МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Когнитивно-поведенческая терапия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.02. Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихология менеджмента и организационное консультирование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_Психология служебной деятельности_ПМиОК-2021
Часов по учебному плану 186
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 132
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 30 30 30 30
Практические 24 54 24 54
Сам. работа 132 132 132 132
Итого 186 216 186 216

Программу составил(и):
ассистент, Кулагина Дарья Алексеевна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Кузьмина Анна Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Когнитивно-поведенческая терапия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (приказ Минобрнауки России от 31.08.2020 г. № 1137)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: обеспечить возможность получить теоретическое и практическое знание об основных принципах, методах и техниках когнитивно-бихевиоральной диагностики и консультирования и сформировать навыки их применения.
Задачи:
- Сформировать знание методологических принципов и экспериментальной основы КБТ, представления о современном состоянии КБТ, основных принципах и техниках в работе с тревожно-фобическими и тревожно-депрессивными расстройствами. Уметь применять соответствующие техники.
- Создать условия для расширения теоретических и практических знаний слушателей о терапевтической деятельности психолога, принципах его работы, а также техниках и принципах, которые он использует в своей практике в соответствии с решаемой им терапевтической задачей.
- Обеспечить условия для практического освоения КБТ техник, основных принципов работы с психозами, бредом ревности.
- Обеспечить условия для практического освоения техник - КБТ и диагностики клиентов в норме и в клинике (гиперактивность, суицидальное поведение, реактивные состояния, психопатии и др.).
- Сформировать навыки использования КБТ техник на практике - диагностических, консультативных, исследовательских в работе с личностными расстройствами, стрессовыми и невротическими состояниями.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-11Способен проводить работу по психологической реабилитации лиц, получивших психические травмы, осуществлять комплекс мер по социально-психологической реадаптации сотрудников, военнослужащих и (или) отдельных лиц, действовавших в экстремальных условиях
ОПК-11.1 Знает теоретические и методические основы, технологии психологической профилактики и коррекции, психологической реабилитации лиц профессиональных контингентов
ОПК-11.2 Способен разрабатывать целевые программы психологической подготовки сотрудников, психологической профилактики и коррекции сотрудников в ходе выполнения задач служебной деятельности подвергшихся негативному воздействию факторов экстремальной ситуации профессиональной деятельности
ОПК-11.3 Осуществляет подбор психопрофилактических и психокоррекционных методик в соответствии с критериями выбора в зависимости от ситуации
ОПК-14Способен использовать адекватные развивающие и коррекционные программы, осуществлять психологическую интервенцию с целью изменения негативных состояний лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе в состоянии психологической дезадаптации, с различными проявлениями девиаций, зависимостей, с суицидальными наклонностями
ОПК-14.1 Знает программы и технологии, направленные на предупреждение возможных расстройств психики, негативных состояний лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе в состоянии психологической дезадаптации, с различными проявлениями девиаций, зависимостей, с суицидальными наклонностями
ОПК-14.2 Владеет навыками выявления причин и условий, а также приемами социально-психологического сопровождения лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе в состоянии психологической дезадаптации, с различными проявлениями девиаций, зависимостей, с суицидальными наклонностями
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о методологических принципах и экспериментальные основы КБТ,
- представления о современном состоянии КБТ,
- об основных принципах и техниках в работе с тревожно-фобическими и тревожно-депрессивными расстройствами
3.2.Уметь:
3.2.1.- знать и уметь применять на практике теоретические и практические знания слушателей о терапевтической деятельности психолога, принципах его работы, а также техниках и принципах, которые он использует в своей практике в соответствии с решаемой им терапевтической задачей,
- знать и уметь применять методологические принципы и техники когнитивно-поведенческой терапии и консультирования в соответствии с задачами клинико-психологической практики.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- практически освоить навыки применения КБТ техник, основы реализации основных принципов работы с психозами, бредом ревности.
- практически освоить КБТ техники и диагностику клиентов в норме и в клинике (гиперактивность, суицидальное поведение, реактивные состояния, психопатии и др..
- практически освоить КБТ техники - диагностические, консультативные, исследовательские в работе с личностными расстройствами, стрессовыми и невротическими состояниями.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы и принципы КБТ.
