МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технологии психологической помощи в экстремальных ситуациях

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.05.02. Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихология менеджмента и организационное консультирование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_Психология служебной деятельности_ПМиОК-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 10

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (10) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
стариший преподаватель , Кроян Гоар Федяевна

Рецензент(ы):
к.психол.н., доцент, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Технологии психологической помощи в экстремальных ситуациях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (приказ Минобрнауки России от 31.08.2020 г. № 1137)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель - формирование у студентов целостного представления о способах оказания психологической помощи в ситуациях, требующих быстрого реагирования и характеризующихся как критические, экстремальные для жизнедеятельности человека.
Задачи:
- ознакомление с психофизиологией стресса и особенностями эмоционально-поведенческого реагирования в экстремальных ситуациях;
- изучение методов диагностики экстремальных состояний личности;
- изучение и практическое применение методов психологической помощи и поддержки в экстремальных ситуациях.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 Способен к оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности протекания критических периодов в жизни человека, экстремальных ситуаций и типичных реакций на эти ситуации у профессионально подготовленных спасателей и пострадавших, не имеющих профессиональной подготовки для совладания с экстремальными ситуациями. Структуру модели психологической помощи в чрезвычайной ситуации. Методы и формы работы психолога в чрезвычайной ситуации и их содержание.
3.2.Уметь:
3.2.1.Обосновать типы и классификацию экстремальных ситуаций; формы психогении в экстремальных ситуациях и группы пострадавших в чрезвычайной ситуации; острые стрессовые расстройства (ОСР), посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР). Самостоятельно разбираться в постановке и решении проблем, связанных с оказанием психологической помощи в экстремальных ситуациях, иметь прочные навыки работы с учебной и научной психологической литературой, использования психодиагностических средств для точного применения техник совладания с критическими состояниями.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть типологией существующих критических и экстремальных ситуаций, методами диагностики и оказания помощи в критических и экстремальных ситуациях. Методами и формами психологической помощи психолога на разных этапах чрезвычайной ситуации. Спецификой работы психолога с разными категориями: пострадавшими, родственниками пострадавших (погибших), спасателями и участниками ЧС.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Особенности психологии чрезвычайных ситуаций как раздела психологии катастроф.
1.1. Особенности психологии экстремальных ситуаций как раздела психологии катастроф. Понятие чрезвычайной ситуации, типы и классификация чрезвычайных ситуаций, стихийные бедствия, техногенные катастрофы, аварии, военные действия. Лекции 10 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
1.2. Организационная схема деятельности специалистов психологической службы на месте ЧС. Общие принципы и основные профессиональные психологические методы оказания экстренной психологической помощи.Организация и порядок работы психологов в пунктах временного размещения при чрезвычайных ситуациях Лекции 10 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
1.3. Оказание экстренной помощи при эпидемиях и массовых заболеваниях: доврачебная, информационная, психологическая помощь. Основные симптомы и принципы помощи Практические 10 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
1.4. Методы психологической помощи экстремальных ситуациях. Дебрифинг как метод экстремнной психологической помощи в экстремальной ситуации. Практические 10 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
1.5. Принципы и этические нормы специалиста-психолога при работе в чрезвычайной ситуации.Личность специалиста, оказывающего кризисную помощь. Практические 10 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
1.6. Служба экстренной психологической помощи её функции. «Телефон доверия» как форма оказания экстренной психологической помощи Сам. работа 10 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
1.7. Техники экстренной психологической помощи. Методы психологической диагностики, используемые при оказании экстренной психологической помощи. Практические 10 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
1.8. Специфика социально-психологического подхода к экстремальной ситуации. Эмоциональные состояния человека в экстремальных условиях. Влияние ЧС на психику человека. Первичные психические состояния в чрезвычайных условиях. Сам. работа 10 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
1.9. Классификация групп, пострадавших в ЧС.Чрезвычайные ситуации: техногенные аварии, стихийные бедствия, военные конфликты, эпидемии, социальные взрывы, экономические кризисы. Общие аспекты психологической помощи при ЧС. Сам. работа 10 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
1.10. Особенности и механизмы стихийного массового поведения людей в экстремальных ситуациях. Паника в условиях экологического бедствия. Сам. работа 10 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
1.11. Разработка творческих заданий по дисциплине «Технологии психологической помощи в экстремальных ситуациях».Aнализ (рецензирование) интернет-ресурсов по темам раздела. Сам. работа 10 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
Раздел 2. Психология травматического стресса: соотношение понятий, модели и диагностика.
