МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология профессионального здоровья

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.05.02. Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихология менеджмента и организационное консультирование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_Психология служебной деятельности_ПМиОК-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 132
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 30 30 30 30
Практические 54 54 54 54
Сам. работа 132 132 132 132
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.пс.н., доцент, Колтыгина Е.В.

Рецензент(ы):
к.психол.н., зав. кафедрой, Волкова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Психология профессионального здоровья

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (приказ Минобрнауки России от 31.08.2020 г. № 1137)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.06.2023 г. № 13
Срок действия программы: 2021-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Волкова Т.Г., к.психол.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.06.2023 г. № 13
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г., к.психол.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.освоение психологических основ профессионального образования на базе которого у студентов формируется готовность к психолого-педагогическому сопровождению участников процесса профессионального образования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен проводить работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы
ПК-3.1 Знает современные подходы к созданию программ предупреждения отклонений в личностном развитии и статусе человека
ПК-3.2 Умеет использовать комплекс методов, направленных на предупреждение отклонений в личностном статусе и развитии
ПК-3.3 Владеет современным инструментарием диагностики и предупреждения отклонений в личностном статусе и развитии человека
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные психологические закономерности профессионального становления личности;
- психологическую характеристику личности на разных этапах профессионального становления;
- основные психологические закономерности овладения профессиональными знаниями, умениями, навыками и формирования профессионально важных
качеств личности;
- психологические основы педагогического взаимодействия субъектов профессионального образования
3.2.Уметь:
3.2.1.психологически обоснованно осуществлять выбор технологий обучения, воспитания и развития обучаемых
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками проведения диагностики учебно-познавательных и профессиональных способностей обучаемых;
- навыками проведения психологического анализа профессионально-образовательного процесса.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в психологию профессионального образования
1.1. Психологически обусловленные проблемы профессионального образования Лекции 6 10 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Теоретико-психологические основания профессионального образования Практические 6 20 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Методы исследования психологии профессионального образования Сам. работа 6 60 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Феноменология становления личности
2.1. Психологические основы возрастной периодизации Лекции 6 18 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Становление личности в онтогенезе Практические 6 32 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Психологические особенности возрастных периодов человека Сам. работа 6 16 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Психология развивающего профессионального образования
3.1. Проблемное поле психологии профессионального образования Лекции 6 1 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Психолого-педагогические основы развивающего профессионального образования Практические 6 2 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Содержание и технологии развивающего профессионального образования Сам. работа 6 15 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Психология профессионального обучения, воспитания и развития
4.1. Психология профессионального обучения Лекции 6 1 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Социально-профессиональное воспитание Сам. работа 6 10 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.3. Психология профессионального развития Сам. работа 6 10 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Психология педагога профессиональной школы
5.1. Психология профессионально-педагогической деятельности Сам. работа 6 10 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
5.2. Профессионально-психологическая структура личности педагога профессиональной школы Сам. работа 6 6 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
5.3. Развитие личностно профессионального потенциала педагога профессиональной школы Сам. работа 6 5 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Уточните предмет психологии здоровья.
2. Значение неосознаваемого в происхождении болезни.
3. Патохарактерологическое развитие личности.
4. Уточните значимость для здоровья биологических факторов.
5. Влияние социальных факторов в психопатизации личности.
6. Определите индивидуальные критерии и цели здорового образа жизни.
7. Перечислите компоненты образа жизни, положительно влияющие на здоровье.
8. Определения здоровья.
9. Критерии психического и социального здоровья.
10. Основные принципы гуманистической психологии.
11. В чем проявляется психологическая устойчивость и психологическая зависимость.
12. Уточните содержание понятий «безопасность труда», «профессиональная работоспособность», «профессиональная реабилитация».
13. Особенности античной модели здоровья.
14. Особенности адаптационной модели здоровья.
15. Проблематичность адаптационной модели здоровья.
16. Сравните представления о здоровой личности Э.Эриксона и Э.Фромма.
17. Сравните представления о здоровой личности К.Р.Роджерса и А.Маслоу.
18. Особенности трансперсонального измерения здоровья.
19. Творчество: здоровье или болезнь.
20. Саморегуляция и здоровье.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=180

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен проводить работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Выберите правильный ответ. О каком подходе к проблеме здоровья идет речь: «Здоровье – это некий оптимальный уровень функционирования организма и психики»:
а) нормоцентрический *
б) феноменологический
в) холистический
г) кросс-культурный
д) аксиологический
е) эволюционный
ж) адаптационный
з) интегративный.
Ответ: *
2. Выберите правильный ответ. Компоненты здоровья:
а) физический, интеллектуальный, нравственный,
б) психоэмоциональный, социальный, физический, нравственный, личностный,
в) социальный, личностный, нравственный, физический, психо-эмоциональный, интеллектуальный *
г) личностный, нравственный, психо-эмоциональный, физический,
д) нет правильного ответа.
Ответ: *
3. Выберите правильный ответ. Факторы образа жизни составляют.... в общей доли влияния на здоровье человека:
а) 10%
б) 20%
в) 30%
г) 40%
д) 50% *
е) 60%
Ответ: *
4. Выберите из перечисленных особенности, характерные для адаптационной модели здоровья
а) оптимальное соотношение телесной и душевной природы человека,
б) способность поддерживать стабильность на психофизическом уровне в условиях активного контакта с внешней средой,
в) умеренность и забота о себе,
г) постоянство внутренней среды организма,*
д) личностный рост,
е) возможность свободного самоопределения и выбора,
ж) ценностное отношение к здоровью,
з) открытость опыту,
и) доверие к своему организму,
к) направленность личности на раскрытие своего творческого потенциала,
л) способность сохранять автономию.
Ответ: *
5. Выберите правильный ответ. Факторы внешней среды составляют.... в общей доли влияния на здоровье человека:
а) 10%
б) 20%*
в) 30%
г) 40%
д) 50%
е) 60%
Ответ: *


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Вставить пропущенные слова. Здоровье - это состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем … с внешней средой и отсутствуют какие-либо дефекты.
2. Вставьте пропущенное слово. «Можно выделить три основные группы психологических факторов здоровья: независимые, … и мотиваторы (передающие)
3. Вставьте пропущенное слово: «Определенный комплекс изменений в различных органах и системах при действии разных раздражителей, характер и направленность которых одинаковы и не зависят от природы раздражителя – это …».
Ответ: неспецифическая адаптация. Эту реакцию ещё называют общий адаптаци-онный синдром или стресс-реакция
4. Вставьте пропущенное слово. К независимым психологическим факторам здоровья относятся: предрасполагающие, …, факторы социальной среды, демографические.
Ответ: когнитивные факторы
5. Вставьте пропущенное слово. О каком свойстве организма идет речь: «В одинаковых условиях одни люди заболевают, а другие - нет. Это зависит от ... организма».
Ответ: резервов

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. Ю. Кулагина Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов М.: Трикста, 2011
Л1.2 Габай Т.В. Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. П. И. Пидкасистого Психология и педагогика: учеб. для вузов М.: Юрайт, 2011
Л2.2 Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Психология профессионального образования Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Э2 Психология профессионального образования ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru
Э3 Психология профессионального образования portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/
Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на экзамене - 30 баллов.
В экзаменационный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут.

Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков.
Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования
формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на:
- расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам;
- усвоение умений и навыков практической работы;
- развитие умений самопознания и саморазвития.
Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий:
- формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах;
- формулирование резюме по прочитанному материалу;
- составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями;
- составление краткого конспекта текста.