1.1. Бихевиоральная терапия: основы и принципы, экспериментальная база. Лекции 7 4 ОПК-14.1, ОПК-14.2, ОПК-11.1, ОПК-11.2, ОПК-11.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
1.2. Бихевиоральная терапия: основы и принципы, экспериментальная база. Практические 7 12 ОПК-14.1, ОПК-14.2, ОПК-11.1, ОПК-11.2, ОПК-11.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
1.3. Когнитивная терапия: история и современное состояние. Сам. работа 7 12 ОПК-14.1, ОПК-14.2, ОПК-11.1, ОПК-11.2, ОПК-11.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
1.4. Когнитивная терапия: история и современное состояние. Практические 7 8 ОПК-14.1, ОПК-14.2, ОПК-11.1, ОПК-11.2, ОПК-11.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
1.5. Когнитивно-бихевиоральная терапия: принципы, задачи и область применения. Сам. работа 7 12 ОПК-14.1, ОПК-14.2, ОПК-11.1, ОПК-11.2, ОПК-11.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
1.6. Когнитивно-бихевиоральная терапия: принципы, задачи в решении задач клинической практики (на примере тревожных, фобических, депрессивных, соматоформных и панических расстройств). Лекции 7 4 ОПК-14.1, ОПК-14.2, ОПК-11.1, ОПК-11.2, ОПК-11.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Диагностика в КБТ.
2.1. Диагностическое интервью: структура и техники. Лекции 7 4 ОПК-14.1, ОПК-14.2, ОПК-11.1, ОПК-11.2, ОПК-11.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
2.2. Диагностическое интервью: структура и техники. Сам. работа 7 12 ОПК-14.1, ОПК-14.2, ОПК-11.1, ОПК-11.2, ОПК-11.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
2.3. Выявление и анализ автоматических мыслей и дезадаптивных форм поведения Лекции 7 6 ОПК-14.1, ОПК-14.2, ОПК-11.1, ОПК-11.2, ОПК-11.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
2.4. Выявление и анализ автоматических мыслей и дезадаптивных форм поведения Практические 7 12 ОПК-14.1, ОПК-14.2, ОПК-11.1, ОПК-11.2, ОПК-11.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
2.5. Опросники в КБТ. Сам. работа 7 12 ОПК-14.1, ОПК-14.2, ОПК-11.1, ОПК-11.2, ОПК-11.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
2.6. Опросники в КБТ. Сам. работа 7 12 ОПК-14.1, ОПК-14.2, ОПК-11.1, ОПК-11.2, ОПК-11.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
2.7. Применение метода тестирования в когнитивно-поведенческой психологии (на примере диагностики депрессий, тревожных расстройсвт, фобий, соматоформных расстройств, расстройств пищевого поведения). Практические 7 8 ОПК-14.1, ОПК-14.2, ОПК-11.1, ОПК-11.2, ОПК-11.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
2.8. Когнитивно-бихевиоральная терапия: принципы, задачи и область применения. Сам. работа 7 12 ОПК-14.1, ОПК-14.2, ОПК-11.1, ОПК-11.2, ОПК-11.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Терапевтический процесс, консультирование и техники КБТ.
3.1. Организация терапевтического процесса. Индивидуальная и групповая терапия. Лекции 7 8 ОПК-14.1, ОПК-14.2, ОПК-11.1, ОПК-11.2, ОПК-11.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
3.2. Организация терапевтического процесса. Индивидуальная и групповая терапия. Практические 7 8 ОПК-14.1, ОПК-14.2, ОПК-11.1, ОПК-11.2, ОПК-11.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
3.3. Техники контроля над манипуляциями и контроля последствий. Сам. работа 7 12 ОПК-14.1, ОПК-14.2, ОПК-11.1, ОПК-11.2, ОПК-11.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
3.4. Техники научения по моделям, самоконтроля и когнитивные методы. Практические 7 6 ОПК-14.1, ОПК-14.2, ОПК-11.1, ОПК-11.2, ОПК-11.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. КБТ при работе с клиническими симптомами и синдромами.
