МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экспериментальная психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.02. Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихология менеджмента и организационное консультирование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_Психология служебной деятельности_ПМиОК-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6
курсовой проект: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Экспериментальная психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (приказ Минобрнауки России от 31.08.2020 г. № 1137)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 21.06.2023 г. № 13
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент, Кузьмина Анна Сергеевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 21.06.2023 г. № 13
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент, Кузьмина Анна Сергеевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – изучение и практическая реализация знаний об экспериментальном методе в психологии.
Задачи курса:
1) Формирование навыков экспериментальной техники и выработка системного экспериментального мышления на основе разборов и аналитических сессий известных исторических экспериментов в психологии.
2) Приобретение знаний и умений формулировки научной проблемы, экспериментальных гипотез, разработки разных видов однофакторных и многофакторных экспериментальных планов с учетом возможных осложнителей, ошибок и способов их контроля, рассчета основных эффектов и взаимодействия.
3) Изучение способов формирования выборки и методов контроля побочных переменных (осложнителей).
4) Изучение способов прогнозирования возможных результатов исследования, форм представления данных (графические, опи-сательные, экспериментальные выводы).
5) Изучение статистики вывода, оценки вероятности ошибок первого и второго рода в эксперименте.
6) Изучение методов математической статистики при обработке данных эксперимента (Т-критерий Стьюдента, непараметрические критерии сравнения средних, разные виды дисперсионного анализа и др.) в разрабатываемом и проводимом студентами эксперименте.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6Способен выявлять специфику функционирования психики человека с учетом возраста, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к профессиональной, гендерной, этнической и другим социальным группам
ОПК-6.1 Знает специфику функционирования психики человека с учетом возраста, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к профессиональной, гендерной, этнической и другим социальным группам
ОПК-6.2 Способен выявлять при помощи диагностического инструментария специфику функционирования психики человека и психологическую структуру личности в ситуациях взаимодействия сотрудников в различных сферах профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- об основных исследовательских методах, преимуществах и особенностях организации, реализации экспериментального исследования,
- об основных экспериментальных планах (однофакторных и многофакторных), способах их организации и проведения,
- об основных способах формирования выборок экспериментального исследования и критериях их репрезентативности,
- об основных переменных экспериментального исследования, операционализации понятий, эмпирических индикаторах и гипотезах в психологическом эксперименте,
- об основных способах сбора, организации, обработки, анализа, интерпретации, графической визуализации и итогового представления данных экспериментального исследования,
- о методологических основах разработки исследовательских гипотез, о статистических и методологических гипотезах экспериментального исследования,
- об эффектах-осложнителях (побочных переменных) и способах их устранения в экспериментальном исследовании,
- о способах представления экспериментального плана, основных эффектах и взаимодействии,
-об этических принципах реализации эксперимента, этических ограничениях исследования в психологии,
- об основных хрестоматийных экспериментальных исследованиях в психологии.
3.2.Уметь:
3.2.1.- Уметь планировать и реализовывать экспериментальное исследование с учетом преимуществ и недостатков разных типов экспериментального планирования, особенностей выборки, наличия осложнителей, количества факторов, специфики гипотез исследования, способа операционализации и особенностей измерения эмпирических индикаторов зависимой и независимых переменных.
- Уметь формулировать экспериментальные и статистические гипотезы, осуществлять всю процедуру статистики вывода, оценки вероятности ошибок первого и второго рода в эксперименте.
- Уметь осуществлять адекватную специфике данных и гипотезам исследования математико-статистическую обработку результатов экспериментального исследования.
- Уметь при решении экспериментальных задач обрабатывать, анализировать, визуализировать, представлять результаты исследования (уметь применять такие методы, как: Т-критерий Стьюдента, непараметрические критерии, виды дисперсионного анализа и др.).
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- планирования и реализации разных видов экспериментального исследования с учетом особенностей каждого из планов,
- формирования выборки и методов контроля побочных переменных (осложните-лей),
- прогнозирования возможных результатов исследования, форм представления данных (графические, описательные, экспериментальные выводы).
- осуществления статистики вывода, оценки вероятности ошибок первого и второго рода в эксперименте,
- математико-статистическую обработки, анализа и визуализации, интерпретации данных эксперимента,
- работы со статистическими программами при решении экспериментальных задач (уметь применять такие методы, как: Т-критерий Стьюдента, дисперсионный анализ и др.),
- формулировки инструкции в соотствии с особенностями цели и дизайна экспериментального исследования,
- навыки оформлениябазы данных экспериментального исследования в виде простой матрицы и нестинга с последующим представлением результатов основных эффектов и взаимодействия (для многофакторных планов).

