МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Возрастное психологическое консультирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.05.02. Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихология менеджмента и организационное консультирование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_Психология служебной деятельности_ПМиОК-2022
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 70
самостоятельная работа 83
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 30 30 30 30
Практические 40 40 40 40
Сам. работа 83 83 83 83
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
Стакрший преподаватель, Кроян Гоар Федяевна

Рецензент(ы):
д.психол.наук, зав. кафедрой, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Возрастное психологическое консультирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (приказ Минобрнауки России от 31.08.2020 г. № 1137)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является овладение студентами принципами и содержанием деятельности возрастного психолога; формирование у студентов практических навыков возрастно-психологического консультирования в логике возрастно-нормативных моделей развития человека. Данная цель конкретизируется в ряде задач:
• обобщение и структурирование знаний студентов о закономерностях развития в целом, в отдельные возрастные периоды, соотнести основные понятия «Возрастной психологии» с принципами практической работы психолога;
• определение специфики психологического консультирования как одного из видов психологической помощи и деятельности практического психолога;
• ознакомление студентов с особенностями психологического обследования ребенка, с рядом психодиагностических методик, применяемых в ходе диагностического этапа возрастно-психологического консультирования;
• формирование у студентов навыков применения конкретных психодиагности-ческих методик в ходе возрастно-психологического консультирования, навыков взаимо-действия с клиентом;
• развитие представлений студентов о взаимосвязи особенностей семейного воспитания и психического развития ребенка;
• развитие у студентов способности к анализу конкретных проблемных ситуаций консультирования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 Способен выявлять специфику функционирования психики человека с учетом возраста, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к профессиональной, гендерной, этнической и другим социальным группам
ОПК-7 Способен осуществлять консультирование в области межличностных отношений, профориентации, планирования карьеры, профессионального и личностного роста, организации служебной деятельности персонала
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.О возрастно-психологическом консультировании как сфере практики осуществляющей реализацию важнейшей задачи возрастной психологии – контроль за психическим развитием ребенка. Основные принципы возрастно-психологического консультирования, его специфику по сравнению с другими направлениями практической деятельности психолога, знать особенности каждого из этапов работы с клиентом.
3.2.Уметь:
3.2.1.Студенты должны уметь прослеживать взаимосвязи возрастно-психологического консультирования с фундаментальными теоретическими дисциплинами, такими, как общая, возрастная и педагогическая психология и психологическое консультирование.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Подбора диагностических методик в соответствии с проблемой клиента, навыками проведения диагностических процедур и анализа полученных результатов, уметь представлять полученные данные в психологическом заключении. Иметь навыки консультирования родителей по различным проблемам детского развития.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. РАЗДЕЛ 1. Введение в возрастно-психологическое консультирование
1.1. Взаимосвязь возрастной психологии и возрастно-психологического консультирования. Лекции 8 4 ОПК-6, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Специфика возрастно-психологического консультирования Лекции 8 4 ОПК-6, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Понятие о психологической информации. Сам. работа 8 2 ОПК-6, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Понятие психологической помощи. Сравнительный анализ видов психологической помощи. Сам. работа 8 2 ОПК-6, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Понятие о психологической информации. Свойства психологической информации. Критерии достоверности психологической информации Практические 8 4 ОПК-6, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Характеристика этапов возрастно-психологического консультирования
2.1. Этапы возрастного психологического консультирования. Лекции 8 4 ОПК-6, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Правила организации времени и места консультации. Возможности клиента и консультанта в выборе места и времени работы. Сам. работа 8 6 ОПК-6, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Этические нормы консультирования. Сам. работа 8 4 ОПК-6, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Первый этап – этап сбора первичной информации. Основные задачи консультанта на данном этапе Практические 8 4 ОПК-6, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Анализ жалобы, запроса и проблемы клиента. Лекции 8 6 ОПК-6, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.6. Возможные барьеры общения и пути их преодоления. Правила проведения беседы с родителями. Сам. работа 8 4 