Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.05.02. Психология служебной деятельности |
Специализация | Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 37_05_02_ПСД-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 5 (10) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 10,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии
Протокол от 02.07.2021 г. № 12
Заведующий кафедрой доцент, канд.психол.наук Волкова Т.Г
1.1. | формирование у студента компетенций, позволяющих ему разрабатывать, реализовывать и оценивать эффективность программ, направленных на формирование нравственно-правовой устойчивости детей и подростков, проводить психолого-педагогическую экспертизу личностного и социального развития детей, подростков и взрослых, владеть методами экспертной психолого-педагогической деятельности |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.5.2 |
ПК-12 | способностью реализовывать психологические методики и технологии, ориентированные на личностный рост, охрану здоровья индивидов и групп |
ПК-18 | способностью консультировать должностных лиц по психологическим проблемам, связанным с организацией служебной деятельности личного состава, формированием и поддержанием в служебных (учебных) коллективах благоприятного психологического климата |
ПК-23 | способностью планировать, организовывать и психологически сопровождать внедрение результатов научных исследований |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | концепции и особенности личностного и социального развития в детском, подростковом и зрелом возрасте в норме и с отклонениями и нарушениями; сущность, принципы, методы и этику экспертной деятельности в педагогике и психологии |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | проводить мониторинг и оценивать эффективность коррекционно-реабилитационных программ |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками психолого-педагогической экспертизы |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретические и методологические основы психолого-педагогической экспертизы | ||||||
1.1. | Понятия «экспертиза», «оценка», «мониторинг», их взаимосвязь и принципиальные отличия. Смысл и назначение экспертизы. Виды экспертизы. Общее представление об экспертной деятельности | Лекции | 10 | 6 | Л1.1, Л2.1 | |
1.2. | Принципы современной экспертизы и междисциплинарный характер современного научного знания. Экспертное знание и его трансформации в современной России. Содержательные направления экспертной деятельности. | Практические | 10 | 6 | Л1.1, Л2.1 | |
1.3. | Критериальная база экспертного анализа. Методология и методика экспертных оценок. Классификационные характеристики экспертируемых объектов. Экспертные методы. Процедурные и технологические аспекты экспертизы | Сам. работа | 10 | 16 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 2. Этические вопросы проведения психолого-педагогических экспертиз | ||||||
2.1. | Место и роль эксперта в современном обществе. Субъекты экспертизы: заказчик, эксперт, экспертируемая сторона. Заказчик экспертизы и его влияние на ход работы эксперта. Права и ответственность эксперта и заказчика экспертизы. | Лекции | 10 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
2.2. | Требования к эксперту. Механизмы контроля и сертификации профессионального уровня эксперта. Компетентностные и квалификационные характеристики эксперта. Позиция эксперта. Эксперт: личность, знание, ответственность. Этика экспертной деятельности. | Практические | 10 | 4 | Л1.1, Л2.1 | |
2.3. | Профессиональная подготовка экспертов и потребителей экспертизы. Оценка качества работы эксперта. Ошибки в работе эксперта | Сам. работа | 10 | 20 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 3. Институт экспертизы и экспертное сообщество | ||||||
3.1. | Актуальность проблемы построения экспертных образовательных сообществ. Проблемы институционализации экспертного знания в России | Лекции | 10 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
3.2. | Экспертные сообщества России и Запада: сходство и различие. Отечественный и мировой опыт государственных и общественных экспертиз образования. Основные направления экспертизы образования в России. | Практические | 10 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
3.3. | Оптимальные формы организации экспертного сообщества. Проблемы самоорганизации экспертного сообщества. Статус эксперта. Экспертное мегасообщество | Сам. работа | 10 | 4 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 4. Нормативно-правовое обеспечение и социально-организационные механизмы экспертизы | ||||||
4.1. | Юридические аспекты экспертизы. Нормативно-правовые документы, регулирующие экспертизу. | Лекции | 10 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
4.2. | Технологические аспекты проведения экспертизы. Телекоммуникационные технологии в экспертизе. Социально-организационные аспекты экспертизы. Сущность и возможности экспертизы в социально-технологическом аспекте. Порядок проведения экспертизы. Форма предоставления результатов. Экспертные документы: оценки, заключения. | Практические | 10 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
4.3. | Технологические аспекты проведения экспертизы. Телекоммуникационные технологии в экспертизе. Социально-организационные аспекты экспертизы. Сущность и возможности экспертизы в социально-технологическом аспекте. Порядок проведения экспертизы. Форма предоставления результатов. Экспертные документы: оценки, заключения. | Сам. работа | 10 | 4 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 5. Программа развития образовательного учреждения как объект экспертизы | ||||||
