МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология личности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.05.02. Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихология менеджмента и организационное консультирование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_Психология служебной деятельности_ПМиОК-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 21,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 26 26 26 26
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 88 88 88 88
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
канд.психол.наук, доцент, Ипполитова Елена Александровна

Рецензент(ы):
канд.психол.наук, доцент, Лужбина Нататлья Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Психология личности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (приказ Минобрнауки России от 31.08.2020 г. № 1137)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20222023 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, доктор психол. н., Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой профессор, доктор психол. н., Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – cформировать у студентов представление о психологии личности как теоретической и практической области знания, направленной на исследование закономерностей формирования и развития человека в природе, обществе и индивидуальном жизненном пути.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5Способен осуществлять комплексное исследование и диагностику психических свойств и состояний, особенностей развития различных сфер личности, а также профессиональной среды с учетом нормативной регламентации и этических принципов деятельности психолога, изучать психологический климат, анализировать формы организации взаимодействия в служебных коллективах, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию
ОПК-5.1 Знает теоретико-методологические основания научного исследования, диагностику психических свойств и состояний, особенностей развития различных сфер личности, а также профессиональной среды; осуществляет сбор данных, их количественный и качественный анализ, обобщает результаты исследования, делает выводы
ОПК-5.2 Умеет составлять комплексный психологический портрет личности; разрабатывать модели диагностики психических свойств и состояний, особенностей развития различных сфер личности, а также профессиональной среды с учетом нормативной регламентации и этических принципов деятельности психолога, изучает психологический климат, анализирует формы организации взаимодействия в служебных коллективах, составляет психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию
ОПК-5.3 Способен использовать базовые методы и процедуры проведения психологических исследований и экспериментов, обработки и описания эмпирических данных, анализа и интерпретации полученных данных
ОПК-6Способен выявлять специфику функционирования психики человека с учетом возраста, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к профессиональной, гендерной, этнической и другим социальным группам
ОПК-6.1 Знает специфику функционирования психики человека с учетом возраста, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к профессиональной, гендерной, этнической и другим социальным группам
ОПК-6.2 Способен выявлять при помощи диагностического инструментария специфику функционирования психики человека и психологическую структуру личности в ситуациях взаимодействия сотрудников в различных сферах профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.определение базовых понятия психологии личности (индивид, личность, индивидуаль-ность, биогенез, социогенез, персоногенез и др.), закономерности и тенденции нормального и аномального развития человека; основы подготовки психодиагностического заключения относительно функционирования ведущих сфер личности.
3.2.Уметь:
3.2.1.проектировать вероятные направления личностного развития человека, индивидуальных особенностей, мотивации, внутреннего мира личности; в доступной форме формулировать выводы относительно особенностей функционирования ведущих сфер личности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыком творческого решения различных, в том числе нестандартных, профессиональных задач в области психологии; основами интерпретации результатов применения методик диагностики ведущих сфер личности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в психологию личности.
1.1. Психология личности как наука. Лекции 4 2 Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
1.2. Психология личности как наука. Сам. работа 4 6 Л2.1, Л1.4, Л1.3
1.3. Личность как объект и предмет современной персонологии. Практические 4 4 Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
1.4. Личность как объект и предмет современной персонологии. Лекции 4 2 Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
1.5. Требования и критерии оценки теории личности. Практические 4 2 Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
1.6. Требования и критерии оценки теории личности. Сам. работа 4 6 Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Структура личности и различные методические подходы к ее изучению в психологии.
2.1. Теории личности в зарубежной психологии. Лекции 4 2 Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
2.2. Теории личности в отечественной психологии. Лекции 4 2 Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
2.3. Сравнительный анализ ведущих зарубежных подходов к изучению структуры личности. Практические 4 4 Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
2.4. Сравнительный анализ методологических подходов к изучению структуры личности в отечественной психологии. Практические 4 4 Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
2.5. Сравнительный анализ методологических подходов к изучению структуры личности в отечественной и зарубежной психологии. Сам. работа 4 20 Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Персоногенез личности: индивидуальность личности и ее жизненный путь.
3.1. Психология жизненного пути личности Лекции 4 4 Л1.2
3.2. Субъективная картина жизненного пути личности Лекции 4 2 Л1.2
3.3. Психология жизненного пути личности Сам. работа 4 6 Л1.2
3.4. Жизненный путь личности как история ее индивидуального развития: феномен и его диагностика Практические 4 4 Л1.2
Раздел 4. Ценностно-смысловая сфера личности.
4.1. Личностные смыслы и ценности как основа внутреннего мира личности. Практические 4 2 Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
4.2. Личностные смыслы и ценности как основа внутреннего мира личности. Сам. работа 4 6 Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
4.3. Ценностно-смысловая сфера личности: понятие, характеристика. Лекции 4 4 Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
4.4. Динамика смысловой сферы личности Практические 4 2 Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
4.5. Динамика смысловой сферы личности Сам. работа 4 8 Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
4.6. Смысл жизни как психологическая реальность. Практические 4 2 Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
4.7. Смысл жизни как психологическая реальность. Сам. работа 4 4 Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
Раздел 5. Мотивация и направленность личности.
5.1. Мотивационная сфера личности, ее структура и составляющие. Лекции 4 4 Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
5.2. Мотивационная сфера личности, ее структура и составляющие. Практические 4 2 Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
5.3. Мотивационная сфера личности, ее структура и составляющие. Сам. работа 4 6 Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
5.4. Психологические анализ мотивационных образований и мотивационных свойств личности. Сам. работа 4 6 Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
5.5. Психологические анализ мотивационных образований и мотивационных свойств личности. Практические 4 2 Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
5.6. Экзистенциальный уровень личности. Сам. работа 4 4 Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
5.7. Свобода и ответственность как психологические проблемы.Личностный выбор. Сам. работа 4 4 Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
Раздел 6. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности.
6.1. Подходы к исследованию психологического здоровья личности. Лекции 4 2 Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
6.2. Подходы к исследованию психологического здоровья личности. Сам. работа 4 6 Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
6.3. Психологическая защита и совладание – механизмы овладения поведением. Лекции 4 2 Л1.1, Л2.2
6.4. Психологическая защита и совладание – механизмы овладения поведением. Сам. работа 4 6 Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
6.5. Защитные механизмы личности: виды и типологии. Практические 4 2 Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4752