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретическое и эмпирическое знание в психологии. История эмпирического и теоретического метода метода.
1.1. Исторический экскурс в историю эксперимента как общенаучного метода познания. Наука, псевдонаука, лженаука. Введение в теоретическое и эмпирическое знание. Лекции 6 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Исторический экскурс в историю эксперимента как общенаучного метода познания. Сам. работа 6 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Задачи исследовательской экспериментальной психологии, философия эксперимента как общенаучного метода познания. Единство темы, проблемы, гипотез, задач, цели и экспериментального планирования. Сам. работа 6 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Операционализация основных понятий своего экспериментального исследования. Валидность и надежность экспериментального исследования. Статистическая значимость и статистические ошибки Лекции 6 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Методология экспериментального психологического исследования. Экспериментальная проблема и гипотеза. Теория психологического эксперимента. Планирование эксперимента и контроль переменных. Квазиэксперимент.
2.1. Стратегии построения исследовательских групп. Способы контроля побочных переменных. Сам. работа 6 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Методы контроля влияния личности испытуемого и экспериментатора на результаты эксперимента. Квазиэксперимент. Сам. работа 6 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Контроль влияния личности испытуемого и экспериментатора на результаты эксперимента.Типы переменных и способы формирования выборки. Практические 6 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Отличительные черты научных теорий: верифицируемость и фальсифицируемость. Нуль-гипотеза, ошибки первого и второго рода. Сам. работа 6 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Классификация исследовательских методов в психологии. Экспериментальные планы. Корреляционные исследования.
3.1. Переменные в эксперименте. НП как фактор. Уровень, фактор и экспериментальное условие. Количество экспериментальных условий в однофакторном и многофакторном экспериментах. Лекции 6 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Инструкция. Правила формулирования. Побочные эффекты неправильно сформулированной инструкции. Разработка идей для психологических исследований. Эмпирические индикаторы основных переменных. Практические 6 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Дискретная и непрерывная НП, меж- и внутригрупповая, управляемая и субъектная (субъективная) – особенности при экспериментальном планировании и взаимосвязь с типом измерительной шкалы. Сам. работа 6 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.4. Виды независимых переменных: преимущества и недостатки экспериментального плана с разными типами НП. Практические 6 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.5. Двух- и многоуровневые экспериментальные планы. Сам. работа 6 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Систематизация и специфика экспериментальных исследований в различных областях психологии (сенсорных, перцептивных, мнемических процессов, внимания). Факторные экспериментальные планы.
4.1. Факторный план: преимущества перед однофакторными планами, гипотзы. Основные эффекты и взаимодействие. Сам. работа 6 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.2. Основные эффекты и взаимодействия в факторном эксперименте: гипотезы, рассчеты, визуализация, интерпретация. Сам. работа 6 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.3. Виды организации, планирования и представления факторных экспериментальных планов: цифровая, матричная, латинская и греко-латинская формы и нестинг. Сам. работа 6 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.4. Специфика экспериментальных исследований в различных областях психологии (сенсорных, перцептивных, мнемических процессов, внимания). Лекции 6 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.5. Формы представления результатов факторных планов. Виды факторных планов. Сам. работа 6 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.6. Виды взаимодествия: нулевое, сходящееся, расходящееся, пересекающееся. Примеры экспериментальных исследований. Визуализация и интерпретация результатов факторного эксперимента. Практические 6 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.7. Виды взаимодействия в факторном эксперименте. Наличие и отсутствие основных эффектов в факторном эксперименте. Количество испытуемых и исследовательских выборок как производная от типа факторного экспериментального плана. Сам. работа 6 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.8. Экспериментальные исследования в психологии как иллюстрация статистически значимого взаимодействия. Практические 6 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.9. Экспериментальные исследования в психологии как иллюстрация статистически значимого взаимодействия. Сам. работа 6 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.10. Экспериментальные исследования в психологии как иллюстрация статистически значимого взаимодействия. Лекции 6 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Измерение в психологии. Анализ и представление результатов психологического исследования. Математико-статистические методы анализа данных экспериментального исследования.
5.1. Дисперсионный анализ: однофакторный. Дисперсия меж- и внутрикгрупповая. Метод контрастов и апостериорных критериев. Программа SPSS. Лекции 6 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.2. Основные статистические правила реализации дисперсионного анализа как способа обработки однофакторных экспериментальных исследований. Особенности ввода и анализа данных эксперимента в программе SPSS. Сам. работа 6 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.3. Многофакторный и многомерный дисперсионный анализ. Сам. работа 6 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.4. Особенности ввода данных, рассчетов и анализа результатов многофакторных экспериментов и экспериментов с множеством зависимых переменных в программе SPSS с помощью дисперсионного анализа. Сам. работа 6 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.5. Особенности ввода данных, рассчетов и анализа результатов многофакторных экспериментов и экспериментов с множеством зависимых переменных в программе SPSS с помощью дисперсионного анализа. Практические 6 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.6. Дисперсионный анализ с повторными измерениями как способ обработки данных эксперимента с внутригрупповой или внутригрупповыми независимыми переменными. Сам. работа 6 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.7. Дисперсионный анализ с повторными измерениями. Сам. работа 6 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.8. Непараметрические критерии различия средних в подгруппах в анализе результатов одно- и многофакторных экспериментов в психологии. Практические 6 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.9. Непараметрические критерии различия средних в подгруппах в анализе результатов одно- и многофакторных экспериментов в психологии. Особенности ввода данных, рассчетов, представления результатов. Сам. работа 6 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Защита курсовых проектов.