ОПК-6, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.7. Характеристика диагностического этапа возрастно-психологического консультирования. Основные принципы диагностики психического развития Сам. работа 8 6 ОПК-6, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.8. Основные принципы возрастно-психологической диагностики в отечественной психологии. Структура возраста как основание для построения целостного психологического диагноза. Сам. работа 8 6 ОПК-6, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.9. Понятие «нормы» в психологии развития. Сам. работа 8 4 ОПК-6, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.10. Методы исследования социальной ситуации развития ребенка (генограмма, совместная деятельность, игра, рисунок, лепка в психологической консультации). Лекции 8 8 ОПК-6, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.11. Методическое обеспечение этапа диагностического обследования. Классификация диагностических средств психолога-консультанта Практические 8 4 ОПК-6, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.12. Общие рекомендации к построению обследования. Тестовое и клиническое обследование. Сам. работа 8 4 ОПК-6, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.13. Ознакомление с конкретными психодиагностическими методиками в практике возрастно-психологического консультирования: опрос, тесты, проективные методики Практические 8 6 ОПК-6, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.14. Схема наблюдения за поведением и деятельностью ребенка в процессе обследования. Практические 8 4 ОПК-6, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.15. Ознакомление с конкретными психодиагностическими методиками в практике возрастно-психологического консультирования: опрос, тесты, проективные методики Сам. работа 8 7 ОПК-6, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.16. Симптоматический, этиологический и типологический уровни психологического диагноза. Сам. работа 8 6 ОПК-6, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.17. Особенности аналитического этапа возрастно-психологического консультирования. Основные принципы анализа полученной информации Практические 8 4 ОПК-6, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.18. Основные «блоки» психологического заключения. Схема составления психологического заключения. Лекции 8 4 ОПК-6, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.19. Проблема психологического прогнозирования. Сам. работа 8 6 ОПК-6, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.20. Понятие «условно-вариативного» прогнозирования, его значение для дальнейшей коррекционной работы. Сам. работа 8 6 ОПК-6, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.21. Характеристика заключительного этапа возрастно-психологического консультирования. Содержание итоговой беседы с родителями. Сам. работа 8 6 ОПК-6, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.22. Правила проведения итоговой беседы с родителем. Проблема поиск адекватного языка для сообщения психологического диагноза родителю. Практические 8 4 ОПК-6, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.23. Родительский клуб как форма психологического консультирования. Детско-родительские группы. Сам. работа 8 6 ОПК-6, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.24. Этап коррекционно-развивающей работы. Разработка коррекционно-развивающих программ Практические 8 6 ОПК-6, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.25. Общая характеристика формирующих и проектирующих методов в возрастно-психологическом консультировании. Задачи коррекции психического развития ребенка. Формы коррекции. Сам. работа 8 8 ОПК-6, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.26. Пути коррекции психологических трудностей детей разных возрастных групп. Практические 8 4 ОПК-6, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.27. Итоговая аттестация по курсу Экзамен 8 27 ОПК-6, ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС ВПК служеб.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шаповаленко И. В. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.2 Суркова Е.Г. Проективные методы диагностики. Психологическое консультирование детей и подростков: учеб. пособие для вузов М. : Аспект Пресс, 2008 www.lib.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зыков Е.В., Базаева Г.В., Хухлаева О.В. - под ред. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line.
Э2 http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань».
Э3 Курс в Moodle "Возрастно-психологическое консультирование" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы.
2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу, отражающую многообразие групповых процессов и особенностей взаимоотношений людей в малых и больших группах, наблюдать за групповыми процессами в реальной жизни, использовать изученный материал в практической и исследовательской работе.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании игровых ситуаций с последующим их анализом. Такого рода практические занятия наглядно демонстрируют студентам протекание разнообразных групповых процессов.
4. Выполнение практических заданий предполагает участие всех членов группы с целью полноценной диагностики и последующего анализа социально-психологических особенностей группы.
5. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное участие в групповых дискуссиях, посещение лекционных и практических занятий, тестирование.