МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психологическая безопасность и комфортность социума

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.05.02. Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихология менеджмента и организационное консультирование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_Психология служебной деятельности_ПМиОК-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
курсовой проект: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 21,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 72 72 72 72
Сам. работа 117 117 117 117
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.б.н., Доцент, М.В.Яценко

Рецензент(ы):
д.б.н., Нач. вуза, Кайгородова Н.З,

Рабочая программа дисциплины
Психологическая безопасность и комфортность социума

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (приказ Минобрнауки России от 31.08.2020 г. № 1137)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.06.2023 г. № 13
Срок действия программы: 2021-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.пс.н., доцент, Т.Г.Волкова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.06.2023 г. № 13
Заведующий кафедрой к.пс.н., доцент, Т.Г.Волкова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование представлений у обучающихся об интегративном феномене «безопасность» с позиций современного психобиосоциодуховного подхода, рассматриваемом в качестве сквозного явления в функционировании социальных субъектов и систем разного уровня сложности и обобщенности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-9Способен осуществлять психологическое сопровождение персонала с целью создания и поддержания психологического климата, способствующего оптимизации служебной деятельности
ОПК-9.1 Знает теоретические и методологические основы психологического сопровождения персонала в рамках поддержания психологического климата
ОПК-9.2 Владеет приемами эффективного применения методики и технологии психологического сопровождение персонала с целью создания и поддержания психологического климата, способствующего оптимизации профессионально-служебной деятельности
ПК-3Способен проводить работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы
ПК-3.1 Знает современные подходы к созданию программ предупреждения отклонений в личностном развитии и статусе человека
ПК-3.2 Умеет использовать комплекс методов, направленных на предупреждение отклонений в личностном статусе и развитии
ПК-3.3 Владеет современным инструментарием диагностики и предупреждения отклонений в личностном статусе и развитии человека
ПК-7Способен подбирать методы для создания благоприятных условий труда, индивидуального развития и психологического благополучия сотрудников организаций
ПК-7.1 Знает психологическую структуру личности, особенности проявления психических процессов, состояний, свойств, взаимодействия сотрудников в различных ситуациях профессионально-служебной деятельности
ПК-7.2 Умеет осуществлять системный психологический анализ и оценку ситуаций профессиональной деятельности и их требований к психологическим возможностям (ресурсу) сотрудников
ПК-7.3 Владеет приемами диагностики, профилактики, коррекции характеристик, психологических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп; критерии выбора психодиагностических методик; навыками психодиагностической работы с сотрудниками
ПК-8Способен осуществлять мероприятия в организациях по созданию психологической безопасности и надежности человеческого фактора в системах управления
ПК-8.1 Знает возможные приемы, научные методы и способы анализа событий и оценки последствий и видов потенциальных опасностей в профессиональной деятельности, принципы профориентации персонала
ПК-8.2 Умеет осуществлять системный психологический анализ и оценку профессиональных ситуаций в деятельности и их требования к психологическим возможностям (ресурсу) сотрудников организации
ПК-8.3 Владеет навыками анализа событий и оценки последствий и видов потенциальных опасностей в профессионально-служебной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о стандартных программах, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков.
3.2.Уметь:
3.2.1.- разрабатывать и применять стандартные программы, направленные на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- применения стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков работы специалиста психолога, психотерапевта.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психология безопасности
1.1. Философско-методологические основания изучения феномена «безопасность» Практические 4 8 Л2.1, Л1.1
1.2. Психологические концепции и теории в изучении феномена «безопасность» Практические 4 8 Л2.1, Л1.1
1.3. Виды безопасности с эмпирической и научно-психологической точек зрения Практические 4 8 Л2.1, Л1.1
1.4. Источники опасности и социальные риски Практические 4 8 Л2.1, Л1.1
1.5. Уровни и субъекты безопасности Практические 4 8 Л2.1, Л1.1
1.6. Концепция фиксированных форм поведения, как базовый принцип описания и интерпретации феномена «безопасность» Практические 4 8 Л2.1, Л1.1
1.7. Индивидуальный субъект безопасности в системе отношений с групповыми субъектами разной степени обобщенности Практические 4 8 Л2.1, Л1.1
1.8. Семья, как базисный фактор ретрансляции и формирования социально-психологически безопасного и ресурсного поведения индивидуального субъекта Практические 4 8 Л2.1, Л1.1
1.9. Безопасность профессионального поведения психолога Практические 4 8 Л2.1, Л1.1
1.10. Психологический конструкт: информационная, психологическая и личная безопасность Сам. работа 4 10 Л2.1, Л1.1
1.11. Гуманистическая традиция: К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт Сам. работа 4 10 Л2.1, Л1.1
1.12. Психология отношений – В.Н. Мясищев. Сам. работа 4 8 Л2.1, Л1.1
1.13. Вызовы (угрозы) индивидуальному и групповому субъектам, особенности реагирования и поведения в критических условиях: экологических, политических, военных, социальных, экономических, культурных, психологических, биологических Сам. работа 4 9 Л2.1, Л1.1
1.14. Причины и условия продуцирования социальных рисков и воспроизводства девиаций Сам. работа 4 8 Л2.1, Л1.1
1.15. Уровневый подход к комплексу безопасности субъектов Сам. работа 4 12 Л2.1, Л1.1
1.16. Фиксированное поведение как самовоспроизводящееся и самоподкрепляющее поведение Сам. работа 4 20 Л2.1, Л1.1
1.17. Проблемы экономической социализации и экономического самоопределения личности Сам. работа 4 20 Л2.1, Л1.1
1.18. Профессиональная подготовленность к деятельности и эффективности в сложных профессиональных ситуациях. Рефлексивная позиция специалиста – экология интервенций Сам. работа 4 20 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Защита курсовых проектов.