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-5: Способен осуществлять комплексное исследование и диагностику психических свойств и состояний, особенностей развития различных сфер личности, а также профессиональной среды с учетом нормативной регламентации и этических принципов деятельности психолога, изучать психологический климат, анализировать формы организации взаимодействия в служебных коллективах, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Диагностику особенностей ценностно-смысловой сферы личности позволяет осуществлять тест
1) Тест Смысложизненных ориентация личности (СЖО)
2) «Индекс жизненного стиля».
Ответ: 1.
Вопрос 2. Диагностику особенностей ценностно-смысловой сферы личности позволяет осуществлять методика
1) Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах
2) «Индекс жизненного стиля».
Ответ: 1.
Вопрос 3. Диагностику особенностей мотивационной сферы личности позволяет осуществлять методика
1) «Индекс жизненного стиля»
2) «Мотивация достижения и избегания неудач».
Ответ: 2.
Вопрос 4. Методика Е.Б. Фанталовой уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах позволяет диагностировать:
1) Внутренние конфликты личности
2) Особенности функционирования памяти, внимания, мышления
Ответ: 1.
Вопрос 5. Методика «Индекс жизненного стиля» позволяет выявлять:
1) Защитные механизмы личности
2) Особенности функционирования памяти, внимания, мышления.
Ответ: 1.
Вопрос 6. Диагностику напряженности психологических защит позволяет осуществлять методика
1) Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах
2) «Индекс жизненного стиля».
Ответ: 2.
Вопрос 7. Методика «Мотивация достижения и избегания неудач» позволяет выявлять:
1) Мотивационные свойства личности.
2) Особенности функционирования памяти, внимания, мышления.
Ответ: 1.
Вопрос 8. Тест Смысложизненных ориентация личности (СЖО) позволяет диагностировать:
1) Смысловые образования личности
2) Защитные механизмы личности
Ответ: 1.
Вопрос 9. Диагностику смысловых образований личности позволяет осуществлять тест
1) Тест Смысложизненных ориентация личности (СЖО)
2) «Индекс жизненного стиля».
Ответ: 1.
Вопрос 10. Диагностику смысловых образований личности позволяет осуществлять тест
1) Тест Смысложизненных ориентация личности (СЖО)
2) «Индекс жизненного стиля».

