МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История психологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.05.02. Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихология менеджмента и организационное консультирование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_Психология служебной деятельности_ПМиОК-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 21,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.психол.н., доцент, Волкова Т.Г.

Рецензент(ы):
канд.психол.наук, доцент, Любимова О.М

Рабочая программа дисциплины
История психологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (приказ Минобрнауки России от 31.08.2020 г. № 1137)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.06.2023 г. № 13
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.психол.н., доцент Волкова Т.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.06.2023 г. № 13
Заведующий кафедрой к.психол.н., доцент Волкова Т.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины - целями освоения дисциплины «История психологии» являются: сформировать у студентов целостное представление об истории развития психологического знания, генезисе и становлении представлений о психической реальности с античности и до настоящего времени, об основных принципах развития и структурирования психологического знания.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен анализировать мировоззренческие, социальные и личностно-значимые проблемы в целях формирования ценностных, этических основ профессионально-служебной деятельности
ОПК-2.1 Знает социальную значимость профессии, цели и смысл профессионально-служебной деятельности
ОПК-2.2 Анализирует теорию делового общения и этику работы психолога в целях формирования ценностных, этических основ профессионально-служебной деятельности
ОПК-2.3 Применяет в профессиональной деятельности этические нормы при разрешении проблемных, практико-ориентированных ситуаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.современные принципы и подходы к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем; основные этапы и закономерности исторического развития России, её место и роль в современном мире; методы и процедуры, используемые для анализа и обработки научно-психологической информации.
3.2.Уметь:
3.2.1.понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; применять историко-культурные знания для формирования гражданской позиции и развития патриотизма; получать, обрабатывать, анализировать научно-психологическую информацию, отечественный и зарубежный опыт по теме исследования, ставить профессиональные задачи в области научно-исследовательской и практической деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.опытом анализа мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем; опытом анализа закономерностей исторического развития России, её места и роли в современном мире, навыками формирования и рефлексии собственной гражданской позиции; способностью систематизировать научно-психологическую информацию, навыками критического мышления при анализе информационных источников, практическим опытом в области научно-исследовательской и практической деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Историческое развитие психологии
1.1. Основные этапы развития знаний о психическом Лекции 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
1.2. Психология Европейской Античности Лекции 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
1.3. Психология Европейского и Ближневосточного Средневековья Лекции 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
1.4. Психология Ренессанса и Нового Времени Лекции 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
1.5. Психофизическая, психофизиологическая и психотехнические проблемы Лекции 4 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
1.6. Психология Дальнего Востока: Индия и Китай Лекции 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
1.7. Экспериментальная психология в Германии (В. Вундт, Г. Эббингаус, Э. Крепелин и др.) Сам. работа 4 5 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
1.8. Экспериментальная психология в Англии (Ф. Гальтон, Д. Кеттел и др.) Практические 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
1.9. Экспериментальная психология во Франции (А. Бине, Т. Рибо и др.) Практические 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
1.10. Экспериментальная психология в США (У. Джемс, С. Холл, Э. Торндайк и др.) Сам. работа 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
1.11. Экспериментальная психология в России (Н.Н. Ланге, В.М. Бехтерев и др.) Сам. работа 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
1.12. Первый открытый кризис: Внешние источники и причины кризиса научной психологии Сам. работа 4 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
1.13. Первый открытый кризис: Внутренние источники и причины кризиса научной психологии Лекции 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
1.14. Возникновение направлений и школ в психологии: Структурализм; Вюрцбургская школа; Функционализм Сам. работа 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
1.15. Русский путь в науке о поведении И.М. Сеченов, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, А.А. Ухтомский, К.Н. Корнилов и др. Практические 4 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
1.16. Школы и направления в психологии от Первого кризиса до Второй мировой войны: Бихевиоризм (в том числе и социальный) Сам. работа 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
1.17. Школы и направления в психологии от Первого кризиса до Второй мировой войны: Гештальт-психология (в том числе и теория «поля» К. Левина) Сам. работа 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
1.18. Школы и направления в психологии от Первого кризиса до Второй мировой войны: Генетическая психология Ж. Пиаже Сам. работа 4 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
1.19. Школы и направления в психологии от Первого кризиса до Второй мировой войны: Психоанализ (глубинная психология) З. Фрейда Практические 4 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
1.20. Школы и направления в психологии от Первого кризиса до Второй мировой войны: Теория персонализма В. Штерна Сам. работа 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
1.21. Третий перелом в психологии: конец 20 - начало 21 века. Место психологии в сообществе: социальная релевантность науки. Сам. работа 4 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
1.22. современные психологические направления Практические 4 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.4
1.23. Развитие российской психологии Лекции 4 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. Бихевиористы показали, как в результате научения могут развиваться:
а) фобии;
б) антисоциальные формы поведения;
в) чувство поражения и бессилия;
г) все ответы верны.
ОТВЕТ: г
2. Первая лаборатория психологии была основана в Вундте в …
а) 1879 году
б) 1914 году
в) 1889 году
г) 1867 году
ОТВЕТ: а
3. Принцип отечественной психологии, согласно которому всё в природе, в том числе и психические явления объясняется действием материальных причин и законов – это принцип:
а) единство сознания и деятельности;
б) детерминизма;
в) развития;
г) активности;
д) преформизма.
ОТВЕТ: б
4. Древние греки считали, что за мысли и поступки людей ответственны ….
а) люди
б) боги
в) жрецы
ОТВЕТ: б
5. Кто считал ведущими силами развития личности стремление к превосходству (успеху, совершенству), порождаемое врождённым ощущением недостаточности, и социальный интерес как готовность к сотрудничеству с другими людьми:
а) А. Адлер;
б) З. Фрейд;
в) К. Хорни.
ОТВЕТ: а
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. «Отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
1. Основателем школы стоиков является:
ОТВЕТ: Зенон Китийский
2. Кто является автором трактата «О душе»?
ОТВЕТ: Аристотель
3. Понятие «самоактуализация» является центральным в:
ОТВЕТ: гуманистической психологии
4. Жак Лакан был представителем (какого направления):
ОТВЕТ: психоанализ
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Пример практического вопроса

