Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.05.02. Психология служебной деятельности |
Специализация | Психология менеджмента и организационное консультирование |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 37_05_02_Психология служебной деятельности_ПМиОК-2021 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 30 | 30 | 30 | 30 |
Практические | 54 | 54 | 54 | 54 |
Сам. работа | 132 | 132 | 132 | 132 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии
Протокол от 21.06.2023 г. № 13
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г., к.психол.н., доцент
1.1. | освоение психологических основ профессионального образования на базе которого у студентов формируется готовность к психолого-педагогическому сопровождению участников процесса профессионального образования. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-3 | Способен проводить работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы |
ПК-3.1 | Знает современные подходы к созданию программ предупреждения отклонений в личностном развитии и статусе человека |
ПК-3.2 | Умеет использовать комплекс методов, направленных на предупреждение отклонений в личностном статусе и развитии |
ПК-3.3 | Владеет современным инструментарием диагностики и предупреждения отклонений в личностном статусе и развитии человека |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основные психологические закономерности профессионального становления личности; - психологическую характеристику личности на разных этапах профессионального становления; - основные психологические закономерности овладения профессиональными знаниями, умениями, навыками и формирования профессионально важных качеств личности; - психологические основы педагогического взаимодействия субъектов профессионального образования |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | психологически обоснованно осуществлять выбор технологий обучения, воспитания и развития обучаемых |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками проведения диагностики учебно-познавательных и профессиональных способностей обучаемых; - навыками проведения психологического анализа профессионально-образовательного процесса. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в психологию профессионального образования | ||||||
1.1. | Психологически обусловленные проблемы профессионального образования | Лекции | 6 | 10 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
1.2. | Теоретико-психологические основания профессионального образования | Практические | 6 | 20 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
1.3. | Методы исследования психологии профессионального образования | Сам. работа | 6 | 60 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 2. Феноменология становления личности | ||||||
2.1. | Психологические основы возрастной периодизации | Лекции | 6 | 18 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
2.2. | Становление личности в онтогенезе | Практические | 6 | 32 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
2.3. | Психологические особенности возрастных периодов человека | Сам. работа | 6 | 16 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 3. Психология развивающего профессионального образования | ||||||
3.1. | Проблемное поле психологии профессионального образования | Лекции | 6 | 1 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
3.2. | Психолого-педагогические основы развивающего профессионального образования | Практические | 6 | 2 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
3.3. | Содержание и технологии развивающего профессионального образования | Сам. работа | 6 | 15 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 4. Психология профессионального обучения, воспитания и развития | ||||||
4.1. | Психология профессионального обучения | Лекции | 6 | 1 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
4.2. | Социально-профессиональное воспитание | Сам. работа | 6 | 10 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
4.3. | Психология профессионального развития | Сам. работа | 6 | 10 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 5. Психология педагога профессиональной школы | ||||||
5.1. | Психология профессионально-педагогической деятельности | Сам. работа | 6 | 10 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
5.2. | Профессионально-психологическая структура личности педагога профессиональной школы | Сам. работа | 6 | 6 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
5.3. | Развитие личностно профессионального потенциала педагога профессиональной школы | Сам. работа | 6 | 5 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Уточните предмет психологии здоровья. 2. Значение неосознаваемого в происхождении болезни. 3. Патохарактерологическое развитие личности. 4. Уточните значимость для здоровья биологических факторов. 5. Влияние социальных факторов в психопатизации личности. 6. Определите индивидуальные критерии и цели здорового образа жизни. 7. Перечислите компоненты образа жизни, положительно влияющие на здоровье. 8. Определения здоровья. 9. Критерии психического и социального здоровья. 10. Основные принципы гуманистической психологии. 11. В чем проявляется психологическая устойчивость и психологическая зависимость. 12. Уточните содержание понятий «безопасность труда», «профессиональная работоспособность», «профессиональная реабилитация». 13. Особенности античной модели здоровья. 