конспектирования рекомендаций преподавателя по теме занятия, а листы бумаги для самостоятельных, контрольных проверочных работ.
При отработке пропущенных занятий обучающиеся самостоятельно изучают вопросы, указанные в плане занятия. На консультации обучающиеся представляют результаты своего труда и отвечают на вопросы преподавателя.
При подготовке к практическим занятиям обучающиеся должны:
1. Ознакомиться с планом практического занятия.
2. Уяснить содержание вопросов, вынесенных на обсуждение, или заданий, выполняемых на занятии.
3. Повторить содержание лекционного материала.
4. Изучить литературу и при необходимости законспектировать содержащиеся в них основные положения и примеры, а также возникшие при этом вопросы (эти записи можно использовать на занятии).
5. Подготовить ответы на вопросы, указанные в плане практического/лабораторного занятия.
6. Выполнить задания, обусловленные темой практического занятия.
7. Получить консультацию у преподавателя.
10. Выполнить индивидуальные задания преподавателя.
11. Написать реферат.
Обязательным условием подготовки к занятию является выполнение в полном объеме заданий предыдущего занятия.
На занятиях обучающимся рекомендуется активно использовать личный жизненный опыт, примеры из специальной и художественной литературы.
Контроль за выполнением обучающимися каждого вида работ может осуществляться поэтапно и служит основанием для промежуточной аттестации по дисциплине.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и владений, степени освоенности компетенций, обучающихся по дисциплине в форме зачета.
Зачет проводится после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей учебной программы.