МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы планирования и проведения тренинга

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.05.02. Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихология менеджмента и организационное консультирование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_Психология служебной деятельности_ПМиОК-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 105
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 30 30 30 30
Практические 54 54 54 54
Сам. работа 105 105 105 105
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.психол.наук, Доцент, Шамардина М.В.

Рецензент(ы):
к.психол.наук, Доцент, Волкова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Основы планирования и проведения тренинга

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (приказ Минобрнауки России от 31.08.2020 г. № 1137)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 08.06.2022 г. № 12
Срок действия программы: 2021-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Волкова Т.Г., доцент, канд.психол.н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 08.06.2022 г. № 12
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г., доцент, канд.психол.н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: обучение студентов основам разработки программы и проведения психологического тренинга как метода практической работы психолога.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 Способен к оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятие, цели, задачи, принципы организации и проведения психологического тренинга как метода психологического воздействия, в т.ч. психологических тренингов, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и профилактику психологического здоровья.
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать и реализовывать программы психологического тренинга с целью предупреждения нарушений и отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в профессиональной деятельности, создания условий для личностного роста сотрудников организации и профилактики психологического здоровья.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.опытом и креативными приемами, принципами, процедурами организации, проведения, анализа результатов осуществления программ психологических тренингов в условиях оказания психологической помощи

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические и методологические основы технологии психологического тренинга
1.1. Понятие психологического тренинга Лекции 6 6 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.2. Тренинг как метод психологического воздействия Практические 6 8 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.3. Теоретические и методологические основы психологического тренинга Сам. работа 6 18 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.4. Ведущие направления групповой работы, виды тренинговых групп Практические 6 6 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.5. Характеристика видов тренингвых групп Сам. работа 6 14 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 2. Психологический тренинг как метод развития компетентности в общении
2.1. Основная характеристика фаз тренинга. Практические 6 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.2. Ведущие направления групповой работы, виды тренинговых групп. Лекции 6 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.3. Структура психологического тренинга Лекции 6 6 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.4. Принципы организации и проведения психологического тренинга Лекции 6 6 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.5. Правила взаимодействия участников в группе. Принципы обучения в тренинге. Практические 6 8 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.6. Эмоциональная сфера как аспект психологического воздействия. Роль ведущего в тренинге. Сам. работа 6 20 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.7. Модели тренинговой работы Лекции 6 6 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.8. Модели тренинговой работы. Характеристика и критерии различия моделей тренинга. Практические 6 8 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 3. Разработка программы психологического тренинга
3.1. Основные принципы разработки программы психологического тренинга Лекции 6 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
3.2. Основные этапы составления программы психологического тренинга, их характеристика.Разработка целевой и инструментальной составляющей программы тренинговой работы. Практические 6 8 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
3.3. Разработка и экспертиза программы психологического тренинга. Сам. работа 6 34 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 4. Социально-психологической тренинг эффективной коммуникации
4.1. Демонстрационный психологический тренинг Практические 6 6 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.2. Апрбация элементов тренинговой программы, разработанной студентами. Практические 6 6 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.3. Экспертная оценка программы. Сам. работа 6 19 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.4. Зачет 6 27 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т. А. Мардасова, П. Р. Юсупов Тренинг профессиональной идентичности [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л1.2 Левкин В. Е. Социально-психологический тренинг для психолога: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
Л1.3 Рамендик Д. М. ТРЕНИНГ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. Н. Васильев Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике: [учеб. пособие] СПб.: Речь, 2007 www.studmed.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 ЭБС АлтГУ elibrary.ru
Э4 курс в Moodle "Психологический тренинг копия 1" portal.edu.asu.ru
Э5 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий, активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий и ответить на вопросы зачета.

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме;
изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к зачету.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовке к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Дя подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).