Закреплена за кафедрой | Кафедра клинической психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.05.02. Психология служебной деятельности |
Специализация | Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 37_05_02_ПСД-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 5 (9) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 44 | 44 | 44 | 44 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра клинической психологии
Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Кузьмина Анна Сергеевна
1.1. | Сформировать у студентов целостное представление о существующих подходах в области изучения мотивации и эмоций и понимание способов изучения мотивации и эмоций в практике. Рассмотреть основные концепции и классификации мотивации и эмоций. Освоить мотивационные и эмоциональные профили в норме и патологии. Ознакомить студентов с методиками изучения мотивации и эмоций. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.5.1 |
ПК-9 | способностью прогнозировать изменения, комплексно воздействовать на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи с использованием традиционных и инновационных методов и технологий |
ПК-13 | способностью применять методы психологической поддержки сотрудников, военнослужащих и служащих в ходе выполнения задач служебной деятельности и психологической реабилитации лиц, получивших психические травмы, осуществлять комплекс мер по социально-психологической реадаптации сотрудников, военнослужащих и служащих, участвовавших в экстремальной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основные понятия психологии мотивации и эмоций; теории мотивации и эмоций; принципы эмоционального-волевой регуляции - ведущие концепции мотивации субъекта; - теоретические и исследовательские модели концепций мотивации; - симптомы, указывающие на дисгармоничные варианты развития мотивации, эмоций и направленности субъекта; - особенности поведения субъекта в контексте его мотивированности и эмоциональности. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - распознавать поведение субъекта в соответствии с методологией той или иной концепции мотивации; - разработать индивидуальный план реализации диагностики мотивационной и эмоционально-волевой сфер субъекта; - использовать известные методы изучения мотивации и эмоциональной сферы в практической работе психолога; - давать оценку состоянию субъекта на основе методологии диагностических инструментов. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - диагностическим инструментарием, методами исследования мотивационной и эмоционально-волевой сферы; - сравнить возможности и ограничения различных методов диагностики мотивационно-волевой и эмоциональных сфер субъекта и направленности личности; - навыками планирования диагностики и коррекции мотивационной и эмоционально-волевой сферы личности, применяя разные диагностические инструменты и методы коррекции; |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Истрия изучеия мотивации в психологии | ||||||
1.1. | Психика. Сознание. История изучения мотивации и эмоций | Лекции | 9 | 2 | ПК-9, ПК-13 | Л1.5, Л1.1, Л2.4 |
1.2. | Проблемы исследования мотивации в отечественной и зарубежной психологии | Лекции | 9 | 2 | ПК-9, ПК-13 | Л1.4, Л3.1, Л1.2 |
1.3. | Определение мотива. Подходы к изучению понятия. Потребности и мотивы с теории деятельности А.Н. Леонтьева | Практические | 9 | 4 | ПК-9, ПК-13 | Л1.4, Л3.1, Л2.1 |
1.4. | Оформить в виде блок-схемы основные идеи о мотиве и потребностях с позиций теории деятельности А.Н. Леонтьева | Сам. работа | 9 | 6 | ПК-9, ПК-13 | Л2.5, Л1.4 |
1.5. | Теории мотивации в зарубежной психологии | Сам. работа | 9 | 4 | ПК-9, ПК-13 | Л1.4, Л2.3, Л3.1, Л2.1 |
1.6. | Оформите в виде таблицы теории мотивации в зарубежной психологии | Сам. работа | 9 | 4 | ПК-9, ПК-13 | Л2.5, Л1.4, Л1.5 |
1.7. | Анализ современных исследований | Практические | 9 | 4 | ПК-9, ПК-13 | Л2.5, Л1.4, Л2.1, Л1.5 |
Раздел 2. Изучение эмоций в психологии | ||||||
2.1. | Эмоции и эмоциональные состояния: понятие, виды, история изучения | Лекции | 9 | 2 | ПК-9, ПК-13 | Л2.5, Л1.4, Л3.1 |