Оценивание выполнения курсовых работ

4-балльная шкала (уровень освоения)
Отлично (повышенный уровень):

Во введении полностью раскрыта актуальность темы работы, грамотно поставлены задачи и цель работы. Основная часть работы демонстрирует большое количество прочитанных автором работ. Представленная информация проанализирована, логически структурирована. В заключении сделаны логичные выводы, четко выражено собственное отношение выражено. Автор курсовой работы демонстрирует осознание возможности применения исследуемых теорий, методов на практике. Курсовая работа написана в научном стиле. Автор адекватно применял научные термины, правильно оформил ссылки. Оформление работы соответствует требованиям ГОСТ. Объём работы заключается в пределах от 20 до 30 страниц.

Хорошо (базовый уровень)
Во введении содержит некоторую нечёткость формулировок. В основной её части не всегда проводится критический анализ, отсутствует авторское отношение к изученному материалу. В заключении неадекватно использованы некоторые термины, наблюдаются незначительные ошибки в стиле. Допущены незначительные неточности в оформлении библиографии, приложений.

Удовлетворительно (пороговый уровень)
Введение содержит лишь попытку обоснования выбора темы и актуальности работы, отсутствуют чёткие формулировки. Расплывчато определены задачи и цели. Основное содержание работы – это пересказ чужих идей, нарушена логика изложения. В заключении автор попытался сделать обобщения, собственного отношения к работе практически не показал. В оформлении допущено несколько грубых ошибок. Не выдержан научный стиль изложения, часто неверно употребляются научные термины, ссылки оформлены неграмотно, наблюдается плагиат.

Неудовлетвори-тельно (уровень не сформирован)
Во введении отсутствует обоснование темы работы, нет её актуализации. Не обозначены цели и задачи работы, основное содержание которой указывает на недостаточное число прочитанной литературы. Внутренняя логика всего изложения проекта слабая. Нет критического осмысления прочитанного, как и собственного мнения. Нет обобщений. В заключении не приведены грамотные выводы. В работе наблюдается отсутствие ссылок, плагиат, не выдержан стиль, неадекватное использование терминов. При оформлении не соблюдены основные требования ГОСТ, а библиография с приложениями содержат много ошибок. Менее 20 страниц объём всей работы.



