МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы прикладных исследований в психологии-2

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.05.02. Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 204
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 8
курсовая работа: 4, 6, 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) 3 (6) 4 (8) Итого
Недель 18,5 15,5 14
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2 2 2 6 6
Практические 2 2 2 2 2 2 6 6
Сам. работа 68 68 68 68 68 68 204 204
Итого 72 72 72 72 72 72 216 216

Программу составил(и):
к.соц.н., Доцент, Янова Н.Г.

Рецензент(ы):
канд.психол.наук, доц., Волкова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Основы прикладных исследований в психологии-2

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 г. № 1613)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.06.2023 г. № 13
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Волкова Т.Г., канд. психол. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.06.2023 г. № 13
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г., канд. психол. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Углубление знаний и умений организации и реализации научно-исследовательской деятельности, овладение основными приёмами проектирования, организации и реализации научно-исследовательской работы, формированиех профессионального мировоззрения в области направления подготовки, стимулирование и систематизация самостоятельной исследовательской активности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 способностью изучать психические свойства и состояния человека в норме и патологии, характеризовать психические процессы и проявления в различных видах деятельности личного состава, индивидов и групп, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию
ПК-22 способностью готовить научные отчеты, обзоры, публикации и рекомендации по результатам выполненных исследований
ПК-24 способностью выбирать и применять психологические технологии, позволяющие осуществлять решения новых задач в различных областях профессиональной практики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.информацию о планировании, подготовке, проведении научного исследования, требованиях, предъявляемых к актуальности исследования, практическому значению, научным атрибутам, эмпирическим результатам, методам и способам математико-статистической обработки, интерпретации данных эмпирического исследования, формах представления научных результатов в виде научного доклада, научной публикации.
3.2.Уметь:
3.2.1.планировать, организовывать и проводить научное исследование, учитывая актуальность проблемы, использовать адекватные задачам исследования методы сбора и обработки полученных результатов, уметь качественно интерпретировать данные эмпирического исследования, внедрять результаты исследования в практику психологической работы, транслировать полученные результаты в выступлениях на научных мероприятиях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.приемами, методами, средствами и способами организации и реализации научного исследования, представления результатов, оформления, визуализиации, интерпретации полученных данных, способами и приемами психодиагностики, экспертизы, психокоррекции и восстановительного обучения в процессе проведения научного исследования и внедрения его результатов в психологическую практику.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основания разработки проекта научного исследования.
1.1. Теоретико-методологические основания разработки проекта научного исследования. Лекции 4 2
1.2. Теоретико-методологические основания разработки проекта научного исследования. Практические 4 1
1.3. Научное исследование: теория и методология. Практические 4 1 ПК-7, ПК-22, ПК-24 Л1.2, Л1.1
1.4. Теоретико-методологические основания разработки проекта научного исследования. Сам. работа 4 68 ПК-7, ПК-22, ПК-24 Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Планирование и реализация эмпирического исследования
2.1. Эмпирическое исследование: планирование и реализация Лекции 6 2
2.2. Эмпирическое исследование: планирование и реализация Практические 6 1 ПК-7, ПК-22, ПК-24 Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.3. Эмпирическое исследование: планирование и реализация Практические 6 1
2.4. Эмпирическое исследование: планирование и реализация Сам. работа 6 68 ПК-7, ПК-22, ПК-24 Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Требования к публичному выступлению с научным докладом
3.1. Требования к публичному выступлению с научным докладом Лекции 8 2
3.2. Устное выступление Сам. работа 8 30 ПК-7, ПК-22, ПК-24 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Научная презентация Практические 8 2 ПК-7, ПК-22, ПК-24 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Научные презентации Сам. работа 8 36 ПК-7, ПК-22, ПК-24 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.5. Стандарты публикаций НИР Сам. работа 8 2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Защита курсовых проектов.

