МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология семьи и семейное консультирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.05.02. Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихология менеджмента и организационное консультирование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_Психология служебной деятельности_ПМиОК-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 105
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 30 30 30 30
Практические 54 54 54 54
Сам. работа 105 105 105 105
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.пс.н., Доцент, Ипполитова Елена Александровна

Рецензент(ы):
Ст.преподаватель, Кроян Гоар Федяевна

Рабочая программа дисциплины
Психология семьи и семейное консультирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (приказ Минобрнауки России от 31.08.2020 г. № 1137)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.псх.н., Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой профессор, д.псх.н., Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса:
Изучение закономерностей формирования и развития человека как члена семьи, овладение методами диагностики семейных проблемных зон и технологией семейного психологического консультирования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-7 Способен осуществлять консультирование в области межличностных отношений, профориентации, планирования карьеры, профессионального и личностного роста, организации служебной деятельности персонала
ОПК-12 Способен проводить работу по социальной реабилитации лиц, находящихся в ситуации социальной дезадаптации
ОПК-14 Способен использовать адекватные развивающие и коррекционные программы, осуществлять психологическую интервенцию с целью изменения негативных состояний лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе в состоянии психологической дезадаптации, с различными проявлениями девиаций, зависимостей, с суицидальными наклонностями
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности формирования и развития человека в семье, функции, структуру, динамику, жизненный цикл семьи; основные механизмы влияния семьи на дезадаптацию детей и подростков группы риска; наиболее значимые методы, направления, подходы и теории, выступающие методологическим основанием комплексного консультирования по поводу семейных проблем; психологические закономерности преодоления детьми трудных семейных ситуаций (развод, нормативный семейный кризис), выступающие факторами риска девиантного поведения
3.2.Уметь:
3.2.1.с помощью психологических методов выявлять основную специфику функционирования человека как члена семьи; разрабатывать технологии индивидуального и группового семейного консультирования; выделять основные факторы во внутрисемейных отношениях, способствующие или препятствующие адаптации детей и подростков группы риска; организовывать психологическую помощь детям, направленную на коррекцию девиантного поведения, инициированного переживанием трудных семейных ситуаций
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами оценки семейной ситуации посредством диагностики функций, структуры, динамики и жизненного цикла семьи (генограмма семьи и другие проективные методы, тест психологической готовности к родительству, удовлетворенности браком, методами диагностики семейной тревоги, модифицированные опросники, скульптура семьи и пр.); методологией психологической поддержки детей и подростков группы риска посредством перестройки внутрисемейных отношений; ведущими технологиями семейного консультирования; технологиями организации психологической помощи детям, направленной на коррекцию девиантного поведения, инициированного переживанием трудных семейных ситуаций

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Семья как многоуровневая и многофункциональная система.
1.1. Социально-психологическая модель семьи. Лекции 8 4 ОПК-7, ОПК-12, ОПК-14 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Социально-психологическая модель семьи. Сам. работа 8 10 ОПК-7, ОПК-12, ОПК-14 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Социальные роли в семье. Функции семьи. Лекции 8 2 ОПК-7, ОПК-12, ОПК-14 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Социальные роли в семье. Функции семьи. Сам. работа 8 8 ОПК-7, ОПК-12, ОПК-14 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Жизненный цикл семьи. Лекции 8 8 ОПК-7, ОПК-12, ОПК-14 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.6. Жизненный цикл семьи. Практические 8 10 ОПК-7, ОПК-12, ОПК-14 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.7. Жизненный цикл семьи. Сам. работа 8 14 ОПК-7, ОПК-12, ОПК-14 Л1.1, Л2.1
1.8. Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака. Практические 8 2 ОПК-7, ОПК-12, ОПК-14 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.9. Развод как социально-психологический феномен. Сам. работа 8 12 ОПК-7, ОПК-12, ОПК-14 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.10. Нарушение функционирования семьи. Практические 8 4 ОПК-7, ОПК-12, ОПК-14 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.11. Причины конфликта.Предотвращение конфликта. После конфликта. Процессы распада и дестабилизации семейных отношений Практические 8 2 ОПК-7, ОПК-12, ОПК-14 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.12. Причины конфликта.Предотвращение конфликта. После конфликта. Процессы распада и дестабилизации семейных отношений Сам. работа 8 15 ОПК-7, ОПК-12, ОПК-14 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Теория и практика семейного консультирования.
2.1. Семья как источник психической травмы. Лекции 8 4 ОПК-7, ОПК-12, ОПК-14 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Семья как источник психической травмы. Практические 8 2 ОПК-7, ОПК-12, ОПК-14 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Состояние глобальной семейной неудовлетворенности. Семейная тревога. Лекции 8 4 ОПК-7, ОПК-12, ОПК-14 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Состояние глобальной семейной неудовлетворенности. Семейная тревога. Сам. работа 8 10 ОПК-7, ОПК-12, ОПК-14 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Модели консультирования семьи. Лекции 8 2 ОПК-7, ОПК-12, ОПК-14 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.6. Модели консультирования семьи. Практические 8 14 ОПК-7, ОПК-12, ОПК-14 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.7. Основные теоретические подходы в семейной терапии Лекции 8 2 ОПК-7, ОПК-12, ОПК-14 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.8. Диагностика семьи Практические 8 8 ОПК-7, ОПК-12, ОПК-14 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.9. Стандартизированные методы исследования детско-родительских отношений. Лекции 8 2 ОПК-7, ОПК-12, ОПК-14 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.10. Стандартизированные методы исследования детско-родительских отношений. Сам. работа 8 18 ОПК-7, ОПК-12, ОПК-14
2.11. Стандартизированные методы исследования детско-родительских отношений. Лекции 8 2 ОПК-7, ОПК-12, ОПК-14 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.12. Стандартизированные методы исследования супружеских отношений. Сам. работа 8 18 ОПК-7, ОПК-12, ОПК-14 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.13. Стандартизированные методы исследования детско-родительских и супружеских отношений. Практические 8 12 ОПК-7, ОПК-12, ОПК-14 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.14. Экзамен 8 27 ОПК-7, ОПК-12, ОПК-14 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложения

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложения
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Суслова Т.Ф., Шаповаленко И.В. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ С ОСНОВАМИ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Векилова С.А. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Прохорова О.Г., Торохтий В.С. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Векилова, С. А. Психология семьи: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/ABC96C93-8353-4F22-B767-8D8B92B5888C.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 2. электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 3. элктронный курс в системе Moodle "Психология семьи" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения дисциплины студентам рекомендуется:
1). Обязательное посещение практических занятий, выступление на практических занятиях; при подготовке к практическим занятиям необходимо вдумчивое знакомство с обязательной и дополнительной литературой, указанной в рабочей программе дисциплины.
2). Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: обсуждении домашних заданий; дискуссиях, выполнении индивидуальных практических заданий, творческих заданиий и др.
3). При подготовке доклада студенту рекомендуется:
1. Составить план выступления;
2. При изложении материала стремиться воспроизвести содержание в доступной для слушателей форме;
3. Обозначать авторов научных подходов (идей, положений, взглядов и др.)
4. Подготовить примеры для иллюстрации ключевых положений доклада;
5. Время доклада 7 минут;
6. После доклада выступающий отвечает на вопросы аудитории;
7. Приветствуется использование электронной презентации;
8. Предварительно, в письменном виде (не более 1-2 стр.) по материалу доклада составляется краткое резюме, которое может быть использовано другими слушателями в процессе подготовки к экзамену.