4.1. КБТ при работе с тревожно-фобическими, тревожно-депрессивными расстройствами и стрессовыми состояниями. Сам. работа 7 12 ОПК-14.1, ОПК-14.2, ОПК-11.1, ОПК-11.2, ОПК-11.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
4.2. КБТ при работе с личностными расстройствами, обсессиями, аддикциями и психозами. Сам. работа 7 12 ОПК-14.1, ОПК-14.2, ОПК-11.1, ОПК-11.2, ОПК-11.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
4.3. КБТ при работе с расстройствами пищевого поведения, сексуальными и психофизиологическими расстройствами. Лекции 7 4 ОПК-14.1, ОПК-14.2, ОПК-11.1, ОПК-11.2, ОПК-11.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
4.4. Поведенческие техники и когнитивно-поведенческие при консультативной и терапевтической работе с расстройствами пищевого поведения, сексуальными и психофизиологическими расстройствами. Сам. работа 7 12 ОПК-14.1, ОПК-14.2, ОПК-11.1, ОПК-11.2, ОПК-11.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
4.5. Решение практических задач Сам. работа 7 12 ОПК-14.1, ОПК-14.2, ОПК-11.1, ОПК-11.2, ОПК-11.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Тренинг в решении проблем, тренинг самоинструктирования.
2. Тренинг прививки против стресса; стратегии реатрибуции.
4. Оперантное угасание, ситуативное управление.
5. Жетонная система, методы наказания, лишение подкрепления.
6. Самонаблюдение, Контроль стимула, Контроль контингентности; составление договоров.
7. Когнитивная гипнотерапия (Д. Дауд).
8. Работа с образами (визуализация): выявление и разъяснение пациенту природы образных представлений.
9. Поиск ответа на спонтанные образы, ответ на них. Создание образов как терапевтический прием.
10. Пошаговая мышечная релаксация Джекобсона.
11. Градуированное угасание.
12. Экспозиция и противодействие реакции.
13. Терапия реальности Дж. Глассера как вариант когнитивной терапии.
14. Фиксированные формы поведения и психическая ригидность как механизмы дезадаптации (Г.В. Залевский).
15. Позитивная психология М. Селигмана: терапевтические перспективы.
16. Диагностическое интервью в БКТ: структура и техники.
17. Выявление и анализ автоматических мыслей и дезадаптивных форм поведения.
18. Автоматические мысли и эмоции в БКТ: техники выявления и работы.
19. Ранние неадаптивные схемы и дисфункциональные убеждения в клинике тревожных и соматоформных расстройств.
20. Научение по моделям in vivo.
21. Скрытое научение по моделям
22. Предъявление символических моделей.
23. Скрытое обуславливание; когнитивная терапия (А. Бек).
24. Рационально-эмотивная терапия (А. Эллис).



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Психология как объективное исследование причин, условий, последствий и отдельных проявлений поведения.
2. Проблема эффективности психотерапии. Сравнительный анализ БКТ и других видов терапии.
3. Классическое обуславливание И.П. Павлова и оперантное обуславливание Б.Ф. Скиннера.
4. Феномен и терапия выученной беспомощности М. Селигмана.
5. Поведенческая психотерапия в общественном и социальном контексте.
6. Понятие симптома и болезни в поведенческой психотерапии.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение
Приложения
Приложение 1.   КПТ_ФОС.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сидоров П.И., Парняков А.В Клиническая психология: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2010 www.studentlibrary.ru
Л1.2 Орлова Е. А., Колесник Н. Т., Ефремова Г. И. ; Под ред. Ефремовой Г.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Ромек В.Г. ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Венгер А.Л., Морозова Е.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Кулганов В. А., Белов В. Г., Парфенов Ю. А. Прикладная клиническая психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online»: biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 КПТ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На зачет выносится два теоретических вопроса и практическое задание, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной, либо тестовой форме (открытые задания и закрытые вопросы). На ответ и решение задачи студенту отводится 40 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 5 баллов, за решение задачи 5 баллов. Перевод баллов в оценку. При верном выполнении теоретических и практических задач – оценка «отлично», при частичном выполнении практической задачи и верном теоретической – «хорошо», при частичном выполнении обоих типов задач – «удовлетворительно».