Оценивание выполнения курсовых работ

4-балльная шкала (уровень освоения)
Отлично (повышенный уровень):

Во введении полностью раскрыта актуальность темы работы, грамотно поставлены задачи и цель работы. Основная часть работы демонстрирует большое количество прочитанных автором работ. Представленная информация проанализирована, логически структурирована. В заключении сделаны логичные выводы, четко выражено собственное отношение выражено. Автор курсовой работы демонстрирует осознание возможности применения исследуемых теорий, методов на практике. Курсовая работа написана в научном стиле. Автор адекватно применял научные термины, правильно оформил ссылки. Оформление работы соответствует требованиям ГОСТ. Объём работы заключается в пределах от 20 до 30 страниц.

Хорошо (базовый уровень)
Во введении содержит некоторую нечёткость формулировок. В основной её части не всегда проводится критический анализ, отсутствует авторское отношение к изученному материалу. В заключении неадекватно использованы некоторые термины, наблюдаются незначительные ошибки в стиле. Допущены незначительные неточности в оформлении библиографии, приложений.

Удовлетворительно (пороговый уровень)
Введение содержит лишь попытку обоснования выбора темы и актуальности работы, отсутствуют чёткие формулировки. Расплывчато определены задачи и цели. Основное содержание работы – это пересказ чужих идей, нарушена логика изложения. В заключении автор попытался сделать обобщения, собственного отношения к работе практически не показал. В оформлении допущено несколько грубых ошибок. Не выдержан научный стиль изложения, часто неверно употребляются научные термины, ссылки оформлены неграмотно, наблюдается плагиат.

