МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы планирования и проведения тренинга

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.05.02. Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихология менеджмента и организационное консультирование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_Психология служебной деятельности_ПМиОК-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 105
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 30 30 30 30
Практические 54 54 54 54
Сам. работа 105 105 105 105
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.психол.наук, Доцент, Шамардина М.В.

Рецензент(ы):
к.психол.наук, Доцент, Волкова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Основы планирования и проведения тренинга

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (приказ Минобрнауки России от 31.08.2020 г. № 1137)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 08.06.2022 г. № 12
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Волкова Т.Г., доцент, канд.психол.н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 08.06.2022 г. № 12
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г., доцент, канд.психол.н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: обучение студентов основам разработки программы и проведения психологического тренинга как метода практической работы психолога.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен к оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию
ПК-2.1 Знает современные подходы к формированию психологической культуры населения
ПК-2.2 Умеет отбирать материалы и методы просветительской работы с учетом возраста, принадлежности к разным социальным группам
ПК-2.3 Владеет методами повышения уровня психологической культуры с учетом возраста, принадлежности к разным социальным группам
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает современные подходы к формированию психологической культуры населения
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет отбирать материалы и методы просветительской работы с учетом возраста, принадлежности к разным социальным группам
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет методами повышения уровня психологической культуры с учетом возраста, принадлежности к разным социальным группам

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические и методологические основы технологии психологического тренинга
1.1. Понятие психологического тренинга Лекции 6 4 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.2. Тренинг как метод психологического воздействия Практические 6 6 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.3. Теоретические и методологические основы психологического тренинга Сам. работа 6 12 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.4. Ведущие направления групповой работы, виды тренинговых групп Практические 6 4 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.5. Характеристика видов тренингвых групп Сам. работа 6 15 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 2. Психологический тренинг как метод развития компетентности в общении
2.1. Основная характеристика фаз тренинга. Практические 6 6 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.2. Ведущие направления групповой работы, виды тренинговых групп. Лекции 6 4 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.3. Структура психологического тренинга Лекции 6 4 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.4. Принципы организации и проведения психологического тренинга Лекции 6 6 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.5. Правила взаимодействия участников в группе. Принципы обучения в тренинге. Практические 6 6 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.6. Эмоциональная сфера как аспект психологического воздействия. Роль ведущего в тренинге. Сам. работа 6 20 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.7. Модели тренинговой работы Лекции 6 6 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.8. Модели тренинговой работы. Характеристика и критерии различия моделей тренинга. Практические 6 8 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 3. Разработка программы психологического тренинга
3.1. Основные принципы разработки программы психологического тренинга Лекции 6 6 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
3.2. Основные этапы составления программы психологического тренинга, их характеристика.Разработка целевой и инструментальной составляющей программы тренинговой работы. Практические 6 8 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
3.3. Разработка и экспертиза программы психологического тренинга. Сам. работа 6 34 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 4. Социально-психологической тренинг эффективной коммуникации
4.1. Демонстрационный психологический тренинг Практические 6 8 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.2. Апрбация элементов тренинговой программы, разработанной студентами. Практические 6 8 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.3. Экспертная оценка программы. Сам. работа 6 24 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.4. Зачет 6 27 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5329.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен к оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1.Тренинговый метод – это?
а) способ достижения цели, осуществления познания, освоения и преобразования объектов действительности
б) способ познания действительности посредством участия в групповой работе
в) способ организации активности участников в пространстве и времени тренинга с целью достижения изменений в их жизни и в них самих
Ответ: в)

Вопрос 2. Рекомендуемое количество участников тренинга?
а) 30-35 человек
б) 7-15 человек
в) 25-30 человек
Ответ: б)

Вопрос 3. Психологический тренинг – это?
а) исследовательский метод
б) метод воздействия
Ответ: б)

Вопрос 4. Одно и то же упражнение может использоваться в разных тренинговых программах:
а) только с одной целью
б) с разными целями
Ответ: б)

Вопрос 5. Конфиденциальность подразумевает запрет на обсуждение поведения, чувств, мыслей, волнующих участников группы, происходящих ………………………..?
а) за пределами группы
б) в настоящий момент
Ответ: а)