2.2. | Эмоционально-волевая регуляция | Лекции | 9 | 1 | ПК-9, ПК-13 | Л2.5, Л1.4 |
2.3. | Подготовить конспекты с информацией об основных теориях, объясняющих роль и назначение эмоций | Сам. работа | 9 | 4 | ПК-9, ПК-13 | Л2.5, Л1.4 |
2.4. | Эмоции. Классификация эмоций | Практические | 9 | 2 | ПК-9, ПК-13 | Л2.5, Л1.4, Л2.4 |
2.5. | Эмоциональные состояния: виды и их особенности | Сам. работа | 9 | 4 | ПК-9, ПК-13 | Л2.5, Л1.4, Л2.4 |
2.6. | Выделить и описать базовые эмоции по К.Изарду | Сам. работа | 9 | 4 | ПК-9, ПК-13 | Л1.4, Л2.4 |
2.7. | Эмоционально-волевя регуляция | Практические | 9 | 2 | ПК-9, ПК-13 | Л2.5, Л1.4, Л1.2, Л2.4 |
Раздел 3. Мотивация и эмоции в норме и патологии | ||||||
3.1. | Нарушения мотивации | Лекции | 9 | 1 | ПК-9, ПК-13 | Л2.2, Л1.3 |
3.2. | Найти и приготовить кпредставлению в группе примеры нарушения мотивации (из клиничсеких описаний, художественной лиитературы, видеофрагменты) | Сам. работа | 9 | 4 | ПК-9, ПК-13 | Л2.2, Л1.3 |
3.3. | Анализ клинических случаев нарушения мотивации | Практические | 9 | 2 | ПК-9, ПК-13 | Л2.2, Л1.3 |
3.4. | Нарушения эмоций | Лекции | 9 | 1 | ПК-9, ПК-13 | Л2.2, Л1.3 |
3.5. | Найти и приготовить кпредставлению в группе примеры нарушения эмоций (из клиничсеких описаний, художественной лиитературы, видеофрагменты) | Сам. работа | 9 | 4 | ПК-9, ПК-13 | Л2.2, Л1.3 |
3.6. | Анализ клинических случаев нарушения эмоций | Сам. работа | 9 | 2 | ПК-9, ПК-13 | Л2.2, Л1.3 |
Раздел 4. Диагностика нарушений мотивации и эмоций | ||||||
4.1. | Методы и приемы диагностики мотивации и эмоций в норме и патологии | Лекции | 9 | 1 | ПК-9, ПК-13 | Л2.2, Л1.3 |
4.2. | Методы диагностики мотивации | Практические | 9 | 2 | ПК-9, ПК-13 | Л2.2, Л1.3 |
4.3. | подготовить подборку диагностического инструментария по изучению мотивации и эмоций (эмоциональных состояний) | Сам. работа | 9 | 4 | ПК-9, ПК-13 | Л2.2, Л1.3 |
4.4. | Методы диагностики эмоций | Сам. работа | 9 | 4 | ПК-9, ПК-13 | Л2.2, Л1.3 |
4.5. | Нарушение мотивации и эмоций в комплексной оценке личности | Практические | 9 | 2 | ПК-9, ПК-13 | Л2.2, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Бакшаева Н. А., Вербицкий А. А. | Психология мотивации студентов : учебное пособие для вузов : Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2022 | urait.ru |
Л1.2 | Диянова З.В., Щеголева Т.М. | Общая психология. Личность и мотивация. Практикум : учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО | Москва : Издательство Юрайт, 2022 | urait.ru |
Л1.3 | Б. В. Зейгарник | Патопсихология. Основы клинической диагностики и практики: [учеб. пособие] | М.: Эксмо, 2008 | |
Л1.4 | С. Л. Рубинштейн | Основы общей психологии: | СПб.: Питер, 2010 | |
Л1.5 | Пряжников Н.С. | Мотивация и стимулирование трудовой деятельности : учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2022 | urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Т. О. Гордеева | Психология мотивации достижения: учеб. пособие для вузов | Академия, 2006 | |
Л2.2 | Б. В. Зейгарник | Патопсихология: учеб. пособие для вузов | М.: Академия, 2006 | |
Л2.3 | Маслоу А. | Мотивация и личность: Ученая литература | М.: Директ-Медиа, 2008 | |
Л2.4 | Донцов Д.А, Сенкевич Л.В., Луковцева З.В., Огарь И.В. | Общая психология. Введение в общую психологию : учебное пособие для вузов : учебное пособие | Москва : Издательство Юрайт, 2022 | https://urait.ru/bcode/494254 |
Л2.5 | Ю. Б. Гиппенрейтер | Введение в общую психологию: (курс лекций) | М.: АСТ, [2008] | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | П. Р. Юсупов | Психология мотивации и эмоций в норме и патологии [Электронный ресурс]: учеб. пособие | АлтГУ, 2017 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э2 | ЭБС «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э3 | ЭБС издательства «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
Э4 | ЭБС АлтГУ | elibrary.asu.ru | ||
Э5 | Единыйобразовательный портал | portal.edu.asu.ru | ||
Э6 | НЭБ | elibrary.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС издательства «Лань» ЭБС «Университетская библиотека" ЭБС издательства «Юрайт» ЭБС АлтГУ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