2.1. Стресс, травматический стресс, острое стрессовое расстройство и посттравматическое стрессовое расстройство (птср) как следствие переживания экстремальной ситуации Лекции 10 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
2.2. Экстренная психологическая помощь при острой реакции на стресс. Методы и методические средства диагностики птср. Психотерапия при ПТСР средствами когнитивно-поведенческой терапии.Пато- и нейропсихология постравматического стрессового расстройства вследствие экстремальных ситуаций разного типа. Лекции 10 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
2.3. Диагностические критерии ПТСР, исторический обзор, эпидемиология, психологические механизмы возникновения и поддержания.Индивидуальная уязвимость и психологические последствия травмы. Диссоциация и ПТСР. Практические 10 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
2.4. Экстренная психологическая помощь при острой реакции на стресс. Методы и методические средства диагностики птср. Психотерапия при ПТСР средствами когнитивно-поведенческой терапии.Пато- и нейропсихология постравматического стрессового расстройства вследствие экстремальных ситуаций разного типа. Практические 10 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
2.5. Психология выученной беспомощности и механизмы субъективного контроля над ситуацией в контексте проблеме переживания экстремальной ситуации. Практические 10 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
2.6. ПТСР у учасников военных действий, жерств насилия и жестокости, техногенных и природных катастроф, больных тяжелым (неизлечимым) заболеванием: психологические механизмы возникновения, поддержания, особенности психологической коррекции.Cоставление терминологических словарей Сам. работа 10 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
2.7. Специфика протекания посттравматических стрессовых расстройств у детей. Метакогнитивная терапия при ПТСР вследствие переживания разных типов экстремальных ситуаций.Cоставление терминологических словарей Сам. работа 10 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
Раздел 3. Психология переживания острого горя
3.1. Синдром утраты, горе утраты как процесс. Стадии и задачи горя. Психологические механизмы переживания горя в норме и патологии. Этапы переживания горя. Лекции 10 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
3.2. Психологическая помощь больным и их родственникам при госпитализации в связи с тяжелым заболеванием. Лекции 10 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
3.3. Задачи и приемы работы психолога на каждом этапе горевания.Психологическое консультирование лиц, находящихся в остром горе на разных этапах. Работа с детьми, пережившими утрату родителя. Оказание помощи при разводе и тяжелых семейных конфликтах. Практические 10 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
3.4. Вина и беспомощность: средства восстановления контроля над ситуацией (опосредствования, саморегуляции психической деятельности). Сам. работа 10 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
3.5. Психотерапия острого горя средствами когнитивно- поведенческой психологии, психологии деятельности и культурно-исторического подхода. Групповая кризисная психотерапия. Сам. работа 10 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
3.6. Психологические индикаторы суицидальной настроенности при переживании горя. Психологическое консультирование лиц, находящихся в остром горе на разных этапах. Сам. работа 10 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
Раздел 4. Суицидальное поведение.
4.1. Определение суицидального поведения. Теоретические подходы разных авторов. Лекции 10 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
4.2. Консультирование суицидальных клиентов. Общие рекомендации по ведению беседы с потенциальным суицидентом. Консультирование уцелевших после самоубийства. Практические 10 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
4.3. Особенности поведения, свидетельствующие о наличии суицидальных мыслей.Признаки депрессии – сигналы суицидального риска. Сам. работа 10 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
4.4. Факторы суицидального риска. Социально-демографические Факторы. Индивидуально-психологические факторы. Медицинские факторы. Природные факторы. Сам. работа 10 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
4.5. Индикаторы суицидального риска. Ситуационные индикаторы. Поведенческие индикаторы суицидального риска. Коммуникативные индикаторы. Когнитивные индикаторы. Эмоциональные индикаторы. Сам. работа 10 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
Раздел 5. Психологические аспекты терроризма
5.1. Виктимология терроризма. Социально-психологические индикаторы коллективного насилия как детерминанты террористичекой деятельности. Лекции 10 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
5.2. Психологические последствия актов террористической деятельности.Основные посттравматические расстройства,связанные с массовыми террористическими событиями. Практические 10 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
5.3. Основные методы психотерапевтического вмешательства:текущая практика.Современное состояние оказания психологической помощи жертвам терактов: оценка и тенденции. Практические 10 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
5.4. Классификация жертв террористических актов и их основных потребностей. Психологический портрет жертвы террора. Стокгольмский синдом как разновидность поведения заложников. Сам. работа 10 3 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