14. Особенности адаптационной модели здоровья. 15. Проблематичность адаптационной модели здоровья. 16. Сравните представления о здоровой личности Э.Эриксона и Э.Фромма. 17. Сравните представления о здоровой личности К.Р.Роджерса и А.Маслоу. 18. Особенности трансперсонального измерения здоровья. 19. Творчество: здоровье или болезнь. 20. Саморегуляция и здоровье. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=180 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен проводить работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Выберите правильный ответ. О каком подходе к проблеме здоровья идет речь: «Здоровье – это некий оптимальный уровень функционирования организма и психики»: а) нормоцентрический * б) феноменологический в) холистический г) кросс-культурный д) аксиологический е) эволюционный ж) адаптационный з) интегративный. Ответ: * 2. Выберите правильный ответ. Компоненты здоровья: а) физический, интеллектуальный, нравственный, б) психоэмоциональный, социальный, физический, нравственный, личностный, в) социальный, личностный, нравственный, физический, психо-эмоциональный, интеллектуальный * г) личностный, нравственный, психо-эмоциональный, физический, д) нет правильного ответа. Ответ: * 3. Выберите правильный ответ. Факторы образа жизни составляют.... в общей доли влияния на здоровье человека: а) 10% б) 20% в) 30% г) 40% д) 50% * е) 60% Ответ: * 4. Выберите из перечисленных особенности, характерные для адаптационной модели здоровья а) оптимальное соотношение телесной и душевной природы человека, б) способность поддерживать стабильность на психофизическом уровне в условиях активного контакта с внешней средой, в) умеренность и забота о себе, г) постоянство внутренней среды организма,* д) личностный рост, е) возможность свободного самоопределения и выбора, ж) ценностное отношение к здоровью, з) открытость опыту, и) доверие к своему организму, к) направленность личности на раскрытие своего творческого потенциала, л) способность сохранять автономию. Ответ: * 5. Выберите правильный ответ. Факторы внешней среды составляют.... в общей доли влияния на здоровье человека: а) 10% б) 20%* в) 30% г) 40% д) 50% е) 60% Ответ: * ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Вставить пропущенные слова. Здоровье - это состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем … с внешней средой и отсутствуют какие-либо дефекты. 2. Вставьте пропущенное слово. «Можно выделить три основные группы психологических факторов здоровья: независимые, … и мотиваторы (передающие) 3. Вставьте пропущенное слово: «Определенный комплекс изменений в различных органах и системах при действии разных раздражителей, характер и направленность которых одинаковы и не зависят от природы раздражителя – это …». Ответ: неспецифическая адаптация. Эту реакцию ещё называют общий адаптаци-онный синдром или стресс-реакция 4. Вставьте пропущенное слово. К независимым психологическим факторам здоровья относятся: предрасполагающие, …, факторы социальной среды, демографические. Ответ: когнитивные факторы 5. Вставьте пропущенное слово. О каком свойстве организма идет речь: «В одинаковых условиях одни люди заболевают, а другие - нет. Это зависит от ... организма». Ответ: резервов КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. • «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. • «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. • «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. • «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | И. Ю. Кулагина | Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов | М.: Трикста, 2011 | |
Л1.2 | Габай Т.В. | Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов | М.: Академия, 2010 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | под ред. П. И. Пидкасистого | Психология и педагогика: учеб. для вузов | М.: Юрайт, 2011 | |
Л2.2 | Сластенин В.А., Каширин В.П. | Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов | М.: Академия, 2010 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Психология профессионального образования | Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) | ||
Э2 | Психология профессионального образования | ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Психология профессионального образования | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/ Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на экзамене - 30 баллов. В экзаменационный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут. Методические рекомендации по проведению практических занятий Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков. Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей. В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на: • обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний; • формирование умений применять полученные знания в практической деятельности; • развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений; • выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов. Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на: - расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам; - усвоение умений и навыков практической работы; - развитие умений самопознания и саморазвития. Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий: - формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах; - формулирование резюме по прочитанному материалу; - составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями; - составление краткого конспекта текста. |