МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология личности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.05.02. Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихология менеджмента и организационное консультирование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_Психология служебной деятельности_ПМиОК-2021
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 21,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 26 26 26 26
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 88 88 88 88
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
канд.психол.наук, доцент, Ипполитова Елена Александровна

Рецензент(ы):
канд.психол.наук, доцент, Лужбина Нататлья Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Психология личности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (приказ Минобрнауки России от 31.08.2020 г. № 1137)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, доктор психол. н., Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой профессор, доктор психол. н., Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – cформировать у студентов представление о психологии личности как теоретической и практической области знания, направленной на исследование закономерностей формирования и развития человека в природе, обществе и индивидуальном жизненном пути.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 Способен осуществлять комплексное исследование и диагностику психических свойств и состояний, особенностей развития различных сфер личности, а также профессиональной среды с учетом нормативной регламентации и этических принципов деятельности психолога, изучать психологический климат, анализировать формы организации взаимодействия в служебных коллективах, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию
ОПК-6 Способен выявлять специфику функционирования психики человека с учетом возраста, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к профессиональной, гендерной, этнической и другим социальным группам
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.определение базовых понятия психологии личности (индивид, личность, индивидуаль-ность, биогенез, социогенез, персоногенез и др.), закономерности и тенденции нормального и аномального развития человека; основы подготовки психодиагностического заключения относительно функционирования ведущих сфер личности.
3.2.Уметь:
3.2.1.проектировать вероятные направления личностного развития человека, индивидуальных особенностей, мотивации, внутреннего мира личности; в доступной форме формулировать выводы относительно особенностей функционирования ведущих сфер личности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыком творческого решения различных, в том числе нестандартных, профессиональных задач в области психологии; основами интерпретации результатов применения методик диагностики ведущих сфер личности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в психологию личности.
1.1. Психология личности как наука. Лекции 4 2 Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
1.2. Психология личности как наука. Сам. работа 4 6 Л2.1, Л1.4, Л1.3
1.3. Личность как объект и предмет современной персонологии. Практические 4 4 Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
1.4. Личность как объект и предмет современной персонологии. Лекции 4 2 Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
1.5. Требования и критерии оценки теории личности. Практические 4 2 Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
1.6. Требования и критерии оценки теории личности. Сам. работа 4 6 Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Структура личности и различные методические подходы к ее изучению в психологии.
2.1. Теории личности в зарубежной психологии. Лекции 4 2 Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
2.2. Теории личности в отечественной психологии. Лекции 4 2 Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
2.3. Сравнительный анализ ведущих зарубежных подходов к изучению структуры личности. Практические 4 4 Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
2.4. Сравнительный анализ методологических подходов к изучению структуры личности в отечественной психологии. Практические 4 4 Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
2.5. Сравнительный анализ методологических подходов к изучению структуры личности в отечественной и зарубежной психологии. Сам. работа 4 20 Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Персоногенез личности: индивидуальность личности и ее жизненный путь.
3.1. Психология жизненного пути личности Лекции 4 4 Л1.2
3.2. Субъективная картина жизненного пути личности Лекции 4 2 Л1.2
3.3. Психология жизненного пути личности Сам. работа 4 6 Л1.2
3.4. Жизненный путь личности как история ее индивидуального развития: феномен и его диагностика Практические 4 4 Л1.2
Раздел 4. Ценностно-смысловая сфера личности.
4.1. Личностные смыслы и ценности как основа внутреннего мира личности. Практические 4 2 Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
4.2. Личностные смыслы и ценности как основа внутреннего мира личности. Сам. работа 4 6 Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
4.3. Ценностно-смысловая сфера личности: понятие, характеристика. Лекции 4 4 Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
4.4. Динамика смысловой сферы личности Практические 4 2 Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
4.5. Динамика смысловой сферы личности Сам. работа 4 8 Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
4.6. Смысл жизни как психологическая реальность. Практические 4 2 Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
4.7. Смысл жизни как психологическая реальность. Сам. работа 4 4 Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
Раздел 5. Мотивация и направленность личности.
5.1. Мотивационная сфера личности, ее структура и составляющие. Лекции 4 4 Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
5.2. Мотивационная сфера личности, ее структура и составляющие. Практические 4 2 Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
5.3. Мотивационная сфера личности, ее структура и составляющие. Сам. работа 4 6 Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
5.4. Психологические анализ мотивационных образований и мотивационных свойств личности. Сам. работа 4 6 Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
5.5. Психологические анализ мотивационных образований и мотивационных свойств личности. Практические 4 2 Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
5.6. Экзистенциальный уровень личности. Сам. работа 4 4 Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
5.7. Свобода и ответственность как психологические проблемы.Личностный выбор. Сам. работа 4 4 Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
Раздел 6. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности.
6.1. Подходы к исследованию психологического здоровья личности. Лекции 4 2 Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
6.2. Подходы к исследованию психологического здоровья личности. Сам. работа 4 6 Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
6.3. Психологическая защита и совладание – механизмы овладения поведением. Лекции 4 2 Л1.1, Л2.2
6.4. Психологическая защита и совладание – механизмы овладения поведением. Сам. работа 4 6 Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
6.5. Защитные механизмы личности: виды и типологии. Практические 4 2 Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Диянова З. В., Щеголева Т. М. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 И. А. Ральникова, О. С. Гурова, Е. А. Ипполитова Психология жизненного пути человека: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.3 Розин В. М. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ИСТОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Ипполитова Е.А., Ральникова И.А. Психология личности: учебное пособие Издательство Алтайского государственного университета, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Утлик Э.П. Психология личности: уч. пособие для студентов вузов Академия, 2008
Л2.2 Кавун Л. В. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ТЕОРИИ ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Елисеев О.П. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 университетская библиотека on-line www.biblioclub.ru
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э3 курс в Moodle «Психология личности» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional;
Office 2010 Professional
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки заданий по дисциплине Психология личности придерживайтесь следующих общих рекомендаций.
1.Осмысливайте предлагаемый материал лекций и практических занятий.
2.Активно читайте научно-периодические издания, в первую очередь "Психологический журнал" и "Вопросы психологии".
3.Запоминайте фамилии ведущих теоретиков в области психологии личности и даты создания основных научно-психологических подходов, проведения наиболее значительных эмпирических и теоретических исследований,
5. Осмысливайте цели, процедуры, основные итоги эмпирических исследований и экспериментов.
6. Структурируйте материал, взятый из разных научных источников.
7. Изучать первоисточники.
8. При подготовке домашнего задания изучайте материал из всех рекомендуемых литературных источников
9. На практических занятиях активно участвуйте в обсуждении.
10. Участвуйте в выступлениях с докладами, выполнении творческих заданий.