Оценивание выполнения курсовых работ

4-балльная шкала (уровень освоения)
Отлично (повышенный уровень):

Во введении полностью раскрыта актуальность темы работы, грамотно поставлены задачи и цель работы. Основная часть работы демонстрирует большое количество прочитанных автором работ. Представленная информация проанализирована, логически структурирована. В заключении сделаны логичные выводы, четко выражено собственное отношение выражено. Автор курсовой работы демонстрирует осознание возможности применения исследуемых теорий, методов на практике. Курсовая работа написана в научном стиле. Автор адекватно применял научные термины, правильно оформил ссылки. Оформление работы соответствует требованиям ГОСТ. Объём работы заключается в пределах от 20 до 30 страниц.

Хорошо (базовый уровень)
Во введении содержит некоторую нечёткость формулировок. В основной её части не всегда проводится критический анализ, отсутствует авторское отношение к изученному материалу. В заключении неадекватно использованы некоторые термины, наблюдаются незначительные ошибки в стиле. Допущены незначительные неточности в оформлении библиографии, приложений.

Удовлетворительно (пороговый уровень)
Введение содержит лишь попытку обоснования выбора темы и актуальности работы, отсутствуют чёткие формулировки. Расплывчато определены задачи и цели. Основное содержание работы – это пересказ чужих идей, нарушена логика изложения. В заключении автор попытался сделать обобщения, собственного отношения к работе практически не показал. В оформлении допущено несколько грубых ошибок. Не выдержан научный стиль изложения, часто неверно употребляются научные термины, ссылки оформлены неграмотно, наблюдается плагиат.

Неудовлетвори-тельно (уровень не сформирован)
Во введении отсутствует обоснование темы работы, нет её актуализации. Не обозначены цели и задачи работы, основное содержание которой указывает на недостаточное число прочитанной литературы. Внутренняя логика всего изложения проекта слабая. Нет критического осмысления прочитанного, как и собственного мнения. Нет обобщений. В заключении не приведены грамотные выводы. В работе наблюдается отсутствие ссылок, плагиат, не выдержан стиль, неадекватное использование терминов. При оформлении не соблюдены основные требования ГОСТ, а библиография с приложениями содержат много ошибок. Менее 20 страниц объём всей работы.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Столяренко Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие для вузов Ростов н/Д : Феникс, 2008 www.lib.asu.ru
Л1.2 Ф. Е. Василюк Методологический анализ в психологии: учеб. пособие для вузов М. : Смысл, 2003 www.lib.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кондакова Ю.В. Устное публичное выступление: Екатеринбург : Архитектон, 2010 biblioclub.ru
Л2.2 Е. Г. Суркова Проективные методы диагностики. Психологическое консультирование детей и подростков: учеб. пособие для вузов М. : Аспект Пресс, 2008 www.lib.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line
Э2 http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань»
Э3 Основы прикладных исследований portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
- Word- 2007
- POWER Point 2010
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line;
2. http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань»;
3. http://elibrary.ru – информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе самостоятельной работы и подготовки домашних заданий придерживайтесь следующих общих рекомендаций.
1. Осмысливайте предлагаемый материал лекций и практических занятий.
2. Сосредотачивайтесь на понимании смысла научных понятий, в противовес автоматическому заучиванию.
3. Тренируйтесь рассказывать и объяснять подготовленный материал без обращения к зачитыванию материала из учебников, конспектов лекций и т.д.
4. Запоминайте фамилии ведущих психологов и даты.
5. Осмысливайте цели, процедуры, основные итоги эмпирических исследований и экспериментов.
6. Структурируйте материал, взятый из разных научных источников.
7. Изучать первоисточники.
8. При подготовке домашнего задания изучайте материал из всех рекомендуемых литературных источников
9. На практических занятиях активно участвуйте в обсуждении.

При подготовке доклада по НИР студенту рекомендуется:
Составить план выступления;
При изложении материала стремиться воспроизвести содержание в доступной для слушателей форме;
Обозначать авторов научных подходов (идей, положений, взглядов и др.)
Подготовить примеры для иллюстрации ключевых положений доклада;
Время доклада 10 минут;
После доклада выступающий отвечает на вопросы аудитории;
Приветствуется использование электронной презентации;