МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Тренинг лидерства и командообразования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.05.02. Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихология менеджмента и организационное консультирование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_Психология служебной деятельности_ПМиОК-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.психол.н., профессор, Ральникова И.А

Рецензент(ы):
к.психол.н., доцент, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Тренинг лидерства и командообразования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (приказ Минобрнауки России от 31.08.2020 г. № 1137)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 08.06.2022 г. № 12
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
доцент, канд.психол.наук Волкова Т.Г


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 08.06.2022 г. № 12
Заведующий кафедрой доцент, канд.психол.наук Волкова Т.Г


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: обучение студентов магистратуры организации и проведению коммуникативного тренинга.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 Способен к оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию
ПК-10 Способен подобрать методы решения конфликтных ситуаций на разных уровнях в современных организациях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятие, цели, задачи, этапы, принципы организации и проведения тренинга коммуникативной компетентности; принципы, приемы и методы самоорганизации и саморазвития, использования творческого потенциала из области теории и практики коммуникативного тренинга;
3.2.Уметь:
3.2.1.применять знания о способах самоорганизации и саморазвития, раскрытия ресурсов креативности в отношении собственной личности; разрабатывать и реализовывать программы тренинга коммуникативной компетентности с целью предупреждения нарушений и отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в профессиональной деятельности; разрабатывать и реализовывать программы коммуникативных тренингов с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.приемами и самоорганизации и саморазвития, раскрытия ресурсов креативности в отношении собственной личности; опытом, приемами, принципами, процедурами организации, проведения программы тренинга коммуникативной компетентности в условиях оказания психологической помощи по предупреждению отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков, профессиональной деформации; опытом участия в программах и реализации программ коммуникативных тренингов с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Коммуникативный тренинг как метод групповой психологической работы
1.1. Теоретические и методологические основы коммуникативного тренинга Лекции 7 10 ПК-2, ПК-10 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.2. Ведущие направления групповой работы, виды тренинговых групп Практические 7 10 ПК-2, ПК-10 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.3. Коммуникативный тренинг как метод групповой психологической работы Сам. работа 7 4 ПК-2, ПК-10 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Основы организации и проведения коммуникативного тренинга
2.1. Структура коммуникативного тренинга Лекции 7 6 ПК-2, ПК-10 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.2. Демонстрационный тренинг коммуникативной компетентности Практические 7 8 ПК-2, ПК-10 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.3. Основная характеристика организационно-подготовительной, вводно-ознакомительной, диагностической и коррекционной фаз тренинга. Лекции 7 4 ПК-2, ПК-10 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.4. Принципы организации и проведения коммуникативного тренинга. Сам. работа 7 10 ПК-2, ПК-10 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.5. Правила взаимодействия участников в группе. Принципы обучения в тренинге. Сам. работа 7 8 ПК-2, ПК-10 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.6. Эмоциональная сфера как аспект воздействия в тренинговой работе. Роль ведущего в тренинге. Сам. работа 7 7 ПК-2, ПК-10 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.7. Модели тренинговой работы Практические 7 4 ПК-2, ПК-10 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.8. Разработка и экспертиза программы коммуникативного тренинга. Сам. работа 7 10 ПК-2, ПК-10 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.9. Зачет 7 27 ПК-2, ПК-10 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Коммуникативный тренинг как метод групповой психологической работы.
2. Направления тренинговой работы.
3. Особенности психологического воздействия в поведенческом тренинге.
4. Специфика гуманистической модели проведения тренинга.
5. Базовые идеи функционирования Т-группы.
6. Т-группы, Е-группы, S-группы: критерии сходства и различия.
7. Способы взаимодействия ведущего и группы в коммуникативном тренинге.
8. Сущность субъект-субъектного и субъект-объектного общения.
9. Понятие и характеристики обратной связи.
10 Цели и задачи коммуникативного тренинга.
11. Стратегии ведения групповой работы.
12. Фазы коммуникативного тренинга, их содержание.
13. Предмет диагностики и психологические методы диагностики коммуникативной компетентности в рамках тренинга.
14. Организация и проведение групповой дискуссии.
15. Правила и нормы взаимодействия участников в группе.
16. Активные методы групповой работыТ.
17. Динамические процессы в тренинговой группе.
18. Эффективность тренинговой работы.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Алексина, Т. А. Деловая этика [Электронный ресурс]: учебник для академического бакалавриата - Гриф УМО ВО М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Лавриненко В.Н. Деловая этика и этикет: учебник и практикум для академического бакалавриата ЮРАЙТ, 2018 www.biblio-online.ru/book/E780867A-CAB6-4C76-AF44-AE3659EC379E.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кузнецов И.Н. Деловое общение: Изд-во: Издательство "Дашков и К" , 2024 biblioclub.ru
Л2.2 Штукарева, Е.Б. Культура речи и деловое общение: учебное пособие Перо, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=445886
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э4 Курс в Moodle Социально-психологический тренинг portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий, активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий и ответить на вопросы экзамена.

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме;
изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к экзамену.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовке к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Дя подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка к тестам контроля знаний
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.