1. Какой психический процесс доминирует при запоминании в теории Эбингауза? Обоснуйте свой ответ.
ОТВЕТ .Память, потому что……

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично»: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо»: студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно»: студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Векилова С.А., Безгодова С.А. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Ильин Г.Л. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сарычев С.В., Логвинов И.Н. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Сарычев С.В., Логвинов И.Н. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Багадирова С. К., Леонтьева А. В. История психологии: Учебная литература для ВУЗов Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
Л2.4 Сухих А. В., Корытченкова Н. И. История психологии: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Кемеровский государственный университет, 2011 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э2 Курс в moodl "История психологии" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=148 portal.edu.asu.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС «Университетская библиотека online»: biblioclub.ru
Э5 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
6.3. Перечень программного обеспечения
VLS mediaplayer
Media Player Classic
Microsoft Power Point
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
В процессе выполнения практических заданий, которые предполагают подготовку ответа на вопрос проблемного характера, мотивирующего студента к размышлению по поводу определенной проблемы или содержат требование прокомментировать высказывание того или иного мыслителя, следует придерживаться следующего алгоритма работы:
1. Необходимо определить ключевую проблему, содержащуюся в вопросе, и сформулировать ее суть;
2. Раскрыть свое понимание (интерпретацию высказанной идеи;
3. Обосновать и аргументировать собственную точку зрения по данному вопросу.
Критерии оценивания выполненного задания:
• соответствие содержания ответа поставленному вопросу;
• использование основной и дополнительной литературы в процессе выполнения задания;
• творческая, исследовательская переработка теоретического материала;
• глубина и точность ответа на поставленный вопрос;
• ясность изложения и аргументация ответа;
• оперирование в ответе формулировками, понятиями, определениями.
Выполнение подобных дидактических задач, содержащих определенную проблемную ситуацию, требующую непосредственного разрешения, активизирует процесс мышления, побуждая к аналитической деятельности, к мобилизации знаний, умения размышлять. Вхождение в процесс поиска решения придает вновь приобретаемому знанию личностный смысл и значение, способствует переводу из мировоззренческого плана восприятия в сферу формирования внутренних убеждений и активизации принципа деятельностного отношения к действительности.
Методические указания студентам для подготовки к выполнению письменных работ
Выполнение практического задания в виде письменной работы предполагает логически-последовательное, аргументированное, систематизированное, опирающееся на знание соответствующей литературы изложение материала. Это весьма распространенная форма работа, направленная на выполнение определенной учебной задачи не всегда правильно понимается и выполняется студентами, что весьма снижает ее познавательную и образовательную эффективность.
Следует иметь в виду, что письменная работа – один из видов научно-исследовательской работы в вузе, в котором должно найти отражение следующее:
• уровень изученности темы
• навыки работы с литературными источниками;
• умение анализировать и представлять различные точки зрения на проблему;
• формулировать выводы и предложения по возможному решению проблемы.
Основная задача при написании письменной работы – наиболее полно раскрыть выбранную тему. Алгоритм выполнения задания:
1. Найдите и изучите соответствующую литературу по данной теме. Составьте список литературы по теме и проведите изначальный обзор и критический анализ литературных источников.
2. Подготовьте план-конспект последовательного логичного изложения содержания выбранной Вами темы, на основе которого следует составить план письменной работы.
Письменная работа обязательно должна иметь следующие структурные единицы:
• Титульный лист;
• План;
• Введение;
• Основное содержание работы;
• Заключение (подводятся итоги осмысления проблемы);
• Список использованной литературы (не менее 10 наименований источников, оформленный в соответствие с установленными требованиями).
Общие требования к письменной работе, выступающие основанием для определения критериев оценивания выполненной работы:
• информационная полнота, точность и объективность изложения содержания первоисточников и литературы, в которых освещаются ключевые вопросы темы;
• соответствие излагаемого содержания теме и проблематике письменной работы;
• умение выделять главное в исходных текстах, способность выражать смысл с помощью точных речевых формул, осуществлять языковое сжатие текста, находить экономные лексические и синтаксические способы выражения мысли; использовать языковые клише, характерные для научного стиля, полнота, доступность и ясность изложения структурных компонентов тематического содержания письменной работы;
• степень самостоятельности студента при выполнении задания;
• достаточное и необходимое использование литературы и источников;
• выполнение требований к оформлению письменной работы;
• умение связать теоретические положения с различными аспектами социальной, профессиональной, повседневной жизнедеятельности.

Методические указания студентам для подготовки к экзамену.

Готовиться к экзамену необходимо последовательно, с учетом контрольных вопросов, разработанных преподавателем кафедры. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям. При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на обзорных лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к экзамену простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.