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Виды безопасности с эмпирической и научно-психологической точек зрения.
Вызов как интегративная категория сосуществования социальных субъектов. Психологическая синонимизация понятий «вызов» - «конфликт» - «кризис». Континуум «опасность - безопасность». Множественные области бытия индивидуального и группового субъекта. Вызовы (угрозы) индивидуальному и групповому субъектам, особенности реагирования и поведения в критических условиях: экологических, политических, военных, социальных, экономических, культурных, психологических, биологических.
2. Источники опасности и социальные риски.
Определение социальных рисков и их типологии. Причины и условия продуцирования социальных рисков и воспроизводства девиаций. Фило- и онтогенетические привязки воспроизводства девиаций. Проблема депривации и компенсации потребностей индивидуальных и групповых субъектов. Манипуляционные процессы как фактор возникновения угроз и опасностей жизнедеятельности субъектов. Коммуникационное пространство социальных взаимодействий.
3. Уровни и субъекты безопасности (социо-психологический взгляд на проблему).
Концепция уровней социального взаимодействия. Уровневый подход к комплексу безопасности субъектов. Принципы и основания вычленения уровней безопасности. Система и стилистика (особенности) функционирования субъектов безопасности на различных уровнях социального взаимодействия. Личность - конституирующий (сквозной) субъект безопасности. Принципы и механизмы участия (включения) индивидуального субъекта в функционирование систем различной степени обобщенности. Психологические подходы к социальному содержанию уровней субъектов безопасности.
4. Индивидуальный субъект безопасности в системе отношений с групповыми субъектами разной степени обобщенности (контекст «человек и ситуация»)
Структурно-уровневый подход к личности (традиции советской и российской психологии). Системный подход к супружеству и семье. Интраличностные ресурсы безопасного жизнеосуществления индивидуального субъекта. Супружество и семья – источник продуцирования и воспроизводства эффективного и деструктивного поведения социальных субъектов. Семья – модель описания и интерпретации групповых систем более высокой степени обобщенности. Индивид в контексте социальных, экономических, культурных etc ситуаций.
5. Концепция фиксированных форм поведения, как базовый принцип описания и интерпретации феномена «безопасность»
Центральное понятие: континуум «психическая ригидность - флексибильность» Г.В. Залевский. Ригидность vs. Нерефлексивность; Флексибильность vs. Рефлексивность. Рефлексивные процессы и безопасность жизнедеятельности. Принципы современной бихевиорально-когнитивной психологии и психотерапии в описании и объяснении фиксированного поведения, как поведения опасного и дезадаптивного. Фиксированное поведение как самовоспроизводящееся и самоподкрепляющее поведение.
6. Особая сфера безопасности - экономическая безопасность индивидуального и группового субъекта (контекст «мотивационно-потребностная сфера личности» + «экономическая реальность социальных отношений»)
Психологический взгляд на экономику. Экономическое взаимодействие социальных субъектов. Собственность и деньги как ее (собственности) частный вариант – «приращения» личности и группового субъекта. Границы, их пересечение и безопасность – взгляд с позиций субъектности. Объяснение с позиций топологической теории. Проблемы экономической социализации и экономического самоопределения личности. Психология служебной деятельности и вопросы финансовой активности субъекта.
7. Семья, как базисный фактор ретрансляции и формирования социально-психологически безопасного и ресурсного поведения индивидуального субъекта
Трансактный анализ Э. Берна: родительские интроекты, жизненные сценарии. Поведенческая, социально-бихевиористская, когнитивная, когнитивно-поведенческая, рационально-эмотивная и мультимодальная модели семьи и семейной динамики. Специфика формирования семейных девиаций. Ресурсы и ограничения семьи. Инновационный потенциал личности в индивидуальном и групповом контексте. Половые и гендерные роли. Конфликт ролей. Воспитательные процедуры. Социальная адаптация.
8. Безопасность профессионального поведения психолога (в континууме «специалист – клиент»)
Супервизия – особая форма профессионального сопровождения и поддержки специалистов профессий типа «человек – человек». Профессиональная подготовленность к деятельности и эффективности в сложных профессиональных ситуациях. Рефлексивная позиция специалиста – экология интервенций. Система позитивных профессиональных защит от личностно ориентированных травмирующих обстоятельств профессиональной деятельности. Рефлексивные процессы в профессиональной активности.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Махов С. Ю. Безопасность личности: Научные монографии МАБИВ, 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сергеев В.С. Безопасность жизнедеятельности: учебник ВЛАДОС, 2018 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС "Лань"
Э2 ЭБС "Юрайт"
Э3 Курс в Moodle «Психология безопасности» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Интернет браузер.
Acrobat reader.
MS Office.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

См. приложение