Вопрос 6. Тренинговая группа как психологическое зеркало рассматривается в схеме под названием «окошко …………………..»?
а) Джогарри
б) Джекгарри
в) Джеремигарри
Ответ: Джогарри

Вопрос 7. Принцип здесь и теперь в тренинговой работе означает?
а) не разглашение чувств и переживаний участников за пределами группы
б) фокусировка осознания участников тренинговой группы на актуальной, происходящей в данный момент ситуации
Ответ: б)

Вопрос 8. Принцип закрытости тренинговой группы означает?
а) не разглашение чувств и переживаний участников за пределами группы
б) работу тренинговой группы в одном и том же составе
Ответ: б)

Вопрос 9. В схеме «Окошко Джогарри» слепая область означает то, что…………….?
а) человек не знает о себе, а другие знают о нем
б) ни человек, ни другие не знают о нем
в) человек и другие знают о нем
г) человек о себе знает, а другие о нем не знают
Ответ: а)

Вопрос 10. В схеме «Окошко Джогарри» неизвестная область означает то, что…………….?
а) человек не знает о себе, а другие знают о нем
б) ни человек, ни другие не знают о нем
в) человек и другие знают о нем
г) человек о себе знает, а другие о нем не знают
Ответ: б)

Вопрос 11. В схеме «Окошко Джогарри» открытая область означает то, что…………….?
а) человек не знает о себе, а другие знают о нем
б) ни человек, ни другие не знают о нем
в) человек и другие знают о нем
г) человек о себе знает, а другие о нем не знают
Ответ: в)

Вопрос 12. В схеме«Окошко Джогарри» скрытая область означает то, что…………….?
а) человек не знает о себе, а другие знают о нем
б) ни человек, ни другие не знают о нем
в) человек и другие знают о нем
г) человек о себе знает, а другие о нем не знают
Ответ: г)

Вопрос 13. Стиль ведущего тренинга определяется дихотомией ………………………..?
а) директивный – свободный
б) провокативный – сотрудничающий
Ответ: а)

Вопрос 14. В своем развитии для вскрытия и преодоления внутригрупповых противоречий тренинговая группа проходит этап, связанный с ……………………….?
а) заверщением
б) зависимостью
в) конфликтом
Ответ: в)

Вопрос 15. Форма организации тренинга, заключающаяся в проведении занятий ежедневно по 3-8 часов от 3-14 дней называется ……………………….?
а) интенсивный курс
б) регулярные занятия
в) эпизодические встречи
Ответ: а)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. …………………………………………. тренинг – тренинг, направленный на повышение коммуникативной компетентности?
Ответ: социально-психологический

Вопрос 2. …………….. …………………………… ……………. – тренинг, направленный на развитие самосознания, формирование адекватного представления о себе для полноценного раскрытия и роста личностного потенциала.
Ответ: тренинг личностного роста

Вопрос 3. Психологический тренинг важно отличать от таких видов оказания групповой психологической помощи, как психокоррекция и ………………………..?
Ответ: психотерапия

Вопрос 4. ……………………….. группы – специально созданные малые группы, участники которых при содействии ведущего включаются в опыт общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании.
Ответ: тренинговая

Вопрос 5. Используя модель «окошко Джогарри», можно отметить, что в тренинговой работе происходит расширение ……………. области за счет уменьшения слепой, неизвестной и скрытой областей?
Ответ: открытой

Вопрос 6. …………………….. тренинговые занятия проводятся 1-2 раза в неделю по 3-4 часа в день.
Ответ: регулярные

Вопрос 7. Форма организации тренинга, заключающаяся в проведении занятий ежедневно по часов от 3-14 дней называется интенсивный курс.
Ответ: 3-8

Вопрос 8. Принцип ………………………… в планировании программы тренинга подразумевает, что каждое упражнение и занятие должно содержательно стыковаться с предыдущим и являться обеспечивающим для следующего.
Ответ: преемственности

Вопрос 9. Работа с ……………………….. направлена на определение желаемых результатов участников тренинга?
Ответ: ожиданиями

Вопрос 10. Введение правил работы тренинговой группы необходимо осуществлять в ………….. тренинга?
Ответ: начале

Вопрос 11. Инструкция к тренинговому упражнению должна быть точной, понятной и ……………….?
Ответ: лаконичной (краткой)

Вопрос 12. После каждого упражнения ведущий организовывает его …………………?
Ответ: обсуждение