Неудовлетвори-тельно (уровень не сформирован)
Во введении отсутствует обоснование темы работы, нет её актуализации. Не обозначены цели и задачи работы, основное содержание которой указывает на недостаточное число прочитанной литературы. Внутренняя логика всего изложения проекта слабая. Нет критического осмысления прочитанного, как и собственного мнения. Нет обобщений. В заключении не приведены грамотные выводы. В работе наблюдается отсутствие ссылок, плагиат, не выдержан стиль, неадекватное использование терминов. При оформлении не соблюдены основные требования ГОСТ, а библиография с приложениями содержат много ошибок. Менее 20 страниц объём всей работы.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Инструкция. Правила формулирования. Побочные эффекты неправильно сформулированной инструкции.

Постановка эмпирических вопросов касательно обыденных или философских вопросов, перевод проблемы с языка повседневности на язык психологической науки: примеры, аналитический разбор правил и ошибок формулировки. Эмпирический вопрос как основа экспериментальной гипотезы.


Отличительные черты научных теорий: верифицируемость и фальсифицируемость. Креативное мышление в науке (включает процесс определения значимых связей между кажущимися бессвязными идеями и использование этих связей для создания экспериментов).

Нуль-гипотеза и альтернативная гипотеза в экспериментальном исследовании, вероятность ошибки первого и второго рода. Статистика вывода.

Стратегии построения исследовательских групп: рандомизация; попарный отбор; рандомизация с выделением страт; приближенное моделирование; репрезентативное моделирование; привлечение реальных групп.

Зависимая (ЗП) и независимая (НП) переменные. Виды НП, уровни НП, экспериментальные условия в однофакторном и многофакторном экспериментальном исследовании. Отношения между переменными.

Способы контроля побочных переменных: элиминация; создание константных условий; балансировка эффекта от действия внешних переменных; балансировка с выделением внешней переменной, экспериментальный план Соломона для четырех групп, контрбалансировка или позиционное уравнивание (прямое и обратное позиционное уравнивание); рандомизация.

Виды однофакторных экспериментальных планов: преимущества и недостатки, особенности планирования, реализации, примеры.

Виды многофакторных планов, основные эффекты и взаимодействия. Преимущества и недостатки многофакторных планов в эксперименте.

Виды дисперсионного анализа в задачах обработки данных однофакторных и многофакторных экспериментальных исследований с разных количеством факторов, разным типом независимы и зависимых переменных, разных количеством уровней факторов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Носс И.Н. Экспериментальная психология : учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/489514
Л1.2 Константинов В.В. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Орлова Е. А., Колесник Н. Т., Ефремова Г. И. ; Под ред. Ефремовой Г.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» https://e.lanbook.com/»
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 Экспериментальная психология portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется обратиться к преподавателю для уточнения индивидуальной формулировки задания. Студенту предлагается форма отчетности в виде: письменного конспекта, выступления на практическом занятии с докладом, выполнения конспекта-схемы и пр. Письменное индивидуальное контрольное задание студентом сдается преподавателю заблаговременно до окончания дисциплины. Устное индивидуальное контрольное задание рекомендуется выполнить при выступлении с докладом (сообщением) на практическом занятии по соответствующей работе теме.
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная работа студентов должна оказывать важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется студентом самостоятельно. Каждый студент самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием по каждой дисциплине. Он выполняет внеаудиторную работу по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.
К основным задачам самостоятельной работы относятся:
1. систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
2. углубление и расширение теоретических знаний;
3. развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
4. формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
5. использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических и лабораторных занятиях для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии в качественном декларировании сообщений, выполнении индивидуальных контрольных работ и текущих тестовых заданий.
Перечисленные в модулях проблематики направлены на углубленное изучение и закрепление знаний студента.
Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки. При успешном решении 90-100% заданий студент может заключить о своей качественной подготовке по конкретному разделу дисциплины.