Вопрос 11. Диагностику внутренних конфликтов личности позволяет осуществлять методика
1) Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах
2) «Индекс жизненного стиля».
Ответ: 1.
Вопрос 12. Диагностику мотивационных свойств личности позволяет осуществлять методика
1) Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах
2) «Мотивация достижения и избегания неудач».
Ответ: 2.

Вопрос 13. К группе осознаваемых мотивационных образований личности относятся
1) мировоззрения
2) влечения
Ответ: 1.

Вопрос 14. К неосознаваемым мотивационным образованиям личности относятся
1) идеалы
2) влечения
Ответ: 2.

Вопрос 15. Основными свойствами мотивационной сферы являются:
1) широта
2) компактность
Ответ: 1.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Диагностику особенностей ценностно-смысловой сферы личности позволяет осуществлять тест
Ответ: Тест Смысложизненных ориентация личности (СЖО)
Ответ: 1.
Вопрос 2. Диагностику особенностей ценностно-смысловой сферы личности позволяет осуществлять методика
Ответ: Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах
Вопрос 3. Диагностику мотивации достижения и избегания неудач личности позволяет осуществлять методика
Ответ: «Мотивация достижения и избегания неудач».
Ответ: 2.
Вопрос 4. Методика Е.Б. Фанталовой Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах позволяет диагностировать…
Ответ: Внутренние конфликты личности
Вопрос 5. Методика «Индекс жизненного стиля» позволяет выявлять..
Ответ: Защитные механизмы личности
Вопрос 6. Диагностику напряженности психологических защит позволяет осуществлять методика
Ответ: «Индекс жизненного стиля».
Вопрос 7. Свойства какой сферы личности позволяет диагностировать методика «Мотивация достижения и избегания неудач»?
Ответ: мотивационной сферы
Вопрос 8. Тест Смысложизненных ориентация личности (СЖО) позволяет диагностировать свойства какой сферы личности?
Ответ: Ценностно-смысловой сферы
Вопрос 9. Диагностику смысловых образований личности позволяет осуществлять тест…
Ответ: Тест Смысложизненных ориентация личности (СЖО)
Вопрос 10. Диагностику каких образований личности позволяет осуществлять тест Смысложизненных ориентация личности (СЖО)?
Ответ: ценностно-смысловых
Вопрос 11. Диагностику внутренних конфликтов личности позволяет осуществлять методика
Ответ: Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах
Вопрос 12. Диагностику мотивационных свойств личности позволяет осуществлять методика…
Ответ: «Мотивация достижения и избегания неудач».
Вопрос 13. К группе осознаваемых или неосознаваемых мотивационных образований личности относятся мировоззрения?
Ответ: осознаваемых.
Вопрос 14. К группе осознаваемых или неосознаваемых мотивационных образований личности относятся влечения?
Ответ: неосознаваемых.
Вопрос 15. Сложная система мотивационных образований личности-это..
Ответ: мотивационная сфера
Вопрос 16. Сложная система ценностно-смысловых образований личности – это …
Ответ: ценностно-смысловая сфера.
Вопрос 17.
Психологические образования, выполняющие функцию мотива – это..
Ответ: мотивационные образования личности.
Вопрос 18. Носителем биологических или социальных свойств человека является индивид?
Ответ: биологических свойств.
Вопрос 19. Носителем биологических или социальных свойств человека является личность?
Ответ: социальных свойств.
Вопрос 20. Особенности ценностно-смысловой сферы характеризуют человека как индивида или личности?
Ответ: личность.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-6: Способен выявлять специфику функционирования психики человека с учетом возраста, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к профессиональной, гендерной, этнической и другим социальным группамПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Критерием психологического здоровья личности является …
варианты ответов:
1) личная автономия
2) отсутствие проблем