Вопрос 13. При использовании ролевых игр в тренинговой работе ведущий организовывает дебрифинг, то есть снятие ………………?
Ответ: ролей

Вопрос 14. …………………. являются важным элементом тренинга, поддерживающим чувство принадлежности к группе и означающим привычные повторяющиеся действия участников тренинговой группы?
Ответ: ритуалы

Вопрос 15. …………………. тренинга является важным этапом, когда участники осознают результаты тренинговой работы, пробуют закрепить полученный опыт и перенести его на реальную жизнь?
Ответ: завершение

Вопрос 16. Принцип ……………. означает, что если участник тренинга решил поделиться какой-то личной информацией, то она должна быть достоверной?
Ответ: искренности

Вопрос 17. Ведущий тренинга осуществляет работу в двух направлениях – работа с личностью и ……………..?
Ответ: группой

Вопрос 18. Наличие у ведущего детально продуманного плана проведения тренинговых занятий характерно для ……………………….. стиля.
Ответ: директивного

Вопрос 19. ……………….. стиль ведения тренинга является самым сложным в исполнении, не предполагает наличие жестко определенной программы занятий, ведущий ориентируется на стихийно возникающие запросы, действия участников тренинга.
Ответ: свободный

Вопрос 20. Конструктивная ………………. ……………….. в тренинговой работе способствует осознанию того, как участники воспринимают друг друга, что помогает получению нового знания о себе.
Ответ: обратная связь
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Исторические предпосылки возникновения групповых форм оказания психологической помощи.
2. Групповые методы в психологических школах
3. Психологический тренинг как метод групповой психологической работы.
4. Отличительные черты психологического тренинга от групповой психотерапии и психокоррекции.
5. Цели и задачи психологического тренинга.
6. Принципы психологического тренинга.
7. Основные черты и парадигмы психологического тренинга.
8. Факторы, способствующие изменению участников тренинга.
9. Группа как психологическое зеркало (окошко Джогарри).
10. Фазы развития тренинговой группы.
11. Стили работы ведущего тренинга.
12. Функции ведущего тренинга.
13. Особенности подбора упражнений для социально-психологического тренинга.
14. Принципы преемственности и поэтаптности при планировании тренинга.
15. Особенности подачи инструкции к тренинговым упражнениям.
16. Формы организации тренинга.
17. Ко-тренерство: понятие, трудности.
18. Особенности проведения процедуры знакомства в психологическом тренинге.
19. Правила групповой тренинговой работы.
20. Работа с групповыми ожиданиями.
21. Активные методы групповой работы в СПТ.
22. Ритуалы в тренинговой работе.
23. Специфика работы с немотивированными группами.
24. Специфика обсуждения упражнений в тренинговой работе.
25. Дебрифинг в тренинговой работе.
26. Особенности проведения групповой дискуссии.
27. Обратная связь в психологическом тренинге.
28. Особенности использования музыки при проведении тренинга.
29. Завершение тренинга.
30. Основные этапы разработки и реализации программы тренинга

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Сформулируйте тему, цель и задачи психологического тренинга для подростков.
2. Сформулируйте тему, цель и задачи психологического тренинга для трудового коллектива.
3. Сформулируйте тему, цель и задачи психологического тренинга для студенческой группы.
4. Придумайте упражнение на знакомство участников тренинга, сформулируйте его цели, определите время выполнения, создайте инструкцию, опишите ход упражнения и выделите основные вопросы для его обсуждения.
5. Придумайте упражнение, направленное на повышение коммуникативной компетентности участников тренинга, сформулируйте его цели, определите время выполнения, создайте инструкцию, опишите ход упражнения и выделите основные вопросы для его обсуждения.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т. А. Мардасова, П. Р. Юсупов Тренинг профессиональной идентичности [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л1.2 Левкин В. Е. Социально-психологический тренинг для психолога: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
Л1.3 Рамендик Д. М. ТРЕНИНГ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. Н. Васильев Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике: [учеб. пособие] СПб.: Речь, 2007 www.studmed.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary, elibrary.ru
Э2 ЭБС Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Электронный курс в Moodle Психологический тренинг копия 1 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий, активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий и ответить на вопросы зачета.

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме;
изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к зачету.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовке к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Дя подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).