5.5. Психология личности террориста. Психологические портреты современных террористов. Психологический портрет террориста-смертника. Сам. работа 10 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
5.6. Виды и проявления терроризма.Составление реферата-конспекта научных статей по темам. Составление терминологических словарей. Сам. работа 10 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5
5.7. Экзамен 10 27 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС ПЭС служеб.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. Ю. Меновщиков Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями: [учеб. -метод. пособие] Смысл, 2005
Л1.2 Одинцова М.А., Захарова Н.Л. ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Л. Д. Демина и др.]; Психологическая и психофизиологическая устойчивость личности: диагностика, консультирование, коррекция и реабилитация: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.4 Экстремальная психология: Методическая литература Директ-Медиа, 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Осухова Н.Г. Психологическая помощь в экстремальных ситуациях. : учебник Академия, 2010
Л2.2 В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев и др. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: учебное пособие Абрис, 2012 www.studentlibrary.ru
Л2.3 Горшенина Е. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ОГУ, 2014 biblioclub.ru
Л2.4 Иванова Е.Н. Конфликтологическое консультирование: учебное пособие Издательство НГТУ, 2012 www.studentlibrary.ru
Л2.5 Е. Г. Суркова Проективные методы диагностики. Психологическое консультирование детей и подростков: учеб. пособие для вузов М. : Аспект Пресс, 2008 www.lib.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 – университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 – электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 –электронный курс в системе Moodle "Технологии психологической помощи в экстремальных ситуациях" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:

1. Посещение лекционных занятиях семестра. Так как лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют фундамент теоретической подготовки обучаемых по данной дисциплине. Цель лекций - дать обучаемым основу теоретических знаний по дисциплине, на базе которых в последующем вырабатываются умения и навыки, сконцентрировать у них внимание на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их самостоятельную активную познавательную деятельность.
2. Обязательное посещение всех практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для подготовки к выполнению практических заданий, докладов; они будут проходить в форме деловых игр, дискуссий, проблемных занятий, пресс-конференций. На практических занятиях активно участвуйте в обсуждении.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании позиций в практических ситуациях с последующим их анализом, кейсовых упражнениях.
4.В процессе подготовки домашних заданий по дисциплине Технологии психологической помощи в экстремальных ситуациях придерживайтесь следующих общих рекомендаций.
a) Осмысливайте предлагаемый материал лекций и практических занятий.
b) Сосредотачивайтесь на понимании смысла научных понятий, в противовес автоматическому заучиванию.
c) Тренируйтесь рассказывать и объяснять подготовленный материал без обращения к зачитыванию материала из учебников, конспектов лекций и т.д.
d) самостоятельное ознакомление с научной литературой, исследовательскими материалами, интернет-ресурсами,
e) составление терминологических словарей и аннотированных указателей
f) анализ собственного опыта переживания и преодоления кризисных ситуаций, исследование своей профессиональной позиции при работе с кризисными клиентами, осознание ресурсов и резервов в профессиональной деятельности для профилактики эмоционального выгорания
g) анализ (рецензирование) интернет-ресурсов по темам разделя;.
h) При подготовке домашнего задания изучайте материал из всех рекомендуемых литературных источников
i) На практических занятиях активно участвуйте в обсуждении.
j) Участвуйте в подготовке рефератов, вступлениях с докладами, выполнении творческих заданий.
5. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с основной литературой, но и активно читать дополнительную литературу по проблеме, а также по результатам работы с литературой подготовить тематические доклады и выступления на пресс-конференциях и дискуссиях, для организации взаимодействия в разных социальных ситуациях учебного процесса.
6. Доклад – оценочное средство, позволяющее оценить рефлексивный процесс, умения студента осознавать и анализировать теоретический материал.
При подготовке доклада студенту рекомендуется:
- составить план выступления;
- при изложении материала стремиться воспроизвести содержание в доступной для слушателей форме;
- обозначать авторов научных подходов (идей, положений, взглядов и др.)
- подготовить примеры для иллюстрации ключевых положений доклада;
- время доклада 10 минут;
- после доклада выступающий отвечает на вопросы аудитории;
- приветствуется использование электронной презентации;
- предварительно, в письменном виде (не более 1-2 стр.) по материалу доклада составляется краткое резюме, которое может быть использовано другими слушателями в процессе подготовки к экзамену.
7. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное посещение семинаров, выполнение практических заданий, тестирование