Ответ: 1.
Вопрос 2. Тяга к кому-либо или чему-либо без отчетливого понимания причин
1) отношения
2) влечения
Ответ: 2.
Вопрос 3. Свойство личности принимать ответственность за события своей жизни на себя
1) интернальность личности
2) установки личности
Ответ: 1.
Вопрос 4. В чем, по мнению З. Фрейда, проявляется бессознательное:
1) оговорки
2) правила
3) мечты
Ответ: 1.
Вопрос 5.
Три фактора, которые выделял в своей теории Г. Айзенк:
а) экстраверсия – интроверсия, невротизм, психотизм
б) открытость, доброжелательность, сила Сверх -Я
Ответ: а.
Вопрос 6. Согласно теории Ф. Перлза, защитный механизм, который подразумевает присвоение человеком стандартов, норм, установок, способов поведения, которые не становятся его собственными, «не перевариваются» обозначается как …
1) интроекция
2) рационализация
Ответ: 1.
Вопрос 7. Защитный механизм, сущность которого заключается в том, что человек изобретает вербализированные и на первый взгляд логичные заключения для объяснения, оправдания своих неудач, беспомощности, депривации, называется …
1) проекция
2) рационализация
Ответ: 1
Вопрос 8. Один из способов совладания с определенными жизненными стрессами: создания деловой маски, картины полной безэмоциональности и психической невозмутимости; ориентации на поведение автомата.
А) окаменение
Б) эмоциональное выгорание
Ответ: А.
Вопрос 9. Отрицание и подавление всех инстинктивных побуждений это механизм психологической защиты:
А) обесценивание
В) аскетизм
Ответ: А.
Вопрос 10. Впервые термин «психологическая защита» был введен в психологию:
А) Б.Карвасарским
Б) З.Фрейдом
Ответ: А.
Вопрос 11. Защитный механизм психики, благодаря которому из сознания вытесняются неприемлемые для сознательного «Я» переживания.
А) проекция
Б) вытеснение
Ответ: Б.
Вопрос 12. Защитный механизм, доводящий до крайности процесс, в ходе которого человек стремится овладеть влечениями, связывая их с теми или иными мыслями и сознательно играя ими.
А) ретрозащиты
Б) интеллектуализация
Ответ: Б.
Вопрос 13. Этот механизм часто возникает в результате недоверия, страха, угрозы безопасности, случившимся в прошлом опыте индивида, предохраняя личность от эмоциональных срывов.
А) отступление
Б) десакрализация
Ответ: А.
Вопрос 14. Защитный механизм, препятствующий личностному росту, но не предполагающий проявление агрессии:
А) комплекс ионы
Б) агрессия
Ответ: Б.
Вопрос 15. Критерием психологического здоровья личности НЕ является …
варианты ответов:
1) личная автономия
2) отсутствие проблем
Ответ: 2.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Вставьте пропущенное слово
Диссинхрония - психологическое явление, свойственное многим людям, но особенно ярко проявляющееся у …………………. …………….. детей в связи с их гетерогенным развитием.
Ответ: одаренных.
Вопрос 2. Вставьте пропущенное слово:
Психологическая защита-это психические процессы, направленные на ………….. действия психического напряжения, дискомфорта, травмы, тревоги.
Ответ: уменьшение.
Вопрос 3. Защитный механизм, который подразумевает присвоение человеком стандартов, норм, установок, способов поведения, которые не становятся его собственными, «не перевариваются» обозначается как …
Ответ: интроекция

Вопрос 4. По мнению какого автора в структуру психического здоровья входят такие компоненты как положительное отношение к себе, оптимальное развитие, рост и самоактулизация личности?
Ответ: А.Маслоу
Вопрос 5. Вставьте пропущенное слово: ценностные ориентации, смысловые конструкты, смысл жизнь являются образованиями ……………………………………………………….личности .
Ответ: ценностно-смысловой.
Вопрос 6. Согласно А.Н. Леонтьеву, мотивы, побуждающие деятельность и при этом придающие ей смысл – это …
Ответ: смыслообразуюшие мотивы.
Вопрос 7. Вставьте пропущенное слово: мотивы, потребности, влечения, хотения являются образованиями ……………………………………………………….личности .
Ответ: мотивационной.