312Л | учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95 |
313Л | лаборатория психолого-педагогического практикума - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия; переносной ноутбук из № 106Л |
Изучение дисциплины осуществляется в форме учебных занятий под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры и самостоятельной работы обучающихся. Основными видами учебных занятий по изучению данной дисциплины являются лекционные, практические и лабораторные занятия. При проведении учебных занятий используются элементы классических и современных педагогических технологий, в том числе проблемного и проблемно-деятельностного обучения. Предусматриваются следующие формы работы обучающихся: ▪ прослушивание лекционного курса; ▪ чтение и конспектирование рекомендованной литературы; ▪ ознакомление с планом практического или лабораторного занятия. ▪ уяснение содержание вопросов, вынесенных на обсуждение, или заданий, выполняемых на занятии. ▪ повторение содержание лекционного материала. ▪ изучение рекомендуемой литературы и при необходимости законспектировать содержащиеся в них основные положения и примеры, а также возникшие при этом вопросы (эти записи можно использовать на занятии). ▪ ответы на вопросы, указанные в плане семинарского занятия. ▪ ознакомление с кафедральными методическими рекомендациями к занятию, содержанием стендов и другими наглядными пособиями по теме занятия. ▪ получение консультации у преподавателя. ▪ написание рефератов (по согласованию с преподавателем). ▪ самостоятельная работа. Контроль знаний обучающихся проводится в форме текущей и предварительной аттестации. Контроль текущей успеваемости обучающихся – текущая аттестация – проводится в ходе семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний; сформированности у них знаний, умений, владений; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по ее корректировке; совершенствованию методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи. К контролю текущей успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся: ▪ на занятиях; ▪ по результатам выполнения обучающимися индивидуальных заданий; ▪ по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов; ▪ по результатам отчета обучающихся в ходе индивидуальной консультации преподавателя по освоению дисциплины и имеющимся задолженностям. На каждом занятии слушателям необходимо иметь рабочую тетрадь (48 л), листы белой бумаги формата А4, письменные принадлежности. Рабочие тетради необходимы для конспектирования рекомендаций преподавателя по теме занятия, а листы бумаги для самостоятельных, контрольных проверочных работ. При отработке пропущенных занятий обучающиеся самостоятельно изучают вопросы, указанные в плане занятия. На консультации обучающиеся представляют результаты своего труда и отвечают на вопросы преподавателя. При подготовке к практическим и лабораторным занятиям обучающиеся должны: 1. Ознакомиться с планом практического, лабораторного занятия. 2. Уяснить содержание вопросов, вынесенных на обсуждение, или заданий, выполняемых на занятии. 3. Повторить содержание лекционного материала. 4. Изучить литературу и при необходимости законспектировать содержащиеся в них основные положения и примеры, а также возникшие при этом вопросы (эти записи можно использовать на занятии). 5. Подготовить ответы на вопросы, указанные в плане практического/лабораторного занятия. 6. Выполнить задания, обусловленные темой практического занятия. 7. Получить консультацию у преподавателя. 10. Выполнить индивидуальные задания преподавателя. 11. Написать реферат. Обязательным условием подготовки к занятию является выполнение в полном объеме заданий предыдущего занятия. На занятиях обучающимся рекомендуется активно использовать личный жизненный опыт, примеры из специальной и художественной литературы. Контроль за выполнением обучающимися каждого вида работ может осуществляться поэтапно и служит основанием для промежуточной аттестации по дисциплине. Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний. Экзамен проводится после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей учебной программы. |