5.1. | Программа развития школы как продукт проектной деятельности. Требования к программе развития школы и пути их обеспечения. Структура программы развития школы. | Лекции | 10 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
5.2. | Организационно-образовательная система школы. Ошибки и недостатки программ развития, подготовленных образовательными учреждениями. Основные этапы разработки программы развития школы и их ожидаемые результаты. Стратегический анализ школы. Элементы анализа образовательной системы и образовательной программы школы. Общая схема проблемно-ориентированного анализа. Методы и средства анализа в стратегическом управлении школой. | Практические | 10 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
5.3. | Экспертиза стратегических документов образовательного учреждения в рамках национального проекта «Образование». | Сам. работа | 10 | 6 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 6. Экспертиза образовательных программ | ||||||
6.1. | Понятие «образовательная программа», ее назначение, содержание, структура. Миссия образовательного учреждения и «модель» выпускника. Главные тенденции разработки и реализации образовательных программ. Основные недостатки. Отличие образовательной программы от других документов и процедур. | Лекции | 10 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
6.2. | Требования сертификации и другие нормативно-правовые основания образовательной программы. Критерии и показатели эффективности реализации образовательной программы. Значение разработки образовательной программы для различных субъектов образовательного процесса. Образовательная программа – механизм сближения учебной, воспитательной и развивающей функций образовательного учреждения. | Практические | 10 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
6.3. | Экспертиза образовательных программ: что оценивает эксперт? Содержание образования – базовая основа образовательной программы и ее экспертизы. Различные подходы к определению «содержания образования». Оценка содержания и структуры программы. Анализ проблем и целей образовательных программ. Экспертиза учебных планов. Проблема критериев экспертных оценок образовательных программ. | Сам. работа | 10 | 6 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 7. Психолого-педагогическая экспертиза профилактических и коррекционно-реабилитационных программ | ||||||
7.1. | Понятия «профилактика», «коррекция», «реабилитация». Их сущность и виды. Принципы построения профилактических и коррекционно-реабилитационных программ. | Лекции | 10 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
7.2. | Основные стратегии воздействия, используемые в программах для подростков и молодежи. Формы работы. | Практические | 10 | 4 | Л1.1, Л2.1 | |
7.3. | Содержание психолого-педагогической экспертизы профилактических и коррекционно-реабилитационных программ. | Сам. работа | 10 | 6 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 8. Организация общественной экспертизы программ и проектов | ||||||
8.1. | Сущность и смысл общественной экспертизы. Нормативно-правовые аспекты организации и деятельности независимых экспертных сообществ. Подходы к организации общественной экспертизы программ и проектов. Институциональные формы общественной экспертизы. | Лекции | 10 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
8.2. | Организационно-технологические особенности проведения общественной экспертизы. Связь с общественностью. Механизмы привлечения общественной экспертизы к процессу управления образованием. Публичные слушания как форма проведения общественной экспертизы. | Сам. работа | 10 | 5 | Л1.1, Л2.1 | |
8.3. | Различные виды общественной экспертизы: сходства, различия. | Сам. работа | 10 | 5 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
прилагается |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
прилагается |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС экспертиза служебка.doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Левченко И.Ю., Забрамная С.Д., Добровольская Т.А. | Психолого-педагогическая диагностика : учебник | Издательский центр «Академия», 2014 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Шаповал И.А. | Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: учебник | Москва, 2014 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Психолого-педагогическая экспертиза | Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) | ||
Э2 | Психолого-педагогическая экспертиза | ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Психолого-педагогическая экспертиза | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на зачете - 30 баллов. В зачетный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Зачет проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут. Методические рекомендации по проведению практических занятий Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков. Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей. В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на: • обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний; • формирование умений применять полученные знания в практической деятельности; • развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений; • выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов. Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на: - расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам; - усвоение умений и навыков практической работы; - развитие умений самопознания и саморазвития. Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий: - формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах; - формулирование резюме по прочитанному материалу; - составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями; - составление краткого конспекта текста. |