Вопрос 8. По мнению большинства отечественных психологов, носителем биологического в человеке является …
Ответ: индивид
Вопрос 9. По мнению большинства отечественных психологов, носителем социального в человеке является
Ответ: личность
Вопрос 10. Оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей – это…
Ответ: самооценка.
Вопрос 11. Процесс и результат усвоению личностью социального опыта?
Ответ: социализация.
Вопрос 12. Согласно А.Н. Леонтьеву, психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе – это
Ответ: личность.
Вопрос 13. Субъективная причина того или иного поведения действия – это ..
Ответ: мотив.
Вопрос 14. Преимущественная направленность личности вовне, на окружающих людей, внешние события – это
Ответ: экстроверсия.
Вопрос 15. Преимущественная направленность личности внутрь, на свой внутренний мир– это
Ответ: интроверсия.
Вопрос 16. Свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии?
Ответ: агрессивность.
Вопрос 17. Человек как единичное природное существо, представитель человеческого рода – это
Ответ: индивид.
Вопрос 18. Свойство личности принимать ответственность за события своей жизни на себя – это
Ответ: интернальность.
Вопрос 19. Свойство личности приприсывать ответственность за события своей жизни внешним факторам – это
Ответ: экстернальность.
Вопрос 20. Развитие человека как личности осуществляется в ходе?
Ответ: социогенез, социализация.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса.

ВОПРОСЫ:
1. Этапы развития психологии личности.
2. Особенности становления отечественной и зарубежной психологии личности.
3. Цели и задачи современной психологии личности.
4. Функции и компоненты теории личности.
5. Структурирование психологических знаний в психологии личности.
6. Перспективы развития психологии личности как области научного знания.
7. Коллекционерский, системный и структурный подходы к пониманию личности.
8. Проблема личности в классическом и современном психоанализе.
9. Личность с позиций бихевиоризма.
10. Личность: контекст когнитивной психологии.
11. Личность в структуре гуманистического направления.
12. Диспозиционное направление в психологии личности.
13. Развитие современных теорий и концепций в отечественной психологии личности.
14. Анализ психологических школ в области отечественной психологии личности.
15. Концепция личности Л.С. Выготского.
16. Концепция личности С.Л. Рубинштейна.
17. Концепция личности А.Н. Леонтьева.
18. Концепция личности Б.Г. Ананьева.
19. Концепция личности В.Н. Мясищева.
20. Мотивационная сфера личности.
21. Ценностно-смысловая сфера личности.
22. Мотив в структуре личности.
23. Личность как психологическая система.
24. Личность в социуме.
25. Личностные смыслы и ценности как основа внутреннего мира личности.
26. Проблема смысла жизни в психологии.
27. Сравнительный анализ категорий «психологическое здоровье» и «психическое здоровье».
28. Деструктивное развитие личности.
29. Защитные механизмы личности: понятие и типологии.
30. Диагностика защитных механизмов личности.
31. Основные мотивационные образования личности: общая характеристика.
32. Психологические методы диагностики мотивационной сферы личности.
33. Психологические методы диагностики ценностно-смысловой сферы личности.
34. Жизненный путь личности как история ее индивидуального развития: феномен и его диагностика.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Диянова З. В., Щеголева Т. М. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 И. А. Ральникова, О. С. Гурова, Е. А. Ипполитова Психология жизненного пути человека: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.3 Розин В. М. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ИСТОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Ипполитова Е.А., Ральникова И.А. Психология личности: учебное пособие Издательство Алтайского государственного университета, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Утлик Э.П. Психология личности: уч. пособие для студентов вузов Академия, 2008
Л2.2 Кавун Л. В. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ТЕОРИИ ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Елисеев О.П. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 университетская библиотека on-line www.biblioclub.ru
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э3 курс в Moodle «Психология личности» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Перечень программного обеспечения:

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме; изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к промежуточной аттестации.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовки к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Для подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с учебной и научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка к тестам контроля знаний.
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.